Граница между европой и азией. Современные представления о евро-азиатской границе Город между европой и азией

География, казалось бы, самая изученная наука, в которой осталось мало невыясненных моментов. Тем не менее, самые простые вопросы порой ставят в тупик не только обычных людей, но ученых. Вот, где, например, проходит граница между Европой и Азией?
Wikimedia Commons / timofey zakharov ()

Учебники и справочники дают однозначный ответ на это вопрос. Однако ни в научном сообществе, ни в политических кругах до сих пол нет согласия по данному поводу.

Граница между Европой и Азией – в чем проблема?

Дело в том, что граница между этими двумя частями света проходит по территории единого материка – Евразии, то есть по суше. В этом состоит важнейшее отличие Европы и Азии от других частей света, которые разделяются водными просторами. В географии принято считать, что границей в подобном случае является тектонический разлом или водораздел.

Удивительно, но даже при современном развитии науки не всегда можно точно установить с точностью до километра, где именно проходит эта ось.

Есть и другой фактор, осложняющий проведение границы между Европой и Азией – геополитический. Европа и Азия – это не только географические, но и политические, культурные, цивилизационные объекты. К какому типу культуры относится огромная Россия?


Можно ли считать европейскими страны Закавказья и Турцию, которые так стремятся в Евросоюз, но географически относятся к Азии? Какие российские регионы относятся к Европе, а какие к Азии? И почему некоторые иностранные картографические издания прокладывают восточную границу Европы точно по границе Российской Федерации, причисляя европейскую часть нашей страны к Азии?

Точно известно одно: с течением времени пресловутая граница постоянно сдвигалась на восток, поскольку все большее число стран и регионов хотели считать себя европейскими.

Все эти вопросы заставляют географов вновь и вновь возвращаться к проблеме азиатско-европейской границы, проводить дополнительные исследования и экспедиции.

Граница между Европой и Азией – о чем договорились географы?

Пока исследователи изучают, политики спорят, культурологи пишут статьи, студентам и школьникам рассказывают, что граница между Европой и Азией проходит так, как установлено Международным географическим обществом. А точнее вот как:

— по восточной подошве Уральского хребта и отрогу Мугоджар;

— по реке Эмбе, впадающей в Каспийское море;

— по северному берегу Каспийского моря;
Wikimedia Commons / Сергей Александров ()
— по Кумо-Манычской впадине, которая сейчас является поймой рек Кума и Маныч, а в древности была проливом, соединявшим Черное море с Каспием;

— по Черному морю, проливам Босфор и Дарданеллы.

— Побережье Средиземного моря к востоку от Дарданелл относится к Азии, к западу – к Европе.

О чем споры?

Существует два отрезка азиатско-европейской границы, которые вызывают наиболее ожесточенные споры. Это участок к югу от Уральских гор (до Каспия) и перемычка между Каспийским и Черными морями.

В первом случае проблема вызвана тем, что в южной своей части Уральский хребет распадается на несколько отрогов. Который из них считать границей Европы и Азии, до сих пор с точностью не установлено.

Что касается участка границы в районе Кавказа, то здесь также имеется несколько мнений. Одни ученые предлагают проводить границу по Кумо-Манычской низменности, другие – по водоразделу Кавказского хребта, третьи – еще южнее.

Wikimedia Commons / const_st ()
Чтобы раз и навсегда решить вопрос с границей Азии и Европы, российские ученые предложили использовать не только географический, но и политический, и культурно-цивилизационный подход. Международному сообществу предложено рассмотреть вариант, при котором граница оставляет Уральские горы и Азовское море в составе Европы, а Кавказ – в Азии.

Очевидно, что установление границы между Европой и Азией – это не только научная, но и административная, и политическая проблема. Будем надеяться, что в ближайшие годы этот вопрос буде решен на международном уровне и нам не придется спорить о том, кто из нас живет в Европе, а кто в Азии.

Граница - и сразу представляется колючка, пограничники, собаки, таможня ну и прочие атрибуты разделения государств. Но есть в мире границы, которые четко обозначены на карте, а в реальности обозначены только рукотворными стелами или памятниками.

Европа и Азия- два мира, две сестры.По российской территории проходит большая часть границы между ними, протяженностью 5524 км, через степи, горы и моря, от северных морей до Кавказских гор.

История определения разделительной линии начинается еще с Древней Греции, с тех пор научные умы и ученые мужи провели немало исследований и пришли, наконец, к тому, что мы видим на современных картографических документах. Им, ученым, можно верить, ведь географы, картографы и геологи - не кабинетные ученые. Думается, что каждый километр, доступный для человека был пройден неугомонными исследователями собственными ногами. Последняя такая экспедиция была проведена три года назад, Русским Географическим обществом в Республике Казахстан, были сделаны некоторые выводы, которые, впрочем, отражения на картах пока не нашли.

Поэтому, опуская все тонкости и перипетии кропотливой работы историков, географов, картографов и других, близких к созданию географической границы людей, можно обозначить имеющиеся её очертания на современной карте России и Казахстана. Со временем, вероятнее всего она претерпит изменения, так как каждое поколение ученых пытается внести свою лепту в свою область науки. Кроме того, вся эта работа имеет и практическое значение, например, для организации новых туристических маршрутов, повышающих возможность финансовых вложений в регионы, таким образом, улучшающих социальное положение проживающих здесь народностей; создание новых природных парков и заповедников; уточнение энциклопедий и учебников по географии.

А пока, на картах России и соседнего Казахстана, граница определена от южного берега Азовского моря идущая к низовьям великого Дона, выше по Кумо - Манычской впадине, что у реки Кумы и пересекая Каспийское море, выходит к реке Эмба, затем через территорию Казахстана по восточному склону гор Мугоджар (местное название Уральских гор,) , проходит Актюбинскую область (РК) и возвращается в Россию. Тянется по земле Оренбургской области, далее Челябинская, Свердловская области и через Пермский край на север – между Ханты Мансийский, Ямало-Ненецкими округами и Ненецким автономным округом и Коми., добираясь по восточной подошве Ураслького хребта к побережью Карского моря

Географическая граница между двумя частями света Европы и Азией является не только разделительной линией, но и объединяющей два материка.

Каким же образом простому путешественнику определить эту самую границу воочию, не заглядывая в карты? Очень просто, если следовать вдоль линии границы (кроме труднодоступных высоких горных хребтов, дна рек и морей) то можно увидеть памятники и стелы. Их начали устанавливать еще в начале девятнадцатого века, и они были деревянными. Со временем, их заменили на сооружения из материалов более долговечных – камень, сталь, мрамор. На каждом памятном знаке- два слова Европа – Азия. Досконально не посчитано, сколько их всего, этих памятников, к примеру, на Урале более двадцати. Эти места привлекательны туристам, путешественникам, всем проезжающим тем, что можно постоять одновременно в двух частях света. Здесь проводятся различное мероприятия - от возложения цветов молодоженами до международных фестивалей. В любом случае памятники служат как для обозначения географической границы., так и культурно-историческим наследием для будущих потомков

Огромный континент Евразия состоит из двух частей света: Европы и Азии. Основная граница между ними проходит через Уральские горы, но вот как она проходит южнее? Кавказские горы также являются условной границей, но часто возникает вопрос о том, к какой части света относится сам Кавказский регион? Конечно, граница между Европой и Азией - это во многом условность, но ее необходимо придерживаться. Поэтому давайте разберемся, где она проходит и жители каких регионов могут называть себя европейцами.

Понятие Европа возникло еще во времена Античности, а ее границы со временем претерпели существенные изменения. Так, например, в древности ученые проводили восточную границу между двумя частями света по реке Дон, а сегодня она уже сместилась до Уральских гор.


Граница между Европой и Азией - это весьма дискуссионный вопрос. До сих пор ученые не могут прийти к единому мнению и договориться о том, где же проходит та самая грань между двумя частями света, а в разных изданиях можно увидеть картографическое воплощение различных подходов к этой проблеме. Подобная путаница создает немало сложностей: начиная от формирования статистических данных по регионам до чисто географических вопросов, связанных с тем, какую часть Кавказа можно отнести к Европе, а какую к Азии. В период существования СССР граница между Европой и Азией обозначалась на картах по линии государственной границы СССР, и Кавказ располагался на территории Европы. Но впоследствии подобное расположение границы было подвергнуто критике, ведь Кавказские горы в географическом аспекте были более близки именно к азиатскому региону.


Итак, согласно принятым на сегодняшний день договоренностям, граница между Европой и Азией проходит по восточной окраине Уральских гор и Мугоджар, далее идет по реке Эмба, протекающей по территории Казахстана. Затем граница проходит по северному побережью Каспийского моря и далее по Кума-Манычской впадине идет к Азовскому морю. Таким образом, получается, что Кавказ является частью Азии и полностью расположен в этой части света, а Уральские горы в территориальном отношении принадлежат Европе.

Далеко не каждый человек способен не задумываясь сказать, какие горы разделяют Европу и Азию. Для того чтоб корректно ответить на данный вопрос, необходимо для начала отметить, что Евразия является самым большим материком на планете. Его принято делить на два континента - Европу и Азию. С экономической точки зрения, начиная с давних времен и до наших дней, граница между ними играет очень важную роль для перемещения с Востока на Запад и в обратном направлении. По мнению древних греков, она проходила по центру Средиземного моря. Начиная с пятого века до нашей эры ею считалась река Дон и Такого мнения придерживался Птолемей, поэтому данное учение довольно прочно утвердилось и продержалось вплоть до восемнадцатого века. В данной статье речь пойдет о том, что разделяет Европу и Азию в современном понимании.

Первое официальное разделение

В научной литературе официально материк был впервые поделен на два континента шведским известным научным деятелем Филиппом Иоганном фон Страленбергом в 1730 году. Отвечая в своих трудах на вопрос о том, какие горы разделяют Европу и Азию, он четко отметил, что это Уральский хребет. Вместе с этим ученый акцентировал внимание на том, что кроме него граница проходит через одноименную реку, Кавказ, пролив Югорский Шар, Каспийское, Чёрное и Азовское моря. Многие авторитетные исследователи того времени поддерживали такую идею, о чем писали в своих работах. Бытует мнение, что Страленбергу такую идею предложил В. Н. Татищев — основатель многих местных городов и поселений. Теперь более подробно о том, какие горы разделяют Европу и Азию.

Формирование Уральских гор

Урал не просто представляет собой естественно сформированную границу между смежными континентами, но также служит водоразделом восточного и западного бассейнов. Формирование гор началось примерно 350 миллионов лет тому назад, другими словами, в палеозойскую эпоху, и длилось ориентировочно 150 миллионов лет. Общая длина хребта превышает отметку в две тысячи километров. Что касается его ширины, то она колеблется в разных участках от сорока километров до ста пятидесяти. Само наименование «Урал» в переводе с башкирского языка означает «возвышенность» либо «высота». Говоря о том, какие горы разделяют Европу и Азию, нельзя не отметить тот интересный исторический факт, что на самой первой российской карте они были названы «Большим камнем» и изображались как большой пояс, откуда начиналось значительное количество рек. В связи с тем что хребет является довольно старым, его вершины не очень высокие. Первое официальное документальное воспоминание о нем есть в «Повести временных лет» и датируется одиннадцатым веком. Урал географически принято делить на Северную, Центральную и Южную части.

Природные ресурсы

Сейчас на территории Урала можно встретить большое количество различных минералов и полезных ископаемых. Здесь есть медные и железные руды, кобальт, никель, цинк, нефть, каменный уголь и даже драгоценные камни с золотом. В связи с этим еще со времен Советского Союза горы между Европой и Азией считаются самой крупной металлургической и горнорудной базой государства. Это и неудивительно, ведь 48 из 55 видов полезных ископаемых, что добывались на то время во всей стране, встречались здесь. Многие из них, в том числе драгоценные и полудрагоценные, располагаются в непосредственной близости к земной поверхности. Существует также несколько минералов, которые встречаются исключительно здесь. Ярким их примером является тёмно-изумрудный уваровит. Сюда же следует отнести и богатые лесные ресурсы. Нельзя не отметить тот факт, что в средней и южной части гор созданы отличные условия для земледелия.

Климат

Для Урала характерен типичный горный климат, в условиях которого осадки распределяются неравномерно. Природные условия здесь могут очень сильно отличаться даже в пределах одной зоны. Объяснение этому достаточно простое. Дело в том, что горы, разделяющие Европу и Азию, играют роль своеобразного климатического барьера. В связи с тем что в западной части выпадает большое количество осадков, климат здесь более мягкий и влажный. Что касается восточного района хребта, то тут все наоборот - он сухой из-за недостатка осадков.

Обелиски

Отдельных слов заслуживают расположенные на местные обелиски. Устанавливаться здесь они начали в девятнадцатом веке. Первыми монументами стали памятники в виде стел, изготовленные из дерева и имеющие прямоугольную форму. На них в обязательном порядке наносились указатели, которые так и назвались «Азия» и «Европа». С целью обеспечения сохранности обелисков рядом с ними возводились караульные хижины небольших размеров, в которых жили, как правило, обходчики леса. Отдельные монументы могут похвастаться собственной уникальной историей. К примеру, памятник, расположенный неподалеку от горы Березовая, появился в 1807 году. Тридцать лет спустя, в связи с посещением объекта императорской делегацией, деревянная конструкция была заменена мраморной, с гербом царя.

Граница по реке Урал

Река, разделяющая Европу и Азию, — это Урал. Ее общая протяженность составляет около двух с половиной тысяч километров. Следует отметить, что в ее бассейне находятся около восьми тысяч рек разного размера. В истоке Урала лежат пять крупных родников, расположенных на высоте 637 метров над уровнем моря. Объединяясь в заболоченной долине, они образуют довольно мощный поток. Идею использования реки в виде границы между двумя континентами предложил упомянутый выше российский ученый В. Н. Татищев.

Стамбул

Единственным городом на планете, что располагается одновременно на двух континентах, является турецкий Стамбул. История этого мегаполиса насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Все эти годы он имел очень важное торговое значение благодаря своему географическому месту нахождения. Средиземное море, разделяющее Европу и Азию, отделяет их также и от Африки. Именно здесь через пролив Босфор соединено с Черным. Таким же образом разделены и континенты. Само место расположения современного города Стамбула зачастую называли воротами, связующими Шелковый путь со Старым Светом.

Экспедиция 2010 года

В апреле 2010 года Российским географическим обществом была инициирована и проведена экспедиция, основным заданием которой было определение истинного происхождения границы между Азией и Европой. В ходе работы ученые установили, что ось Уральского хребта теряется в районе Златоуста и распыляется на несколько линий. Ними являются некоторые параллельные массивы. В связи с этим они предположили, что не совсем разумно считать границей По их мнению, ее следует прокладывать по Прикаспийской низменности, а точнее — по ее восточному краю. Однако исследования российских ученых и до сегодняшнего дня остаются не рассмотренными соответствующим органом — Географическим международным союзом.

Выводы

Из всего вышеуказанного можно смело сделать вывод, что основной границей между Азией и Европой являются Уральские горы. Одним из доказательств этого является даже тот факт, что по разную их сторону фауна и флора заметно отличаются. Кроме того, большая разница возникает даже в направлениях и характерах рек.

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света - Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы, установленные людьми, чтобы подчеркнуть исключительность этих мест. Одни стоят точно на географической границе, другие - чуть в стороне, в «удобных» местах, некоторые «официальные», другие ставят энтузиасты, третьи сооружаются в честь какого-либо события - у каждого своя история.

Традиция, которая возникла ещё в позапрошлом веке, продолжается до сих пор. Новые отметки появляются почти каждый год, и не только на Урале: вариантов определения границы Европы и Азии до сих пор несколько, и прийти к какому-то единственно верному практически невозможно.

Мы постарались собрать самый полный и подробный список указателей, знаков и обелисков «Европа-Азия». Получилось всего 64, но на деле их ещё больше.

Начнем с знаков возле Екатеринбурга и постепенно будем удаляться от города. Отметки разбиты по регионам: Свердловская область, Пермский край, Челябинская область, Башкирия, Оренбургская область, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий АО, Коми, Ставропольский край, Ростовская область, Казахстан и Турция.

Свердловская область

На территории Свердловской области мы насчитали 34 обелиска Европа-Азия.

№1 Обелиск на горе Берёзовой Первый на Урале столб «Европа-Азия» появился весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Это была острая четырёхгранная деревянная пирамида с надписями «Европа» и «Азия». Горные чиновники старались ради наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал вместе с поэтом В. А. Жуковским по России, Уралу и Сибири и в тот год должен был проехать здесь.

Через 36 лет, в 1873 году, деревянный столб заменили на обелиск из мрамора с каменным постаментом. На вершине пирамиды красовался золочёный двуглавый орел. Реконструкцию приурочили к проезду через перевал другого представителя императорской фамилии - возвращавшегося из кругосветного путешествия великого князя Алексея Александровича.

После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. Сейчас в том месте, где он стоял, есть два новых обелиска. Первый был возведен в 1926 году - уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом (в нашем списке он под номером 3).

В 2008 году на месте старого памятника открыт ещё один новый обелиск, опять с орлом. Он и стоит там по сей день. Это впечатляющая 25-метровая мраморная колонна в духе Александрийского столпа. Территория вокруг облагорожена, есть беседки и клумбы, скамейка влюблённых и металлическое дерево для замочков, которыми скрепляют узы любви.

Как доехать:
Едем по трассе Р242 Екатеринбург-Пермь (Новомосковский тракт). Приблизительно через 25 км после выезда из Екатеринбурга повернуть направо в село Новоалексеевское. Ехать по главной дороге, далее на Т-образном перекрестке повернуть налево в направлении Первоуральска. Ехать прямо, через 8 км с правой стороны будет граница Европа-Азия.

Координаты обелиска на горе Берёзовой: 56°52"13.0"N 60°02"52.0"E

№2 Обелиск на Ново-Московском тракте
Этот обелиск установили в 2004 году по проекту скульптора Константина Грюнберга. Его форма символизирует переплетённые буквы Е и А, а в основании заложены камни с самой восточной и с самой западной точек Евразии - мыса Дежнёва и мыса Рока.

Именно сюда чаще всего приезжают туристы и свадебные процессии. Каждый обязательно делает фото, стоя одной ногой в Европе, а другой в Азии. На самом деле, при этом вы фактически целиком будете в Азии - знак стоит далеко от реальной границы.

Этот обелиск находится к Екатеринбургу ближе всех, на 17 км Новомосковского тракта, по которому туда проще всего и доехать . Обелиск будет справа от трассы.

№3 Обелиск возле Первоуральска На дороге в Первоуральск, немного ниже обелиска на Берёзовой, стоит ещё один пограничный столб «Европа-Азия». Примерно так же выглядел самый первый мраморный обелиск. Рядом с ним есть источник с родниковой водой, куда часто ездят жители и Первоуральска, и Екатеринбурга.

Как доехать: едем по Новомосковскому тракту, сворачиваем направо непосредственно на дорогу в Первоуральск. Обелиск вскоре появится по правую руку.


№4 Знак Европа-Азия у остановки «Зелёный мыс»
В 2015 году у остановки Зелёный мыс на Новомосковском тракте появился большой уральский камень - магнетит с Первоуральского рудника, с горы Магнитка неподалеку от Волчихи. Его установили участники Уральского общества любителей естествознания.

В 2019 году рядом установили ещё один камень, а между ними прикрепили надпись «Азия Европа». Знак находится точно на географической границе Европы и Азии.

Как доехать: по Новомосковскому тракту до 32-го километра, знак будет слева перед жёлтым надземным переходом.

№5 Обелиск у станции Вершина
Установлен в 1957 году во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов. Так молодёжь, которая ехала в Москву по Транссибу из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, узнала, где кончается Азия и начинается Европа.

Станция Вершина принадлежит Свердловской железной дороге, расположена возле Первоуральска, туда можно доехать из Екатеринбурга.

№6 Обелиск у деревни Курганово Этот знак стоит гораздо восточнее многих. Он находится возле Екатеринбурга в другой стороне от первых четырёх, на Полевском шоссе, в 2 км от деревни Курганово.

Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска выбирали при содействии членов Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

Доехать до него очень просто: едем от Екатеринбурга на Полевской (трасса Р-355), проезжаем Горный щит, знак будет по правую руку перед Курганово.

№7 Обелиск у станции Мраморская Черно-белый столб у железнодорожной станции Мраморская установили в 2004 году взамен разрушенного старого обелиска.

Наверху столба - указатели «Европа» и «Азия», между ними надпись «Урал», символизирующая границу, а сверху прикреплена фигурка соболя со стрелой со старого герба Свердловской области.

№8 Обелиск в селе Мраморское
Небольшой самодельный обелиск из мрамора установили в 2005 году В. Г. Чесноков и В. П. Вилисов. Обелиск представляет собой две прямоугольные мраморные плиты, на верхней высечены надписи «Европа» и «Азия».

№9 Беседка возле Полевского
Резная деревянная беседка со столиком, на опорных столбах которой вырезаны надписи «Европа» и «Азия». Её установил в 2001 году Полевской лесхоз. Находится на дороге между городом Полевской и посёлком Станционный-Полевской, у развилки возле коллективных садов.

Беседка стоит далеко от официальной географической границы Европы и Азии. Граница проходит по водоразделу бассейнов Оби и Волги, который расположен гораздо восточнее.

№10 Знак на дороге Косой брод-Асбест Полосатый столб установили в 2007 году участники клуба «Вояджер» по инициативе одного из членов Кирилла Вялых.

Он расположен к востоку от Полевского, на старой лесовозной дороге из посёлка Косой Брод в Асбест. Доехать прямо до знака на обычной машине не получится, только на внедорожнике, либо последние пару километров пройти пешком.

№11 Обелиск Европа-Азия на дороге Ревда-Дегтярск Установлен в 1984 году к 250-летию г. Ревды. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской.

№12 Обелиск на горе Каменной «Филина» в 1980-е установили ревдинские школьники на горе Каменной, на перевале Ревдинско-Уфалейского хребта. Интересно, что постаментом ему служит засохший ствол настоящего дерева - вкопать столб в твёрдую скалу было бы невозможно.

№13 Знак «Голуби» на горе Котёл
Знак установили в мае 2011 года туристы из Екатеринбурга и Новоуральска. Проект П. Ушакова и А. Лебедкиной. Целующиеся голуби символизируют любовь и дружбу между двумя континентами.

Возле Новоуральска в разное время установили пять знаков (№№14-18). За информацию о них спасибо Элле Подгорновой .

№14 Столб у деревни Починок - «савчуковский»
Cтолб установлен в 1966 году на автодороге через Билимбай в Мурзинку под руководством директора УЭХК А. И. Савчука. Он находится между деревнями Починок и Тарасково на хорошо заметном перевале через Бунарский хребет (в этом месте дорога пересекает широкую просеку и ЛЭП).

Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом: дорога пересекает водораздел ближе к Тарасково.

Обелиск изготовлен из стального листа на одном из предприятий Новоуральска. Первоначально он был украшен гербами Советского Союза на каждой грани и литыми надписями «Европа» и «Азия».

№15 Обелиск в районе Новоуральска - «шитиковский»
В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх-Нейвинска в д. Пальники, в истоках рек Тагил, Бунарки (бассейн Оби) и Шишим (бассейн Волги).

Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту Бориса Шитикова и представляет собой четырёхметровую стелу с солнечными часами. Активное участие принимали туристы М. Чернякин, В. Евстахов, В. Михайлов, А. Болтушин. Большую помощь в установке оказали ребята из подросткового турклуба «Нейва».

К сожалению, однажды знак упал, и когда его поднимали, не смогли выставить часы по солнцу, из-за этого теперь они не показывают точное время.

№16 Обелиск Европа-Азия на горе Медвежка у станции Мурзинка Обелиск представляет собой металлическую решетчатую конструкцию в форме острой трехгранной пирамиды. Венчает пирамиду острый шпиль с многолучевой звездой наподобие громоотвода Невьянской башни.

Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись «Медвежка 499 м», на правой «Зеленый мыс 2006», на левой: «Задумали Ломов В. А. и сын Сергей». Автор знака - Владимир Ломов. Знак был установлен в ноябре 2006 года при поддержке сотрудников санатория «Зелёный мыс».

№17 Знак на старой билимбаевской дороге
Мраморный обелиск с надписью «Здесь будет установлен знак Европа-Азия в честь строителей города» установлен на западном склоне горы Медвежка близ Новоуральска, по дороге в ЗИЛовские сады.

Руководитель бывшего турклуба строителей Виктор Михайлов планировал поставить грандиозный знак, но, увы, не успел этого сделать, и временный обелиск превратился в постоянный.

№18 Обелиск возле Александровского рудника - «воронинский» Знак появился в октябре 2016 года. Установлен недалеко от Александровского рудника и посвящен рудознатцам и горнякам, о чём свидетельсвует надпись на одной из граней. Площадка у подножия стелы выложена местными минералами. Автор и реализатор идеи - преподаватель Горного университета, краевед, минералог Олег Воронин.

№19 Знак на дороге из Карпушихи к скале Старик-камень
Самый скромный и неприметный знак из всех - просто деревянный столбик с табличкой, на которой вырезаны крестик и надписи «Европа и Азия».

Позднее ниже появились ещё три таблички: «Европа», «Азия» и «Весёлые горы» - это название хребта, по которому проходит водораздел, а значит и граница частей света. Их добавили Андрей Пичугин и Игорь Павлюков.

№20 Знак у горы Билимбай Деревянный знак с названием хребта Весёлые горы в 2011 г. установил нижнетагильский краевед Андрей Пичугин вместе с другом Валерием Рогожиным. Два синих треугольника наверху символизируют Уральские горы.

Столб стоит на восточном склоне горы Билимбай у обочины лесовозной дороги из Черноисточинска в Большие Галашки.

№21 Знак у горы Белой В 2013 году краевед Андрей Пичугин и его однофамилец Александр Пичугин установили ещё один деревянный знак «Европа-Азия Весёлые горы» - в седловине между горами Белой и Поперечной, где дорога из посёлка Уралец выходит на лесовозную дорогу из Черноисточинска в Большие Галашки.

№22 Знак у Висимского заповедника
Знак установили осенью 2018 года в охранной зоне Висимского биосферного заповедника по инициативе его сотрудников. Он представляет собой плоский щит, укрепленный между двух деревянных столбов, с указателями «Европа» и «Азия» на пяти языках.

Знак расположен в 20 км к западу от Кировграда, на дороге из Кировграда в Большие Галашки после моста через реку Тагил, между истоками рек Сулем и Ломовка. Его установили немного восточнее реальной границы Европы и Азии, в живописном месте, откуда открывается вид на гору Ежовую.

№23,24 Обелиск у посёлка Уралец и автобусная остановка «Азия-Европа»
Обелиск расположен на перевале через хребет Весёлые Горы вблизи поселка Уралец, недалеко от горы Белой. Посвящен первым успехам советской космонавтики. Знак установили в 1960 или 1961 году на месте старого деревянного столба.

Обелиск изготовили рабочие механического завода поселка Уралец по проекту В. П. Красавченко. Квадратную колонну 6 м высотой венчает макет земного шара. Раньше вокруг него по стальным орбитам вращались спутники и корабль «Восток».
Через дорогу от обелиска стоит автобусная остановка «Азия-Европа».

Координаты знака и остановки: 57°40"38.0″N 59°41"58.5″E

№25 Столб Европа-Азия у Елизаветинского
На старом Висимском тракте из Нижнего Тагила в Висимо-Уткинск, у села Елизаветинское, стоит знак Европа-Азия - деревянный столб с вырезанными указателями частей света.

Подробности возникновения знака точно неизвестны. По одним данным знак устновлен в 1957 году супругами М. Е. и В. Ф. Ляпуновыми, по другим - в 1977 году лесником Черноисточинского охотохозяйства.

№26 Обелиск на перевале Большой Урал у посёлка Синегорский
Столб находится у перевала Большой Урал на Серебрянском тракте, в 2 км от посёлка Синегорский. Его установили в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочие леспромхоза Синегорский. Автор проекта А. А. Шмидт.

Основа сооружения - сварная стела из листовой стали высотой 9 метров. На верхней грани стелы укреплены металлические серп и молот. Знак был серебристым, в последние годы его красят в синий.

№27 Обелиск в Кушве у деревни Кедровка
Это один из самых первых обелисков Европа-Азия. Памятный знак был установлен в 1868 году на деньги золотопромышленников на перевале у горы Кедровка. Выполнен в виде часовни чугунного литья. Когда-то купола были позолочены, а на шпиле был двуглавый орёл. Надпись на одной из сторон: «В память переезда через Урал Его Императорскаго Высочества государя Великаго князя Владимира Александровича 3 Августа 1868 года».

В гражданскую войну обелиск сильно пострадал, в 1970-х годах его восстановили туристы Нижне-Салдинского завода. Обелиск находится на дороге Кушва-Серебрянка, в 4 км от деревни Кедровка.

№28 Обелиск у посёлка Баранчинский Установлен на лесовозной дороге к западу от посёлка Баранчинский в Кушвинском округе, к югу от горы Кедровка.

Отлит из чугуна на Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А. Никитина в 1996 г.

№29 Обелиск у станции Хребет-Уральский
Мраморный обелиск установили на перроне станции Хребет-Уральский в 2003 году в честь 125-летия Свердловской железной дороги.

Посёлок Хребет-Уральский расположен у самой границы с Пермским краем. Водораздел находится в паре километров к западу от обелиска, у истока реки Туры.

№30 Знаки на 276 км Горнозаводской железной дороги
Одинаковые металлические трёхгранные пирамиды установили в 1878 году при строительстве железной дороги по обе стороны полотна.

Рёбра пирамид сделаны из железнодорожных рельсов. До революции в камерах в верхней части обелисков были керосиновые фонари, которые зажигали по ночам.

№31 Знак у поселка Павда Простой чёрно-белый столб стоит на развилке трёх лесных дорог - на Павду, Кытлым и Растёс. У его подножия лежит камень, куда кидают монетки на счастье.

№32 Столб у Казанского Камня Ещё один полосатый столб «Европа-Азия» стоит на границе Свердловской области и Пермского края по дороге из Североуральска на Жигаланские водопады, у подножья Казанского камня. Возможно, разрушен.

№33 Обелиск у поселка Кытлым Посёлок Кытлым расположен на севере Свердловской области, к западу от Серова. В 8 км от Кытлыма, на дороге в Верхнюю Косьву, находится ещё один обелиск Европа-Азия. Его установили в 1981 году работники Южно-Заозерского прииска.

Нижняя часть обелиска - толстая стальная труба. Верхняя часть - плоская треугольная металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

№34 Знак на перевале через Поповский увал Установлен на высоте 774 м на дороге из Ивделя на Сибиревский приииск. Столб двуликий - с одной стороны европейское лицо, с другой азиатское.

№36 Знак у горы Колпаки
Сам обелиск разрушен в 2000-х годах, сейчас остался только постамент. Находится на дороге от пос. Промысла на север, на развилке Медведка-Косья.

Знакам на этом месте вообще не везёт, их постоянно ломают. До революции здесь стояла изящная металлическая пирамидка . В 1973 году во время слёта туристов на Тёплой горе здесь установили другой знак. В 1985 году - ещё один, макет ракеты из металлолома. Фото с девочками относится к началу 2000-х - ракеты уже не было.

№37 Знак на границе Свердловской области, Пермского края и республики Коми, на горе Саклаимсори-Чахль Место, где встречаются Европа, Азия, республика Коми, Пермский край и Свердловская область, а также проходит граница бассейнов трёх великих рек - Оби, Печоры и Волги.

Знак установлен 25 июля 1997 года по инициативе Геннадия Игумнова, занимавшего в то время должность губернатора Пермской области. На столбе надпись: «Губернатор Игумнов на память потомкам».

№39,40,41 Дорожные знаки в Магнитогорске


Кроме обелиска, в Магнитогорске есть дорожные знаки, отмечающие границу Европы и Азии.

В городе четыре моста через Урал, которые здесь называют «переходами», ведь они соединяют между собой целые части света. Кроме упомянутого в предыдущем пункте Центрального, есть ещё Северный, Южный и Магнитный (он же Казачья переправа). На каждом мосту, кроме самого короткого Северного, есть дорожные знаки. Правда, судя по Google-панорамам , на Южном переходе в 2018 году знаков уже не было, но есть вероятность, что их вернут.

Координаты: Центральный переход 53°25"20.0″N 59°00"35.5″E ;
Магнитный переход 53°22"40.4″N 59°00"18.3″E ;
Южный переход 53°23"53.4″N 59°00"05.5″E

№42 Дорожный знак на мосту Европа-Азия в селе Кизильское
Кизильское находится в 90 км от Магнитогорска. Знаки установлены с обеих сторон моста через реку Урал.

№43 Обелиск на перевале через хребет Урал-Тау возле Златоуста Стела из нержавеющей стали на высоком каменном основании появилась на федеральной трассе М5 «Урал» между Златоустом и Миассом на перевале через хребет Урал-Тау в 1987 году. Автор макета - архитектор С. Побегуц.

Надписи с названиями частей света расположены «наоборот»: на европейской стороне стелы надпись «Азия», а на азиатской - «Европа». Знак работает как дорожный указатель - водитель видит название той части света, в которую он въезжает.

№44 Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал на окраине Верхнеуральска, на том месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, установили географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

№45 Обелиск около станции Уржумка
Ещё один обелиск между Златоустом и Миассом расположен у железнодорожной станции Уржумка, на полкилометра к востоку от неё.

Это один из самых первых знаков, отмечающих границу Европы и Азии. Он появился в 1892 году вместе со станцией, открытие было приурочено к завершению строительства этого участка Транссиба. Автор проекта - инженер и писатель Н. Г. Гарин-Михайловский.

Обелиск представляет собой четырехгранную призму, увенчанную остроконечной пирамидой, с выступающим поясом, на котором написано Европа и Азия. Памятник сделан из местного уральского гранита. Находится под охраной государства как объект культурного наследия регионального значения.

№46 Обелиск в районе г.Кыштым
К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. В основании пирамиды - родник, откуда берет начало ручей, стекающий на азиатскую сторону.

В 2012 году гранитную пирамиду заменили на металлическую с каменным основанием. Знак расположен на дороге Слюдорудник - Большие Егусты в 2,5 км от Егустов.

№48 Старые обелиски на реке Урал
У деревни Новобайрамгулово, на трассе Учалы-Белорецк стоят ещё два обелиска «Европа» и «Азия»: по обе стороны бывшего автомобильного моста через Урал.

Эти обелиски расположены на 300 метров южнее новых знаков. Их построили в 1968 году по эскизу художника Д. М. Адигамова и архитектора У. Ф. Зайникеева. Обелиски представляют собой плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней их части изображен земной шар. Мост, у которого они стояли, сейчас разрушен.

№49 Знак в истоке реки Урал
Табличка «Здесь начинается река Урал» установлена в 1973 году самодеятельной группой. Чугунный мостик через исток и надписи «Европа» и «Азия» появились намного позже.

№51 Стелы на Белом мосту
Пешеходный мост Европа-Азия через реку Урал, или Белый мост - одна из главных достопримечательностей Оренбурга. Посередине моста с обеих сторон установлены две блестящие квадратные стелы, они появились сравнительно недавно.

№52 Знак в Орске на Верхнем мосту
Орск - ещё один город, который река Урал делит на европейскую и азиатскую части.

По обеим сторонам большого автомобильного моста через Урал висят таблички с надписями «Европа» и «Азия».

№54 Газопровод «Сияние Севера» на Приполярном Урале
Знак поставили газовики. Он находится на дороге, идущей вдоль газопровода «Сияние Севера» из поселка Вуктыл на центральную базу природного парка «Югыд-ва».

№56 Крайняя Восточная точка Европы
Местоположение точки в 2003 году определили участники российско-белорусской экспедиции, тогда же установили памятный знак (на фото), который потом сломали местные жители. Эта точка не имела официального статуса.

В 2019 году геологи из Уральского горного университета, в частности Фират Нурмухаметов, вместе с главным редактором «Уральского следопыта» Максимом Фирсовым заново определили координаты точки - они оказались на 800 метров в стороне от старых. Здесь хотят поставить новый знак и сделать это место популярным для туристов, как и три другие крайние точки Европы: в Норвегии, Португалии и в Испании.

Точка находится на границе Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми, недалеко от озера Малое Щучье.

№59 Знак к северу от горы Яныгхачечахль
Маленький самодельный деревянный указатель. Расположен на Приполярном Урале на высоте 709 м к северу от Ивделя, недалеко от горы Яныгхачечахль.

№63 Беседки в Атырау
По обеим сторонам моста через реку Урал установлены беседки с надписями «Европа» и «Азия».

Координаты: 47°06"18.0″N 51°54"53.1″E

Турция

№64 Мост мучеников 15 июля в Стамбуле
Стамбул - ещё один трансконтинентальный город, он разделён на европейскую и азиатскую части Босфорским проливом. Европу и Азию соединяют три висячих моста через Босфор.

Мост мучеников 15 июля (до 2016 года - «Босфорский мост») - первый из трёх. Он построен в 1973 году на основе проекта российского инженера Олега Александровича Керенского. С обеих сторон у моста висят таблички «Welcome to Europe/Asia».

Координаты: 41°02"51.0″N 29°01"56.0″E

Читайте нас в