Археологическая зона Монте-Альбан. Пирамиды монте-альбан, мексика Монте-Альбан, мексиканская Троя

Город доколумбовой эпохи, а ныне археологический парк в горной долине на юге Мексики, Монте-Альбан был основан приблизительно в 500-х гг. до н. э., просуществовал до 850-х гг. н. э. и был оставлен его обитателями по неясной до сих пор причине. За 13 веков здесь была создана процветающая цивилизация, главную роль в которой сыграли сапотеки, один из древних этносов Мезоамерики.

Монте-Альбан: Город, вырезанный в горе

В Монте-Альбане с большой художественной силой воплощено бесхитростное представление индейцев о мироустройстве, сегодня, напротив, кажущееся замысловатым и причудливым.

Древний город Монте-Альбан является одной из наиболее ярких исторических и находится на юге страны в центральной долине хребта Оахака, между горными системами Сьерра-Мадре и Сьерра-Мадре-дель-Сур Мексиканского нагорья Внутренних Кордильер.

Этот город был основан приблизительно в 500-х гг. до н. э. Все его основные здания и сооружения имели сакральное значение. В середине IX в. город был оставлен его обитателями.

Что было этому основной причиной - осталось тайной. За 13 веков здесь была создана процветающая цивилизация, главную роль в которой сыграли сапотеки, один из древних этносов Мезоамерики. Meзоамерика (от древнегреческого мезос - «средний») - термин, введенный в 1943 г. германским антропологом П. Кирхгоффом.

Это не синоним понятия Центральная Америка и обозначает территорию, простирающуюся от центра Мексики на юг. Мезоамерика включает в себя также сегодняшние Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса. Она гораздо меньше, чем Центральная Америка, по площади, но имеет особое значение как историко-культурный регион.

Самыми крупными этносами Мезоамерики в доколумбову эпоху были ольмеки, сапотеки и миштеки. Их цивилизации тесно взаимодействовали с ацтеками и майя, но при этом и ольмеки, и сапотеки, и миштеки как цивилизации имели каждая свои самобытные черты. Заложили Монте-Альбан ольмеки - так (условно) обозначали ученые приверженцев антропоморфного культа ягуаров. Построили, или, вернее, как образно было сказано кем-то из историков, «вырезали из горы», сапотеки, также обожествлявшие ягуаров.

Этноним «сапотеки» (сапотекатль) происходит из языка ацтеков науатль и переводится как «жители местности, где растет сапота». (Сапота - дерево, распространенное на юге Мексики, дающее питательные маслянистые плоды и прочную древесину.) Сапотекский язык сохранился в отдельных языковых анклавах современной Мезоамерики, и само название сапотеков на нем - беэнаа саа, или пени саа («народ облаков»). Это очень похоже на отзвук многовековой конкуренции сапотеков с миштеками, именно миштеков те же ацтеки называли «народом облаков» (миштекатль).

Основу Вселенной в Мезоамерике символизировал прямоугольник или квадрат. И четыре главные в Монте-Альбане постройки, предназначенные для божеств, были более или менее точно ориентированы на четыре стороны света. Идеальное жилое пространство, будь то дом или город, - тоже было прямоугольным. Монте-Альбан в контексте этой культуры - классика.

Все его строения из камня были расположены по периметру и внутри центральной прямоугольной площади размером 200 х 300 м. Стоят на каменных платформах, имеют ступенчатые стены и плоские завершения, что делает их похожими на шумерские зиккураты. Главные храмы ориентированы на север и юг. У сапотеков были свои письменность и календарь, характерный стиль керамики с резными орнаментами, уникальный тип погребальных сооружений.


Письменность их, примеры которой остались на священных камнях Монте-Альбана, не столь развитая, как, например, у ацтеков и майя, но она явно заключала в себе иносказательные смыслы. Настолько неоднозначные, что лингвисты могут предъявить сегодня лишь эпизодические успехи в их расшифровке: принцип поиска сравнительных аналогий в других индейских иероглифических системах тут не работает.

С испанского Монте-Альбан переводится как «Белая гора». Так имя города закрепилось в истории и географии с XVI в. На самом деле тут произошло наложение смыслов, но на удивление логичное. Монте-Альбан - фамилия испанского конкистадора, попавшего сюда в числе первых европейцев в 1521 г. Монте - по-испански, «гора», а город стоит на высоте около 2000 м. На языке же сапотеков эта гора называлась (предположительно) Дхауя куч-о-Дауякач - «Холм Священного камня». Миштеки дали ему свое имя - Юкукуи («Зеленая гора»): на поросшей тропической растительностью горе нет ничего белого. Когда сюда пришли испанцы, город был уже практически необитаем, и не у кого было спросить, как точно он называется.

Монте-Альбан считается первым городом Мезоамерики, сразу строившемся именно как город. Для этого была срыта вершина холма, а все здания и сооружения размещены строго по плану.

Монте-Альбан, мексиканская Троя

В XIX-XX вв. Европа словно бы заново открывала для себя Новый Свет после всех разрушений, которые принесла эпоха завоеваний Америки. Монте-Альбан в этом аспекте некоторые археологи считают равнозначным Шлимана.

Через перешеек Теуантепек проходил едва ли не единственный сухопутный путь из центра Мексики на юго-восток, в сторону полуострова Юкатан, что способствовало бурному расцвету в V-IX вв. самого Монте-Альбана и всей территории, подчиненной ему, где жило примерно 500 тыс. человек. Это были в основном земледельцы, выращивавшие маис на основе эффективной для той эпохи ирригационной системы. Из ремесленных промыслов здесь процветали ткачество, гончарное дело, изготовление орудий труда, оружия и украшений из обсидиана, доставляемого из .

Археологи определяют четыре условные фазы истории Монте-Апьбана (все даты приблизительны). Первая (500-200-е гг. до н. э.) - становление сапотекского государства, создание свыше 300 резных каменных монументов. Во II фазу (200 г. до н. э. - 100 г. н. э.) Монте-Альбан - уже столица сапотекского государства. Между 250 и 1 г. до н. э. было возведено здание J, названное так по сходству его очертаний с этой буквой. III фаза (100-300-е гг.) отмечена возведением первой усеченной пирамиды и монументов с резными изображениями пленников после пыток, тела которых представлены со словно бы вывернутыми суставами, за что испанцы с долей цинизма прозвали изображенных людей «танцорами».

В 300-650-е гг. возведены основные храмы и 170 подземных усыпальниц с фресками. В 600-700-е гг. наступает IV фаза. На каменных стелах появляются загадочные иероглифические надписи. К 650-700-м гг. сапотеки утратили свою власть в Монте-Альбане, она перешла к миштекам в итоге череды междоусобных войн и политических интриг Центральная площадь приходит в упадок, а к началу 900-х гг. Монте-Альбан имеет значение прежде всего как некрополь знатных миштеков.

В начале XV в. сапотеки были окончательно изгнаны из Монте-Альбана миштеками. Изгнанники перенесли свою столицу в город Йоо-Паа, созданный ацтеками и миштеками в VII-VIII вв. Ацтеки называли его Науатл Миктлан - «Врата смерти», а испанцы сократили его до просто Митла. В подобной символике для мезоамериканских индейцев не было ничего жуткого. По их верованиям, всякая эпоха неизбежно завершается катастрофой, после которой мир создается заново, причем всякий раз по-разному. Нельзя не признать, что не так уж сильно они на этот счет заблуждались. Митла со временем тоже стала археологической зоной.

И сапотеки, и миштеки культивировали ювелирное искусство и достигли в нем высочайшего мастерства. Среди открытых в Монте-Альбане сокровищниц самый грандиозный вид имела гробница №7: здесь хранились несметные сокровища, всего около 500 предметов. Это чеканные, с выпуклыми узорами золотые браслеты и многоэлементные ожерелья, украшения из нефрита, обсидиана, бирюзы, крупного жемчуга, янтаря, кораллов, застежки из зубов ягуара, костей и раковин.

Среди всего это великолепия были и истинные шедевры - золотая маска бога Шипе Тотека, нос и щеки которой были обтянуты человеческой кожей; табакерка из позолоченных тыквенных листьев; а также миниатюрные черепа, по форме человеческие, высеченные из монолитных кристаллов горного хрусталя (кварца).

На черепах нет ни малейших следов обработки какими-либо инструментами, следовательно, они создавались методом шлифовки, и подсчитано, что шлифовать их, чтобы добиться того результата, который налицо, потребовалось бы не менее 300 лет. Но это в нашем представлении, а секреты абразивов древних индейцев остаются нераскрытыми.

Среди археологов, открывших для мировой культуры Монте-Альбан, наибольший вклад внес мексиканский археолог и этнограф Альфонсо Касо (1896-1970 гг.), памятник которому встречает каждого, кто посещает Монте-Альбан.

Любопытные факты

  • Тлачтли, или пок-та-пок, - командная игра в мяч - была популярна у всех народов Мезоамерики. Перебрасывали мяч руками, разрешалось также прикасаться к нему локтями, коленями, бедрами и ягодицами, для чего эти части тела и голову тоже покрывали кожаными щитками. Надо было провести мяч через одно из двух укрепленных в вертикальном положении каменных колец. Мяч из каучука был диаметром, как правило, 10-14 см, но тяжелым, до 4 кг (в Монте-Альбане — 1,5 кг). Иногда (редко, в каких-то особых случаях) игра приобретала ритуальный смысл. И тогда могли отрубить головы капитанам не проигравших, а выигравших команд. Принести свою жизнь в жертву богам считалось для них высокой честью. А вот археологи в Монте-Альбане ни одного подобного захоронения не нашли и сделали вывод, что, по крайней мере здесь, ничего подобного не практиковалось.
  • В мире известно 13 хрустальных черепов, 9 хранятся в частных коллекциях, 4 - в музеях. Три из музейных выполнены в натуральную величину, 2, как выяснилось благодаря современным исследованиям, - подделки.
  • Среди захоронений сапотеков в Монте-Альбане найдено множество черепов со следами трепанации. Операциям подвергались живые люди, которых, очевидно, усыпляли натуральными нейролептиками или гипнозом. Отверстия делались чаще всего в области левого полушария мозга. Этот факт позволил археологам высказать гипотезу, что, возможно, то были попытки активировать правое полушарие, отвечающее, говоря обобщенно, за эмоции и интуицию, позволяющие многое предвидеть.
  • Научное сообщество археологов и историков предостерегает от псевдонаучных шаблонов, относительно, например, сходства шумерских и сапотекских, и не только сапотекских, пирамид Мезоамерики, из чего делается вывод о высокой вероятности контактов цивилизаций. Это просто гадание на кофейной гуще, предупреждают ученые. И тем не менее факт сходства строительных модулей пирамид в разных пределах древней ойкумены остается волнующей загадкой.
  • Миштеки начали свою экспансию в Монте-Альбан совсем так же, как было принято у монархов Европы и Азии, - через династические браки миштекской знати с сапотекскими принцессами, что дало им большое влияние в Монте-Альбане еще до начала стычек с оружием.

«Есть ли на земле какой-нибудь другой клочок земли, история которого была бы столь же темна? Где еще все ваши вопросы так неизменно оставались бы без ответа? Какое чувство берет в нас верх: восхищение или замешательство? Что вызывает эти чувства - комплекс строений, устремившихся в бесконечность, или, быть может, пирамиды похожие на роскошные лестницы, ведущие во внутренние покои неба. А быть может, двор храма, который наше воображение наполняет тысячами индейцев, погруженных в неистовые молитвы? Может быть, обсерватория, в которой имеется наблюдательный пост с кругом меридиана и углом азимута, или гигантский амфитеатр, каких Европа ни знала ни в древнейшие времена, ни в двадцатом веке - здесь было сто двадцать каменных наклонно подымающихся рядов!

Быть может, чувства эти вызваны расположением склепов: они размещались так, что занимаемая ими площадь не превращалась в кладбище и то же время одна могила не мешала другой. А может быть, их вызывает пестрая мозаика, фрески, изображающие различные сцены жизни, самые разнообразные фигуры людей, символы, иероглифы?», - писал о руинах Монте-Альбана немецкий журналист Эгон Эрвин Киш.

Монте-Альбан - археологический заповедник, расположенный в южной части Мексики, близ города Оахака. На протяжении почти двух тысячелетий здесь находился один из крупнейших центров доколумбовой Америки - древний индейский город, имя которого история не сохранила. Сегодня он носит название Монте-Альбан - по имени поросшего лесом холма, на протяжении многих веков скрывавшего развалины огромного индейского поселения. В 1931 году оно было раскопано мексиканским археологом Альфонсо Касо, и это открытие многие приравнивают к открытию Трои Генрихом Шлиманом.

«Мексиканская Троя» оказалась городом, в котором жили люди удивительно высокой культуры. Они строили великолепные храмы, они умели обрабатывать горный хрусталь и изготавливать золотые вещи и другие драгоценности необыкновенной красоты. Этот талантливый народ назывался сапотеками.

Основание Монте-Альбана относится приблизительно к IV веку до н. э. В пору своего расцвета (200–700 гг. н. э.) город занимал площадь 40 кв. км, а его население превышало 20 тыс. чел. На искусственно выровненной гигантской площади на вершине холма и сегодня высятся ступенчатые пирамиды с площадкой для игры в мяч. На спускающихся террасами склонах сохранились остатки дворцов, стелы с надписями, каменная лестница шириной 40 м и другие сооружения. Стены зданий были украшены мозаиками, фресками, рельефами.

Главным богом сапотеков был бог дождя Косихо. В знак особого почитания к его имени присоединяли титул Питао («Великий»). Ему была посвящена главная пирамида города, венчающая вершину холма. Но гораздо больший интерес, чем храмы, дворцы и стелы, представляют знаменитые гробницы Монте-Альбана.

Эти гробницы построены из камня, и каждая из них накрыта сверху большой каменной плитой. Подобная конструкция воспроизводила образ тех пещер, в которых в более древние времена индейские народности южной Мексики погребали своих вождей и жрецов. Сапотеки верили, что их предки на заре истории появились на свет из больших пещер. Следовательно, тем же путем им и следовало возвращаться в мир усопших.

Открытие гробниц Монте-Альбана стало настоящим потрясением для ученых. Во-первых, оказалось, что сапотеки - это совершенно необычно для индейцев - украшали свои «искусственные пещеры» богатой настенной росписью. А во-вторых, эти «пещеры» оказались битком набиты неслыханными по красоте и ценности золотыми изделиями!

Нигде в Америке ничего подобного больше не было. Эту находку позднее сравнивали с открытием гробницы фараона Тутанхамона, со знаменитым золотом Трои, с находками в царских гробницах в Уре.

Первую гробницу Монте-Альбана археологи обнаружили осенью 1931 года. А 9 января следующего года, в 16 часов 30 минут, Альфонсо Касо и его ассистент Хуан Валенсуэло увидели настоящее чудо. Когда Валенсуэло пробрался через узкое отверстие во вновь обнаруженную гробницу (она получила порядковый номер семь) и включил электрический фонарик, то подумал, что теряет рассудок: он увидел огромный клад, пролежавший под землей нетронутым более восьмисот лет…

Семь суток потребовалось для того, чтобы вынести из «гробницы № 7» хранившиеся здесь сокровища. Всего было найдено около пятисот предметов, и в их числе - великолепная золотая маска бога Шипе Тотека, нос и щеки которой были обтянуты человеческой кожей; ожерелья из необычайно крупных жемчужин, серьги из нефрита и обсидиана, золотые чеканные браслеты с выпуклым орнаментом, золотые ожерелья, состоящие из 900 звеньев, табакерка из позолоченных тыквенных листьев, застежки и пряжки из нефрита, бирюзы, жемчуга, янтаря, кораллов, обсидиана, зубов ягуара, костей и раковин.

Здесь же были найдены загадочные человеческие черепа, высеченные из чистого горного хрусталя. А ведь хрусталь - один из самых твердых минералов на земле. Как оказалось, хрустальные черепа были изготовлены из целого кристалла кварца. Их поверхность не имела ни малейших следов какой-либо обработки металлическими инструментами и была, по-видимому, отполирована специальной пастой, секрет которой не дошел до нашего времени. Но, по самым скромным подсчетам, для того чтобы изготовить его таким способом, индейцам потребовалось бы не менее 300 лет!

В 1970 году один из хрустальных черепов исследовался специалистами фирмы «Хьюлетт-Паккард», считавшейся авторитетным экспертом по кварцу и являвшейся широко известным производителем кварцевых генераторов. В своем отчете инженер фирмы Л. Барре писал:

«Мы изучали череп по всем трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из 3–4 сростков. Анализируя сростки, мы обнаружили, что они растут из единого центра и составляют единый сплошной кристалл. Мы также обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную 7 (уступая лишь топазу, корунду и алмазу). Что касается обработки, то его ничем кроме алмаза резать нельзя. Но древние сумели как-то обработать его. И не только сам череп - они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и места для шарнирного соединения челюсти, на которых она была подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то благодаря наличию напряжений кристалл может расколоться на куски, поэтому его нельзя резать - он просто расколется. Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто он вообще не притрагивался к нему в процессе резки».
Таким образом, эксперты «Хьюлетт-Паккард» подтвердили предположение Ф. Дорланда, что череп был изготовлен не с помощью резца, а путем длительной обработки абразивами. Какими же?

«При исследовании поверхности черепа мы обнаружили свидетельства воздействия трех различных абразивов, - пишет Л. Барре, - окончательная же отделка его выполнена полировкой. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания так, любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них». В заключение эксперты в сердцах написали: «Проклятая штуковина вообще не должна была существовать на свете. Тот, кто ее высекал, не имел ни малейшего понятия о кристаллографии и совершенно игнорировал оси симметрии. Она неминуемо должна была развалиться при обработке!»

Кстати, слова о том, что те, кто делал череп, не имели ни малейшего понятия о кристаллографии и игнорировали оси симметрии камня, являются лучшим доказательством того, что череп не могли изготовить мифические «инопланетные пришельцы», которым некоторые горячие головы тут же поспешили приписать авторство хрустальных черепов. Но кто бы мог подумать, что «индейские дикари» могли добиться такой точности в обработке горного хрусталя!

Более полутора сотен гробниц обнаружили археологи в Монте-Альбане. Но ни одна из них по своему богатству уже не превосходила знаменитой «гробницы № 7».

На рубеже XIV–XV вв. н. э. сапотеки были изгнаны из своего «золотого города» миштеками. Они перенесли свою столицу в город Йоопаа. Ацтеки называли его «Митла» - «Жилище смерти». По представлениям индейцев, здесь находился вход в преисподнюю, врата в загробную жизнь. В Йоопаа стекались паломники со всей Мексики, чтобы тут дожидаться своей смерти. В своей новой столице сапотеки построили множество дворцов, отличавшихся от других памятников древнемексиканской архитектуры тем, что были растянуты вширь и имели только один этаж. Эти дворцы были украшены фризами, мозаиками из белого камня и превосходными настенными росписями. Йоопаа стал резиденцией верховного жреца, высшего религиозного руководителя сапотеков. Сапотеки называли его «Виха-Тао» («Видящий»). Одному ему была открыта воля богов, только он один мог говорить с ними, и только он один обладал даром прорицания. Простые смертные не могли видеть Видящего. Он жил в своем дворце в полном уединении и только один раз в жизни появлялся на публике: во время особого религиозного празднества к нему приносили опоенную наркотическим напитком избранную для него девушку, целомудрие которой неусыпно оберегалось и которая должна была зачать преемника Виха-Тао. Сын великого жреца и этой девушки становился впоследствии новым Видящим.

В окрестностях Монте-Альбана сапотеки жили еще два тысячелетия назад. На том же месте они жили и во времена Колумба и живут здесь до сих пор. Но древние секреты и традиции этого народа давно утрачены.

Давайте ненадолго погрузимся в мистику и тайну древних народов сапотеков.. Происхождение людей от камней, деревьев и ягуаров, множество богов для поклонения, мистический культ предков и умерших... Жутковато, правда?.. Этот народ сразу кажется нам диким и необразованным. Но нет! По уровню знаний и достижений в сферах искусст­ва, архитектуры, математики и астрономии сапотеки были весь­ма близки к ольмекам, древним майя и тольтекам. Их столица – Монте-Альбан. Занимает площадь 40 квадратных километров и находится приблизительно в 10 км на юго-запад от города Оахака. Центр руин, построенный на искусственной платформе в 400 метров над субтропической долиной Оахака, возможно, является самым впечатляющим местом доколумбовых цивилизаций.

Название города переводится как «Белая гора» - назвали его так испанцы, из-за белых цветов, растущих на склонах. В центре города раскинулась центральная площадь, окруженная террасами, дворцами и платформами. Жилые здания стояли на террасах на склонах холма, здесь же, вероятнее всего, находились и сады. В Монте-Альбане были также обнаружены руины пирамид, храмов, поля для игры в мяч, галерей и обсерватории. В городе осталось множество захоронений и гробниц, с прекрасно выполненными фресками на куполах. Оформление именно этих гробниц было признано самым уникальным на Западе.

Монте-Альбан покоряет монументальностью всего комплекса, просторными площадями в нескольких уровнях, связанных многочисленными каменными лестницами и окаймленными пирамидами различных размеров. Остовы мощной колоннады будят воображение, насколько изящно все это выглядело в свое время. Жемчужиной и загадкой Монте-Альбана являются многочисленные плоские камни, на которых люди изображены в необычных позах – пляшущие человечки.

В 1932-м в руинах Монте-Альбана был обнаружен богатейший клад XIII века. Раскопки проводила группа мексиканского американиста Альфонсо Касо. Именно он осенью 1931 года обнаружил в Монте-Альбане первую гробницу. Ценностей в гробнице оказалось так много, что только для того, чтобы вынести все обнаруженные предметы из гробницы, понадобилось семь дней и ночей. В гробнице, открытие которой по важности для ученых сопоставимо с обнаружением гробницы Тутанхамона, были найдены ожерелья из крупных жемчужин, серьги из нефрита и обсидиана, золотые браслеты и ожерелья, украшения из бирюзы, ракушек и серебра, маска бога Шипе Тотека, изделия из горного хрусталя.

Монте Альбан – это руины, которые помнят присутствие множества древних культур Мексики. Ольмеки, сапотеки, мишкеки и ацтеки считали это место священным. Сегодня же Монте-Альбан является самым крупным в мире музеем под открытым небом. В это место лучше всего приезжать рано утром, пока ещё никого нет. Тогда ты оказываешь один на один с удивительной тайной Монте Альбан.

В юго-восточной части Мексики находится древнее поселение доколумбовой эпохи Монте-Альбан. Оно расположено рядом с одноимённой столицей штата Оахака и лежит на вершине низкого горного плато, высотой около 1950 метров, с которого открывается великолепная панорама всей долины.

Монте-Альбан возник около 500 г. до н.э. и считается древнейшим городом Мезоамерики. Город быстро превратился в центр интеграции племён всего региона и главное место организации их военной и экономической жизни. Вскоре он стал столицей сильного государства Сапотеков, которое контролировало большую часть Оахакского нагорья, и оставался ею более тысячи лет. Период его расцвета лежит между 6 веком до н.э. и 6 веком н.э. На пике своего развития население города достигало 25 тыс. человек. Социальная структура сапотеков имела чётко выраженный классовый характер. По сути это было теократическое общество, в котором официальный глава государства не имел всей полноты власти, которая находилась в руках жрецов. Религией сапотеков был политеизм. Из множества божеств, которым они поклонялись, важнейшим считался бог дождя Косико. Они также исповедовали культ предков и верили в происхождение людей из камней и деревьев. Эта загадочная цивилизация накопила большой запас натурфилософских знаний. Их достижения в сферах астрономии, математики, архитектуры и искусства не уступают уровню древних майя или инков. В 500-750 гг. н. э. город утратил своё значение и вскоре был практически заброшен.

Причины упадка Монте-Альбана пока остаются невыясненными. Учёные полагают, что на каком-то этапе своей истории государство сапотеков было завоёвано миштеками, которые позднее начали использовать Монте-Альбан в качестве некрополя. К 700 г. н.э. город был полностью покинут, через какое-то время повторно заселён, и хотя он потерял своё былое значение и сильно обветшал, тем не менее, сохранился до прихода испанцев, которые и дали ему его современное название в честь знаменитого конкистадора Диего Лопеса де Монте-Альбана. В центре города находилась главная площадь, занимавшая территорию в 55 акров. Она была окружена террасами, на которых стояли жилые здания и дворцы, утопавшие во множестве садов. В городе также находились пирамиды, культовые сооружения, обсерватории, галереи и поля для игры в мяч. Последние интересны тем, что в отличие от подобных сооружений у майя, не имеют каменных кругов, а края поля наклонно поднимаются кверху. Эта форма, скорее всего, связана не столько с необходимостью создания мест для зрителей, сколько с особенностями игры. В отличие от майя, во время спортивных состязаний у сапотеков, практика человеческих жертвоприношений отсутствовала.

В городе находится множество усыпальниц и гробниц. Большинство из них венчают купола и украшают фрески. Этот архитектурный стиль считается наиболее совершенным в Западном полушарии, и является свидетельством высокого культурного развития цивилизации, создавшей его. На стенах храма Танцоров сохранились прекрасные барельефы, с фигурками людей, воспроизводящими танцевальные па. Ряд учёных считает, что данное здание служило больницей, а на стенах запечатлено своеобразное медицинское пособие, содержащее более 150 иллюстраций различных патологий. Другое здание является, пожалуй, единственным во всём городе, местоположение которого никак не привязано к сторонам света. Исследователи считают, что здесь находилась древняя астрономическая обсерватория. Эту гипотезу подтверждает тот факт, что здание сориентировано на точки захода звёзд из созвездий Центавра, Южного Креста и Капеллы. В этих местах до сих пор встречаются потомки сапотеков, разговаривающие на древнем языке и сохраняющие верность традиционной культуре.

Монте-Альбан возник около 500 г. до н.э. и считается древнейшим городом Мезоамерики. Город быстро превратился в центр интеграции племён всего региона и главное место организации их военной и экономической жизни. Вскоре он стал столицей сильного государства Сапотеков, которое контролировало большую часть Оахакского нагорья, и оставался ею более тысячи лет. Период его расцвета лежит между 6 веком до н.э. и 6 веком н.э. На пике своего развития население города достигало 25 тыс. человек. Социальная структура сапотеков имела чётко выраженный классовый характер. По сути это было теократическое общество, в котором официальный глава государства не имел всей полноты власти, которая находилась в руках жрецов. Религией сапотеков был политеизм. Из множества божеств, которым они поклонялись, важнейшим считался бог дождя Косико. Они также исповедовали культ предков и верили в происхождение людей из камней и деревьев. Эта загадочная цивилизация накопила большой запас натурфилософских знаний. Их достижения в сферах астрономии, математики, архитектуры и искусства не уступают уровню древних майя или инков. В 500-750 гг. н. э. город утратил своё значение и вскоре был практически заброшен.

Причины упадка Монте-Альбана пока остаются невыясненными. Учёные полагают, что на каком-то этапе своей истории государство сапотеков было завоёвано миштеками, которые позднее начали использовать Монте-Альбан в качестве некрополя. К 700 г. н.э. город был полностью покинут, через какое-то время повторно заселён, и хотя он потерял своё былое значение и сильно обветшал, тем не менее, сохранился до прихода испанцев, которые и дали ему его современное название в честь знаменитого конкистадора Диего Лопеса де Монте-Альбана.

Что посмотреть

В Монте-Альбане были обнаружены руины пирамид, храмов, поля для игры в мяч, галерей и обсерватории. В центре города раскинулась центральная площадь окруженная террасами, дворцами и платформами. Жилые здания стояли на террасах на склонах холма, здесь же, вероятнее всего, находились и сады.

Интерес представляет поле для игры в мяч сапотеков, которое отличается от поля майя. Здесь нет каменных кругов, а сама игровая пло­щадка имеет форму заглавной I. Края поля поднимаются под наклоном вверх, что обусловлено, скорее, правилами игры, чем необходимостью создания зрительских мест. Предполагается также, что в отличие от майя игра не была связана с практикой человеческих жертвоприношений.

В городе сохранилось множество гробниц, увенчанных куполами и украшенных фресками. Такое оформление, признанное самым совершенным во всем Западном полушарии, свидетельствует о высокой степени развитости культурной традиции его создателей.

На стенах одного из храмов, Храма Дансантес (танцо­ров), представлены барельефы таинственных фигур, которые, по одной из версий исследователей, воспроизводят танцевальные па. Более поздние исследования привели ученых к мысли, что это изображение приносимых в жертву или уби­тых врагов. Существует также гипотеза, согласно которой это загадочное здание было больницей, а на стенах запечатлен своеобразный медицинский справочник, содержащий 150 иллюстраций всевозможных человеческих патологий, а также изображений женщин во время родов.

Другое здание, единственное во всем городе, никак не привязанное по своему местоположению к сторонам света, возможно, использовалось для изучения астрономии, соот­ветственно исследователи назвали его «обсерваторией». Стро­ительным материалом для него послужили около сорока резных плит из Храма Дансантес. «Обсерватория» ориентированная на точки захода созвездий Южного Креста, Альфа и Бета Центавры и на точку восхода звезды Капелла.

В 1930-е гг. в гробнице № 7 мексиканскими археологами были обнаружены различные артефакты, которые также представляют большой интерес. В археологическом комплексе есть и музей с коллекцией предметов, найденных во время раскопок в 1920-е гг.

Вход

Стоимость билета на территорию комплекса составляет 51 песо, дополнительно взимается плата за использование фото- и видеокамеры. Комплекс открыт для посетителей с 9:00 до 17:00.

Магазины и кафе

В археологическом комплексе есть небольшой книжный магазинчик, а на выходе с территории Монте-Альбана местные жители продают сувениры и еду. Есть на территории комплекса и маленькое кафе, где можно перекусить сэндвичами. Что-то более существенно стоит искать в городе Оахака.

Как добраться

Автобусы компании Autobuses Turísticos курсируют в Монте-Альбан от отеля Rivera del Ángel, расположенного на Mina 518 в городе Оахака (остановка находится в 6 кварталах от главной площади города). Автобусы отправляются каждый час с 8:30 до 15:30 и обратно - с 13:00 до 17:00 (расписание может меняться в зависимости от сезона). Стоимость билета в обе стороны составляет около 38 песо. Такой билет позволяет вернуться обратно только в обозначенное на нем время.

Альтернативной компаний, организующей трансфер к археологическому комплексу, является Turísticos Marfil. Автобусы останавливаются на Local 25, Plaza Santo Domingo, Alcala 407 и у хостела Mezkalito. Стоимость поездки в обе стороны - 50 песо.

Такси из Оахака до Монте-Альбана обойдется в 200-300 песо в обе стороны.