Епископская резиденция в вюрцбурге. Шедевр эпохи барокко: Вюрцбургская резиденция. История строительства и реконструкции Вюрцбургской резиденции

Здание Вюрцбургской резиденции – крупнейший в Южной Германии архитектурный памятник в стиле барокко. Здесь можно увидеть самую большую в мире потолочную фреску и роскошные интерьеры XVIII века, не уступающие знаменитому Версалю. Любители классической музыки приезжают во дворец на ежегодные фестивали, в экспозиционных залах проводятся масштабные европейские выставки. Лучшее место в Баварии, где можно познакомиться с самым изысканным художественным стилем Европы, – это Вюрцбургская резиденция.

Замок епископов и герцогов

Вюрцбургская резиденция (Würzburger Residenz) была возведена по заказу архиепископа Иоганна Филиппа Франца фон Шёнборна. Строительные работы велись с 1719 по 1744 год, художественное оформление интерьеров продолжалось до 1780 года.

Замок был резиденцией епископов Вюрцбурга (которые также носили титул герцогов Франконии) до 1806 года. Во время наполеоновских войн епископство упразднили, и вскоре герцогство вошло в состав Баварии.

В начале ХІХ века во дворце не раз гостил Наполеон Бонапарт, супруга которого Мария-Луиза Австрийская была племянницей герцога Фердинанда III.

В конце Второй мировой войны комплекс подвергся бомбардировкам и получил значительные разрушения. Когда после подписания в Берлине акта капитуляции Германии в Вюрцбург вошли войска союзников, американский искусствовед Джон Скелтон организовал консервацию здания и спас сохранившиеся уникальные интерьеры.

Реставрация комплекса началась в 60-х годах ХХ века и завершилась в 2006 году. Сейчас в замке располагаются музеи, филиал Вюрцбургского университета и выставочные залы. Уникальный архитектурно-парковый комплекс включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура дворцового комплекса

Резиденция построена по проекту известного немецкого архитектора Иоганна Бальтазара Неймана (Johann Balthasar Neumann). В ходе подготовительных работ Нейман посещал Страсбург, Нанси и Париж, изучал стиль барокко и сотрудничал с главным королевским зодчим Франции Робером де Котта. К строительству были привлечены лучшие инженеры Германии – Иоганн Максимилиан фон Уэлш, Филипп Кристоф фон Эрталь, Ансельм Франц фон Риттер, Иоганн Лукас фон Хильдебрандт, Габриэль Жермен Боффран.

Размеры епископской резиденции выглядят впечатляюще даже в наши дни. Длина здания со стороны главного фасада составляет 167 метров, протяженность боковых фасадов – 97 метров. Во дворце более 300 залов и комнат.

К центральной части здания примыкают два длинных массивных крыла. Главный вход располагается во внутреннем дворике, размеры которого были спроектированы так, чтобы в нем могли свободно разворачиваться конные экипажи.

Перед резиденцией располагается фонтан «Франкония», созданный в стиле необарокко. В центре водной чаши возвышается постамент, который окружают фигуры легендарных творцов Германии эпохи Возрождения – поэта, художника и скульптора. Композицию венчает аллегорическая бронзовая фигура Франконии с флагом Вюрцбурга в руках.

Если обойти здание вокруг, то можно попасть в парк, ландшафты которого запланированы в английском стиле. Здесь можно увидеть цветники с сотнями розовых кустов, садовые фонтаны, изысканно подстриженные тисовые деревья и зеленые газоны, между которыми вьются извилистые аллеи. Лестница, украшенная фигурами херувимов, фавнов и аллегорических персонажей, ведет на террасу, примыкающую к старинному бастиону.

Главные достопримечательности замка

Внутреннее пространство резиденции определяет сложная система высоких арочных сводов. Из главного вестибюля, длина которого составляет более 30 метров, во внутренние покои можно попасть по живописно декорированной двойной лестнице, над которой располагается самая длинная в мире (более 58 метров) цельная фреска работы итальянского художника Джованни Баттиста Тьеполо.

Потолок этого огромного пространства сконструирован настолько необычно, что современники Бальтазара Неймана сомневались в его прочности и опасались, что, когда уберут строительные леса, перекрытие рухнет. Но архитектор утверждал, что этот свод не разрушит даже пушечный обстрел. Интересно, что спустя 200 лет слова Неймана подтвердились на практике: в 1945 году во время бомбардировок замка потолок вестибюля выдержал взрывы авиационных бомб, и не только его конструкция, но и уникальный декор остались неповрежденными.

Залы дворца

Залы дворца – уникальный памятник интерьерного дизайна Южной Германии.

  • В Аудитории сохранились резные настенные и дверные панели работы Фердинанда Хундта, которые считаются непревзойденными по качеству и тонкости работы.
  • В банкетном Белом зале вы увидите изображения драконов и павлинов, созданные известным скульптором и художником Антонио Босси.
  • Зал Зеркал производит фантастическое впечатление из-за обилия отражений, которые расширяют и трансформируют пространство помещения. Роскошный Императорский зал поражает воображение позолоченными фризами, фресками работы Тьеполо, скульптурой и светильниками. Колонны с пышной лепниной, высокие арочные окна и светлый мраморный пол образуют уникальный эстетический ансамбль.
  • Не менее эффектны Зелёный кабинет и Венецианская комната.
  • Еще одно помещение, которое непременно стоит посетить, – церковь Hofkirche. Свод зала поддерживают витые колонны и арки с позолоченной лепниной в стиле рококо, алтарь и карнизы украшают мраморные фигурки. В храме создана уникальная система дневного освещения: свет, который падает из окон в правой стене, отражают и рассеивают зеркала, установленные на левой.

Музейные и выставочные экспозиции во дворце

Музей интерьеров в стиле барокко и франконского рококо включает более 40 отреставрированных залов и комнат, в которых сохранены и восстановлены оригинальные интерьеры середины XVIII века. Картины и фрески Джованни Тьеполо, скульптура Иоганна Вольфганга ван дер Аувераса, Георга Адама Гутманна и Антонио Босси, росписи Иоганна Рудольфа Бисса – не только украшение интерьера, но и самостоятельные произведения искусства.

В замке открыт Музей Иоганна Мартина фон Вагнера (Johann Martin von Wagner) – немецкого скульптора, резчика, мецената и археолога, почётного гражданина города Вюрцбурга.

В Галерее Вюрцбурга проводятся выставки современного искусства и технических инноваций.

Ежегодно в начале лета в резиденции проходит Фестиваль Моцарта, на который собираются любители классической музыки не только из Германии, но и из других стран Европы.

И 2019 год не станет исключением, в этом году также пройдёт один из этапов юбилейного фестиваля «Дворцы и замки Баварии». Вход для посетителей и участие во всех праздничных мероприятиях бесплатные. Программа включает концерты, экскурсии и увлекательные развлечения для взрослых и детей.

Экскурсии по Вюрцбургской резиденции

Осмотреть архитектуру здания и погулять в парке резиденции можно бесплатно в любое удобное время.

Музей интерьеров работает ежедневно. С апреля по октябрь он открыт с 9.00 до 18.00, с ноября по март – с 10.00 до 16.30.

Посещение возможно только в составе экскурсионной группы. Стоимость билета для взрослых 7,50 евро (570 рублей). Для детей и подростков до 18 лет вход свободный.

Как добраться до Würzburger Residenz

Вюрцбургская резиденция расположена по адресу Residenzplatz 2, Würzburg

До нее можно пройти пешком от набережной Balthasar Neumann или доехать на автобусе до остановки Residenzplatz. Для личного автотранспорта на площади есть парковка.

Заключение

Würzburger Residenz – это гордое прошлое и динамичное настоящее. В уникальном архитектурном комплексе гармонично объединяются изысканность старины и площадка для современных культурных проектов. Если вы окажетесь в Вюрцбурге, не упускайте возможности изучить достопримечательности одного из красивейших дворцов Южной Германии.

Würzburg – зимняя резиденция: Видео

Вюрцбургская резиденция насчитывает четыре сотни залов и комнат, но для туристов открыты 42 из них. Потолок над центральной лестницей оформлен фресками, созданными крупнейшим художником итальянского рококо Джованни Баттиста Тьеполо и его старшим сыном Доменико.

Особое внимание посетителей привлекает роскошный Императорский зал. Фрески на его потолке также написал Джованни Баттиста Тьеполо, а их сюжетом стала история Вюрцбурга. В других помещениях – Малом кабинете, Белом и Зеленом залах – можно увидеть красивые рельефы, цветной мрамор, позолоту, большие зеркала и изящную лепнину.

Вюрцбургская резиденция окружена дворцовым садом Хофгартен, а ее визитной карточкой считается Почетный двор. В конце XIX века здесь появился Франконский фонтан, изготовленный известным скульптором и литейщиком Фердинандом фон Миллером.

Туристам

Двери дворца открыты для туристов в любой день: с ноября по март с 10.00 до 16.30, а с апреля по октябрь с 9.00 до 18.00. Билет для взрослого стоит 7,5 €. Посетителей до 18 лет пускают сюда бесплатно. Побывать в Вюрцбургской резиденции можно только в составе экскурсионной группы.

История строительства и реконструкции Вюрцбургской резиденции

В начале XVIII столетия архиепископ Иоганн Филипп Франц фон Шенборн захотел перенести свой двор в удобное здание. С 1704 года на месте будущей Вюрцбургской резиденции располагался небольшой дворец, однако архиепископ желал, чтобы он стал более роскошным.

Деньги на постройку нового дворцового комплекса появились в 1719 году, после того, как архиепископ выиграл судебную тяжбу. Возведение нового здания растянулось на 60 лет. В строительстве принимали участие именитые зодчие из разных стран, а общее руководство масштабным проектом осуществлял известный архитектор Иоганн Бальтазар Нейман.

В 1724 году архиепископ фон Шенборн скончался. После него строительством Вюрцбургской резиденции занимались еще два церковных иерарха. Когда здание было готово, много сил и времени ушло на отделку внутренних помещений. Наконец в 1780 году основные работы были закончены. В конце Второй мировой войны дворцовый комплекс получил значительные разрушения от бомбардировок, но после долгой реставрации великолепные залы удалось полностью восстановить.

Как добраться

Вюрцбургская резиденция расположена на просторной площади Residenzplatz, в 0,9 км от железнодорожной станции Würzburg-Süd и в 1,1 км от железнодорожной станции Würzburg Hbf. До дворца можно доехать на автобусах № 2, 9, 6, 12, 14, 16 и 20 и на трамваях № 1, 3 и 5.

Основание Вюрцбургской резиденции относится к началу XVIII века. Она создавалась как место официального постоянного пребывания вюрцбургских архиепископов-курфюрстов в течение более 60 лет, и является выдающимся примером архитектуры южнонемецкого барокко.

Основание Вюрцбургской резиденции (Würzburger Residenz) , расположенной в одноименном старинном баварском городе, относится к началу XVIII века. Она создавалась как место официального постоянного пребывания вюрцбургских архиепископов-курфюрстов в течение более 60 лет, и является выдающимся примером архитектуры южнонемецкого барокко.

Великолепным шедевром зодчества европейская культура обогатилась благодаря архиепископу Иоганну Филиппу Францу фон Шенборну , который решил перевести свой двор из находящейся высоко на холме (Festung Marienberg) в более удобный для приемов небольшой дворец, построенный в 1704 г. Однако новая резиденция не вполне соответствовала представлениям аристократа о роскоши и красоте. Удовлетворить амбиции и эстетические запросы в полной мере помог случай. Исход судебной тяжбы, о сути которой история умалчивает, в 1719 г. принес князю Иоганну фон Шенборну очень крупную сумму денег. Она без промедлений была направлена на перестройку дворца.

Возведение Вюрцбургской резиденции проводилось с широким размахом и растянулось на много лет. На разных этапах к нему были привлечены известные европейские архитекторы: Максимилиан фон Вельш, Иоганн Лукас фон Хильдебрандт, Жермен Боффран, Робер де Кот . Проектировал здание и возглавлял строительство известный мастер барокко Иоганн Бальтазар Нейман .

Идейному вдохновителю и организатору работ курфюрсту Иоганну Филиппу Францу фон Шенборну не суждено было увидеть полного воплощения в жизнь своих замыслов: в 1724 г. он скончался. Его преемник Франц Кристоф фон Гуттен не проявлял фанатичного отношения к строительству дворца. Возведение его стен завершилось лишь в 1744 г. при архиепископе Фридрихе Карле фон Шенборне , который доводился братом основателю Вюрцбургской резиденции.

Внутреннее оформление помещений, отличающееся господством стилей барокко и рококо, осуществлялось в три этапа. Первый из них начался при Фридрихе Карле и ознаменовался отделкой Малого кабинета, Императорского и Белого залов. Главным итогом второго этапа, приходящегося на время управления Резиденцией Карлом Филиппом фон Грейффенклау , стала роспись в 1753 г. потолка холла дворца. Декорирование остальных помещений проводилось с 1769 г. при курфюрсте Адаме Фридрихе фон Зейнсгейме . К 1780 г. основные работы были завершены.

Вюрцбургская резиденция насчитывает 400 комнат, разделяющихся на северные и южные апартаменты, в которые из холла ведут два крыла центральной лестницы. Потолок над лестницей украшают фрески работы Джованни Тьеполо и его сына Доменико. Роспись является крупнейшей в мире и посвящена частям света – Европе, Азии и Африке, представленным характерными пейзажами и животными, а также аллегориями.

Среди комнат дворца особой роскошью выделяется Императорский зал , декорированный рельефами на белом, красном и желтом мраморе. Фрески на потолке, выполненные Джованни Тьеполо, отображают историю .

Малый кабинет интересен настенной отделкой в виде стеклянных панелей, украшенных рисунками в азиатском стиле. Изюминка Белого зала — лепнина на светло-сером фоне работы Антонио Босси. В интерьере Зеленого зала доминируют рисунки, обрамленные декоративными элементами соответствующего цвета с золотыми орнаментами.

В начале XIX века было создано Великое герцогство Вюрцбург, и занявший его престол Фердинанд III Тосканский, дядя второй жены Наполеона Марии-Луизы Австрийской, оформил часть помещений дворца в стиле неоклассицизма.

Своеобразной визитной карточкой дворца является Почетный двор , расположенный со стороны города перед центральной частью здания. В 1894 г. его украсил Франконский фонтан, выполненный Фердинандом фон Миллером по заказу принца-регента Луитпольда Баварского, выразившего таким подарком почтение к месту своего рождения.

Во время Второй мировой войны Вюрцбургская резиденция значительно пострадала от бомбардировок, но вследствие масштабных реставрационных работ, проводившихся в последней трети XX столетия, большую часть интерьеров удалось восстановить.

Residenzplatz 2 97070 Würzburg, Deutschland
residenz-wuerzburg.de‎

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Вюрцбургская Резиденция является одним из самых великолепных дворцов Европы, шедевром южного немецкого и позднего европейского барокко. В 1981 году бывшая Резиденция князей-епископов Вюрцбурга внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как "наиболее гармоничный и самый необыкновенный из дворцов в стиле барокко". Строительство дворцового ансамбля в Вюрцбурге было начато в 1720 году по инициативе князя-епископа Йоханна Филиппа Франца фон Шёнборна - светского и религиозного правителя Вюрцбургского княжества. Для придания политического веса небольшому княжеству Вюрцбург, входившему в состав Священной Римской империи, и отдавая дань куртуазному XVIII веку, вновь избранный князь-епископ Вюрцбурга решил перенести епископскую резиденцию из средневековой крепости Мариенберг в новый дворец, не уступающий роскошью и красотой парижскому Версалю и дворцу Шёнбрунн в Вене. Как раз в это время в епископскую казну поступили 600 000 гульденов, взысканные с Якоба Галлуса фон Холаха - влиятельного чиновника, пойманного на казнокрадстве. Эти деньги и были направлены на строительство новой епископской резиденции. В качестве главного архитектора Йоханн Филипп Франц фон Шёнборн пригласил тогда ещё никому неизвестного 33-летнего Бальтазара Неймана - в последствии выдающегося немецкого архитектора, работавшего в стилях барокко и рококо. В ходе подготовки проекта дворца Нейман посетил Мангейм, Брухзаль, Страсбург, Нанси и Париж, где изучал работы Робера де Котта - первого архитектора короля Людовика XIV, а также использовал для проекта дворца идеи и наработки архитекторов Жермена Боффрана, Максимилиана фон Вельша, Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта, Ансельма Франца Фрайхера фон Риттера и других известных европейских архитекторов. В 1724 году, через 4 года после начала строительства резиденции, неожиданно умер князь-епископ Иоганн Филипп Франц фон Шёнборн. Его преемник Кристоф Франц фон Хуттен, после завершения возведения северного крыла, решил прекратить строительство дворца. Работы были возобновлены в 1730 году, при епископе Фридрихе Карле фон Шёнборне, и завершены в 1744 году, оформление интерьеров продолжалось вплоть до 1780 года. Над декором внутренних помещений Вюрцбургской резиденции, оформленных в стилях барокко и рококо, трудились известные художники и ремесленники со всей Европы. Вюрцбургский дворец насчитывает 400 комнат, расположенных в северном и южном крыльях здания, в которые из центрального холла ведёт знаменитая двухмаршевая лестница - шедевр, созданный Бальтазаром Нейманом. Решение молодого архитектора перекрыть огромное, площадью 32 на 18 метров и высотой 5 метров, пространство парадной дворцовой лестницы мощным кирпичным сводом без использования дополнительных опор вызвало шквал критики со стороны его маститых коллег. Венский архитектор Иоганн Лукас фон Хильдебрандт утверждал, что свод непременно рухнет под собственной тяжестью, и советовал заказчику все расходы взыскать с Бальтазара Неймана. Хильдебрандт был настолько уверен в утопичности планов своего молодого коллеги, что обещал собственноручно вбить в потолок крюк и повеситься на нём, если свод не обрушится в течение первой же недели. Архитекторов рассудило время - парадная лестница и её свод существуют и поныне, мало того, спроектированный Нейманом потолок выдержал пожар, вспыхнувший в резиденции после массированных бомбёжек Вюрцбурга в 1945 году - деревянная крыша над парадной лестницей сгорела, а каменный свод практически не пострадал. Внутренняя поверхность свода парадной лестницы представляет собой огромную фреску, над созданием которой в течение 1752-1753 годов работал приглашённый из Венеции известный итальянский живописец Джованни Баттиста Тьеполо. Эта фреска считается самой большой картиной в мире. В центре фрески, на небесах, изображены боги-олимпийцы и аллегории четырёх континентов - Европы, Азии, Африки и Америки. В овальном медальоне - портрет Вюрцбургского князя-епископа Карла Филиппа фон Грайффенклау, которому трубят славу ангелы, есть на фреске и портрет создателя дворца - Бальтазара Неймана, не дожившего до завершения картины. Кисти Тьеполо принадлежат также фрески Императорского зала, изображающие важнейшие сюжеты из истории Вюрцбурга - дарование императором Фридрихом Барбароссой епископу Вюрцбурга княжеского титула и сцена бракосочетания Фридриха Барбароссы с Беатрисой Бургундской. Для декора Императорского зала были использованы белый, жёлтый и красный мрамор, витые колонны, богатая лепнина и позолота. Здесь принимали германских императоров, проходили балы и торжественные приёмы. Белый зал дворца оформлен в стиле рококо, богатая белая лепнина на светло-сером фоне стен выполнена художником Антонио Босси. Ещё одна достопримечательность резиденции - Зеркальный кабинет, стены которого полностью покрыты зеркалами в изящных золочёных рамах. Многократное отражение зеркал увеличивает пространство, множит число предметов, искажает реальность. Говорят, сама Мария Терезия, увидев Зеркальный кабинет, воскликнула: "Это, воистину, всем дворцам дворец!". Малый кабинет интересен настенной отделкой в виде стеклянных панелей, украшенных рисунками в азиатском стиле. Для оформления Зелёного лакового зала были использованы многослойные покрытия стен металлического зелёного цвета, украшенные картинами и золотым орнаментом. В юго-западной части резиденции расположена Дворцовая часовня Хофкирхе, пространство которой разделено колоннами на три ротонды с овальными куполами. Левая часть часовни лишена окон, на её стенах размещены большие зеркала, отражающие свет, проникающий из окон на противоположной стороне. Интерьер часовни оформлен в тёмно-розовом и золотом цветах, богато декорирован мраморными колоннами, статуями, богатой лепниной и фресками работы Антонио Босси. Вокруг дворца был разбит красивый парк с ухоженными клумбами, розариями, лестницами, фонтанами и статуями. В 1803 году Епископское княжество Вюрцбург было упразднено с секуляризацией (изъятием церковной собственности в пользу государства), в 1806-1814 годах в южном блоке дворца располагалась резиденция великого герцога Фердинанда Тосканского. В это время бывшую епископскую резиденцию трижды посещал император Наполеон Бонопарт, апартаменты, в которых он останавливался, были оформлены в стиле ампир. В 1814 году Вюрцбург стал частью Королевства Бавария, а дворец стал резиденцией монархов Баварии. В 1821 году в Резиденции родился принц-регент Баварии Луитпольд, во время правления которого было много сделано для украшения дворца, в частности, в 1894 году был построен Франконский фонтан. В 1921 году бывшая резиденция князей-епископов Вюрцбурга была открыта для общественности. В марте 1945 года дворец сильно пострадал во время массированных бомбардировок Вюрцюурга, реконструкция Вюрцбургской резиденции была начата в 1945 году и полностью завершена в 1987 году.

Вюрцбургская Резиденция
Würzburger Residenz
Адрес: Residenzplatz 2, Tor B 97070, Würzburg, Deutschland
Тел: +49 931 35517-0
Факс: +49 931 35517-25
E-mail: [email protected]
Web: www.residenz-wuerzburg.de
Как добраться : Международный аэропорт Франкфурт-на-Майне - 125 км
Железнодорожный вокзал Würzburg Hbf - 1 км
Железнодорожный вокзал Würzburg Süd - 500 м
До Вюрцбургской резиденция можно доехать на автобусах
№№ 9, 6, 16 (от Juliuspromenade), №№ 12, 14, 20, 2 (от автовокзала) и на трамвае №№ 1, 3, 5 (от центрального железнодорожного вокзала)
Детали на www.residenz-wuerzburg.de/deutsch/tourist/anfahrt.htm
Период действия : постоянно
Режим работы : *Апрель-октябрь:
Понедельник - воскресенье с 09:00 до 18:00
Билетная касса закрывается в 17:30
*Ноябрь - март:
Понедельник - воскресенье с 10:00 до 16:30
Билетная касса закрывается в 16:00
*Экскурсии на английском языке:
Понедельник - воскресенье в 11:00, 13:30, 15:00 и 16:30 (с апреля по октябрь)
Продолжительность экскурсии 45 - 50 минут
*Сад открыт ежедневно до наступления темноты (максимум до 20:00)
*Выходные дни - 1 января; Масленица; 25, 25 и 31 декабря
Стоимость : 8 EUR / 1 чел.
Взрослые - 7,5 EURO
Группы (от 15 человек и более) - 6,5 EURO/с человека
Дети до 18 лет, студенты - вход бесплатный
Посещение сада и Дворцовой часовни - бесплатное

Вюрцбургская епископская резиденция (нем.Würzburger Residenz) - это памятник мировой культуры, шедевр позднего барокко. В ней нашли свое отражение лучшие идеи эпохи. Она является оригинальным результатом синтеза французской дворцовой архитектуры, австрийского имперского стиля, северо-итальянского дворцового и сакрального зодчества. Ее ставят в один ряд с венским Шёнбрунном и французским Версалем. В список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Резиденцию внесли в 1981 году.

В решающие периоды истории города Вюрцбургом правили два архиепископа из рода Шёнборнов, помимо честолюбия отличавшиеся еще и любовью к искусству. Йоханн Филипп Франц фон Шёнборн в 1719 г. приступил к планированию большого проекта Резиденции архиепископов в стиле барокко, а Фридрих Карл фон Шёнборн энергично способствовал завершению строительства в 1744 г. Помимо прочего, Вюрцбургу удалось профинансировать эту «стройку века», не залезая в долги.

Резиденция в Вюрцбурге была одним из самых престижных и амбициозных проектов своего времени во всей Европе. Главным архитектором был Иоганн Бальтазар Нейман (нем.Johann Balthasar Neumann). К моменту, когда Нейман получил этот заказ, ему исполнилось всего 33 года. Резиденция стала первым большим проектом Неймана и оказалась делом всей его жизни - главным из трех десятков дворцов, церквей, часовен, построенных по его проектам. Вокруг Дворца-резиденции был раскинут роскошный барочный парк →

На площади перед Дворцом установили роскошные ворота. Они увенчаны императорской короной. Ворота были изготовлены в мастерской Георга Эгга в 1748-1751 г.г. В наши дни через эти ворота туристы входят в прекрасный французский регулярный парк, который я настоятельно рекомендую вам посмотреть.


Во Дворце-Резиденции есть роскошнные покои, предназначенные для императора Священной Римской империи во время его пребывания в Вюрцбурге. В середине XVIII в. в моду вошел рококо, так что Императорский зал, императорские покои с зеркальным кабинетом и некоторые другие помещения выполнены именно в этом элегантном стиле, основной орнаментальный мотив которого напоминает морскую раковину (от французского «rocaille»).

Мастер-лепщик Антонио Босси придал таким орнаментам особенно пылкие формы и изломанные контуры, создав то, что порой называют «вюрцбургским рококо», создав таким образом неповторимый облик Императорского зала.

Шедевр Тьеполо в Вюрцбурге - роспись Императорского зала. Здесь изображены и бракосочетание императора Фридриха Барбароссы с Беатрисой Бургундской в 1156 г., и Рейхстаг 1168 г., проходивший в Вюрцбурге. Оба эпизода проясняют распределение ролей между духовной и светской властью в старой империи. Так Тьеполо изобразил в прекрасной инсценировке, как император подтверждает вюрцбургскому епископу его титул герцога Франконского


Декоративное оформление интерьеров выполнялось в три этапа и началось ещё при князе-архиепископе Фридрихе Карле. При его преемнике Карле Филиппе фон Грейфенклау были выполнены известные живописные работы. Со смертью заказчика Грейфенклау закончилась эпоха «вюрцбургского рококо». Более поздние интерьеры, появившиеся при Адаме Фридрихе фон Зейнсгейме, выполнялись в более скромном стиле Людовика XVI.

В оформлении дворца фресками и штукко приняли участие знаменитые итальянские художники Джованни Баттиста Тьеполо, Антонио Джузеппе Босси (Белый зал) и Иоганнес Цик (Садовый зал).

Джованни Баттиста Тьеполо украсил парадную лестницу самыми крупной потолочной фреской в мире. Тема была задана заказчиком Карлом Филиппом фон Грайффенклау, который следовал известным образцам - фрескам над Посольской лестницей в Версальском дворце. В Вюрцбургской Резиденции на четырех сторонах свода триумфируют четыре континента, над ними в море красок сценой для покровителя муз Аполлона и его спутников более или менее божественного прoисхожденияя небо. Внизу - царство земного, над ним - идеальный, нематериальный мир, в котором правят сладостные музы. Два несовместимых мира, кажется на первый взгляд, но между ними есть посредник - архиепископ фон Грайффенклау. Его профиль в овальной раме парит между обеими сферами. Он видит себя наместником Аполлона на Земле, при его освященном музами дворе расцветают все виды искусства, поддерживаемые его меценатством; он готовит Аполлону пристанище на Земле.


Лестница и фрагмент фрески

Все помещения Резиденции отличаются изысканностью и великолепем отделки. Садовый зал поражает своими росписями потолков, которые выпонил Иоганнес Цик. Арочная галерея с колоннами окружают зал по периметру и создают его неповторимую прелесть.


Садовый зал

"Дворец этот достоин короля, он мог бы стать подходящим обрамлением даже для императорских приемов, однако всегда оставался всего лишь резиденцией провинциального немецкого епископа, невероятно амбициозной приходской церковью". Неважно кому на самом деле принадлежит это суждение - Наполеону или императору Иосифу II, - оно метко определяет особенность Резиденции Вюрцбурга.

В 1803 г. светской власти епископов пришел конец, архиепископство в прочей «репарационной массе» отошло к баварскому курфюрсту. Дворец перестал быть средоточием власти, став всего лишь побочной резиденцией.

Редкое использование дворца способствовало тому, что Резиденция до 16 марта 1945 года мало изменилась по сравнению с эпохой последнего князя-епископа. Авиабомбы не пощадили феерическое творение Нойманна. Все флигели сгорели, всё из обстановки, что не успели вывезти, было уничтожено, и как целостные произведения искусства сохранились только те помещения, которые Нойманн снабдил каменными сводами: Дворцовая церковь, Садовый зал, вестибюль, Парадная лестница, Белый и Императорский залы.

К счастью американский офицер Джон Д. Скилтон, отвечавший за охрану памятников архитектуры и искусства, вскоре позаботился о том, чтобы своды самых важных залов получили временную кровлю. Так спасли главные покои дворца, а баварское правительство провело обширную реконструкцию основных его анфилад.