Какая авиакомпания разорилась в. Что делать пассажирам разорившейся авиакомпании. Момент рыночной переориентации

Что ждет пассажиров «ВИМ-Авиа»

26 сентября Росавиация провела экстренное совещание, посвященное проблеме. По информации ведомства, было «согласовано решение о выделении около 200 млн руб. из федерального бюджета следующего года для компенсации затрат авиакомпаниям, которые выполнят перевозку пассажиров на внутренних регулярных направлениях».

На встрече готовность перевозить пассажиров по билетам «ВИМ-Авиа» выразили семи авиакомпаний — это «Уральские авиалинии», «АйФлай», Red Wings, NordStar, «Икар», «Северный ветер» и «Якутия».

28 сентября министр транспорта Максим Соколов сообщил, что главной задачей сейчас является вывоз из-за рубежа тех клиентов «ВИМ-Авиа», отдых которых подошел к концу. Вторым в списке приоритетов он назвал выполнение регулярных рейсов на внутренних и международных линиях. Потом, по словам Соколова, можно приступить к выполнению чартерных рейсов, билеты на которые проданы, но дата вылета еще не наступила. «Последний пункт этого плана возможен только после того, как будут завершены вышеуказанные задачи», — он.

Что ждет руководителей компании

25 сентября Следственный комитет завел дело в отношении неназванных должностных лиц «ВИМ-Авиа» по ч. 4 ст. 159 УК России (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере), которых заподозрили в получении 1 млн руб. за счет реализации билетов, заведомо зная, что денег на исполнение обязательств по перевозке не хватит.


Александр Кочнев (Фото: Татьяна Белякова / ТАСС)

Вечером 27 сентября по поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина дело перенаправили в главное управление СК по расследованию особо важных дел. В то же время стало известно, что владельцы «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана покинули Россию. По данным источника РБК, они в Стамбул.

28 сентября появилась информация, что Мурсекаеву заочное обвинение по той же ч. 4 ст. 159 УК РФ, максимальным наказанием по которой является лишение свободы на срок до десяти лет. «В том случае, если Мурсекаев не явится на допрос к следователю, то будет объявлен в федеральный розыск, а затем в международный», — сообщил РБК источник в СКР.

В этот же день Следственный комитет о задержании генерального директора авиакомпании Александра Кочнева и ее главного бухгалтера Екатерины Пантелеевой.

Что приостанавливает полеты с 30 мая. Этой датой был ограничен срок действия сертификата эксплуатанта авиаперевозчика. Ограничение было установлено приказом Росавиации от 25 апреля 2018 года по результатам проверок, проведенных после катастрофы самолета Ан-148 в Подмосковье в феврале 2018 года.

По данным пресс-службы авиаперевозчика, компания подала в Росавиацию необходимые документы об устранении нарушений, однако никаких решений от регулятора не поступило.

Сертификат эксплуатанта - основной документ для авиакомпании, он дает право на совершение полетов. Вопросами сертификации авиакомпаний в России занимается Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).

С 2007 года решения о приостановке действия сертификата эксплуатанта были приняты Росавиацией в отношении 15 крупных российских авиакомпаний и альянсов, что привело к остановке их полетов. В одном из случаев авиаперевозчик добился восстановления сертификата (Red Wings в 2013 году), еще в одном - начал полеты под новым названием ("Добролёт" - "Победа" в 2014 году).

Однако, как правило, вслед за приостановкой следовало аннулирование сертификата и полное прекращение деятельности авиакомпаний. Обычно соответствующие решения принимались Росавиацией из-за плохого финансового состояния перевозчика. В хронологии не учитываются случаи аннулирования сертификатов у авиакомпаний при их плановой реорганизации, не вызванной сложным финансовым положением перевозчиков.

AiRUnion

Осенью 2008 года разорился и прекратил полеты альянс российских региональных авиакомпаний AiRUnion. Он был образован в 2004 году и объединял "Красноярские авиалинии", "Домодедовские авиалинии", авиакомпании "Самара", "Омскавиа" и "Сибирская авиатранспортная компания". К 2008 году AiRUnion был вторым по величине перевозчиком страны после "Аэрофлота". По состоянию на сентябрь 2008 года долги альянса за авиатопливо и наземные услуги превышали $800 млн.

Из-за прекращения полетов в аэропортах "застряли" несколько тысяч пассажиров. Осенью 2008 года - зимой 2009 года Росавиация своими решениями аннулировала сертификаты всех пяти входивших в альянс авиаперевозчиков. Обсуждался план по возобновлению деятельности альянса за счет его включения в состав государственного холдинга "Ростехнологии", однако план так и не был реализован.

"КД Авиа"

1 сентября 2009 года прекратил продажу билетов на свои рейсы авиаперевозчик "КД Авиа", который базировался в калининградском аэропорту Храброво и осуществлял рейсы из центральных регионов в России в Европу с посадкой в Калининграде. Одновременно компания уведомила Росавиацию о приостановке операционной деятельности из-за невозможности обслуживать достигшую объема в 12 млрд руб. задолженность перед банками, аэропортами, топливозаправочными комплексами и службами аэронавигации. 14 сентября 2009 года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта "КД Авиа". Около 7 тыс. пассажиров были перевезены другими авиакомпаниями.

"Москва"

17 января 2011 года прекратила полеты авиакомпания "Москва" (до 2010 года - "Атлант-Союз"), которая была официальным авиаперевозчиком столичного правительства. Из-за прекращения финансирования своей деятельности городом и снижения числа чартерных пассажиров "Москва" была передана в управление компании "Ютэйр", которая ее в итоге поглотила. В начале 2011 года "Москва" лишилась сертификата эксплуатанта.

"Континент"

29 июля 2011 года приостановила деятельность авиакомпания "Континент", в тот же день ее сертификат эксплуатанта был аннулирован. Перевозчик начал полеты в 2010 году на расконсервированных самолетах Ту-154 и за счет низких лизинговых платежей на подержанную технику смог продавать билеты по низким тарифам. Весной 2011 года из-за роста цен на авиакеросин у компании возникла задолженность (порядка 400 млн руб.), из-за чего начались задержки и отмены рейсов. В июне 2012 года перевозчик был признан банкротом.

"Авианова"

10 октября 2011 года операционную деятельность прекратила низкотарифная авиакомпания "Авианова", а 12 октября того же года ее сертификат эксплуатанта был приостановлен Росавиацией. Причиной стало решение акционера авиаперевозчика - американского фонда Indigo Partners - отказаться от дальнейшего финансирования его деятельности. К декабрю 2011 года перевозчик вернул пассажирам более 85 млн руб. за неиспользованные авиабилеты.

SkyExpress

1 ноября 2011 года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта Sky Express - первой российской авиакомпании-лоукостера. Решение регулятора было принято в связи с ухудшением производственных показателей и финансово-экономического состояния компании. Большая часть авиапарка Sky Express и часть персонала были переведены в авиакомпанию "Кубань". За 9 месяцев 2011 года Sky Express перевезла 942,3 тыс. человек, при этом рейсы зачастую выполнялись с многочасовыми задержками, компания неоднократно попадала в список самых непунктуальных авиаперевозчиков месяца, который составляла Росавиация.

"Кубань"

11 декабря 2012 года Росавиация приостановила действие, а 15 марта 2013 года аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании "Кубань" (входила в состав авиационного сектора компании "Базовый элемент", базировалась в международном аэропорту Краснодара). В конце 2012 года перевозчик прекратил полеты в связи с тяжелым финансово-экономическим положением, крупными неурегулированными задолженностями перед российскими аэропортами, топливозаправочными компаниями и лизингодателями. Перевозка пассажиров "Кубани" (около 14,5 тыс. человек) после этого была обеспечена авиакомпаниями "Аэрофлот", "Ютэйр", "Якутия", ГТК "Россия", Red Wings и "Грозный авиа".

Red Wings

4 февраля 2013 года Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта авиаперевозчика Red Wings. Поводом для остановки полетов компании стали многочисленные существенные нарушения в организации летной работы, техническом обслуживании воздушных судов, подготовке пилотов и др., выявленные по результатам проверки перевозчика, которая была проведена после катастрофы авиалайнера Ту-204 Red Wings в московском аэропорту Внуково 29 декабря 2012 года (тогда погибли пять человек). 18 июня 2013 года после устранения всех недостатков работы Red Wings регулятор разрешил компании возобновить полеты.

"Татарстан"

31 декабря 2013 года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании "Татарстан". Решение было принято в связи с выявленными фактами несоблюдения перевозчиком сертификационных требований, нарушениями установленных норм налета, рабочего времени и времени отдыха экипажей, порядка поддержания квалификации экипажей и др. Регулятор инициировал проверку авиакомпании после катастрофы 17 ноября 2013 года в аэропорту Казани пассажирского самолета Boeing 737 "Татарстана", когда погибли 50 человек.

Позднее специалисты Межгосударственного авиационного комитета, расследовавшие причины катастрофы, установили, что к полету был допущен неподготовленный экипаж. Весь парк авиакомпании был передан другому региональному перевозчику - "Ак Барс Аэро", который продолжил перевозку пассажиров "Татарстана" по ранее проданным билетам.

"Московия"

11 сентября 2014 года был приостановлен, а 5 декабря 2014 года - аннулирован сертификат эксплуатанта авиакомпании "Московия". Перевозчик был вынужден прекратить полеты из-за финансовых проблем, сокращения парка самолетов и продолжавшегося судебного процесса о банкротстве. К тому времени уже почти полгода действовал запрет на продажи авиабилетов компании.

"Добролет"

18 ноября 2014 года лишилась сертификата эксплуатанта дочерняя авиакомпания "Аэрофлота" - "Добролет". Так как компания стала одним из основных авиаперевозчиков в Крым, против нее были введены санкции США, сделавшие невозможным обслуживание самолетов. К тому времени уже было известно, что "Аэрофлот" создаст новую дочернюю авиакомпанию-лоукостер под брендом "Победа", которой достанется весь авиапарк "Добролета". "Победа" приступила к полетам 1 декабря 2014 года, при этом регулярные рейсы в Крым она не осуществляет.

"Ак Барс Аэро"

14 января 2015 года Росавиация отозвала, а 16 апреля того же года - аннулировала сертификат эксплуатанта у регионального перевозчика "Ак Барс Аэро", который перед этим столкнулся с финансовыми проблемами. Парк авиакомпании был передан новой региональной компании - "ЮВТ Аэро".

"Центр-Юг"

16 сентября 2015 года Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта авиакомпании "Центр-Юг" с 1 октября. Причиной послужили выявленные в ходе проверки нарушения сертификационных требований. В частности, инспекторы агентства обнаружили, что перевозчик не располагал достаточным парком воздушных судов с количеством пассажирских мест более 55 (для получения разрешения на выполнение регулярных рейсов перевозчик должен был иметь не менее восьми таких судов). 23 октября 2015 года сертификат эксплуатанта был аннулирован.

"Трансаэро"

21 октября 2015 года Росавиация аннулировала действие сертификата эксплуатанта авиакомпании "Трансаэро" (входила в пятерку крупнейших российских авиаперевозчиков) с 26 октября 2015 года. Причинами были названы выявленные проверкой недостатки, а также ухудшение основных производственных показателей и финансово-экономического состояния деятельности компании, влиявшие на безопасность полетов и права потребителей. Группа "Аэрофлот", перевезшая большинство (около 2 млн) пассажиров "Трансаэро", впоследствии получила основную часть ее допусков на международные маршруты. В 2017 году "Трансаэро" была признана банкротом.

"ВИМ-Авиа"

30 октября 2017 года министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил журналистам, что сертификат эксплуатанта авиакомпании "ВИМ-Авиа" приостановлен и может быть аннулирован. Авиакомпания прекратила свои полеты 8 октября 2017 года. Из-за накопившейся задолженности ее самолеты отказались обслуживать в Домодедове и ряде других аэропортов. В сентябре - октябре 2017 года более 22 тыс. пассажиров "ВИМ-Авиа" были перевезены другими авиакомпаниями, в том числе иностранными. СК возбудил уголовное дело по факту преднамеренного банкротства авиакомпании. Сообщалось, что инвесторы ищут возможность погасить долги и возобновить полеты.

© Фото с сайта vim-avia.com

Массовая отмена чартеров крупной российской авиакомпании «ВИМ-Авиа» стала неприятной неожиданностью для тысяч туристов, в одночасье лишившихся заслуженного отдыха. Но специалистам авиационной сферы уже давно было понятно, что прекращение деятельности этого перевозчика — всего лишь вопрос времени. Слишком уж буквально авиакомпания копировала бизнес-модель «Трансаэро», в конце концов доведшую ту до банкротства, и слишком демонстративно безнаказанными остались те, кто привел «Трансаэро» к катастрофе.

До последнего времени лайнеры «ВИМ-Авиа» совершали по несколько десятков чартерных рейсов в неделю, и их отмена вполне способна вызвать настоящий коллапс на рынке авиаперевозок, уверены в Ассоциации туроператоров России (АТОР). По подсчетам экспертов этой организации, от прекращения полетов пострадают до 100 тысяч российских туристов и неопределенное количество иностранцев. 43 тысячи россиян, уже улетевших самолетами «ВИМ-Авиа» на отдых в Турцию, Грецию, Италию, Испанию и Крит, рискуют на обратном пути столкнуться с неисполнением услуг перевозчиком.

Массовая отмена рейсов уже вызвала множество инцидентов. В частности, застрявшие в столичном аэропорту «Домодедово» 500 туристов из Китая невольно нарушили миграционный режим РФ . А пассажиры, рейсы которых из аэропорта «Домодедово» в турецкую Анталью «ВИМ-Авиа» задержала больше чем на сутки, остались без положенных по закону ваучеров на питание . Судя по всему, хаос будет нарастать и дальше, затрагивая все увеличивающееся количество людей.

Между тем нельзя не заметить, что сегодняшние проблемы «ВИМ-Авиа» и сценарий, по которому развиваются события, как две капли воды напоминают позапрошлогодний крах авиакомпании «Трансаэро». Напомним, что основными причинами банкротства одного из ведущих на тот момент российских авиаперевозчиков стали финансовые трудности, широкое применение демпинговых схем и использование устаревшего парка воздушных судов.

Ровно те же самые проблемы сегодня наблюдаются у «ВИМ-Авиа». Показательна, например, ситуация в дальневосточном регионе: только за июнь месяц авиакомпания 12 раз более чем на пять часов задерживала вылет своих самолетов из «Домодедово» в Благовещенск.

«У „ВИМ-Авиа“ старый парк самолетов, и они дольше положенного срока проходят техническую и предполетную подготовку. Все это потом собирается в большой ком проблем», — пожаловались в министерстве транспорта Амурской области .

Действительно, по официальным данным, средний возраст самолетов авиаперевозчика сегодня достигает 19 лет. Даже у «Трансаэро» этот показатель был не столь зловещим — незадолго перед банкротством он составлял 16,9 года. А чем старше самолет, тем больше времени уходит на его обслуживание и подготовку к рейсу, причем возможны внештатные ситуации, на решение которых требуется сверхнормативное время. В итоге самолеты «ВИМ-Авиа», точно так же, как прежде «Трансаэро», время от времени застревают в аэропортах на срок куда больше расчетного.

Другая проблема, роднящая обе авиакомпании, — рискованные финансовые схемы. Ценовая политика, ведущаяся практически на грани демпинга, с одной стороны делает предложения от «ВИМ-Авиа» очень привлекательными для пассажиров, но с другой — ведет к регулярным задержкам платежей наземным службам и обусловленным этим сбоям в техническом обслуживании. Дошло до того, что представители туркомпаний даже начали отговаривать туристов от перелетов «ВИМ-Авиа», требуя с них при выборе этого перевозчика специальную расписку. Агрессивная экспансия «Трансаэро» в прошлом также сопровождалась демпингом и нарастанием проблем с обслуживанием рейсов.

Эксперты уверены, что именно низкие тарифы стали причиной тяжелой финансовой ситуации в «ВИМ-Авиа», повлекшей за собой сложности с оплатой обязательств по топливу и заработной плате. А один из пилотов «ВИМ-Авиа» рассказал недавно, что ему уже полтора месяца задерживают зарплату .

Результат подобных действий оказался закономерен — прокуратура начала проверку деятельности перевозчика, а Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту хищения средств пассажиров. Свою проверку состояния дел вокруг «ВИМ-Авиа» ведет и Росавиация.

Хочется верить, что действия регуляторов и надзорных органов помогут навести порядок в авиатранспортной отрасли и выявить истинных виновников возникшего хаоса. Хотя, к сожалению, решительные меры запоздали минимум на два года — ведь если бы тогда владельцев «Трансаэро» решительно призвали к ответу, «ВИМ-Авиа» сегодня, скорее всего, просто не стали бы доводить до столь прискорбного состояния.

18:43 — REGNUM Большинство самолетов обанкротившегося авиаперевозчика «Трансаэро» пришли в негодность и будут утилизированы, какие-то путем дорогостоящего ремонта можно будет восстановить и передать другому эксплуатанту. Часть воздушных судов уже была передана авиакомпании «Россия».

О судьбе авиапарка «Трансаэро» рассказал сегодня, 13 сентября, корреспонденту ИА REGNUM исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев .

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал банкротом авиакомпанию «Трансаэро». В отношении компании открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев — до 13 марта 2018 года. Общие требования кредиторов «Трансаэро» оценили в 329 млрд рублей.

По данным на 31 декабря 2014 года, авиапарк «Трансаэро» состоял из 104 авиалайнеров — 47 Boeing 737, 20 Boeing 747, 18 Boeing 767, 14 Boeing 777, двух Ту-214 и двух грузовых Ту-204С. При этом в собственности компании находились только девять самолетов (пять Boeing 737, три Boeing 767 и один Boeing 777), остальные ею арендовались.

Олег Пантелеев напомнил, что в большинстве авиакомпаний России большая часть флота принадлежит лизинговым компаниям. Соответственно, большая часть авиапарка «Трансаэро» вернулась к собственникам этих самолетов. А далее, в зависимости от состояния, ликвидности самолетов, они либо вернулись в эксплуатацию другими авиакомпаниями, прежде всего, авиакомпанией «Россия», либо ждут своего часа, как металлолом.

«Авиакомпания «Россия», например, стала эксплуатантом нескольких широкофюзеляжных самолетов Boeing 747 и Boeing 777. Они просто взяли их в лизинг у лизингодателя, который раньше отдавал их «Трансаэро», и взяли на работу несколько тысяч сотрудников обанкротившейся компании», — пояснил аналитик.

Что касается собственности авиаперевозчика, по словам Пантелеева, большая часть этих самолетов уже никогда не поднимется в небо. Поэтому наиболее вероятным сценарием является утилизация этих самолетов или, что маловероятнее — разборка на запчасти.

«Стоимость восстановления летной годности достаточно высока, а вероятность отбить эти затраты в ходе эксплуатации — отсутствует. Самолеты имеют обременение и в ходе конкурсного производства, вероятно, будут реализованы. Но маловероятно, что стоимость выручки будет сколь-либо существенна. Ранее были оценки, что кредиторы, в случае распродажи активов, смогут получить примерно 1−2-3% от величины своих дебиторских долгов. Особенно им рассчитывать не на что. С другой стороны, мы понимаем, что крупнейшие кредиторы в этой ситуации постарались создать резервы и так или иначе сумеют пережить потерю достаточно больших средств», — отметил Олег Пантелеев.

При этом, утилизация воздушного судна, в зависимости от метода, обойдется от сотен тысяч рублей до сотен тысяч долларов.

«Но это не сравнимо со стоимостью нового самолета и стоимостью не нового, но годного к полетам авиалайнера. Если речь идет о новом самолете Боинг 737 с завода, он может стоить 60−80 млн долларов. Если речь идет о самолете в возрасте, то, например, 15-летние машины едва ли будут стоить больше 20 млн долларов», — пояснил эксперт.

Таким образом, поживиться конкурентам удалось в большей степени пассажирами, нежели имуществом «Трансаэро». «Какая-то часть спроса на авиаперевозки оставалась после прекращения деятельности «Трансаэро» неудовлетворенной. Мы видим, что 12 из 15 крупнейших авиакомпаний России в 2016 году показывали рост. Фактически, те авиакомпании, которые остались на рынке, делили пассажиров «Трансаэро», — резюмировал Олег Пантелеев.

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» прекратила полеты всех чартерных рейсов. В трудном положении оказались пассажиры, которые уже купили билеты на рейсы чартера и теперь не знают, что делать с планами на отпуск или как возвращаться в Россию, если они уже улетели.

Уже обратилась к с просьбой помочь туроператорам и не допустить кризиса на туристическом рынке.

«По предварительной оценке, авиакомпания до конца летнего сезона взяла на себя обязательства перевезти около 200 тысяч пассажиров - в том числе порядка 100 тысяч российских туристов, которые запланировали отдых в России и за рубежом», — говорится в обращении АТОР, опубликованном на сайте организации. Российские туроператоры не смогут вернуть в Россию такое количество туристов самостоятельно, — отмечается в обращении. Дело в том, что туроператоры уже оплатили все чартерные программы до конца сезона и не могут еще раз оплатить другие рейсы для своих клиентов — на это потребуется около $10 млн.

Пока туроператоры и авиационные регуляторы решают, что делать с неспособной выполнять свои обязательства компанией, туристов интересует, что делать с испорченным отдыхом и порушившимися планами.

В самой «ВИМ-Авиа» могут только разводить руками.

«Прошу прощения — я лично, как топ-менеджер — у пассажиров, купивших билеты на чартеры и запланировавших свои отпуска, — заявил накануне совладелец авиакомпании в эфире «России-24».

Надо сказать, что тревожные признаки того, что в авиакомпании не все гладко, появились еще в июне — уже тогда в практику в авиакомпании вошли массовые задержки рейсов, после чего на две недели чартерная программа была сокращена — именно для того, чтобы стабилизировать расписание. С 1 по 15 июня туроператоры были вынуждены искать альтернативные возможности для перевозки пассажиров, уже улетевших в Сочи, Бургас и Анталию из разных городов России или только собиравшихся это сделать.

Тогда, в июне, туристам, которые приобрели билеты на рейсы, запланированные на срок с 1 по 15 июня и в результате отмененные, советовали держать связь со своим турагентом и туроператорам и уверяли, что несмотря на то, что для деятелей туристической индустрии эта ситуация оказалась такой же неожиданной, как и самих пассажиров,

туроператоры найдут возможность пересадить их на другие рейсы или приобрести билет самостоятельно, обратившись впоследствии за возмещением к представителям «ВИМ-Авиа». Предполагалось, что им могут и перенести даты тура.

Тем же, кто покупал билеты авиакомпании в авиакассах или в онлайн-компаниях, предлагалось обращаться за решением вопроса по месту покупки. Так, согласно «Вестнику АТОР» , «31 мая туроператору «НТК Интурист» пришлось искать емкости для перевозки в Анталью 280 туристов из Санкт-Петербурга.

В компании пояснили, что свободных самолетов аналогичной емкости на рынке сейчас нет, поэтому туристы были поделены на три группы и полетели в Анталью тремя рейсами авиакомпании «Саратовские авиалинии» 31 мая и 1 июня». В «Интуристе» изданию Ассоциации туроператоров сообщили, что компания планирует компенсировать туристам потерянные сутки отдыха. «Тем туристам, которые будут заселяться в отель на следующие сутки после плановой даты начала тура, будет возвращена стоимость проживания потерянных суток», — пояснили «Вестнику АТОР».

Однако сейчас туроператоры столкнулись с куда более серьезной проблемой — и уже не смогут возместить ущерб или найти альтернативные варианты перелетов для 100 тысяч пассажиров.

Что же делать самим пассажирам? Правильный ответ по-прежнему один — только ждать. «Рецептов решения вопроса для самих пассажиров нет, — прокомментировал сложившуюся ситуацию «Газете.Ru» , директор туристического агентства «Клеон-тур». — Сейчас разрешением ситуации будут заниматься и , а туристам остается только покупать билет за свой счет и в дальнейшем требовать возмещения от авиакомпании. Но учитывая, что «ВИМ-Авиа» — банкроты, просить компенсации попросту не у кого».

Единственное, что можно было сделать — еще до покупки тура — обратить внимание на положение авиакомпании. В частности, на сообщения о массовых задержках и отмене июньский рейсов. Однако и это не всегда работает в случаях с другими компаниями — если вспомнить историю банкротства в 2015 году, то тогда сообщений о проблемах перевозчика нигде не было.

«Билеты «ВИМ-Авиа» до сих пор стоят на сайтах некоторых туроператоров, — продолжает Дмитрий Черняков. — Туристы оказались заложниками этой ситуации, все, что им предлагают, — это ждать».

Вопрос, кто будет теперь вывозить россиян, застрявших на курортах Турции и Болгарии, куда их отправил разорившийся перевозчик, теперь будут решать государственные компании. При этом в цену тура, которую туристы заплатили, не входит страховка от неисполнения обязательств авиакомпанией. Вернувшись домой, они должны будут предъявить претензии своему турагенту, который направит их туроператору, а он, в свою очередь, будет обращаться непосредственно к компании.

Однако, по словам Дмитрия Чернякова, когда в 2014 году с рынка стали уходить туроператоры и авиакомпании, никто никакой компенсации за испорченный отдых так и не получил. «Сейчас вся эта ситуация — головная боль для других авиакомпаний», — подытожил он. Оперативные комментарии от представителей других туроператоров «Газете.Ru» получить пока не удалось.