Как люди открыли мир. Как люди открывали мир. Цель урока: Ознакомиться с тем, как в течение времени изменялись представления людей о форме и природе Земли; как развивались. Основные этапы накопления знаний о Земле

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Повторение Самый большой материк Самый маленький океан Через какой материк проходят все меридианы Земли Какой материк экватор пересекает практически в центре Какой материк расположен только в южном и восточном полушарии Какой материк расположен только в северном и западном полушарии Какой материк делят на две части света Какая часть света включает в себя два материка Какой материк омывают четыре океана Какой океан омывает берега Евразии и Северной Америки Какой остров пересекает параллель 8° с.ш. и меридиан 80 ° в.д.

3 слайд

Описание слайда:

Повторение Самый большой материк Евразия Самый маленький океан Северный Ледовитый Через какой материк проходят все меридианы Земли Антарктида Какой материк экватор пересекает практически в центре Африка Какой материк расположен только в южном и восточном полушарии Австралия Какой материк расположен только в северном и западном полушарии Северная Америка Какой материк делят на две части света Евразия Какая часть света включает в себя два материка Америка Какой материк омывают четыре океана Евразия Какой океан омывает берега Евразии и Северной Америки Северный Ледовитый Какой остров пересекает параллель 8° с.ш. и меридиан 80 ° в.д. остров Шри – Ланка Самопроверка: «5» - 10-11 правильных ответов «4» - 7 – 9 правильных ответов «3» - 5 – 6 правильных ответов

4 слайд

Описание слайда:

Как изменялись представления людей о Земле Развитие мореплавания и дальние путешествия не только заставили людей задуматься о форме Земли, они давали огромное количество информации о вновь открываемых территориях. Эту информацию нужно было фиксировать, передавать от одних людей к другим. Так появились первые изображения местности, которые впоследствии превратились в географические карты.

5 слайд

Описание слайда:

Как изменялись представления людей о Земле Откройте атлас на стр. 3 III век до нашей эры. Мир по Эратосфену II век нашей эры. Изображение Земли на карте Птолемея XVII век Карта мира из атласа Меркатора Современная карта полушарий Вспомните, что люди знали о Земле в далеком прошлом? В какой последовательности были открыты материки? Из курса истории вспомните названия государств древнего мира.

6 слайд

Описание слайда:

В ходе урока учащиеся заполняют таблицу: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ Этапы Основные открытия и знания о Земле

7 слайд

Описание слайда:

Древний Восток Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока – жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия земледелием, скотоводством, торговля, расселение народов и войны привели к накоплению знаний об окружающем мире. При переходе через пустыни, при плавании по морям люди научились ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам.

8 слайд

Описание слайда:

Древний Восток Из иероглифических надписей и рисунков, дошедших до наших дней, ученые узнали, что еще за 40 веков до нашей эры Египтяне снаряжали экспедиции в Центральную Африку, плавали по Средиземному морю. Финикийцы – выходили в Атлантический океан, первыми обогнули Африку и возможно достигали берегов Америки

9 слайд

Описание слайда:

В ходе урока учащиеся заполняют таблицу: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ Древний Восток Основные открытия и знания о Земле Жители Месопотамии Египта Финикии Персии Накопление знаний об окружающем мире. Научились ориентироваться по Солнцу, Луне, звездам. Разделили круг на градусы, год на 12 месяцев, сутки на 24 часа. Придумали Календарь. Совершили плавание вокруг Африки.

10 слайд

Описание слайда:

Геродот Древнегреческий ученый, историк, путешественник, оставил потомкам памятник античной науки «История в девяти книгах». Он представил своим читателям весь Старый Свет, все три старые страны света, которые ему были известны. Это- Европа, Азия и Ливия, означающая Африку.

11 слайд

Описание слайда:

Во времена Геродота ученые древней Греции высказывали предположение о зависимостиприродных условий от географической широты. В пределах обитаемой в то время суши они выделяли три «пояса»: северный – сырой и холодный (Скифия), южный – сухой и пустынный (Египет и Аравия) и средний, наиболее благоприятный для жизни людей (Средиземноморье) Северный пояс Южный пояс Средний пояс

12 слайд

Описание слайда:

Аристотель Одна из основополагающих идей античной географии – мысль о единстве беспредельного Мирового океана. Она была впервые высказана Аристотелем. Путем длительных наблюдений за затмением луны и Солнца пришел к выводу, что земля должна иметь форму шара.

13 слайд

Описание слайда:

Древнегреческий математик, астроном и географ ЭРАТОСФЕН на рубеже III-II вв. до н. э. определил размеры земли по меридиану. Разработал способ построения карты, создал системный труд, в котором выделил территории, отличающиеся друг от друга природными условиями, особенностями жизни и быта населения. Книга называлась «Географика» (Землеописание). Отсюда и пошло название науки - ГЕОГРАФИЯ

14 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ Какие древние знания о нашей планете были накоплены в древнем мире? Назовите имена ученых и тот вклад, который они внесли в развитие географии Древняя Греция Основные открытия и знания о Земле Аристотель Эратосфен Геродот Учение о шарообразности Земли Определение размеров Земли Разработка способов построения карты

15 слайд

Описание слайда:

Эпоха великих географических открытий Венецианский путешественник. Родился на острове Корчула (Далматинские острова, ныне в Хорватии). В 1271-1275 годах совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. В 1292-1295 годах морем вернулся в Италию. Написанная с его слов «Книга» (1298) - один из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии. Марко Поло

16 слайд

Описание слайда:

В XIV-XV веках «Книга» Марко Поло была руководством для картографов. Большую роль она сыграла в истории великих географических открытий. Организаторы и руководители португальских и первых испанских экспедиций XV- XVI веков не только пользовались картами, составленными под влиянием Поло, но и само его сочинение было настольной книгой для выдающихся мореплавателей, в том числе для Колумба.

17 слайд

Описание слайда:

Афанасий Никитин НИКИТИН Афанасий (?-1475), русский путешественник, тверской купец. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468-74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки Никитина «Хождение за три моря» - ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.

18 слайд

Описание слайда:

Нет биографических сведений об Афанасии Никитине, но его путевые записи «Хождение за три моря» (точное название дневника) не только ценнейший и интереснейший географический документ, но и замечательный литературный памятник. Автор рассказывает историю своих странствований по Кавказскому побережью Каспийского моря, Персии, Индии, Турции, Крыму и югу России.

19 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ Этапы Основные открытия и знания о Земле Средние века Арабы Норманы и новгородцы Марко поло Афанасий Никитин открытие новых территорий и их колонизация в Африке Исследование Исландии и Гренландии, Шпицбергена, побережья Северного Ледовитого океана. исследование восточной части Евразии (Китая, Индии, Памира) Через Персию и Аравийское море достигли Индии.

20 слайд

Описание слайда:

Великие географические открытия Христофор Колумб мореплаватель, испанский адмирал (1492), вице-король «Индий» (1492), первооткрыватель Саргассова и Карибского морей, Багамских и Антильских островов, части северного побережья Южной Америки и карибской береговой черты Центральной Америки. (осень 1451, Генуя - 20 мая 1506, Вальядолид),

21 слайд

Описание слайда:

Тогда Колумб задумался о своём проекте морского путешествия в Индию. В1474 году астроном и географ Паоло Тосканелли сообщил Колумбу в письме, что до Индии можно добраться гораздо более коротким морским путём, если плыть на запад. Произведя собственные расчёты он решил, что удобнее всего плыть через Канарские острова, от которых до Японии, по его мнению, оставалось около 5 тыс. км.

22 слайд

Описание слайда:

Первое путешествие (3 августа 1492 - 15 марта 1493). Второе путешествие (25 сентября 1493 - 11 июня 1496). Третье путешествие (30 мая 1498 - 25 ноября 1500). 4. Четвёртое путешествие (9 мая 1502 - ноябрь 1504). Всего Колумб совершил 4 путешествия к Америке: Модели каравелл Колумба

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Вопреки собственному убеждению, которое он сохранял до самой смерти, Колумбу не дано было выполнить ту задачу, которой он посвятил всю свою жизнь: западного пути в страны Востока он так и не открыл. Открытия Колумба сопровождались колонизацией земель, основанием испанских поселений, жестоким порабощением и массовым истреблением отрядами конкистадоров коренного населения, названного «индейцами». Но именно экспедиции Колумба положили начало Великим географическим открытиям эпохи Возрождения, в частности окончательному доказательству шарообразности Земли.

25 слайд

Описание слайда:

итальянский мореплаватель, один из первооткрывателей Южной Америки, дельты Амазонки, Венесуэльского залива, лагуны Маракайбо и Бразильского нагорья; главный пилот (штурман) Испании (1508). установил, что Вест-Индия – это Новый свет! свет! Америго Веспуччи (9 марта 1454, Флоренция - 22 февраля 1512, Севилья)

26 слайд

Описание слайда:

Васко да Гама 8 июля 1497 флотилия в составе четырех кораблей с экипажем в 168 человек отплыла из Лиссабона. Миновав острова Зеленого мыса, экспедиция взяла курс на запад, а затем повернула на восток, сделав большую дугу по Атлантическому океану, и в начале ноября вышла к африканскому побережью. Обогнув мыс Доброй Надежды (открытый мореплавателем Бартоломео Диашем), флотилия вышла к восточному побережью современной ЮАР. В конце января 1498-го португальцы, пришли в Каликут, крупнейший транзитный центр торговли пряностями, драгоценными камнями и жемчугом на юго-западном берегу Индии В сентябре 1499 он достиг Лиссабона. Большая часть участников экспедиции погибла, на родину вернулось только 55 человек. Однако цель путешествия была выполнена. Был открыт морской путь из Европы в Азию.

27 слайд

Описание слайда:

Фернан Магеллан. (весна 1480, Саброза, провинция Вила-Реал, Португалия - 27 апреля 1521, Филиппины) МАГЕЛЛАН Фернан -португальский мореплаватель, экспедиция которого совершила первое кругосветное плавание; первооткрыватель части атлантического побережья Южной Америки, прохода из Атлантики в Тихий океан, впервые им пересеченный. Магеллан доказал наличие единого Мирового океана и представил практическое свидетельство шарообразности Земли.

28 слайд

Описание слайда:

20 сентября 1519 года флотилия из пяти судов с командой в 265 человек во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамедана на поиски юго-западного пролива из Атлантического океана. Через два месяца корабли достигли берегов Бразилии и направились на юг вдоль Американского материка. В марте 1520 года они остановились на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Здесь Магеллану с большим трудом удалось подавить мятеж части членов В сентябре 1520 года экспедиция на четырёх кораблях («Сантьяго» погиб в разведке 22 мая) вышла в океан и взяла курс на юг.

29 слайд

Описание слайда:

В конце октября 1520 года достигли пролива, которому впоследствии было присвоено имя его первооткрывателя - Магелланов пролив. Переход по проливу с незнакомым фарватером был очень тяжёлым. На южном берегу пролива мореплаватели увидели огни костров. Магеллан назвал эту землю Огненной землей. «Сан-Антонио», шедший передовым, выйдя из пролива, повернул на юг и, обогнув южную оконечность Америки, самовольно вернулся в Испанию. Росло число членов экспедиции, настаивавших на возвращении в Испанию.

30 слайд

Описание слайда:

Пройдя пролив, экспедиция направилась к берегам Азии. «Южное море» Магеллан назвал Тихим океаном, «потому что, - как сообщает один из участников, - мы ни разу не испытали ни малейшей бури». Более трёх месяцев продолжался этот переход, за время которого часть экипажа, сильно страдавшего от голода и жажды, погибла, на кораблях было состояние близкое к мятежу. Весной 1521 года Магеллан достиг островов у восточного побережья Азии, позже названных Филиппинскими. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне, Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит в сражении 27 апреля. Пришлось срочно отплыть. Отсутствие опытного руководителя дало себя знать. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов.

31 слайд

Описание слайда:

На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только двое кораблей. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» - на запад в обход Африки. «Тринидад» был захвачен в плен португальцами. «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки, 18 человек вернулись на родину. Эль Кано

33 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ Великие географические открытия Основные открытия и знания о Земле Х. Колумб Америго Веспуччи Васко да Гама Ф.Магеллан Френсис Дрейк Установление истинных размеров Земли, соотношения воды и суши. Открытие Нового света.

34 слайд

Описание слайда:

Открытие и исследование Австралии С 1768 – 1771 год Джеймс Кук открыл и исследовал острова Океании и материк Австралии, который объявил владениями Англии. Джеймс Кук Абель Тасман В начале XVII века исследовал часть северного побережья материка, открыл остров, названный в честь открывателя - Тасмания.

Знания о Земле, о материках, океанах и морях пришли к людям не сразу. Они по маленьким крупицам накапливались в течение многих веков и систематизировались многими учеными-географами и мореплавателями.

В наше время, при помощи спутников можно легко сфотографировать и изучить любой уголок нашей необъятной планеты. Однако так было далеко не всегда. Люди потратили много сил и времени, для того, чтобы открыть мир.

Первые путешественники-открыватели

В античном мире, первые открытия новых земель были связанны с проложением торговых путей моряками - торговцами. В 600 году до н.э., древние финикийцы впервые за всю историю человечества смогли осуществить путешествие вокруг Африки, что дало возможность людям изобразить первые географические карты материка.

В ходе этого морского путешествия были открыты такие острова как Мадейра, Азорские и Канарские острова. Еще одними героическими открывателями мира стали древние греки, которым удалось не только открыть такие земли как Индия, юг Франции, юго-западные земли Британии, Гренландию, но и сделать верные выводы касающиеся природных явлений и строения планеты.

Именно древнегреческие мореплаватели впервые высказали теорию о том, что земля имеет круглую форму. Древние греки, которые путешествовали по северным землям, рассказывал в своем государстве о северном сиянии, о дыхании моря (приливы и отливы), однако их соотечественники приняли их за безумцев, настолько неправдоподобно звучали их рассказы.

Великие географические открытия

Благодаря развитию торговли и совершенствованию кораблестроительства, в 15-17 веке в Европе наступил период Великих географических открытий, в течении которого людям удалось открыть материки и острова, которые до тех пор оставались под завесой тайны.

В 1492 году известный испанский мореплаватель Христофор Колумб, в поисках новых торговых путей с Индией открыл Новый Свет, который позже получил название Америка. Значительный вклад в открытии новых территорий удалось сделать португальскому моряку Васко де Гамма, который в 1948 году открыл несколько остров Азии и Океании.

В 1512 году первое кругосветное путешествие совершил португалец Фернан Магеллан. Во время этого путешествия были сделаны первые карты Индийского океана.

В 17 веке европейцами была открыта Новая Зеландия, Гавайские острова и Австралия. В этот же период русские первопроходцы покорили всю территорию Сибири, и вышли на Дальний Восток.

Последним материком, который открыли люди в 1820 году, стала далекая Антарктида.

Важность географических открытий

В результате того, что люди открывали новые земли, человечество смогло накопить знания о мироустройстве: движении солнца, луны, смены сезонов на разных территориях, наличии полюсов.

Людям стали доступны те блага и природные ресурсы, которыми изобиловали новые земли. Благодаря географическим открытиям в период Античности, Средневековья и Нового времени, мы имеем возможность полноценно изучать географию нашей планеты.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Как люди открывали и изучали Землю

Первые знания о Земле уходят корнями на территорию Древнего Востока - жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия населения: земледелие, скотоводство, торговля, расселение народов и войны все больше расширяли знания о земле. Перемещаясь через пустыни и плавая по морям люди научились ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам. Древний мир

Геродот Древнегреческий ученый, историк и путешественник написал труд - «История в девяти книгах».

Аристотель Древнегреческий филосов, путем исследований и наблюдений за затмениями Луны и Солнца, сделал вывод, что Земля имеет форму шара.

Эратосфен Установил диаметр Земли. Написал книгу «География». Дал начало названию науки - географии.

860 г. - Норманны открыли остров Исландия. 982 г. - Норманны открыли остров Гренландия. Около 1000 г. - Норманны открыли восточные берега Северной Америки. о. Исландия о. Г Р Е Н Л А Н Д И Я Средние века

Марко Поло 1271-1295 гг. - Путешествие итальянского купца Марко Поло в Китай. Он описал природу Памира, муссоны Индии, узнал много о полезных растениях Китая.

Афанасий Никитин Афанасий Никитин во второй половине XV в. Пересек Персию и Аравийское море и достиг Индии, составил подробное описание стран.

Португальская экспедиция Б. Диаша достигла южной оконечности Африки, открыт мыс Доброй Надежды. 1487 - 1488 гг.

Немецкий ученый Мартин Бехайм изготовил большой глобус. 1492 год

Первое плавание испанской экспедиции Х. Колумба и открытие Нового Света (Америки). 1492-1493 гг.

Васко да Гама по морскому пути вокруг Африки, достигает берегов Индии. 1497- 1499 гг.

Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана. 1521 - 1524 гг.

1538 г. - Издание фламандским ученым Г. Меркатором карты мира.

Экспедиция в северо - восточные районы под началом В. Баренца. 1594 - 1597 гг.

Плавание к берегам Австралии - голландская экспедиция А. Тасмана.

С. Дежнев совершил плавание из Северного Ледовитого океана в Тихий. 1648 г

Новое время

Путешествие на Камчатку землепроходцев В. Атласова и Л. Морозко. 1697- 1699 гг.

Открытие морского пути от Камчатки к Северной Америки. 1741 г.

Кругосветные плавания английской экспедиции Дж. Кука.

Первая русская антарктическая экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева

Дрейф «Фрама» Ф. Нансена в Северном Ледовитом океане. 1893 - 1896гг.

Достижение Северного полюса Ф. Куком и Р. Пири 1908 - 1909 гг.

Р. Амудсен и Р. Скотт достигли Южного полюса.

Новейшее время 1932 г. Первое сквозное плавание Северным морским путем на ледокольном пароходе « Сибиряков». 1937 г. Дрейф первой станции на льдине « Северный полюс» И.Д. Папанина. 1955-59гг. Работа советской экспедиции в Антарктиде. 1957 - Запуск первого спутника. 1961г. - Полет космического корабля «Восток»


Знания о Земле, ее природе, населении и его хозяйственной деятельности накапливались долгие тысячелетия. Трудом многих народов, подвигом отважных путешественников и мореплавателей, ученых-географов постепенно создавалась обобщенная картина современного мира.

Ученые рисовали карты, составляли описания новых земель и населяющих их народов.

Сегодня Землю изучают из космоса, посылают автоматические станции к другим планетам, сравнивают их природу с природой Земли и глубже познают ее как часть Вселенной. Создаются международные научные экспедиции, проводятся совещания, идет обмен научной информацией.

Современная география располагает сведениями о геологическом прошлом нашей планеты, об особенностях строения и развития каждой геосферы, о компонентах природы, их взаимосвязях, о природных комплексах и о самом большом из них - географической оболочке, которая в наши дни находится под огромным влиянием деятельности человека.

В наш космический век Земля, которая раньше казалась необъятно огромной, перестала быть такой. Сейчас есть возможность быстро попасть в любой уголок Земли, собрать данные о происходящих в ее природе явлениях и процессах. Но ведь так было не всегда!

  1. Вспомните из предшествующего курса географии, что люди знали о Земле в далеком прошлом.
  2. В какой последовательности были открыты материки?
  3. Из курса истории вспомните названия государств древнего мира. Где они были расположены?

Основные этапы накопления знаний о Земле

Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока - жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия земледелием и скотоводством, торговля, расселение народов и войны приводили к накоплению знаний об окружающем мире. При переходе через пустыни, при плавании по морям люди научились ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам. Древние ученые Месопотамии впервые разделили круг на градусы, год на 12 месяцев, сутки на 24 часа; отсюда ведет начало наш календарь.

Из иероглифических надписей и рисунков, дошедших до наших дней, ученые узнали, что еще за 40 веков до нашей эры египтяне снаряжали экспедиции в Центральную Африку, плавали по Средиземному морю. Отважные финикияне - опытные корабельщики, мореходы и купцы, - нагрузив свои корабли разными товарами, уходили в дальние плавания по Средиземному морю, выходили в Атлантический океан. Они первыми совершили плавание вокруг Африки и, возможно, достигали берегов Америки.

Географические знания, накопленные народами Востока, были расширены великими мыслителями Древней Греции. Они пытались объяснить происхождение и строение окружающего их мира, изобразить известные в то время страны в виде чертежей (карт). Геродот - древнегреческий ученый, историк и путешественник ~ оставил нам классический памятник античной науки, известный иод названием «История в девяти книгах». Он был очевидцем многих из описанных событий и передал с величайшей достоверностью все, что сам видел или увидели другие. Во времена Геродота ученые Древней Греции высказывали предположения о зависимости природных условий от географической широты. В пределах обитаемой в то время суши они выделяли три пояса: северный - сырой и холодный (Скифия), южный - сухой и пустынный (Египет и Аравия) и средний, наиболее благоприятный для жизни людей (Средиземноморье).

Величайшим событием в развитии географических знаний того времени стало учение о шарообразности Земли. Древнегреческий философ Аристотель путем длительных наблюдений за затмениями Луны и Солнца пришел к выводу, что Земля должна иметь форму шара. А древнегреческий математик, астроном и географ Эратосфен на рубеже III-II вв. до н. э. определил размеры Земли по меридиану. Он разработал способ построения карты, создал первый систематическии труд, в котором выделил территории, отличающиеся друг от друга природными условиями, особенностями жизни и быта населения. Книга называлась «Географика», что по-древнегречески означало «землеописание». Так появилось название нашей науки. Этот этап развития географии называют познавательно-описательным.

  1. Какие знания о нашей планете были накоплены в древнем мире?
  2. Назовите имена ученых и расскажите о вкладе, который они внести в развитие географии.

В период раннего средневековья происходит упадок географических знаний. Войны, восстания рабов тормозили развитие науки. Однако и в эту пору было совершено немало географических открытий. Ведущая роль в них перешла к арабам. Их корабли бороздили воды Индийского океана от берегов Африки до Зондских островов. Арабы основали колонии на восточном побережье Африки, путешествовали в Китай и Индию.

Важные открытия в средние века были сделаны норманнами и новгородцами. Норманны в IX в. открыли и начали заселять остров Исландию, затем - Гренландию, а в XI в. они достигли берегов Северной Америки. Новгородцы выходили к берегам Ледовитого океана, плавали на остров Грумант (Шпицберген), доходили до устья Оби.

Значительно расширились знания европейцев о земном пространстве в XIII в. в результате путешествий в азиатские земли венецианских купцов Поло. Они были первыми итальянцами, а может быть, и первыми европейцами, проникшими так далеко на восток огромного континента. Путешествие их длилось многие годы. Марко Поло описал огромный, дотоле неизвестный европейцам мир, впервые привел сведения о природе Памира, муссонах Индии, полезных растениях Китая.

Вклад в развитие знаний о Земле внес и тверской купец Афанасий Никитин. Во второй половине XV в. он через Персию и Аравийское море достиг Индии, составил правдивые описания виденных им стран.

Когда на смену феодализму пришла новая общественная формация - капитализм, снова, как и в древнем мире, возрос интерес к наукам, в том числе к географии.

В эпоху Великих географических открытий бурно развиваются торговля и мореплавание. Португальские и испанские корабли устремляются на поиски путей в богатую Индию. Португальцы плывут на юг вдоль западных берегов Африки и достигают мыса Доброй Надежды.

Рис. 4. Одна из карт античного мира

В конце 1492 г. Х.Колумб привел испанские корабли к неизвестным землям за Атлантическим океаном. Открытие Нового Света стало величайшим событием в истории человечества.

Через несколько лет после открытия Америки, обогнув Африку, корабли Васко да Гамы достигли Индии. А в 1521 г. началось первое кругосветное плавание под началом Ф. Магеллана, которое закончилось в 1524 г. Географический горизонт европейцев расширился до небывалых для того времени размеров.

Благодаря этим географическим открытиям люди узнали об истинных размерах своей планеты, о соотношении суши и воды на Земле. Стало ясно, что именно океан определяет вид всей планеты, влияет на природу всех ее частей.

Во второй половине эпохи Великих географических открытий (XVI-XVII вв.) велись поиски морских путей в Китай и Индию вдоль северных берегов Евразии и Северной Америки. Имена английских и голландских мореплавателей навсегда остались на географических картах.

Имена русских землепроходцев можно найти на огромных пространствах Сибири - от Урала до Тихого океана.

По сибирским рекам плавали и нанесли их на карты отряды казаков И. Москвитина, С. Дежнева, В. Пояркова, Е. Хабарова и др.

В эпоху Великих географических открытий география стала одной из наиболее важных для человечества наук. Она обогатилась обширными сведениями об устройстве поверхности Земли, собрала много данных о природе и населении почти всей суши, получила первые представления о природе Мирового океана. Однако в то время география выполняла в основном функцию землеописания, отвечала на вопросы: что? где? Географические сочинения, карты и описания того времени выполняли в основном роль справочников.

  1. Назовите наиболее значимые открытия, сделанные в период раннего средневековья.
  2. Каково значение эпохи Великих географических открытий?

Во второй половине XVII и в XVIII в. путешественники продолжали поиски новых морских проходов вокруг материков, новых земель в океанах, исследовали неизвестные науке внутренние части континентов. В этот период впервые организуются научные экспедиции, цель которых, наряду с открытиями, - исследование, объяснение причин географических явлений и процессов, особенностей природы отдельных территорий. Задачи землеописания постепенно заменялись исследовательскими задачами.

Рис. 5. Важнейшие географические путешествия и открытия

Огромные пространства северной части Евразии были открыты и исследованы русскими путешественниками. В XVIII в. в России был проведен целый ряд экспедиций, задуманных Петром I. Все они получили общее название Великой Северной экспедиции. Морские и сухопутные отряды этой экспедиции исследовали и нанесли на карту северные и северо-восточные берега Евразии, достигли северо-западных берегов Северной Америки, открыли ряд островов у берегов Аляски.

Изучив и обобщив труды этой экспедиции, великий русский ученый М. В.Ломоносов в 60-е гг. XVIII в. разработал проект «проходу Сибирским океаном в восточную Индию». В одной из своих од он писал: Колумбы русские, презрев угрюмый рок. Меж льдами новый путь отворят на восток, И наша достигнет в Америку держава.

Большой вклад в развитие географии внесли экспедиции известного английского мореплавателя Д ж. Кука, имя которого стоит в одном ряду с X. Колумбом и Ф. Магелланом. Три плавания совершил Дж. Кук в неизвестные тогда области Тихого океана, открыл восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею и ряд других островов. Исследовал он и приполярные и полярные области Земли, прошел через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан. Корабли Дж. Кука достигли и Южного полярного круга, но льды и туманы не позволили мореплавателю проникнуть дальше на юг.

Многочисленные экспедиции ХVIII-XIX и начала XX в. обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты.

Так география от накопления традиционно справочного материала перешла к созданию комплексных описаний стран и отдельных территорий. Возникли первые теории о строении атмосферы, движении воздушных масс, учение о происхождении рельефа суши и его развитии под влиянием внутренних и внешних сил. Географы выдвинули идею единства и целостности всей природы Земли.

Новейшие открытия XX в. внесли большой вклад в развитие знаний о нашей планете. Они проводятся с применением новых методов изучения Земли в специально созданных научных организациях, цель которых - проведение научных исследований. Во многих странах мира ученые организуют большие по масштабам экспедиции в Арктику и Антарктику. Ведется широкое изучение Мирового океана. Начало его исследования было положено английской экспедицией на судне «Челленджер», продолжено на русском «Витязе» и других кораблях науки. В 60-е гг. 67 стран приняли участие в исследованиях планеты по программе Международного геофизического года.

Запуск первого искусственного спутника, а затем и космических кораблей открыл новые возможности в изучении Земли.

Собранные в экспедициях материалы позволили ученым выдвинуть гипотезы (предположения) о природе того или иного явления, а также делать научные открытия на основе достижений других наук (физики, математики, биологии). Ученые создали теоретические основы географической науки, выявили причинно-следственные связи, зависимости между компонентами природы, установили закономерности, присущие развитию природы всей Земли.

Рис. 6. Морские суда служат научно-исследовательскими лабораториями для океанологов

Географы выявили закономерности размещения крупных форм рельефа, открыли циркуляцию атмосферы, создали учение о почвах как особом компоненте природы. Главным в географии стало учение о природных комплексах и о самом большом комплексе - географической оболочке Земли, в которой живет и трудится человек.

Так постепенно география из науки сиравочно-описательной превратилась в науку, объясняющую особенности природы Земли. У человечества никогда не иссякнет огромный интерес к собственному дому, нашей голубой планете.

  1. Составьте план прочитанного текста.
  2. Назовите основные эпохи накопления географических знаний о Земле.
  3. Назовите важнейшие путешествия и экспедиции, которые привели к наиболее важным открытиям.
  4. Приведите примеры открытий, о которых вы узнали самостоятельно из книг и других источников знаний.
  5. На какие вопросы отвечает современная география?

Cлайд 1

Как люди открывали мир Автор Долгорукова С.В., учитель биологии и географии высшей категории МОУ гимназия № 2

Cлайд 2

Цель урока: Ознакомиться с тем, как в течение времени изменялись представления людей о форме и природе Земли; как развивались знания людей о природе

Cлайд 3

Оборудование: Физическая карта полушарий Демонстрационные таблицы о представлении о Земле в древности Видеофильм «История географических открытий» (или сообщения)

Cлайд 4

План урока Повторение домашнего задания Первобытные люди и природа Мир древних цивилизаций Средневековье Христофор Колумб Фернан Магеллан, Хуан Себастьян де Элькано Френсис Дрейк Итоги урока Домашнее задание

Cлайд 5

Повторение домашнего задания Что такое география? Кто первым сформулировал понятие о географии? Какие типы географий вы знаете? Проверка календарей погоды

Cлайд 6

Изучение нового материала Используются сообщения или фильм «История географических открытий» В ходе выступлений (или просмотра фильма) учащиеся заполняют таблицу: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ Этапы Время Имена известных Результат путешественников открытий

Cлайд 7

Первобытные люди и природа Древние люди – один из биологических компонентов Человек минимально воздействовал на природу (лимит материальных средств) Человек изучал природу, чтобы выжить

Cлайд 8

Мир древних цивилизаций Точка отсчета существования географии и других наук Появляется письменность, религия, города Общение жителей разных территорий Эпоха путешествий по морю (По каким морям путешествовали?) Возник вопрос о форме Земли (Какие были представления?)

Cлайд 9

Средневековье Совершаются более дальние путешествия (совершенствование техники и кораблестроения) – выход в океан Путешествия стали носить научно-экономический характер Возникают предположения о шарообразности Земли

Cлайд 10

Христофор Колумб http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Colombo.jpg Христофор Колумб родился 25 августа 1451 в Генуе (Италия), умер 20 мая 1506 в Вальядолиде (Испания). Знаменитый европейский мореплаватель и картограф, прославленный открытием Америки. ХРИСТОФОР КОЛУМБ, портрет неизвестного художника 16 в. IGDA/G. Dagli Orti

Cлайд 11

Cлайд 12

«ПИНТА», «НИНЬЯ» И «САНТА-МАРИЯ» – суда, на которых Христофор Колумб совершил свое первое путешествие к берегам Америки IGDA/G. Dagli Orti

Cлайд 13

Cлайд 14

Имя Колумба на карте мира Имя Колумба носят государство Колумбия, федеральный округ США и многочисленные географические объекты Америки. Колумбия главный город штата Южная Каролина, в графстве Ригланд на реке Конгари Колумбия в Пенсильвании, на берегу реки Сускеганы Вашингтон. Округ Колумбия.

Cлайд 15

Фернан Магеллан MАГЕЛЛАН (Магальяйнш) (исп. Magallanes) Фернан (1480-1521), мореплаватель, экспедиция которого совершила 1-е кругосветное плавание. Родился в Португалии.

Cлайд 16

Cлайд 17

Современная модель Магеллановой каракки «Виктория». Получил название в честь церкви, в которой португальский мореплаватель Фернан Магеллан принес присягу на верность испанскому королю Карлу I. После его гибели Магеллана руководство экспедицией принял на себя Хуан Себастьян Элькано. Каракка «Виктория» - первый корабль в истории, обогнувший Земной шар.

Cлайд 18

Хуан Себастьян Элькано Раз в четыре года испанцы отдают дань памяти Хуану Элькано, устраивая праздник с исторической реконструкцией. Шхуна “Хуан Себастьян де Элькано” названа в честь сподвижника Магеллана, совершившего первую кругосветную экспедицию. "Хуан Себастьян де Элькано"

Cлайд 19

Из пяти кораблей, отплывших из Испании, лишь "Виктория" вернулась обратно в Санлукар близ Кадиса (6 сентября 1522 года). На борту было всего 18 моряков (из 265-ти покинувших Испанию вместе с Магелланом). Среди выживших был и Антонио Пигафетта, составивший знаменитое описание исторического путешествия.

Cлайд 20

Антонио Пигафетта Родился ок. 1491, в городе Виченца, умер после 1534, там же) - итальянский мореплаватель, участник экспедиции Магеллана-Элькано (1519–22). Во время 1-го кругосветного плавания вёл дневники, которые вручил императору Карлу V.

Cлайд 21

Фернан Магеллан В 1519-21 руководил испанской экспедицией по поиску западного пути к Молуккским островам. Портрет Фернана Магеллана, неизвестный автор, XVI-XVII века

Cлайд 22

Открыл все побережье Южной Америки к югу от Ла-Платы, обогнул континент с юга, открыл пролив, названный его именем, и Патагонскую Кордильеру; первым пересек Тихий океан. (1520), обнаружив о. Гуам, и достиг Филиппинских о-вов, где был убит в схватке с местными жителями.

Cлайд 23

Фернан Магеллан Магеллан доказал наличие единого Мирового океана и представил практическое свидетельство шарообразности Земли. Плавание завершил Х. С. Элькано, обогнувший с юга Африку

Cлайд 24

В честь Магеллана названы Магеллановы облака Магелланов пролив Подводная возвышенность Магеллана в Тихом океане, возле Маршалловых островов. Старинная гравюра, изображающая Магеллана во время первого в мире кругосветного плавания

Cлайд 25

Из книги "Большая электронная детская энциклопедия" Фернандо Магеллан

Cлайд 26

Материал из Википедии - свободной энциклопедии Магеллановы облака - галактики-спутники Млечного пути. Видны невооруженным глазом в Южном Полушарии. Названы в честь Фернандо Магеллана, впервые увидевшего их в 1519 году во время кругосветного путешествия. Малое Магелланово облако. http://oursky.narod.ru/Galaxies/magellan.html

Cлайд 27

Магелланов пролив Магелланов пролив - пролив, разделяющий континентальную Южную Америку и архипелаг Огненная Земля, узкий (минимальная ширина 2,2 километра) и в некоторых местах очень опасный для мореплавания. Длина пролива 575 километров, наименьшая глубина на фарватере - 20 метров. Спутниковая (MODIS) фотография Магелланова пролива