Что украшало ворота богини иштар. Дорога процессий из вавилона и ворота богини иштар. Мифы и легенды

В северной части города.

Внешний вид

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью . Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов . Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков . Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра . Через ворота Иштар по Дороге процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Реконструкция

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х гг. в Пергамском музее в Берлине из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем. Размеры восстановленных ворот Иштар - 14 метров в высоту и 10 метров в длину.

Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в музей, строительство которого так и не было завершено.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ворота Иштар" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Иштар (значения). Царица ночи, Британский музей … Википедия

    ВОРОТА - архитектурный символ перехода из одного качества и состояния в другое. Еще до возникновения храмов сакральный аспект придавался воротам посредством двух столбов с соединяющей их перекладиной. К такого рода сооружениям относились финикийские… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Восстановленные ворота Иштар в берлинском музее Пергамон Ворота Иштар восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города. Внешний вид Ворота Иштар представляют собой… … Википедия

    Феодосийские ворота в Стамбуле Городские ворота фортификационный элемент, получивший наибольшее распространение в период Средних веков. Традиционно городские ворота строили … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вавилон (значения). Древний город Вавилон аккад. Bāb ili(m), Babilla; шум. KÁ.DINGIR.RAKI … Википедия

    Координаты: 32°32′30″ с. ш. 44°25′24″ в. д. / 32.541667° с. ш. 44.423333° в. д. … Википедия

Ворота богини Иштар в Вавилоне

Ворота Иштар в Вавилоне — одно из главных чудес древней столицы. Они поражают масштабом и красотой даже сейчас. Сложно представить себе, насколько грандиозным творением выглядели ворота богини Иштар в момент окончания строительства.

Ворота Иштар в Вавилоне

Построены ворота Иштар в Вавилоне, в 575 году до н.э., при царе Навуходоносоре и представляют собой огромную арку из кирпичей, покрытых ярко-синей эмалью. Стены арки украшают священные животные, драконы и быки, которых вавилоняне считали спутниками богов.

Достаточно представить себе несколько недель кочевания по пустыне, где взгляд скользит по обожженной поверхности песка, пыльные улочки городов, сложенных из камней того же песочного цвета, и можно будет понять, насколько красочно смотрелись огромные ярко-синие в Вавилоне посреди царства засухи.

Через прежде проходили пышные священные процессии. Расположены ворота богини Иштар в легендарном Вавилоне, известном также своей . «Да возрадуются Боги, когда пройдут этой дорогой» — писал Навуходоносор.

Ворота богини Иштар: загадки

Грандиозность этого архитектурного творения заключается, как и , не столько в размерах, сколько в эмали. Чтобы создать ворота Иштар требовались составляющие, которых в Вавилоне просто не было. Их привозили из таких стран, которые в то время считались окраинами мира. Температура, необходимая для изготовления эмали, должна постоянно поддерживаться на уровне не менее 900ºС.

Чтобы получить однородный синий цвет на всех кирпичах, количество красителя на каждую порцию эмали должно быть высчитано с высокой точностью. После того, как кирпичи покрывали эмалью, их обжигали в течение 12 часов при температуре свыше 1000ºС.

Сегодня такая высокая температура в печи поддерживается с помощью электроники, а необходимое количество красителя отмеряется на электронных весах. Как отмеряли количество красителя и поддерживали температуру в печах за 500 лет до н.э. – неизвестно.

Ворота Иштар сегодня

Первыми были найдены кирпичи, покрытые яркой голубой эмалью. Находка Роберта Кольдевейя была случайной (как и находка ), и собрать средства на раскопки удалось только спустя 10 лет. Посмотреть на ворота Иштар можно в Пергамском музее в Берлине, где находится реконструкция ворот Иштар, созданная в 1930-х годах.


Фрагменты ворот сегодня находятся в самых разных музеях мира: в Археологическом музее Стамбула, в Лувре, в Нью-Йорке, Чикаго, в Бостоне хранятся барельефы львов, драконов и быков, в Детройте, в Музее Искусств, хранится барельеф сирруша. Копия ворот Иштар в Ираке находится у входа в музей.

Ворота Иштар - восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по Дороге процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Описываются ворота Иштар так:

«Ряды кирпичей идут один над другим. Драконы и быки никогда не встречаются в одном горизонтальном ряду, но ряд быков следует за рядом сиррушей, и наоборот. Каждое отдельное изображение занимает по высоте 13 кирпичей, а промежуток между ними составляет 11 кирпичей. Таким образом, расстояние от низа одного изображения до низа другого равно 24 кирпичам, или почти точно двум метрам, то есть четырем вавилонским элам».

Когда работы по строительству ворот завершились, Навуходоносор составил надпись, которая была сделана клинописью и выставлена на всеобщее обозрение. Надпись начинается так:

Лев с Дороги Процессий, ведшей к воротам Иштар

«Я - Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый принц, правящий по воле и благоволению Мардука, высший правитель Города, любимец Неба, хитроумный и неутомимый… всегда пекущийся о благополучии Вавилона, мудрый первородный сын Набополассара, царя вавилонского…»

Табличка с этой надписью сейчас хранится в Пергамском музее.

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х гг. в Пергамском музее в Берлине из материала, найденного археологом Робертом Колдевейем. Размеры восстановленных ворот Иштар - 14 метров в высоту и 10 метров в длину.

Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков. В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша. Барельефы львов есть в Лувре, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айлэнда и Музее изящных искусств в Бостоне.

Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в музей, строительство которого так и не было завершено….

Примером может служить богиня Иштар ассирийская и связанное с ней клинописное письмо тель-амарнского архива, отправителем которого является митаннийский царь Тушратта, а получателем – Аменхотеп III (царственные корреспонденты состояли в родстве: сестра Тушратты Гилухипа была замужем за Аменхотепом III). На тридцать шестом году правления Аменхотеп III тяжело заболел и умер. В том же году, незадолго до его смерти, Тушратта послал ему письмо и “чудотворного” идола богини Иштар для излечения престарелого фараона. Из текста письма явствует, что богиня ранее уже бывала в Египте и пользовалась там популярностью: “Так говорит Истар Ниневийская, владычица всех стран: “В Египет, в страну, которую я люблю, иду я”. Я посылаю ее тебе, она отправилась. Уже во дни моего отца владычица ходила в эту землю, и, как тогда ее чтили, так да почтит ее теперь мой брат в десять крат больше, и да отошлет и вернет ее в радости. Да сохранит Истар, владычица небесная, моего брата и меня на сто тысяч лет, и да подаст она нам обоим великую радость . Да живем мы в согласии – Истар для меня – моя богиня, а для моего брата она не его божество”. X. Ранке отмечает, что в Ниневии Иштар почиталась как богиня войны, в Египте же она выступает как божество, помогающее больным. В подтверждение своего наблюдения ученый приводит два египетских памятника времени Нового царства. На одном из них изображен египтянин, молящийся о здравии богине Кадеш и богине Аштарте сирийской, на другом – также египтянин, молящийся о здравии богине Иштар. В представлении египтян, сирийская Аштарта и ниневийская Иштар – одна и та же богиня. Ей поклонялись в особом храме, в Мемфисе, о чем сообщает Геродот (II, 112), называя богиню “чужеземной Афродитой”. Аштарту нередко отождествляли с богиней Сехмет. X. Ранке допускает, что прилагательное h; rw, которое обычно понимают как “сирийская”, предпочтительнее читать как “хурритская”.

Таким образом, проникновение чужеземных божеств (Анат, Аштарта, Кадеш, Решеп и др.) в египетский пантеон было вполне закономерно и понятно во времена Нового царства.

Аштарта проникла не только в культ, но и в мифологию. Уже почти 90 лет науке известен папирус, вернее, его многочисленные фрагменты, в котором рассказывается миф о богине Аштарте. Из-за фрагментарности текста невозможно сказать что-либо определенное о его содержании. А. Гардинеру удалось установить, что этот текст представляет собой не собственно миф об Аштарте, а миф, в котором богиня играла важную, но все же не первую роль. Главная роль принадлежит в нем не египетскому, а семитскому богу по имени Нам – богу морской стихии (египтяне не имели своего морского божества). Как явствует из фрагментов мифа, бог Нам отличался властным, деспотическим характером. Перипетии сюжета восстановить невозможно. Текст относится, вероятно, ко времени Харемхеба. Интересно, что несколько позже, во времена XIX династии, йам упоминается в папирусе Орбиней, в сказке о двух братьях.

Наличие сиро-палестинских и других азиатских божеств в египетских религиозных представлениях, несомненно, вполне закономерное историческое явление, обусловленное связями Египта с этими странами. Следует подчеркнуть, однако, что чужеземные божества в Египте очень быстро приобретали черты египетских божеств, вживались в египетский пантеон, одним словом, египтизировались.

Сюжет

И ворота, и стены построены из глиняного кирпича, который покрыт разноцветной глазурью. Для получения сине-зеленого оттенка использовали медь. В орнаменте использованы изображения животных: на стенах — львы, на воротах — сирруш и тур. Львы символизируют Иштар — вавилонскую богиню войны, мудрости и сексуальности. Животные, находящиеся на уровне глаз человека, изображены чуть меньше, чем в натуральную величину.

Ворота Иштар. (Pinterest)


Сирруш — существо, чье тело состоит из частей тел различных животных (передние лапы — львиные, голова и шея — змеиные или драконьи, задние лапы — орлиные, а на хвосте — жало, как у скорпионов), — ассоциируются с Мардуком, богом-покровителем Вавилона. В то же время сам Навуходоносор приравнивал себя к верховному божеству, о чем, не стесняясь, писал на построенных на его деньги зданиях.

Туры — древние быки, считавшиеся невероятно свирепыми, — ассоциируются с Адамом, богом бурь, плодородия и урожая.


Реконструкция ворот и части стен. (Pinterest)


Все эти животные символизируют защиту и материальное благополучие города. В то же время они изображены в такой правильной последовательности, словно выдрессированы и подчинены самому Навуходоносору. Это заставляло бояться не только свирепых тварей, но и царя.

Контекст

Ворота Иштар стали частью строительной кампании, которую предпринял Навуходоносор II. По его повелению Вавилон был обнесен двойной стеной. Высота внешних стен достигала 8 метров, ширина — почти 4 метра; внутренних — 11−14 метров и 6,5 метра соответственно. Через каждые 20 метров располагались оборонительные башни. Войти в город можно было через одни из восьми укрепленных ворот. Одними из них были и ворота Иштар. Они находились в конце так называемой Дороги процессий, по которой в день празднования Нового года проносили статуи богов.

Богиня Иштар. (Pinterest)


То, что осталось от ворот Иштар, сегодня хранится в Пергамском музее в Берлине, а часть барельефов рассеяна по музеям мира. Как же часть крепостной стены попала в Германию? Произошло это век назад после раскопок одного из крупнейших немецких археологов Роберта Кольдевея. В конце 19 века он смог убедить Германское восточное общество, правительство и кайзера Вильгельма II финансировать раскопки в Месопотамии на месте Древнего Вавилона.

Роберт Кольдевей. (Pinterest)


Раскопки Вавилона продолжались 18 лет (вместо планировавшихся пяти) и если бы не британские войска, в 1917 году вступившие в Багдад во время Первой мировой войны, не исключено, что Кольдевей работал бы и дальше в долине Евфрата. Археологом удалось раскопать крепостные стены, царский дворец, остатки храма Мардука и др. Во время работ верхняя часть ворот обрушилась — в Берлин были доставлены сотни обломков, из которых было восстановлено сооружение с максимально возможной точностью.

Названные в честь аккадской богини ворота Иштар были построены в Древнем Вавилоне в 575 году до нашей эры. Но как о чуде света и памятнике архитектуры о них заговорили лишь спустя много веков. С воротами богини Иштар тесно связано имя вавилонского царя Навуходоносора, аккадская мифология и важный период в развитии Вавилонии.

Ворота Иштар - переплетение истории и мифологии

При царе Навуходоносоре Вавилон достиг своего расцвета, как культурного, так и экономического. Период его правления ознаменовался успешными военными походами, привлечением рабов - бесплатной рабочей силы, увеличением материального благосостояния.

Пожелав увековечить свое имя, Навуходоносор не скупился на различные архитектурные проекты - сады Семирамиды, царский дворец. Попала в этот список и городская стена с восемью воротами . Наибольшую известность из них приобрели ворота богини Иштар.

Иштар - богиня любви, плодородия, распри и войны. Считалось, что она была женой покровителя Вавилона - бога Мардука. От ворот Иштар к храму Эсагила, посвященному ее супругу, вела Дорога процессий. Горожане верили, что главное божество Вавилона раз в год проходит этот путь. Сами же они в Новый год несли его статуи по Дороге процессий и продолжающей ее улице Айбур-Шаба.

Внешний вид ворот богини Иштар

Самые известные ворота городской стены Вавилона были двойными. При этом внутренняя их часть почти в два раза превышала по размерам внешнюю. Высота строения составляла 26 м, а ширина - около 30 м. Вход представлял собой полукруглую арку.

Для строительства использовали глазурованный кирпич . Основной цвет сооружения - ярко-синий. Это придавало воротам особое величие, сразу выделяя их на фоне желтого песка и серых домов. Также считалось, что синий цвет символизирует богиню Иштар.

Крыша и створки были изготовлены из кедра и окантованы бронзой. На фоне ярко-синего кирпича выделялись 575 рельефных изображений священных животных - сиррушей и быков. В угрожающих позах они также украшали стены вдоль Дороги процессий, так как должны были «сопровождать» богов во время праздничного шествия.

Ширина Дороги равнялась 23 м, стены вдоль нее на высоту 7 м были отделаны синим глазурованным кирпичом.

Тайны ворот Иштар

Одна из главных загадок ворот Иштар в Вавилоне - компоненты, использовавшиеся для создания декоративного покрытия. До сих пор бытует мнение, что они не могли существовать в древние времена и представляли собой частички космической пыли.

Еще несколько вопросов, остающихся без ответа, касаются технологии изготовления эмали. Как мастерам удавалось поддерживать одинаковую и высокую температуру обжига кирпичей? Как с высокой точностью было выверено количество красителя для них?

Для получения кирпичей с прочным декоративным покрытием потребовалось бы не менее 12 часов обжига при температуре 1000 °C. Сегодня с этими задачами справляются квалифицированные специалисты и “умное” оборудование. Трудно поверить, что аналогичных результатов добились люди за 570 лет до нашей эры .

Раскопки и реконструкция достопримечательности

В конце XIX века немецкий археолог Роберт Кольдевей смог добиться финансирования раскопок на территории Древнего Вавилона.

Интересный факт: раскопки длились около 17 лет и были прерваны лишь вступлением британских войск в Багдад.

Среди руин некогда великого города археологи нашли обрушившуюся часть ворот Иштар. Ученые собрали и вывезли в Германию около 100 000 хорошо сохранившихся кирпичей. Из них в Пергамском музее Берлина возвели копию вавилонских ворот , полностью сохранив пропорции, но уменьшив размер. Высота реконструкции составляет 14 м, а длина - 10 м. Также посетители музея могут увидеть восстановленную часть Дороги процессий.

В музеях Парижа, Детройта, Нью-Йорка, Бостона, Стамбула и других крупных городах мира хранятся отдельные обломки от вавилонских ворот.

В музее Ирака есть свои ворота Иштар, однако их возвели из современного строительного материала, стилизованного под знаменитый синий кирпич.