Цинь Шихуанди. Первый китайский император. Терракотовая армия цинь ши хуан ди Цинь Шихуан в искусстве

Цинь Ши Хуан занял царский трон, когда ему было лишь 13 лет. Спустя 26 лет, когда царство Цинь под его правлением покорило другие мелкие государства на территории Поднебесной, он стал первым императором Китая. Он прославился строительством грандиозных сооружений, таких как Великая китайская стена, и тем, что создал крупнейшую страну в мире. Дурную же славу он получил из-за жестокости к своим подданным.

Цинь Ши Хуан, первый император Китая.
Иллюстрация: Юань Фан/Великая Эпоха

Годы жизни Цинь Ши Хуана — 259-210 г. до н.э. Родился он в Период сражающихся царств (770-222 до н.э.), когда Китай был раздроблен на мелкие государства. Сильные из них поглощали слабых, и в итоге на территории Поднебесной стали править около семи царств. К концу этого отрезка истории царство Цинь стало одним из самых могущественных.

Объединив Китай, Цинь Ши Хуан провозгласил себя «первым императором династии Цинь, которая будет существовать во веки веков». Так впервые в истории Поднебесной правитель объявляет себя императором.

Чтобы укрепить власть в стране с такой огромной территорией, Цинь Ши Хуан издал серию указов, изменив государственный строй. Он отменил все феодальные привилегии и создал централизованное управление, которое превышало по полномочиям любую власть на местах.

Упорядочил Цинь Ши Хуан и письменность. Унификация языка помогла сохранить неизменность на протяжении войн и всевозможных потрясений. Он также провёл стандартизацию мер и весов, создал единую денежную систему, определил, какими должны быть длина «оси телеги» и ширина дорог.

В то же время, Цинь Ши Хуан начал несколько крупных строительств, среди которых пышный императорский дворец и разветвлённая транспортная сеть, которая протянулась более чем на 6 тысяч километров. А чтобы защитить империю от вторжения северных кочевников, Цинь Ши Хуан развернул воздвижение , которая признана одним из самых великолепных военных объектов за всю историю человечества.

Первому императору Китая показалось, что таких архитектурных шедевров недостаточно, чтобы увековечить своё имя, и он стал грезить поиском путей к бессмертию. В поздние годы своего правления Цинь Ши Хуан отправил в плаванье морские суда, чтобы найти эликсир бессмертия.

Тем не менее, император понимал, что жить вечно ему не под силу - смерть не разбирает чина. Вероятно, по этой причине, он и велел построить для себя усыпальницу несравнимой пышности и красоты, известную как « ». Вокруг его гробницы выстроились около девяти тысяч воинов, выполненных в натуральную величину из обожженной глины и раскрашенных - целая боевая армия с оружием, колесницами и лошадями.

В то время империя Цинь стала крупнейшей страной в мире. Считается, что название «Китай» на английском языке (China, Чайна, Чина) произошло от «Цинь» (более точное произносится как Чин). Многие китайские историки одобряют Цинь Ши Хуана за создание столь могущественной империи.

Однако, несмотря на преобразования, укрепившие страну, Цинь Ши Хуан слыл тираном, ужесточавшим законы, и сделавшим жизнь своих подданных тяжёлой и несчастной. Поэтому его имя стало в Китае синонимом жестокости. Он ввёл много непосильных налогов и обязательную трудовую повинность. Во время династии Цинь население составляло около десяти миллионов человек, и два миллиона были вынуждены работать на его грандиозных стройках.

Первый император Китая расширил сферу наказания. За преступление закона, кроме самих виновных, их родственники и соседи несли так называемую групповую ответственность. Во время его правления подавлялась свобода мысли, и людей стали чрезмерно контролировать. Цинь Ши Хуан приказал сжечь драгоценные древние книги и убить тысячи учёных, которые порицали его за бесчеловечные методы в управлении государством.

Через несколько лет после его смерти, из-за многочисленных восстаний, могущественная династия Цинь рухнула. По мнению китайских историков, империя просуществовала лишь пятнадцать лет (221-207 гг. до н.э.) именно из-за жестокости Цинь Ши Хуана, а также тяжёлого бремени налогов.

Цинь Шихуанди, Ин Чжэн

Цинь Ши-хуанди. Рисунок XVIII в.

"Эксплуататор трудового народа"

Цинь Шихуанди, Ин Чжэн (259- 210 до н. э.), правитель царства Цинь (246- 221), император Китая (221-210), основатель династии Цинь. Будучи правителем царства Цинь, завоевал 6 китайских царств и создал единую централизованную империю. При нём в 215 началось строительство Великой китайской стены. Он был неограниченным главой государства, обладавшим высшей законодательной, исполнительной и судебной властью; ввёл суровые законы, институт инспекторов для борьбы с сепаратистскими тенденциями и систему наказаний государственных чиновников. Стремясь пресечь всякую возможность критики своего режима, Цинь Шихуанди в 213 издал указ о сожжении гуманитарной литературы, хранившейся в частных собраниях, а в 212 казнил 460 конфуцианцев, обвинив их в подстрекательстве населения к выступлению против императорской власти. В связи с непрерывными войнами, строительством укреплений, каналов, дворцов и т. п. усилились налоговый гнёт и эксплуатация трудового народа, что после смерти Цинь Шихуанди явилось причиной многочисленных народных восстаний, которые привели к краху империю Цинь.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии. Том 8: Ташкент – Ячейка стрелковая. 688 с., 1980.

Цинь Ши-хуанди (259-210 гг. до н.э.). Сын царя Чжуан-сяна (249-247 гг. до н.э.) из царства Цинь (изначально расположенного на территории современной провинции Ганьсу, у северо-западных пределов тогдашнего китаизированного мира), будущий Цинь Ши-хуанди родился в 259 г. до н. э. под именем Чжао Чжэн. Патроним Чжэн напоминает о том, что верховные правители царства Цинь были выходцами из царства Чжао, находившегося восточнее. Его мать, некоторое время бывшая любимой сожительницей Люй Бувэя, была подарена этим последним его отцу, который к тому времени еще не стал царем Чжуан-сяном. Несколько месяцев спустя она родила будущего объединителя и унификатора Китая. Для того чтобы представить, что она уже была беременна, когда переходила из постели Люй Бувэя в постель Чжуан-сяна, требуется совсем немного воображения. Значительному числу историков его хватило, тем более что молодой принц, ставший царем Цин Чжэн-ваном в 247 г. до н.э., в возрасте тринадцати лет, назначил Люй Бувэя первым министром, и вышеуказанный первый министр, по-видимому, сохранил превосходные отношения с царицей-матерью, своей бывшей фавориткой. Тут вспоминаются Людовик XIV и Мазарини . Ли Сы, в то время клиент (в латинском смысле этого слова) Люй Бувэя, становится также советником царя Чжэн-вана, к которому последний очень прислушивается. До 238 г. до н.э., когда Чжэну должно было исполниться двадцать два года и он должен был стать совершеннолетним, царство Цинь, действуя под указкой Люй Бувэя и Ли Сы, «начищает свое оружие» и продолжать достраивать свою превосходную военную машину, которая должна будет подмять под себя все китайские царства. Когда царь Чжэн-ван стал совершеннолетним, ему пришлось противостоять мятежу, разожженному Лао Аем, зловещей фигурой, любовником его матери. На следующий год Ли Сы убеждает царя в том, что Люй Бувэй не оставался в стороне от этого мятежа, что его власть - чрезмерна, а амбиции - огромны. Этот последний теряет доверие в глазах царя и, опасаясь быть казненным, кончает с собой в 235 г. до н.э. В этот период, прислушиваясь к советам своих приближенных и особенно Ли Сы, царь осуществляет правление железной рукой и использует все средства (дипломатические и военные встряски и провокации, умелую игру на систематической коррупции советников других царей) для наращивания своей власти и увеличения своих владений. Его последний противник падет в 221 г. до н.э., и царь Цинь Чжэн-ван станет хозяином всей совокупности китаизированных стран. Династия Чжоу закончила свое сползание ко дну при общей безучастности к этому факту. Началось это с 256 г. до н.э., когда царь династии Цинь лишил царя Нань-вана, правление которого продолжалось пятьдесят девять лет, последнего подобия его власти. Земля оказалась свободна для утоления самых высоких амбиций. Царь Чжэн-ван предписывает своим советникам молить его добровольно принять императорский трон. Он идет на восстановление, к своей большой пользе и славе, титулов, которые давали Сыновьям Неба в легендарные времена: хуан, что переводится как «верховный правитель», и ди, «император». Он берет себе имя Первого императора династии Цинь: Цинь Ши-хуанди, выбрав для своей династии название, которое носило царство Цинь (откуда происходит общеевропейское слово «Chine»). Путем издания декретов, проведения массовых депортаций и смертных казней империя унифицируется до мельчайших деталей: ее тридцать шесть наместничеств обретают единые меры (весов, длины и т.д.), одинаковые типы осей повозок, одинаковую письменность, одинаковые деньги. Император предпринимает масштабные вояжи, разъезжая по империи вдоль и поперек и усеивая ее дворцами, резиденциями и мемориальными памятниками. В 219 г. до н.э. его посещение Тай-шань, одной из священных китайских гор, расположенной на территории современной провинции Шаньдун, выливается в проведение грандиозных религиозных церемоний. Стремясь обеспечить непреходящий характер своей династии, Цинь Ши-хуанди выражает желание сделать невозможным какой бы то ни было мятеж - даже ценой того, чтобы заблаговременно казнить потенциальных оппозиционеров.

В 213 г. до н.э. Ли Сы советует ему сжечь все книги (за исключением тех, что относятся к областям медицины, фармацевтики, прорицания и сельского хозяйства), все исторические хроники, кроме тех, что касаются царства Цинь, а также самих ученых (за исключением нескольких, которые были официально признаны «учеными обширных познаний»), которые отказались бы принести свою библиотеку на костер. Именно это и было сделано. Но также и собственное долголетие беспокоит в большой мере верховного правителя, и скоро даосские маги оказываются осыпаны всевозможными благами за те крохи обещания бессмертия, которые из них выуживают. Устраиваются гигантские стройки, в которых участвуют сотни тысяч политзаключенных, принужденных к тяжелому труду. Убежденный в том, что он должен оставаться невидимым для своих подчиненных, император предает смерти каждого, кто разглашает место его пребывания. В ходе одной из своих поездок в 210 г. до н.э. он умирает, оставляя власть, которая в результате применявшихся деспотических методов сделалась хрупкой и обвалилась в два года. Но модель ее в ряде сфер продолжала сохраняться - вплоть до нашего времени. Гробница императора, которую историк Сыма Цянь (141-86 гг. до н.э.) описал как титаническое сооружение и которая, без сомнения, стоила жизни тысячам рабочих, казненных ради того, чтобы содержать ее в секрете, была обнаружена вблизи Сианя, и сегодня это один из самых посещаемых памятников Китая.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 396-399.

Терракотовые воины из гробницы императора Цинь Ши-хуанди. Около 210 г. до Р. Х.
Изображение перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Китайский император

Цинь Ши хуанди (258-210 гг. до н.э.) - китайский император. Первоначально носил имя Ин Чжэн и являлся наследным принцем царства Цинь. В 238 г. Ин Чжэн вступил на престол. В первые годы его правления царством Цинь фактически управлял крупный сановник Люй Бу-вэй. Со временем избавившись от его опеки, Ин Чжэн начал проводить самостоятельную политику, направленную на завоевание соседних царств и создание обширной империи.
Еще в 241 г. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили военный союз против царства Цинь. В течение нескольких лет Ин Чжэн успешно противостоял агрессии союзников, а вскоре и сам перешел в наступление. В 230 г. он подчинил царство Хань, в 228 г. - царство Чжао, в 225 г. - царство Вэй, в 222 г. - царства Чу и Янь, в 221 г. - царство Ци на Шань-дунском полуострове. В результате непрерывных войн была создана огромная по территории Китайская империя. Ин Чжэн отказался от прежнего титула Тянь-цзы ("Сын неба") и принял новый - Цинь Ши хуанди ("Первый император Цинь"), ставший заодно и его новым именем, под которым он вошел в историю.
Сделав короткую передышку, Цинь Ши хуанди продолжил завоевательные войны. На юге ему удалось подчинить так называемые царства Юэ, расположенные в лесных районах вплоть до Южно-Китайского моря, включая и нынешний Северный Вьетнам. На севере император оттеснил за реку Хуанхэ кочевников-сюннов. Для того чтобы прекратить их набеги на территорию Китая, Цинь Ши хуанди велел приступить к строительству грандиозного оборонительного сооружения -Великой китайской стены.
На строительство стены первоначально было послано 300 тыс. человек из армии, но этого оказалось мало. Тогда император отправил им на подмогу еще 2 млн. человек из числа военнопленных и преступников. Многие работники погибли от невыносимых условий труда, их трупы хоронили здесь же в земляной насыпи у стены. На возведение стены потребовалось более 10 лет. Великая китайская стена протянулась почти на 4 тыс. км. На всем ее протяжении через каждые 60-100 м были построены сторожевые башни. Высота стены достигала 10 метров, ее ширина была такова, что по ней свободно могло проехать рядом 5-6 всадников. В нескольких местах были устроены ворота, которые хорошо охранялись; они превратились в пункты торговли с кочевниками. Сооружение стены потребовало от китайского народа неимоверного напряжения сил и больших людских потерь.
По примеру реформатора Шан Яна Цинь Ши хуанди разделил свою империю на сорок областей (цзюнь), которые в свою очередь делились на округа (сянь). Населению империи запрещалось пользоваться этническими самоназваниями, вместо этого было введено общее название - "черноголовые". Император также отменил аристократические титулы, приравняв тем самым родовую аристократию к "черноголовым". Он не сделал исключения даже для своих сыновей и братьев, низведя их до простолюдинов.
В связи с новым территориально-административным делением Цинь Ши хуанди ввел новое законодательство, единую систему чиновничества, а также инспекторский надзор, державший под контролем деятельность всего управленческого аппарата и подчиненный лично императору.
В новой табели о рангах критерием знатности стали богатство и личные заслуги перед императором. Особым указом Цинь Ши хуанди велел изъять у населения все бронзовое оружие. Обзаводиться железным оружием запрещалось под страхом смерти.
При Цинь Ши хуанди были унифицированы меры веса, длины и емкости. Также была проведена денежная реформа, установившая единую медную монету. Император приказал упростить иероглифическую письменность.
Цинь Ши хуанди был инициатором широкой строительной деятельности. По всем городам империи сооружались храмы и дворцы. Однако особое внимание император уделял своей столице - Сяньяну. Для украшения Сяньяна он не жалел никаких средств. Город раскинулся по обоим берегам реки Вэйхэ, через которую был перекинут крытый мост. На левом берегу был расположен собственно город с многочисленными улицами, аллеями, парками и великолепными дворцами императора и высшей знати. На правом берегу Вэйхэ раскинулся обширный императорский парк. В центре этого парка был построен дворец, превосходивший своей роскошью все, что было создано ранее. Например, в тронном зале дворца могло вместиться 10 тыс. человек.
Цинь Ши хуанди распорядился уничтожить все книги исторического и философского содержания, были оставлены только трактаты по агрономии, математике и другим практическим знаниям. Император запретил все частные школы, оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велось под пристальным наблюдением специальных инспекторов. Цинь Ши хуанди преследовал конфуцианство; тысячи последователей великого Конфуция были зарыты живьем в землю или отправлены на строительство Великой китайской стены.
В годы правления Цинь Ши хуанди в Китае неоднократно поднимались налоги. К концу его царствования поземельный налог достиг двух третей с дохода земледельцев. Это вызвало волну протеста. В некоторых районах Китая вспыхнули восстания, которые были подавлены силами армии с особой жестокостью: обычно вырезалось все население мятежного округа. Многие представители аристократии также были недовольны жестоким правлением Цинь Ши хуанди и неоднократно предпринимали покушения на него. Но все их попытки заканчивались неудачей.
Цинь Ши хуанди умер в возрасте 48 лет. Его похоронили в роскошной гробнице, в которой помимо гроба с телом императора находилось 6 тыс. глиняных фигур воинов в полном вооружении. Эта 6-тысячная "армия" должна была "охранять" усыпальницу Цинь Ши хуанди.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Умиротворил Поднебесную

Цинь Ши-хуанди. Китайский император из династии Цинь, правивший в 221-210 гг. до Р.Х. Род. в 259 г. до Р. X. + 210 г. до Р. X.

Первый император Цинь, Ши-хуанди, был сыном циньского Чжуан-сян-вана от его любимой наложницы. При рождении он получил имя Чжэн («первый»). Ему исполнилось 13 лет, когда умер его отец, и Чжэн стал правителем Цинь. К этому времени царство Цинь уже было одним из крупнейших и сильнейших китайских государств. Чжэн-вану оставалось сделать последнее усилие для того, чтобы объединить под своей властью всю страну. В то время на востоке циньцам противостояли пять царств: Чу, Хань, Вэй, Чжао и Янь; за ними на берегу океана располагалось Ци, в котором все они искали опоры. Каждое из шести восточных царств в отдельности было намного слабее Цинь, но вместе они представляли серьезную силу. Дабы разрушить их союз, Чжэн-ван истратил огромное количество золота на подкуп высших сановников Ци. В результате большая часть их стала агентами Цинь и проводила его политику. Советники уговорили циского Цзянь-вана заключить союз с Цинь и отказаться от поддержки своих восточных соседей. В результате циньцы получили возможность разгромить их всех поодиночке. В 234 г. До Р. X. циньский полководец Хуань Ци разбил под Пинъяном армию Чжао, казнил 100 тысяч человек и овладел этим городом. В 230 г. до Р. X. циньцы взяли в плен ханьского вана Аня, заняли все принадлежавшие ему земли и ликвидировали царство Хань. В 229 г. до Р. X. Чжэн-ван вновь послал большую армию против Чжао. В следующем году чжаоский Ю-мяо-ван сдался циньским военачальникам Ван Цзяню и Цян Хую. Но его брат Дай-ван Цзя еще шесть лет правил в Дае. В 227 г. до Р. X. циньская армия напала на царство Янь. В 226 г. до Р. X. она заняла яньский Цзи-чэн. Яньский ван бежал на восток, в Ляодун, и стал править там. В 225 г. до Р. X. циньский полководец Ван Бэнь напал на княжество Вэй. Он провел от Хуанхэ канал и затопил Далян водой. Стены города рухнули, и вэйский ван сдался. После этого Цинь полностью овладело землями Вэй. В 224 г. до Р. X. Ван Цзянь напал на Чу и дошел до Пиныоя. В 223 г. до Р. X. чуский ван Фу-чу был взят в плен, а все его владения присоединены к Цинь. В 222 г. до Р. X. Чжэн-ван послал большую армию во главе с Вань Бэнем против яньского Ляодуна. Яньский ван Си был взят в плен. На обратном пути Вань Бэнь напал на Дай и взял в плен дайского вана Цзя. После всех этих побед царство Ци оказалось с трех сторон охвачено владениями Цинь. В 221 г. до Р. X. последний циский ван Цзянь без боя сдался Ван Бэню. Объединение Китая было завершено. Чжэн-ван принял титул Ши-хуанди (буквально «первый властитель-император»).

Жители шести восточных царств стали подданными Цинь. Для них это означало не просто смену властелина, но и во многом перемену всего образа их жизни. Основной идеологией в Цинь, в отличие от других царств, где распространилось конфуцианство, было учение фацзя, или легизм. Вопреки взглядам конфуцианцев легисты считали, что процветание государства зависит не от добродетелей государя, а от строгого и неуклонного исполнения законов. Политическая деятельность Ши-зуанди и его сановников основывалась только на логике закона. В связи с этим всякое отступление от закона по мотивам доброты или гуманности вчиталось недозволенной слабостью. Суровая справедливость отождествлялась с волей Неба, и служение ей, по понятиям Ши-хуан-ди, составляло главную добродетель государя. Он имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Вскоре все население Поднебесной почувствовало жесткую руку нового императора. Сыма Цянь так характеризует порядки, установившиеся в империи Цинь: «Преобладали твердость, решительность и крайняя суровость, все дела решались на основании законов; считалось, что только жестокость и угнетение без проявления человеколюбия, милосердия, доброты и справедливости могут соответствовать пяти добродетельным силам. До крайности усердствовали в применении законов и долго никого не миловали».

Своей внутренней организацией Цинь также не походила ни на одно из чжоуских царств. Вместо иерархии феодальных владетелей здесь строго проводилась в жизнь идея централизации. Вскоре после присоединения Ци встал вопрос о том, как быть с завоеванными царствами. Некоторые сановники советовали Ши-хуанди отправить туда правителями своих сыновей. Однако глава судебного приказа Ли Сы не согласился с таким решением и, ссылаясь на печальный пример династии Чжоу, заявил: «Чжоуские Вэнь-ван и У-ван жаловали владения во множестве сыновьям, младшим братьям и членам своей фамилии, но впоследствии их потомки стали отчужденными и сражались друг с другом как заклятые враги, владетельные князья все чаще нападали и убивали друг друга, а чжоуский Сын Нёба не был в состоянии прекратить эти междоусобицы. Ныне, благодаря вашим необыкновенным дарованиям, вся земля среди морей объединена в одно целое и разделена на области и уезды. Если теперь всех сыновей ваших и заслуженных чиновников щедро одарить доходами от поступающих податей, то этого будет вполне достаточно, и Поднебесной станет легче управлять. Отсутствие различных мнений о Поднебесной - вот средство к установлению спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествах владетельных князей, будет плохо». Ши-хуанди последовал этому совету. Он разделил империю на 36 областей, в каждой области поставил начальника - шоу, воеводу - вэя и инспектора - цзяня. Области делились на уезды, уезды - на районы, а районы - на волости. Для прекращения распрей, междоусобий и мятежей всему гражданскому населению было предписано сдать оружие. (В Сяньяне из него выплавили колокола, а также 12 металлических статуй, весом в 1000 дань каждая (около 30 т).) Для пресечения всякого сепаратизма 120 тысяч представителей знати бывших княжеств были насильно переселены в столицу Цинь Саньян. Во всех завоеванных царствах Ши-хуанди велел разрушить городские стены, срыть оборонительные дамбы на реках и устранить все препятствия и преграды для свободного передвижения. Повсюду развернулось строительство новых дорог, которые необходимы были для налаживания быстрого сообщения между различными частями империи. В 212 г. до P. X. началось сооружение стратегической дороги длиной 1800 ли (около 900 км), которая должна была соединить Цзююань и Юньян. Император ввел единую систему законов и измерений, мер веса, емкости и длины. Для всех повозок была остановлена единая длина оси, а в письме введено единое начертание иероглифов.

В то же время, умиротворив Поднебесную, Ши-хуанди развернул наступление на окрестных варваров. В 215 г. до Р. X. он послал 300-тысячную армию на север против племени ху и захватил земли Хэнани (северную излучину Хуанхэ в нынешнем Автономном районе Внутренняя Монголия). (Сыма Цянь пишет, что этот грандиозный поход был предпринят из-за того, что Ши-хуанди стало известно древнее пророчество о том, что «Цинь погубят хусцы».) Одновременно шла усиленная колонизация южных районов, заселенных варварскими племенами юэ. Здесь были образованы четыре новые области, куда Ши-хуанди велел ссылать всякого рода правонарушителей и преступников, а также людей, бежавших от наказаний, укрывавшихся от уплаты повинностей, или отданных за долги в чужие дома. На северо-востоке император начал борьбу с воинственными сюну (гуннами). От Юйчжуна вдоль реки Хуанхэ и на восток вплоть до гор Иньшань он учредил 34 новых уезда и велел построить стену вдоль Хуанхэ в качестве заслона от кочевников. Насильно переселяя и ссылая, он заполнил населением вновь образованные уезды.

Жестокие порядки, установившиеся в Циньской империи, встретили порицание со стороны конфуцианцев. Поскольку примеры для своих проповедей те прежде всего искали в прошлом и потому старались идеализировать старину, Ши-хуанди в 213 г. до Р. X. издал указ о сожжении всех старинных хроник за исключением циньских анналов. Всем частным лицам было приказано сдать и уничтожить хранившиеся у них списки Ши цзин и Шу цзин, а также сочинения школ нелегистского толка (прежде всего конфуцианцев). Было приказано подвергать публичной казни всех тех, кто на примерах древности осмелится порицать современность. Всех, у кого обнаруживали запрещенные книги, предписывалось отправлять на принудительные работы - на строительство Великой стены. На основании этого указа только в столице были казнены 460 видных конфуцианцев. Еще большее их число было сослано на каторжные работы. Располагая благодаря жестокому законодательству большим количеством каторжников, Ши-хуанди развернул широкомасштабное строительство. Помимо значительной части Великой китайской стены и новых дорог в его царствование было построено множество дворцов. Символизировать мощь империи Цинь должен был новый императорский дворец Эпан, сооружение которого началось неподалеку от Сяньяна. Предполагалось, что он будет иметь размеры 170 на 800 м и превзойдет величиной все остальные сооружения в Поднебесной. На эту грандиозную стройку было пригнано, по словам Сыма Цяня, более 700 тысяч преступников, осужденных на кастрацию и каторжные работы. Помимо Эпана в окрестностях Сяньянэ было построено 270 небольших дворцов. Все комнаты в них были украшены занавесками и пологами, и всюду жили красивые наложницы. Никто, кроме ближайших к императору людей, не знал, в каком из дворцов находится в данный момент Ши-хуанди. (Вообще, все, касающееся частной жизни императора, хранилось в строгой тайне. Он очень не любил болтунов и сурово карал любого, заподозренного в этой слабости. Сыма Цянь пишет, что как-то Ши-хуанди находился во дворце Ляншань и с горы увидел, что его первого советника сопровождает множество колесниц и всадников. Это ему не понравилось. Кто-то из свиты поведал о недовольстве императора первому советнику, и тот сократил число сопровождающих. Ши-хуанди разгневался и сказал: «Кто-то из окружающих разгласил

мои слова!» Устроили допрос, но никто не признался. Тогда император приказал казнить всех, кто находился в тот момент около него.)

Впрочем, несмотря на все вышесказанное, нельзя рисовать правление Ши-хуанди только черными красками. Он много сделал для развития земледелия, так как понимал, что богатое, лояльное к власти крестьянство - главный залог процветания его империи. Современники пишут, что все свое время без остатка Ши-хуанди посвящал делам. Он объехал всю империю вдоль и поперек и вникал буквально во все мелочи управления. (Как говорилось в одной из официальных надписей, «Наш властитель-император одновременно решает тысячи дел, поэтому далекое и близкое - все становится до конца ясным».) Каждый день он отвешивал на весах 1 дань поступивших к нему донесений (то есть около 30 кг бамбуковых дощечек) и не позволял себе отдыхать, пока не просматривал их все и не отдавал соответствующих распоряжений.

Но как это обычно бывает, положительную сторону проведенных им глубоких преобразований население страны сумело оценить гораздо позже, в то время как отрицательная сразу бросалась в глаза. В воспоминаниях потомков первый император династии Цинь остался прежде всего как жестокий и самовлюбленный деспот, безжалостно угнетавший свой народ. Действительно, надписи Ши-хуанди свидетельствуют о том, что он имел колоссальное самомнение и в какой-то мере считал себя даже

причастным к божественным силам. (Например, в надписи на горе Гуйцзи, кроме всего прочего, говорилось: «Император распутывает законы, присущие всему сущему, проверяет и испытывает суть всех дел. Исправляя ошибки людей, он осуществляет справедливость. Потомки с почтением воспримут его законы, неизменное управление будет вечным, и ничто - не колесницы, ни лодки - не опрокинется».) Официально провозглашалось, что миропорядок, установленный Ши-хуанди, просуществует «десять тысяч поколений». Казалось вполне естественным, что «вечная империя» должна иметь и вечного властелина. Император израсходовал огромные средства на поиски снадобья, дарующего бессмертие, но так и не смог его найти. Видимо, сама мысль о том, что, несмотря на все свое величие и безграничное могущество, он также подвластен смерти, как и последний из его подданных, была оскорбительна для него. Сыма Цянь пишет, что Ши-хуанди не переносил разговоров о смерти, и никто из приближенных не смел даже затрагивать эту тему. Поэтому в 210 г. до P. X., когда Ши-хуанди тяжело заболел во время объезда восточных, приморских, областей, никаких приготовлений к похоронам не делалось. Он сам, осознав наконец, что дни его сочтены, послал старшему сыну Фу Су короткую записку следующего содержания: «Встречай траурную колесницу в Сяньяне и похорони меня». Это было его последнее повеление. Ши-хуанди умер, при ближенные, опасаясь волнений, скрыли его смерть. Только после того, как его тело прибыло в столицу, был объявлен официальный траур. Еще задолго до своей кончины Ши-хуанди стал сооружать в горе Лишань огромный склеп. Сыма Цянь пишет: «Склеп наполнили привезенные и спущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, установленные там, они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться в усыпальницу. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу - очертания земли. Светильники наполнили жиром жэнь-юев в расчете, что огонь долго не потухнет. Во время похорон принявший власть наследник Эрши сказал: «Всех бездетных обитательниц задних покоев дворца покойного императора прогонять не должно», и приказал всех их захоронить вместе с покойником. Погибших было множество. Когда гроб императора уже опустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройство и прятавшие ценности, знают все и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда церемония похорон завершилась и все было укрыто, заложили среднюю дверь прохода. После чего, опустив наружную дверь, наглухо замуровали всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. Сверху посадили траву и деревья, чтобы могила приняла вид обычной горы.

Использованы материалы из кн.: Все монархи мира. Древний Восток. Константин Рыжов. Москва, 2001.

Далее читайте:

Исторические лица Китая (биографический указатель).

В этой главе я попытаюсь реконструировать официальную систему жертвоприношений, установленную императором Цинь-ши Хуан-ди ЗШКј»КµЫ (Ин Чжэн ЩшХю 259-210 гг. до н. э.), основателем первой китайской империи Цинь. Также я произведу анализ основных нововведений в ритуальной сфере, произошедших в данные период времени, попытаюсь выявить их истоки и политическое значение.

Начнем с того, что завоевав могущество среди “борющихся царств”, Цинь-ши Хуан-ди образовал первую в Китае империю, а в качестве философско-идеологической основы избрал легизм фа цзя ·ЁјТ (Школу законов). По сути, это учение было направленно на создание идеальных инструментов управления и контроля над государством и его институтами с целью установления идеального и эффективного правления, что отвечало требованиям развивающейся империи. Религия (как и ритуальная система) считалась основным из таких инструментов, а сам монарх - носителем безграничной власти, абсолютным центром политического и ритуального миров.

Таким образом, ритуальная система Цинь, как и другие политические институты, основанные на легизме, представляла собой строгую, четко продуманную систему, немного более сакральную и изолированную, чем остальные. К тому же, по мнению “законников”, для укрепления династии и авторитета монарха, каждый элемент ритуальной системы должен быть тщательно продуман, обладать определенным смыслом и доносить его до широких масс.

Так, одним из первых нововведений первого императора, стало установления нового императорского титула (вместо Ван Нх - ди µЫ), а также принятие самим Ин Чжэном нового титула Цинь-ши Хуан-ди “ЗШКј»КµЫ”. Таким образом, с одной стороны, он провозгласил себя первопредком-основателем династии Цинь - Цинь-ши ЗШКј, с другой - присвоил себе сакральный статус ещё при жизни: ранее термины хуан »К и ди µЫ, ранее прилагались исключительно к божествам (обожествленным предкам). Примечательно, что первые шаги в сторону такого возвышения статуса правителя были предприняты еще в начале III в. до н.э. В первым ди себя провозгласил государь (находившийся в статусе ван ) царства Ци Жл (с 410 г. до н.э. - Тянь Ци МпЖл), одного из самых могущественных государств периода Чжань-го- Минь-вангЙНх (прав. 300-284 гг. до н.э.). Вскоре такой же шаг предпринял ван царства Цинь, и дед Ин Чжэна - Чжао-сян-ван ХСПеНх (прав. 324-251 гг. до н.э.), объявивший себя Си-ди ОчµЫ, т.е. Владыкой Запада. Чжань-го хуйяо ХЅ№ъ»бТЄ (Собрание сведений о важнейших событиях [периода] Чжань-го). Сост. Ян Куань ·Ёјe, У Хао-кунь §dЇE©[.Т. 1-2, Шанхай, 2005. С. 112-115.

Вслед за этим, Цинь-ши Хуан-ди вновь переосмысливает концепцию Небесного мандата и заявляет, что повеление на правленье не может меняться и отныне навсегда закреплено за домом Цинь. Всё это демонстрировало высшее положение императора не только в земном, но и духовном мире, незыблемость и неизменность его власти, что стало апогеем сакрализации верховной правителя.

Ещё одним направлением ритуальной политики Цинь-ши Хуан-ди было отмежевание от традиции чжоуского дома. Так, он сводит до минимума роль культа предков в государственной религии, уже упомянутую концепцию тянь мин; кроме того, устанавливает жертвоприношения фэн шань ·вмш и принципиально новый пантеон, который в основном состоит из духов природных сил и астральных объектов: “Божества солнца и луны, Большой и Малой Медведицы, ветра, дождя, духи, персонифицирующие «четыре звезды» (Юпитер, Венера, Марс и Сатурн) и «четыре великие пучины»”. Кравцова М.Е. Представления о верховной власти правителя… Ук. Соч. С.97

Ритуал фэн шань , на мой взгляд, имеющий наивысшее государственное значение. впервые был осуществлен Цинь-ши Хуан-ди в 219 г. до н.э. на горе Тайшань М©ЙЅ, находящаяся в провинции Шаньдун на границе царств Ци и Лу. В историописаниях дается описание этого эпизода, когда Цинь-ши Хуан-ди, не став слушать следовать предложенному конфуцианцами порядку проведения фэн шань, не добился в этом успеха (был остановлен бурей) и был осмеян. Вполне допускается, что история была выдумана конфуцианцами. См.: Хань шу єєКй …Ук.соч. С. 1201-1202. По сути, он состоял из двух связных жертвоприношений фэн ·в, которое совершалось на вершине горы в честь Неба, и шань мш - на холме Лянфу Бєё¦у подножья Тайшань в честь Земли.

При смене правящего дома фэн шань являлись, своего рода, “установлением новой династии на ритуальном уровне”: указывали на закрепление за ней принадлежащих по праву (по воле Неба) земель и полномочий, вхождение новой династии в космологический цикл и установлении связи с сакральным миром и древностью. Так как не каждый государь был достоин осуществить данный ритуал, то принесение жертв фэн шань , с одной стороны, являлось знаком абсолютной власти и высших сакральных полномочий правителя, с другой - средством демонстрации легитимности правящего режима, его одобрения высшими силами. Тем не менее, историчность данного события спорна.

Несмотря на наличие разных точек зрения, на мой взгляд, выбор места для проведения и содержание данного ритуала, которое, к сожалению, нам практически не известно, были связанны с ещё одной стороной личности императора. Такой выбор трудно не связать с одержимостью Цинь-ши Хуан-ди поисками бессмертия. По словам Сыма Цяня, именно учение последователей Цзоу Яня ЧЮСЬ (305-240 гг. до н.э.) из царства Ци о Пяти фазах у син , а также учения “мастеров метода” из Янь Са о бессмертии и инь ян ТхСф оказали на него такое влияние. “Со времени правления циского Вэй-вана (378-343) и Сюань-вана (342-324) последователи Цзоу-цзы после обсуждения изложили его [учение] о движении пяти стихий-добродетелей [в своей последовательности] от начала и до конца. Когда [правитель] Цинь стал императором, писцы представили ему это учение, и Ши-хуан принял и использовал его. Однако Сун У-цзи, Чжэн, Бо-цзяо, Чун Шан и Сянь мэнь-Гао, который явился последним - все были родом из княжества Янь. Они в своей магии использовали учение о небожителях, [считая, что] тела небожителей как бы растворяются, а те превращаются [в святых]. Они опирались при этом на действия земных и небесных духов. Цзоу Янь, составив [главу] о круговороте главных сил - инь и ян, стал известен владетельным князьям”. См.: Сыма Цянь. Исторические записки... Ук. соч.. С. 160 В этом также можно усмотреть следы зарождения традиции Хуан-лао »ЖАП, подробней о которой я расскажу в следующей главе. Тем не менее, реальность этого предположения не доказана.

Поиски бессмертия и общий натурфилософский характер государственной религии при Цинь также объясняет возрождение чжоуской традиции объезда владений сюньшоу СІКШ, во время которого император совершал жертвоприношения ван Ны (которые теперь стали проводиться не в столице, как при Чжоу, а в непосредственной близи с объектом жертвоприношения) в честь духов пяти священных пиков (Тайши М«КТ Тайши - восточный пик горы Суншань. Примечательно, что в настоящее время область, в которой он находится, называется Дэнфэн µЗ·вѕЯ (восхождение [для осуществления ритуала] фэн)., ХэншаньєгЙЅ, ТайшаньМ©ЙЅ, Гуйцзи »б»ь, Сяншань ПжЙЅ) и двух великих потоков (ЦзишуйјГЛ®и Хуайхэ »ґєУ), и восьми духам ба шэнь °ЛЙс, а также мог инспектировать чиновников «на местах». Также жертвоприношения регулярно приносились духам семи знаменитых гор и четырёх рек.

Кроме того, традиция объезда земель отражала ещё одну особенность ритуального уклада Цинь. Образовавшись за счёт объединения под своим могуществом борющихся царств, империя Цинь по сути была многокультурной империей, сочетающей в себе множество различных традиций и верований. Официальная система ритуалов позволяла установление “на местах” жертвенников и алтарей духам местных гор и рек, жертвоприношения на которых император включал в свой объезд. Таким образом, совершая жертвоприношения на алтарях раннее завоеванных княжеств, а также жертвоприношения ван не в столице, а непосредственно у священных гор у пяти сторон света, рек и т.д., император собственнолично воспроизводил границы Поднебесной, демонстрировал свои полномочия и легитимность правящего режима.

Главным же ритуальным центром являлся комплекс Юн, находившийся в предместьях бывшей столице царства Цинь. Помимо четырёх жертвенников чжи в честь Владык сторон света в нем, по свидетельствам Бань Гу, располагались более ста жертвенников в честь, различных духов природных явлений, небесных светил, зодиакальных знаков и других См. Сыма Цянь. Исторические записки... Ук. соч.. С. 163., в том числе алтари для жертвоприношений цзяо , Земли Шэ и Хоу-цзи Йзрў. На четырёх жертвенниках совершались сезонные моления с принесением в жертву лошадей разных пород (чан цзю іўѕФ): весной - по случаю таянья льда, осенью - по случаю замерзания рек и зимой - приносились благодарственные жертвы сай дао Иыµ». Ритуалы цзяо , которые в эпоху Чжоу были призваны символизировать установление нового правленья, верховную власть и превосходство над другими, были возобновлены в имперское время и проводились в Юне один раз в три года в начале зимы и посвящались Шан-ди.

Однако главным и наиболее характерным для имперского ритуала новшеством стало образование специального обрядового ведомства, официальной системы контроля всей ритуальной деятельности в государстве, которая была поручена специально обученным чиновникам-жрецам. Среди них уже не было представителей народных верований, колдунов-у , как при династии Чжоу. Обрядовый приказ, скорее напротив, был призван оградить ритуальную сферу от подобных практик. Частные жертвоприношения были запрещены За исключением жертвоприношений на публичных жертвенниках маловажным духам. и назывались “запрещенными” инь Тщ, а ритуал превратился в сакральную, изолированную от постороннего вмешательства область, полностью находящуюся в руках верховной власти.

Такое устройство отражало государственный и общественный порядок, установленный Цинь-ши Хуан-ди по легистскому образцу. Если в Чжоу, в условиях раздробленности еще не существовало строгой системы контроля над ритуалом (удельные князья были вольны устанавливать жертвенники местным божествам на своих владеньях), то в Цинь мы наблюдаем полное “присвоение” и подчинение ритуальной сферы правителю Империи сферы государственного ритуала, тотального контроля над сферой ритуала с Небом и божественными силами, доступное исключительно государственному аппарату.

С приходом к власти Эр-ши Хуан-ди ¶юКА»КµЫ (230-207 гг. до н.э.), авторитет которого был невысок, авторитет правящего режима стал резко падать. Недостаток управленских способностей и несостоятельная политика высвободили ритуал из власти императора и передали его в управление чиновничества. Таким образом, получив доступ к вмешательству, они воспользовались ритуалом в качестве оружия против Эр-ши Хуан-ди, что при содействии иных политических обстоятельств, привело к краху династии Цинь.

Таким образом, рассмотрев основные аспекты ритуальной политики первой китайской империи Цинь, можно сделать следующие выводы. В целом, ритуальная система, установленная Цинь-ши Хуан-ди, отражала идеологию и политический режим первой китайской империи Цинь.

Политическое значение большинства официальных ритуалов Цинь-ши Хуан-ди было направлено: во-первых, на укрепление своего авторитета, затем, на доказательство легитимности правящей династии, демонстрацию высшего сакрального статуса императора и верховной власти, а также абсолютности и непоколебимости суверенной власти и политического режима в целом.

Первому императору Китая удалось создать четко оформленный ритуальный порядок, оформленный легистским учением и соответствующий имперской идеологии. Первая система официальных жертвоприношений имперского Китая в целом доказала своё важное место в системе управления единым государством. Тем не менее, циньская система ещё не была совсем полной. В целом, оформленная легизмом, она включала в себя те элементы чжоуского ритуала, которые, символично демонстрировали власть и единство, и кроме того была подвержена влиянию религиозных воззрений самого императора.

Таким образом, весь циньский ритуал был весьма символичен и в общем носил символизирующее значение. Каждый элемент ритуальной системы имел определенное значение и был направлен на массовое воздействие. Т.е. нельзя сказать, что ритуальная система в Цинь действительно сдерживала и регулировала отношения государственных структур, но была, скорее, призвана демонстрировать порядок, установленный правителем, и могущество всей Империи, с тем, чтобы закрепить представление о сакральности верховной власти, правящей династии и личности императора.

Возможно, именно чересчур многообещающая ритуальная политика, а не её реальное функционирование, а также попытки императора обретения бессмертия самому и придания ореола бессмертности всей династии послужили одной из причин её крушения. Так как с изменением исторических реалий, представления о сакральности и совершенстве государственного строя рушились один за другим, то вся идеология не доказала своей легитимности и потерпела крах. Тем не менее, несмотря на её недолгое существование, многие элементы ритуальной системы империи Цинь легли в основу официальных жертвоприношений последующих династий.

Цинь Шихуанди – одна из ключевых фигур истории Древнего Китая. После объединения страны он и его главный советник Ли Си провели серию успешных экономических и политических реформ; именно в его время был заложен целый ряд титанических даже по нынешним временам проектов – вроде первой версии Великой Китайской Стены, мавзолея размером с город, охраняемого легендарной Терракотовой армией или глобальной системы дорог по всей стране. Разумеется, все эти проекты в процессе реализации унесли немало жизней; жесткость Шихуанди как правителя проявлялась еще и в том, что он объявил вне закона и сжег практически все имевшиеся в стране книги – исключение составила лишь литература о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях и труды из личной императорской библиотеки.

Будущий император появился на свет в Ханьдане, княжество Чжао. Его мать была наложницей (конкубиной) влиятельного придворного Люй Бувэя; собственно, именно действия Бувэя помогли молодому Ин Чжэю прийти к власти; из-за этого начали активно муссироваться слухи о том, что именно Бувэй – настоящий отец парня.

Ин Чжэн стал правителем царства Цинь в тринадцать лет; на тот момент царство это уже было, фактически, самым сильным из воюющих царств древнего Китая. Первое время – до 238-го – Шихуанди считался несовершеннолетним; его регентом был, разумеется, все тот же Люй Бувэй. Ин Чжэн, однако, не терял времени даром и тщательно изучал нелегкий процесс управления империей; в двадцать два года он изгнал своего приемного отца в ссылку, по обвинению в подготовке мятежа.

Взяв власть в свои руки, Чжэн начал объединение Поднебесной. Со временем ему удалось захватить все шесть главных царств Древнего Китая; в тридцать девять лет он стал единоличным правителем Поднебесной; именно тогда ему и было дано тронное имя Цинь Шихуанди.

Из всего наследия первого императора единого Китая в наше время наиболее известны Великая Китайская Стена и гробница, охраняемая Терракотовой армией. Стена в том виде, в котором она существует сейчас, была создана во времена царства Минь; Цинь Шихуанди лишь заложил её основы. Терракотовая армия, с другой стороны, является исключительно его наследием. Согласно исследованиям китайского историка Сымы Цяня, на строительстве мавзолея и армии было занято семьсот тысяч человек. Британский историк Джон Ман позже поставил под сомнение эти цифры – по его подсчетам, столько жителей не было во времена Шихуанди ни в одном из крупнейших городов мира; сам Ман склонен считать, что на строительстве было занято лишь шестнадцать тысяч человек. Цянь в своих трудах никогда не упоминал о Терракотовой армии; обнаружили её лишь 29-го марта 1974-го. Группа фермеров рыла новые колодцы и наткнулась на человекоподобное изваянии в земле. Как показали дальнейшие исследования, солдаты сначала были изготовлены несколькими большими партиями, с помощью глиняных форм, а затем уже доработаны вручную.

Одним из первых проектов, которые затеял молодой правитель, был его собственный склеп. Строительство его началось в 215-м году до нашей эры; в работах было занято – по разным источникам – от трехсот до семисот двадцати тысяч человек; впрочем, согласно все тому же Ману, цифры эти сильно преувеличены.

November 18th, 2014

Так как тема погребения Первого китайского императора вызывает неиссякаемый интерес (я только недавно получил несколько подобных комментариев), я решил ее продолжить, а заодно частично еще раз коснуться вопроса китайских пирамид, тоже весьма актуального.
Маловероятно, что китайское правительство даст когда-либо добро на вскрытие захоронений древних императоров, поэтому я постараюсь примерно обрисовать то, что находится внутри погребений - именно этот вопрос, как я заметил, волнует многих любопытствующих больше всего. Я в свое время сделал несколько постов, где можно было видеть снаружи, но их внутренней структуры почти не касался. Хотя общую природу китайских курганов Сейчас я попробую рассмотреть эту тему более подробно.

Структуру внутренних помещений в гробницах императоров государств Цинь и Хань можно проследить на примере уже раскрытых погребений высокопоставленных лиц из этих династий. Например, несколько гробниц правителей царства Цинь - гос-ва завоевавшего весь Китай в 3 в. до н.э. сейчас уже раскопано, ведь именно князем Цинь был знаменитый Цинь Шихуанди - первый император объединенного Китая.

Разрытая гробница царства Цинь в провинции Шэньси.


Чертеж внутреннего устройства циньской гробницы 4 в. до н.э.

Гробница весьма проста - на дне огромной ямы находится небольшой деревянный склеп, где упокоился сам князь Цинь и несколько его жен. В этом помещении также находились необходимые покойному погребальные дары: украшения, посуда, оружие, все то, что должно было сделать пребывание правителя на том свете необременительным. Заодно с князем прикопали примерно 150 его сановников, наложниц и просто слуг, их гробы находятся снаружи погребальной камеры. Видимо, чем ближе к императорскому захоронению находился гроб соумирающего, тем выше был его социальный ранг в гос-ве Цинь.

Фото новодела, в который мудрые китайцы превратили императорскую гробницу, зато теперь она доступна для осмотра туристов.

Как видим, ничего сверхъестественного в погребении предшественника Цинь Шихуанди нет. Гробница имеет минимальные внутренние помещения, изначально сделанные из дерева (сейчас китайцы погребальную камеру, как видно на фото, отлили из бетона).
Но, деревянные балки склепа циньского вана частично сохранились, и их можно увидеть в музее.

Форма погребения в виде перевернутой пирамиды, уходящей вглубь земли, была характерна для всего древнего Китая (не только для царства Цинь). Она не менялась с времен государства Шан-Инь (1600-1027 гг. до н.э.). Как правило, на поверхности, над погребением, внушительных сооружений тогда не строили, хотя могли быть деревянные заупокойные храмы в виде классических китайских павильонов, естественно со временем они полностью исчезли.

Гробницы государства Чу периода Сражающихся царств (5 в.до н.э.) из уезда Цзаоян.

Длинные прямоугольные ямы внизу - места складирования боевых колесниц, их закапывали вместе с лошадьми, и в приличных количествах. В погребальном комплексе Цинь Шихуанди тоже были подобные ямы, там размещали настоящие колесницы и настоящих лошадей, а не только макеты из терракоты, как принято считать.

Деревянная погребальная камера, вернее камеры, в гробнице государства Чу в Цзяояне (кликабельно).

Погребальные камеры здесь, как и у циньских князей, представляют собой деревянные срубы из бруса, сверху над ними делали настил из таких же обработанных деревянных бревен. Как правило, использовались сосна и кипарис, дерево могли покрывать специальным лаком, чтобы предотвратить гниение. Как мы видим, деревянные стены и балки сохранилось очень хорошо, хотя прошло 2500 лет. Хотя, это скорее заслуга здешних почв, хорошо сохраняющих органику.

Вскрытие гробницы князя И, его княжество входило в состав царства Чу в 5 в. до н.э. На фото хорошо видны мощные бревна перекрытий.

Одна из камер в гробнице князя И.

Погребение князя И не было ограблено и прославилось огромным количеством извлеченных из него предметов. Как и в циньских княжеских могилах здесь с правителем захоронили весь его гарем - несколько десятков наложниц. Но, главная жена князя И имела отдельную гробницу, в сотне метров от могилы мужа.

Раскопки в могиле князя И (кликабельно).

Ну, а теперь мы подходим к ключевому вопросу - так, как же должны выглядеть гробницы Цинь Шихуанди и других великих императоров раннего Китая, что скрываются под огромными земляными пирамидами?

Ответ, я думаю, очевиден - гробницы императоров должны быть похожи на погребения их предшественников, князей царства Цинь, Чу и других. Нет никаких оснований думать, что у Цинь Шихуана погребение будет чем-то принципиально отличаться. Единственное, что мог себе позволить Первый император - это гигантские размеры гробницы, т.е. его мавзолей может отличаться только количественно, но не качественно. Он должен соответствовать всем канонам китайской погребальной архитектуры того времени.

Иногда можно прочитать в популярной литературе, что гробница Цинь Шихуанди - это нечто чрезвычайно роскошное и прогрессивное, в том числе и технически. Хотя, безусловно, гигантский земляной холм и множество деревянных срубов под ним, это то, что могло поражать воображение современников.

В защиту величия Первого императора Китая я могу выдвинуть только гипотезу, основанную на рассказе китайского историка Cыма Цяня, где он упоминает естественную гору Лишань, внутри которой и похоронили Цинь Шихуана.

«В девятой луне [прах] Ши-хуана погребли в горе Лишань. Ши-хуан, впервые придя к власти, тогда же стал пробивать гору Лишань и устраивать в ней [склеп]; объединив Поднебесную, [он] послал туда со всей Поднебесной свыше семисот тысяч преступников. Они углубились до третьих вод, залили [стены] бронзой и спустили вниз саркофаг. Склеп наполнили перевезенные и опущенные туда [копии] дворцов, [фигуры] чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, [установленные там], они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться [в усыпальницу]. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу — очертания земли. Светильники наполнили жиром жэнь-юев в расчете, что огонь долго не потухнет
Эр-ши сказал: “Всех бездетных обитательниц задних покоев дворца покойного императора прогонять не должно”, и приказал всех их захоронить вместе с покойником. Погибших было множество. Когда гроб императора уже спустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройства и прятавшие [ценности], знают все и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда церемония похорон завершилась и все было укрыто, заложили среднюю дверь прохода, после чего спустили наружную дверь, наглухо замуровав всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. [Сверху] посадили траву и деревья, [чтобы могила] приняла вид обычной горы"

Если гробницу выдалбливали в естественной горе, то тогда ее внутренняя структура может отличаться от захоронений царства Цинь, расположенных на равнине.

Но, проблема заключается в том, что внутри кургана Цинь Шихуанди так и не были найдены какие-либо существенные естественные скальные образования. Вернее сказать, там было найдено все что угодно, это объясняется спецификой китайских изысканий. Если надо китайские специалисты могут где угодно обнаружить что угодно, также как и наоборот, их результаты могут зависеть от текущей политики партии, фэн-шуй и прочих важных факторов. Достаточно привести пример того, что до сих пор даже нет четкого мнения о высоте кургана Первого императора, вроде бы, что может быть проще - измерить высоту, но данные колеблются от 35 до 80 (!!) метров:) В связи с этим, стоит очень внимательно сортировать всю информацию, получаемую от китайских исследователей.

Общий вид пирамиды императора Цинь Шихуанди, она похожа на естественную гору, поросшую лесом.

Что касается, истории с гробницей, вырубленной в скале, то некоторые специалисты небеспочвенно отмечают, что Лишань (Прекрасная гора), может быть просто красочным названием рукотворного могильного кургана, китайцы любят красивые имена. Тем более этот курган был тогда единственным в своем роде, таких больших насыпей в Китае ранее не возводили, поэтому люди и правда могли наделять его качествами природной горы.

Китайские специалисты, просвечивая курган Цинь Шихуанди, находили в нем (и под ним) множество конструкций. Например, утверждалось, что найдены некие рукотворные объекты на глубине 50 метров под пирамидой, в другом случае на глубине 30 метров, в третьем, что некий большой объект, похожий на ступенчатую пирамиду находится над поверхностью земли в толще насыпи. Утверждалось, что обнаружен некий "подземный дворец" общей площадью аж 180 000 кв.метров. Обнаружено повышенное содержание ртути, что должно свидетельствовать о ртутных реках и морях из рассказа Сыма Цяня. Но, повторяю, на данный момент руководствоваться можно только подтвержденными данными, и анализом погребений предшественников великих китайских императоров.

Более того, даже использование обожженного кирпича было очень ограниченным. Им, как правило, только мостили полы, иногда кирпич использовали для внешней облицовки сооружений. Кирпичи клали ровными рядами друг на друга, и часто даже без раствора, в лучшем случае применяли глину. Естественно, с подобным низким уровнем техники кирпичной кладки невозможно было даже думать о таких, уже давно известных на Западе элементах, как арки и купола. Все это появилось в Китае только на рубеже нашей эры. Например, в гос-ве Восточная Хань (1-3 вв. н.э.) камер использовались уже широко. Поэтому перекрытия всех китайских построек того времени могли быть только деревянными.

Пирамида императора Юань-ди, правил с 49 до н. э. до 33 до н. э

В 3 в. до н.э. китайская цивилизация была все еще изолированна от тогдашних центров мировой культуры - Европы и Ирана. Великий Шелковый путь начал функционировать только через сотню лет - во 2 в. до н.э. Поэтому западные мастера еще не добрались в китайские дали. В 3 в. до н.э. они только начали обучение индусов в империи Маурьев - там появились первые каменные архитектурные элементы. А Китаю пришлось ждать еще несколько столетий, пока западные технологии были усвоены местными мастерами.

Подземные дворцы Цинь Шихуанди и императоров династии Хань (продолжателей китайского пирамидостроения) могли быть возведены только из дерева и утрамбованной земли, и никак иначе.

Для того, чтобы представить себе гробницу Первого императора Китая внутри, можно воспользоваться уже раскопанными подземными помещениями из его погребального комплекса. Это те залы, в которых находились его знаменитые Вся глиняная армия Цинь Шихуана располагалась в длинных галереях, вырытых в земле. Стены этих помещений создавались из утрамбованной земли и вертикальных деревянных балок, которые несли крышу-настил из бревен, сверху крытых циновками. Дальше шел слой глины и земли - и все, подземный дворец готов!

Галереи с терракотовыми воинами.

Я более чем уверен, что основное ядро подземного комплекса Цинь Шихуана мало чем отличалось технологически от галерей, где стояло его терракотовое воинство. Возможно, речь может идти только о более обширных залах, крытых бревенчатым настилом. Может быть, там были залы со множеством деревянных колон, характерных для китайской архитектуры. Именно в таком зале строители мавзолея могли украсить потолок картиной звездного неба, а по утрамбованному земляному полу пустить "большие и малые реки и моря из ртути", как об этом писал Сыма Цянь.

Несмотря на поразительную сохранность деревянных конструкций древних китайских гробниц, существует большой риск того, что колоны из сосны и кедра могли не выдержать огромную массу земляной пирамиды, насыпанной сверху, и всепоглощающего времени. Возможно, на данный момент подземный дворец Цинь Шихуана полностью засыпан массами земли и глины. Тем более, есть исторические свидетельства, что гробницу Первого императора неоднократно грабили потомки, и не только грабили, но и жгли. Например, большая часть галерей с глиняными воинами серьезно пострадала от огня.

Но, к счастью, в Китае сейчас раскопано много гробниц с ранними деревянными подземными дворцами, как правило, они все относятся к эпохе Западная Хань

Например, вот гробница династии Западная Хань недавно открытая в провинции Шаньдун.
http://www.backchina.com/news/2011/07/21/151671.html

Внутренние помещения гробницы все сделаны из дерева, даже стены коридора, что на фото, сложены из деревянных брусков, хотя может показаться, что это кирпич.

Здесь хорошо видна фактура дерева. Удивительно, что за 2000 лет все конструкции так хорошо сохранились.

Мощные балки потолка.

Еще одная разрытая гробница эпохи Хань (Кликабельно).

Чтобы понять внутреннюю структуру типичного ханьского мавзолея, рассмотрим еще один пример - музеефицированную княжескую гробницу в Дабаотай, в южном пригороде Пекина, князя Лю Цзяня (73-45 гг. до н.э.) из династии Западная Хань.http://blog.voc.com.cn/blog_showone_type_blog_id_691288_p_1.html

Здесь подземный дворец тоже хорошо сохранился. Он полностью деревянный, видимо в эпоху Хань в Китае не было проблем с лесами, как сейчас. Толстые несущие стены тут тоже выложены из кедровых брусков, кирпич не используется вовсе.

Структура довольна проста - центральный зал, где стоял саркофаг князя, и две обводные галереи вокруг. В гробницу вел такой же деревянный коридор-дромос, где были найдены колесницы со скелетами лошадей.

Предполагаю, что примерно также выглядели все подземные дворцы ханьских императоров, находящиеся под знаменитыми земляными пирамидами. Может быть, там больше комнат, они как-то украшены (здесь, в княжеской гробнице, как видим, отделка почти совсем отсутствует, в лучшем случае доски просто окрашены), но их суть от этого не изменится. Скорее всего, ханьские "подземные дворцы" - это суровые архаичные сооружения, подобные тем, что мы видим на фото.