Конкурсное мероприятие про 7 чудес света. Внеклассное мероприятие "новые чудеса света". Постановка целей и задач

Внеклассное мероприятие

на тему:

«Семь чудес света»

Подготовила куратор:

Касимова Саният

Нурмагомедовна

ТЕМА «Семь чудес света»

Цель:

Развитие эстетического вкуса учащихся, расширение их представлений о культуре древнего мира. , сформировать представление у учащихся о семи чудесах света

Развитие умения самостоятельно работать с документом, анализировать его

Развитие умения работать с исторической картой, делать выводы, формулировать вопросы

Воспитание бережного отношения к памятникам культуры

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор, презентация.

Форма: заочное путешествие.

Подготовительная работа:

    Отобрать интересные факты, слайды, картины и т.п., рассказывающие о семи великих чудесах света.

    Оформить аудиторию в соответствующем тому времени стиле.

Содержание классного часа.

1-й ведущий (классный руководитель)

Семь чудес света - так называют прославленные в древности архитектурные сооружения и статуи. От тех далеких времен нас отделяют тысячелетия. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Люди создали много такого, о чем древние народы не могли и мечтать. До нас, к сожалению, дошло лишь одно из тех прекрасных творений человеческого разума и умелых человеческих рук - египетские пирамиды.

На экране высвечиваются слайды с изображением пирамид

2-й ведущий

Филон называл среди чудес света «пирамиды у Мемфиса», большинство авторов - пирамиды «вообще», некоторые - три пирамиды в Гизе, а самые придирчивые считают чудом света только большую пирамиду Хеопса, которую нередко называли Библией в камне. На рассвете, когда ее вершина еще тонет в тумане, пирамида кажется розовато-персиковой, в те редкие минуты, когда горизонт затянут облаками, - серовато-черной, а при холодном свете луны она напоминает заснеженную горную вершину.

На экране высвечивается портрет Наполеона Бонапарта.

1-й ведущий

В 1798 году у подножия каменных гигантов произошло решительное сражение между французами и мамлюками. Французами командовал молодой генерал, возмечтавший затмить славу знаменитейших полководцев всех времен и народов. Величие этих гробниц поразило и его. «Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид», - сказал Бонапарт, обращаясь к своему войску, и слова его воодушевили солдат.

По подсчетам Наполеона, каменных блоков от трех пирамид в Гизе хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3 метра и толщиной в 30 сантиметров.

2-й ведущий

В 90 километрах от Багдада находятся развалины Древнего Вавилона. В VII в. до нашей эры Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но больше всего поражали висячие сады царского дворца - сады, ставшие легендой. Греки почитали их как одно из семи чудес света.

© Демонстрируется картина, на которой изображены висячие сады Семирамиды.

1-й ведущий

Однако знаменитые висячие сады были созданы не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже по приказу царя Навуходоносора. Висячие сады были разбиты в северо-восточной части дворца на насыпных террасах, покоящихся на сводах. Своды поддерживались мощными высокими колоннами, расположенными внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение - в их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом, еще выше -свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовым и белым камнем. Высота этажей достигала почти 28 метров и давала достаточно света для растений.

В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав, цветов и кустов. И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали подъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в сады воду из Евфрата.

2-й ведущий

Храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе, в Малой Азии, считался третьим чудом света.

На экране высвечивается слайд с изображением богини Артемиды.

Величайшие древнегреческие мастера изображали Артемиду в мраморе, бронзе и красках. Артемида считалась у греков идеалом женской красоты: она была столь прекрасна, что ей не нужно было и участвовать в известном состязании между Афиной, Афродитой и Герой.

Для составления проекта и строительства храма был приглашен известный архитектор Харсифрон из Кносса. Он предложил построить мраморный храм, опоясанный двойным рядом стройных колонн, но дело осложнялось тем, что поблизости не было мрамора. Однако, как часто бывает, помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зеленых холмах недалеко от Эфеса. Два барана решили выяснить отношения и, наклонив головы, помчались навстречу друг другу, но промахнулись. Один из них с разбегу стукнулся о скалу. Да так, что от нее отлетел осколок ослепительной белизны. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город. В руках у него оказался... кусок мрамора. Ликующие горожане приветствовали пастуха, облачили его в дорогие одежды, и никому доселе не известный Пиксодор стал знаменитым.

Храм строился почти 120 лет и был закончен около 550 г. до нашей эры.

Святилище было огромно: длиной ПО и шириной 55 метров. Вокруг него возвышались два ряда каменных колонн высотой до 18 метров (по свидетельству Плиния Старшего, их было 127). Двускатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит. По углам крыши размещались четыре мраморных быка гигантских размеров.

Изнутри храм был облицован мраморными плитами, а в центре главного зала стояла статуя Артемиды высотой 15 метров. Основа статуи была деревянной, но сверху она была сплошь покрыта золотыми украшениями и драгоценностями.

Фронтон храма, вершина которого отстояла от земли на 25 метров, был роскошно украшен величественной скульптурной композицией из мрамора.

До нас дошло свидетельство о конкурсе на создание скульптуры раненой амазонки. Жители Эфеса пригладили участвовать в нем Фидия (творца знаменитой статуи Зевса в Олимпии), Кресилая (создателя скульптуры Перикла), афинского скульптора. Крадмона и Поликтета из Аргоса, который и одержал победу.

Через 200 лет житель Эфеса Герострат поджег храм Артемиды. Так он хотел увековечить свое имя в истории. Это случилось в ночь рождения Александра Македонского 21 июля 356 г. до нашей эры. Решением собрания, «в котором участвовал весь эфесский народ», имя человека, совершившего это преступление, должно было навечно исчезнуть из памяти людской. В официальных списках о нем говорится просто как об «одном безумце», но в IV веке до нашей эры о нем упомянул древнегреческий историк Феопомп, и имя Герострата с тех пор стало нарицательным.

1-й ведущий

На юге Греции в храме находилось скульптурное изображение Зевса - верховного бога древних греков, которое по праву считалось четвертым чудом света. Когда Фидий воздвиг статую Зевса в храме, пораженные зрители стали спрашивать: по чьему подобию он ее сделал? Сам ли взошел на Олимп, чтобы увидеть Зевса, или же Зевс сошел с Олимпа, чтобы ему показаться? На это великий скульптор отвечал, что изобразил бога согласно Гомеру.

(На экране высвечивается слайд со скульптурным изображением Зевса.)

Каждого посетителя храма прежде всего поражала величина статуи. Александрийский поэт Каллимах (III век до нашей эры) утверждал, что высота статуи была 37,5 стопы, самого трона - 30 стоп, а пьедестала - 3 стопы. Таким образом, скульптура была высотой примерно 12,5 метра. Страбону даже храм казался для нее тесным: «Она была столь высокой, что, хотя храм и имел немалую высоту, все же казалось, что художник, создавая ее, нарушил пропорции, ибо сидящий Зевс почти касался потолка, и на первый взгляд было ясно, что если бы он захотел встать с трона, то снес бы крышу».

Одеяние и волосы Зевса были из золота, обнаженные части тела -из слоновой кости, трон - из кедра, инкрустированного черным деревом и драгоценными камнями. Основа фигуры была вырезана из дерева, но от глаз посетителей это было скрыто слоновой костью и золотом. На троне Фидий воспроизвел много сюжетов эллинской мифологии и фигуры вполне реальных людей. Но более всего каждого, кто видел статую, восхищали те совершенство и мастерство, с которыми Фидий создал фигуру и лик Зевса. Оратор и философ Дион Хрисостом писал о ней: «Если человек, испытавший в своей жизни много несчастий и забот, с душой, полной горечи, предстанет перед статуей Зевса, то он забудет обо всем тяжелом и страшном, что несет с собой человеческая жизнь». Плиний, собиравший свидетельства обо всех доступных ему творениях искусства, так говорил об этой статуе: «Много есть прославленных скульптур, но всех превосходит Зевс Олимпийский, созданный Фидием из золота и слоновой кости».

2-й ведущий

В Малой Азии, в столице небольшого Карийского государства Галикарнасе находилось пятое чудо света - великолепная гробница, построенная для царя Мавсола его вдовой - царицей Артемисией в середине IV века до нашей эры.

Демонстрируется картина с изображением этого архитектурного памятника.

Мавзолей удивлял прежде всего своей архитектурной идеей: впервые в греческой архитектуре в ней соединялись все три знаменитых стиля -дорический, ионический и коринфский. Основой всего сооружения был огромный пьедестал из мрамора. Современники восхищались его размерами, затратами на постройку, но прежде всего непревзойденным совершенством его художественного оформления.

Пьедестал имел форму прямоугольника. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы помещались богатые скульптурные украшения. Вершина пирамиды была увенчана площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа - Мавсол с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляла 46 метров.

1-й ведущий

В III веке до нашей эры на остров Родос напал македонский царь Демитрий. Однако одолеть свободолюбивых родосцев Деметрию не удалось. В память об успешной обороне острова они решили поставить самую большую статую на свете. Это шестое чудо света известное под названием Колосса Родосского.

Демонстрируется изображение статуи.

Согласно Филону, Колосс представлял собой мужскую фигуру, стоящую на пьедестале из белого сверкающего мрамора, к которому для устойчивости были прикреплены его ступни такого размера, что сами по себе превышали многие статуи. В вытянутой руке Колосс держал факел. Когда факел зажигали, то днем и ночью он служил маяком. Однако есть и такое описание статуи: могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову его украшал венец из расходящихся в стороны лучей.

Статуя простояла более 50 лет, вплоть до землетрясения 225 года до нашей эры. Почти тысячу лет лежала на берегу бухты расколотая статуя.

В наши дни поговаривают о восстановлении древнего чуда. По одному из проектов Колосс Родосский будет отлит из алюминия, а в его полой голове предполагается устроить бар для туристов.

2-й ведущий

Известное всем слово «фары» происходит от седьмого чуда света. На острове Фарос в устье реки Нила, рядом с городом Александрией, был около 280 г. до нашей эры построен самый большой маяк древности.

@ Демонстрируется изображение маяка.

Это сооружение имело основание в форме квадрата со сторонами 180-190 метров. На нем стоял большой дворец с четырьмя башнями по углам. Из его центра поднималась массивная четырехугольная башня высотой 70-80 метров, которая постепенно сужалась, заканчиваясь зубцами. На этой башне стояла еще одна, более узкая, но тоже довольно высокая, которая заканчивалась каменной площадкой. На этой площадке по кругу располагались колонны, поддерживавшие конусообразную башню, которую венчала статуя покровителя морей Посейдона высотой 8 метров. На верхушке третьей башни в объемистой бронзовой чаше зажигали огонь, отблеск которого благодаря сложной системе зеркал был виден за 100 миль. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряженные ослами. По шахте доставляли горючее для маяка.

Высокий маяк служил и наблюдательным пунктом. Сложная система отражателей использовалась и для обзора морских просторов, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега.

Александрийский маяк простоял 1500 лет, помогая ориентироваться средиземноморским мореплавателям. Маяк страдал от землетрясений и выветривания камня, но во времена императоров Клавдия и Нерона его восстанавливали. Его огонь навсегда потух во время землетрясения в IV веке нашей эры. В самом начале XIV века его разобрали на камни, а на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость.

1-й ведущий

На века и тысячелетия застыли воплощенные в камне мечты и чаяния человечества о вечной жизни, о стремлении к божественному совершенству. Древние камни дворцов, храмов и городов рассказывают нам о великих и трагических страницах истории. Мы вспомнили сегодня о семи прекрасных творениях человека. Большинство из них не пощадило время, но сберегла память. И мы рады, если сегодняшний наш рассказ напомнил вам известные и открыл новые страницы в истории и культуре Земли.

Итак, вернулись мы в наш класс. Расскажите пожалуйста: Где были? Что видели? Что узнали? Давайте с вами подведем итог.

Что называют чудом света?

Место захоронения египетских фараонов? (Пирамида.)

Сооружение, построенное вавилонским царем для своей жены (Висячие сады Семирамиды.)

Чем необычно было место, выбранное для строительства храма древнегреческой богини Артемиды? (Это было болото.)

Кто уничтожил храм Артемиды? (Геростраты.)

Почему статую Зевса, созданную прославленным древнегреческим скульптором Фидием, называют Зевсом Олимпийским? (Эта статуя находилась в храме Зевса в Олимпии.)

Почему, несмотря на то что статуя Зевса Олимпийского не сохранилась до наших дней, мы знаем, как она выглядела? (Так как ее изображали на монетах и в статуэтках, найденных археологами на месте Древней Олимпии.)

Какие из современных сооружений связаны с именем Галикарнасского царя Мавсола? (Мавзолей.)

Что находилось на верхушке сооружения, в котором был погребен Мавсол? (Статуя Мавсола и его жены Артемисии, управляющих четверкой лошадей, запряженных в колесницу.)

С названием какого острова в Средиземном море связано название детали современного автомобиля? (Остров Фарос.)

Какую роль еще выполнял Фаросский маяк? (Роль гарнизонной крепости.)

Что означает слово «колосс»? (Большая статуя.)

Где и кому была воздвигнута статуя скульптора Хареса Колосс Родосский? (Эта статуя воздвигнута в честь бога Солнца Гелиоса и находилась на площади у входа в гавань острова Родос в Эгейском море.)

Отлично, молодцы! Но этот список чудес света считается классическим, поскольку был создан много лет назад за это время было создано не мало прекрасных творений. И в заключении нашего урока предлагаю вашему вниманию небольшой фильм.

Рефлексия. «Закрой глаза».

Предлагаю закрыть глаза и мысленно ответить на три вопроса.

1. Что нового я узнал сегодня?

2. Что было особенно познавательно?

3. В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?

Пусть каждый день и каждый час

Все новое добудет

Пусть добрым будет ум у вас

и сердце добрым будет.

Внеклассное мероприятие

« Семь чудес света »

Проводится в 5 классе

Цель : раскрыть уникальность «Семи чудес света», их историю и значение для античной эпохи.

Арабская пословица.

Вступительное слово учителя.

Интерес к выдающимся достижениям всегда был свойствен человеку и коренится в самой его природе. Уже древние греки выбрали девизом своих Олимпийских игр лозунг: «Выше, быстрее, сильнее!», и он сохраняет свою актуальность в современном спорте. Кто самый богатый человек на земле? Кто самая красивая женщина в мире? Какой небоскреб самый высокий? У какого автомобиля или самолета самая большая скорость? Поиск ответов на эти вопросы занимает умы многих людей на Земле.

Погоня за рекордами нередко принимает странные формы.

Однако было бы неверно рассматривать «Семь чудес света» лишь как рекордные достижения. Разумеется, пирамида Хеопса и сейчас самое грандиозное сооружение, созданное когда-либо руками человека, и храм Зевса в Олимпии в свое время был самым величественным культовым сооружением на земле Греции. Но статуя Зевса в этом храме вовсе не была невиданной величины, а стала знаменитой благодаря своим художественным достоинствам.

Каждое из «Семи чудес света» было выдающимся техническим достижением своего времени. Они вызывали восторг и восхищение благодаря своему художественному совершенству. Следовательно, в них замечательным образом соединились искусство и техника. Это, и только это уберегло их от забвения.

А теперь нам предстоит более пристально вглядеться в эти замечательные творения и подробнее с ними познакомиться.

Первый список чудес света появился в Древней Греции приблизительно в III веке до н. э. Поначалу чудес света было только три (Пирамида Хеопса, Висячие сады и Храм Артемиды). Потом были добавлены остальные. Автором окончательного списка считается Филон Византийский.

Итак, в список «Семи чудес света входят»:

1. Пирамида Хеопса, великая пирамида в Гизе(египетские пирамиды )(27 в. до н.э.);

2. Висячие сады Семирамиды (7 в. до н. э.);

3. Статуя Зевса в Олимпии (ок. 430 до н. э.);

4. Александрийский (Фаросский) маяк (ок. 280 до н. э.);

5. Храм Артемиды в Эфесе (ок. 550 до н. э.);

6. Мавзолей в Галикарнасе (середина 4 в. до н. э.).

7. Колосс Родосский (Статуя Гелиоса) (ок. 292-280 до н. э.);

До наших дней сохранилась лишь пирамида Хеопса.

Также частично сохранились: Храм Артемиды в Эфесе и мавзолей в Галикарнасе.

Сегодня мы совершили заочное увлекательное путешествие в античность, познакомились с «Семью чудесами света». Вы, ребята, подобрали очень интересный материал, позволивший нам соприкоснуться с удивительными творениями архитектуры и искусства. Наверно у всех присутствующих возникло ощущение того, что мы оказались в том далеком древнем мире, а путешествие стало реальностью. Собранные вами сведения о чудесах света смогут стать интереснейшим путеводителем в древнюю историю для других классов. Может быть, такой же путеводитель в своё время написал финикийский писатель Антипатр из Сидона (II в. до н. э.), который посетил все эти места древности, путешествуя торговыми путями, и описал их в следующих стихах.

Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно и колесницам;

видел Зевса в Олимпии я,

Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса

И пирамиды - дела многих и тяжких трудов;

Знаю Мавсола гробницу огромную.

Но лишь увидел я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,

Все остальное померкло пред ним;

вне пределов Олимпа Солнце не видит нигде равной ему красоты.

И в заключении.

7 июля 2007 года, в день «трёх семёрок», в столице Португалии Лиссабоне были названы новые семь чудес света. После долгого отбора и голосования ими стали:

1. Великая китайская стена (Азия, Китай)

2. Колизей (Европа, Рим)

3. древний город инков Мачу-Пикчу (Южная Америка, Перу)

4. город Петра (Азия, Иордания)

5. мавзолей-мечеть Тадж-Махал (Азия, Агра, Индия)

6. Статуя Христа -Искупителя на горе Корковадо (Южная Америка, Рио-де-Жанейро, Бразилия)

7. город майя Чичен-Ица (Южная Америка, Юкатан, Мексика)

В число финалистов вошли достойные не меньшего внимания:

Московский Кремль и Красная площадь; Статуя Свободы; Эйфелева башня;

Афинский Акрополь; Стоунхендж; Святая София (Стамбул); Сиднейский оперный театр; Остров Пасхи и Египетские пирамиды .

Они же до сих пор стоят, а как было сказано в начале: «Все на свете боится времени, а время боится пирамид».

Примеры выступлений учащихся

Египетские пирамиды (1-я группа).

Из семи чудес света египетские пирамиды самые древние. В отличие от других чудес они сохранились до наших дней. Почти пять тысяч лет назад (28 век до нашей эры) основатель 3 династии фараон Джосер, едва вступив на трон, приказал начать строительство своей гробницы.

Оно было поручено зодчему Имхотепу, который создал первую ступенчатую пирамиду - мать пирамид. Ее высота - 60 метров, длина - 120 метров, ширина - 109 метров. В отличие от прежних усыпальниц пирамида Джосера построена не из дерева и кирпича, а из крупных известняковых блоков.

Самая большая пирамида была воздвигнута для захоронения фараона Хеопса (по египетски Хуфу) в начале 27 века до н. э. Ее высота - 146 метров, длина каждой из сторон - 233 метра. Сложена она из тщательно отёсанных и плотно подогнанных известняковых блоков весом от 2,5 до 30 тонн. По расчетам ученых, для сооружения пирамиды потребовалось 2 300 000 таких блоков. Чтобы обойти пирамиду по периметру нужно пройти 1 километр. Ее строили в течение 30 лет, и занято на строительстве ее было около 100 тысяч рабов, крестьян и ремесленников.

«Висячие сады» Семирамиды (2-я группа).

Вавилонский царь Навуходоносор II (605-526 гг. до н. э.) для борьбы против главного врага - Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Кнаксаром, царем Мидии.

Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз их был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде.

Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести «висячие сады». В архитектурном плане «висячие сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов - платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 метра, наименьшая - 34 метра.

В 331 году до н. э. войска Александра Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут, в тени висячих садов, он скончался в 323 г. до н. э. После смерти Александра Вавилон постепенно приходит в упадок.

Сады оказались в запущенном состоянии. Мощные наводнения разрушили кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло одно из чудес света.

Статуя Зевса в Олимпии (3-я группа).

В северо-западной части Греции был расположен город Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданию именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер.

В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 метров 40 сантиметров, величие и красота которой настолько поражали воображение современников, что она была признана новым чудом света.

Создатель Зевса Олимпийского - прославленный скульптор Фидий.

Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие обломки, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества.

Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног.

Скульптор придал облику Зевса выражение доброты и мудрой человечности.

Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, а также специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота. Лицо, руки и другие обозначенные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии - из золота, глаза - из драгоценных камней.

Трон был сделан по одним источникам из кедра, по другим - из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники - богини Победы. Подлокотники трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты - богини красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом с изображением сцены рождения Афродиты был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором.

В конце 4 - начале 5 в. н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь, так как византийские императоры собирали у себя в столице все лучшие произведения искусства. В 5 в. н. э. дворец императора Феодосия сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.

Александрийский (Фаросский) маяк (4-я группа).

Зимой 332 г. до н. э. войска Александра Македонского захватили Египет, а через год на берегу Средиземного моря, недалеко от дельты Нила, был основан город, названный в честь победителя Александрией. В течение многих столетий Александрия являлась одним из крупнейших городов, центром науки, культуры и торговли.

По мере развития судоходства, морской торговли все острее ощущалась потребность в маяке, который среди подводных скал и мелей указывал бы судам безопасный путь в Александрийскую гавань. При Птолемее I (3 век до н. э.) на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 метров) от Александрии, был построен маяк - величественное сооружение, признанное одним из «Семи чудес света».

Высота маяка была 135 метров, его свет был виден на расстоянии до 60 километров (по другим свидетельствам - до 100 километров). Нижняя часть маяка представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием, длина стороны которого составляла 30 метров (площадь 600 квадратных метров). Во внутренних помещениях хранился различный инвентарь, а плоская крыша, украшенная по углам огромными статуями Тритона, служила основанием средней части маяка. Это была 40-метровая восьмигранная призма-башня, облицованная белым мрамором.

Верхняя (третья часть) маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады: 8 колонн несли купол, увенчанный 7-метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона. Источником света служил постоянно горевший внутри колоннады большой костер.

Горючий материал доставляли по винтообразной лестнице, построенной внутри маяка.

История сохранила имя создателя Фаросского маяка; на одной из плит ученые обнаружили надпись: «Сострат, сын Денстифона, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей». Надпись сохранилась благодаря находчивости архитектора; он закрыл ее слоем штукатурки.

В течение многих столетий маяк указывал морякам путь в Александрийскую гавань. Сильным землетрясением в мае 1100 года он был разрушен почти до основания.

Храм Артемиды в Эфесе (5-я группа).

Храм был построен в 450 г. до н. э. в городе Эфесе на побережье Малой Азии в честь Артемиды, быстроногой богини охоты, покровительницы лесов и лесных жителей.

Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, окруженное со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн. Сведений об украшении храма не сохранилось. Уникален способ постройки храма, который был возведен на болотистой почве.

В 356 г. до н. э. храм поджег честолюбивый, мечтавший прославиться любой ценой житель Эфеса Герострат: он надеялся, что, уничтожив одно из чудеснейших творений того времени, он навсегда останется в истории. Но по решению властей его имя было предано забвению и сохранилось для нас лишь в записках древнегреческого историка Феопомна (4 век до н. э.).

На месте разрушенного храма жители Эфеса решили воздвигнуть новый храм. Строительство поручили архитектору Хейрогерату, прославившемуся созданием плана города Александрии в Египте.

Новый храм во всем походил на прежний, но превосходил его по размерам. Его высота равнялась 109 метрам, ширина - 50 метрам.

Многие прославленные мастера того времени приняли участие в создании нового храма Артемиды. Скульптор Скопас создал изящные барельефы, венчавшие многие из колонн, во внутренних помещениях стояли статуи Праксителя. Среди произведений живописи выделялся портрет Александра Македонского, которого художник Апеллес изобразил в облике Зевса с молнией в руке.

В 263 г. н. э. готы захватили Эфес и разграбили сокровища храма. Со временем болото поглотило его остатки.

Мавзолей в Галикарнасе (6-я группа).

В 352 г. до н. э. в городе Галикарнасе (Малая Азия) умер царь Мавсол. По обычаю тех времен труп царя был сожжен, а пепел помещен в погребальную урну. В одной из дошедших до нас легенд говорится о том, что вдова царя Артемисия решила построить великолепную усыпальницу и тем самым увековечить память о муже.

По другой исторической версии, строительство гробницы было начато при жизни Мавсола, Артемисия лишь завершила его.

Гробница Мавсола, названная римлянами мавзолеем, представляла собой величественное и необычайное по форме сооружение, построенное из кирпича и облицованное изнутри и снаружи белым мрамором. Высота его достигала 60 метров.

Первый этаж, где покоилась урна с прахом Мавсола, имел вид громадного куба высотой 20 метров и площадью 5 тысяч квадратных метров. Второй этаж был обнесен с наружной стороны великолепной колоннадой.

Следующий этаж был выполнен в виде многоступенчатой пирамиды, ее венчали фигуры Мавсола и Артемисии, управляющие квадригой - четверкой лошадей, запряженных в колесницу.

К строительству и украшению мавзолея были привлечены известные мастера, в том числе прославленные скульпторы Скопас, Бриаксид, Леохар. Последний служил придворным скульптором Александра Македонского, его творчество высоко ценил древнегреческий философ Платон.

Одно из чудес света - мавзолей в Галикарнасе - простоял почти 2 тысячи лет. Он был окончательно разрушен в 1522 г.

Колосс Родосский (7-я группа).

В 304 г. до н. э. войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Поллорнета внезапно напали на остров Родос в юго-восточной части Эгейского моря. Однако стойкое сопротивление, мужественная борьба родосцев заставили врага отступить. В честь победы жители острова решили воздвигнуть статью бога Гелиоса, покровителя Родоса.

Сооружение монумента поручили известному скульптору Харесу, ученику прославленного Лисиппа. Прошло 12 лет упорного труда, и восхищенным взорам жителей острова открылась величественная картина. У входа в гавань на беломраморном холме возвышалась гигантская 36 метровая бронзовая фигура бога Солнца.

Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей, левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали.

Прежде фигура Гелиоса обычно изображалась с рукой, вытянутой вперед. На этот раз скульптор придал ей иное положение - расчеты показали, что иначе рука обломилась бы под тяжестью собственного веса. По свидетельству римского ученого и писателя Плиния Старшего, изучавшего части разрушенной скульптуры, не каждому человеку удавалось обхватить большой палец на руке гиганта.

На искусственном холме Харес установил три каменных столба, на двух из них крепились бронзовые детали, изображавшие ноги и торс гиганта, на третьем - детали плаща. Сборка статуи велась снизу вверх: сначала формировались ступни, затем икры и т. д.

Слава о Колоссе Родосском разнеслась по всему Средиземноморью. Множество путешественников из других стран приезжали полюбоваться великолепным произведением искусства.

Поскольку каких-либо достоверных сведений о Колоссе Родосском нет, существуют различные попытки реконструкции этой огромной статуи бога Солнца. По современным предположениям, статуя Гелиоса была установлена где-то в городе, а не стояла с широко расставленными ногами над входом в гавань, как это изображено на гравюре неизвестного художника.

По сравнению с другими чудесами света Колосс Родосский прожил недолгую жизнь: через 50 лет после его рождения он был разрушен землетрясением.

От сильных толчков надломились колени статуи, и она рухнула.

Задания

Вопрос к 1-й группе:

Предположите, что имели в виду египтяне, говоря о пирамиде Джосера «большая скамья».

Правильный ответ : По установившейся традиции для погребения фараонов и знати сооружалась мастаба - усыпальница, напоминавшая по форме скамью, а слово «мастаба» в переводе с арабского и означает «скамья». Новшество, которое применил архитектор при строительстве гробницы фараона Джосера, заключалось в том, что он возвел ее по форме шести скамей, поставленных друг на друга, причем каждая последующая была меньше предыдущей.

2 Вопроса ко 2-й группе:

Предположите, что было сделано для того, чтобы вода не просачивалась на нижние ярусы «висячих садов» во время полива.

Как подавалась вода на верхний ярус?

Ответ : Чтобы предотвратить просачивание воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх чего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. Пирамида напоминала вечноцветущий зеленый холм.

В полости колонн помещались трубы - по ним вода из Евфрата день и ночь насосами подавалась на верхний ярус садов, откуда она стекала ручейками и небольшими водопадами, орошая растения нижних ярусов.

Вопрос к 3-й группе:

Предположите, для чего нужен был бассейн перед пьедесталом статуи Зевса.

Ответ : По словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э. ), бассейн служил для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую.

2 Вопроса к 4-й группе:

В чем заключалась находчивость архитектора, построившего маяк на острове Фарос?

Предположите, каким образом достигалась удивительная яркость и дальность свечения маяка.

Ответ : Надпись архитектора сохранилась благодаря тому, что он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта.

Каким образом достигались удивительная яркость и дальность свечения, точно не установлено. По одной версии этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла, по другой - благодаря использованию прозрачных шлифованных камней - линз.

Вопрос к 5-й группе:

Предположите, чем объяснялась необычность выбора места строительства храма - на болоте.

Ответ : Храм Артемиды Эфесской был возведен на болотистой почве. Необычность выбора места объяснялась стремлением строителей избежать разрушения храма в результате частых землетрясений и пожаров. По мысли архитектора, мягкая болотистая почва должна была послужить амортизатором при землетрясениях, а для того, чтобы предотвратить осадку огромного каменного здания, было решено заполнить котлован смесью древесного угля и шерсти.

Вопрос к 6-й группе:

Предположите, для чего предназначался второй этаж мавзолея.

Ответ : На втором этаже хранились жертвоприношения.

2 Вопроса к 7-й группе:

Сооружение Колосса Родосского - довольно дорогостоящее дело.

Предположите, откуда могли взять деньги родосцы - жители острова.

Известно, что сборка монумента шла снизу вверх. Предположите, как устанавливались самые верхние части.

Ответ : Деньги были получены за счет продажи разнообразных осадных орудии, брошенных неприятелем при отступлении. Среди них была и принесшая немалую выручку гемополида - чудо военной техники: огромная осадная башня, оснащенная тараном, катапультами, площадками для размещения штурмовых отрядов, перекидными мостками.

Сборка статуи велась снизу вверх: сначала формировались ступни, икры и т. д. По мере закрепления деталей их засыпали землей, создавая таким образом площадку для работы на более высоком уровне. Лишь когда статуя была полностью готова, холм срыли.

Таблица самооценки учащихся

1 балл – нормально

2 балла – хорошо

3 балла - отлично

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

5 команда

6 команда

7 команда

Рассказ

(как рассказывают)

Артистизм

(как выступают)

Ответы на вопросы

(правильность и точность)

ИТОГ

Подведение итогов

Победителем объявляется та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.


ТЕМА. СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА

Цель урока : 1.Познакомить учащихся с историей «Семи чудес света», раскрыть их уникальность, значение для античной эпохи.

2. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, анализировать ее.

3.Продолжить развитие творческих способностей учащихся.

4.Воспитывать уважение и интерес к культурному многообразию мира, к истории других народов.

Ход занятия

I Оргмомент

Рассказ учителя: - Сегодня у нас необычное занятие. Мы совершим путешествие по «Семи чудесам света».

Первое письменное упоминание о «Семи чудесах света» приписывают финикийскому писателю Антипатру из Сидона (II век до Р.Хр.)

Задание для команды: Почему Антипатр не относил Вавилонскую башню к чудесам света?

Ответ: Антипатр описывал в своей книге только такие « чудеса», которые еще можно было увидеть.

Каждое из «Семи чудес света» вызывало восторг и восхищение благодаря своему художественному совершенству. В них замечательным образом соединились искусство и техника. И только это уберегло их от забвения.

Мы с вами попробуем совершить путешествие в далекую от нас древнюю эпоху и раскрыть все тайны этих удивительных творений, созданных руками человека.

Первый конкурс.

Задание: Отгадать, о каком чуде света идет речь. Каждой команде дается свое задание. После каждой подсказки ведущего количество баллов сокращается.

* Утверждение 1: (Висячие сады Семирамиды)

Это чудо света находилось в одном из древнейших и красивейших городов мира.

Подсказки:1.Ученые до сих пор не знают точно, в какой части города ОНО находилось.

2.ОНО названо именем одной царицы, но построено для другой.

3.Ни крепостные стены, ни 7-ми ступенчатая башня этого города не могло сравниться с НИМ по красоте.

4.Каждому, видевшему это чудо, казалось, будто ОНО висит в воздухе

*Утверждение2 : (Храм Артемиды)

Это чудо света было построено дважды.

Подсказки: 1.На том месте, где ОНО находилось, осталось лишь маленькое заболоченное озеро.

2. Его украшали 127 мраморных колонн.

3. ОНО было и музеем и хранилищем сокровищ богатых людей того времени.

4. ОНО находилось

*Утверждение3 (Статуя Зевса)

Всем, кто на него смотрел, казалось, что ОНО живое.

Подсказки: 1. ЕГО изображение есть на древних монетах.

2. На ЕГО отделку ушло много пластин из золота и слоновой кости.

3. С НИМ всегда была крылатая богиня - Ника.

4. ОНО изображало верховного греческого бога.

*Утверждение4 (Пирамида Хеопса)

Это чудо Древнего мира вызывало у людей благоговение и страх.

Подсказки: 1. Самое высокое из чудес света.

2. Это чудо света имеет правильную геометрическую форму.

3. ОНО имеет сложную систему лабиринтов.

4. ОНО сохранилось до сих пор.

*Утверждение5 (Мавзолей в Галикарнасе)

Это чудо света- храм царя, грандиозный и необыкновенно красивый

Подсказки: 1. У подножия гигантского сооружения стояли, как живые, мраморные скульптуры всадников и фигуры сидящих и лежащих львов.

2.Пирамидальная крыша храма была увенчана квадригой.

3. Один римский поэт называл этот храм « памятником беззаветной любви.

4. Храм был построен греческими архитекторами Сатиром и Пифеем по приказу царя и его жены.

* Утверждение б (Фаросский маяк)

Благодаря этому чуду света было спасено немало человеческих жиз-ней.

Подсказки: 1. От названия острова, где ОНО находилось, в русском языке появилось слово «фара».

2.На верху этого прекрасного здания находилась огромная статуя Посейдона.ОНО имело сложную систему зеркал.

3. Днем ОНО было красивее, но ночью -нужнее всем море-ходам, прибывающим в Александрию.

*Утверждение7 (Колосс Родосский)

Эта гигантская статуя возвышалась при входе в гавань греческого острова

Подсказки: 1. Создание бронзового гиганта длилось около 12 лет.

2. Эта статуя была видна с соседних островов.

3. ОНА рухнула во время землетрясения.

4. Эта гигантская статуя Гелиоса на острове Родос.

Второй конкурс.

Задание: Назвать как можно больше понятий, относящихся к названию каждого чудо света. Желательно использовать только существительные. Команды отвечают устно, по очереди.

Например: Пирамида- Хеопс, сокровища, каменные плиты. Мавзолей- храм, лестница, колонны, мавсол, фрис.

Третий конкурс

викторина

Четвертый конкурс

Сложить пазл. Назвать, что изображено на рисунке

Пятый конкурс

тест

конкурс болельщиков

ПРОСМОТР ВИДЕО «Семь новых чудес света»

Подведение итогов конкурсов каждой команды по количеству баллов.

Заключительное слово учителя.

Вот и закончилось наше путешествие, которое позволило нам познакомиться с «Семью чудесами света». Мы побывали в далеком древ-нем мире, позволившем нам соприкоснуться с удивительными творения-ми архитектуры и искусства. Спасибо капитанам команд и всем участни-кам конкурсов за интересный материал и активное участие в этом занят-ном путешествии.

Елена Викторовна Малайкова
Открытое образовательное мероприятие для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Семь чудес света»

Открытое образовательное мероприятие для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию .

Тема «Семь чудес света древнего мира »

Программное содержание :Познакомить детей с мировым культурным и природным наследием человечества. Показать и рассказать детям о великом наследии и знаменитых памятниках искусства и архитектуры, дошедших до нас из глубины веков, в разных уголках нашей планеты.

Материалы : Презентация «Семь чудес света »

Методика проведения.

Воспитатель : Предлагаю всем нам отправиться в путешествие по всем континентам планеты по морям и островам, в путешествии, где мы узнаем о чудесах света древнего мира .

Воспитатель включает презентацию и по ней рассказывает детям о чудесах света и демонстрирует удивительные иллюстрации величественных сооружений созданных человеком и разрушенных временем.

Воспитатель : Все одели космические шлемы и наш космический полет начинается. Первая остановка в Древнем Египте.

Слайд Чудеса света .

Чудеса света - так в древности называли необычные творения рук человеческих, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения.

Семь чудес древнего мира .

Египетские пирамиды

До наших дней сохранилось лишь одно из семи чудес света , самое древнее - египетские пирамиды. Они служили усыпальницами фараонов- правителей Древнего Египта.

Каждая из огромных пирамид носит имя.

Пирамида Хеопса. Некоторые сюда относят все пирамиды Египта, некоторые великие пирамиды Гизы, но по большей части как чудо воспринимается только самая крупная из них – пирамида Хеопса. Пирамида же считается и самым старым чудом в списке – ее постройку оценивают примерно 2000 годом до нашей эры. Несмотря на свою старость, это единственное сооружение из 7 старых чудес света , дошедшее до наших времен

Воспитатель : Мы опять перемещаемся во времени и пространстве. Все мы любим цветы, и вот великий правитель создал необычные сады, порящие буд то в воздухе.

Слайд. Висячие сады Семирамиды

Висячими называют сады, которые растут, вознесенные высоко над землёй. Созданные по приказу царя пустынного Вавилона Навуходоносора II для своей жены эти сады должны были утешать и напоминать ей о далекой родине. Имя Семирамиды, ассирийской царицы, появилось здесь по ошибке, но, тем не менее, плотно закрепилось в истории.

Воспитатель : Прежде чем продолжить наше космическое путешествие предлагаю всем провести зарядку, так как все мы находимся в невесомости и нашему телу нужна разрядка.

На зарядку становись!

На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.) Повторяем упражненье, Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.) Раз – вперед наклонимся, Два – назад прогнемся. И наклоны в стороны Делать мы возьмемся. (Наклоны вперед, назад и в стороны.) Приседания опять Будем дружно выполнять. Раз, два, три, четыре, пять, Кто там начал отставать? (Приседания.) На ходьбу мы перейдем, (Ходьба на месте.) И занятие вновь начнем.

Воспитатель : Все размялись и отправляемся дальше.

Слайд «Храм Артемиды Эфесской - это настоящий дом богов, сооруженный на земле» В древнем крупном портовом городе Эфесе особо почитали богиню плодородия Артемиду. В честь нее здесь создали огромный и величественный храм, который попал в список 7 древних чудес света .

Воспитатель : Перед нами самый главный из всех богов Древнего мира.

«Зевс Олимпийский» Статуя создавалась для храма в крупном религиозном центре Древней Греции – Олимпии. Гигантский Зевс скульптора Фидия поразил местных жителей настолько, что они решили, будто сам Зевс лично позировал мастеру.

МАВЗОЛЕЙ В ГЕЛИКАРНАСЕ.

Богатый царь Мавсол пожелал воздвигнуть мавзолей-храм в Галикарнасе, несравнимый ни с чем по красоте. Над постройкой трудились лучшие мастера того времени. Работы закончились лишь после смерти Мавсола, но это не помешало ему навсегда войти в историю.

Воспитатель : Перед нами Колосс Родоский. Как вы думаете для чего он стоит в гавани между двумя берегами.

Дети : Он служит маяком для кораблей.

Колосс Родосский В честь великой победы жители Родоса решили построить огромную статую бога Гелиоса. Замысел удалось осуществить, но простояло это чудо недолго, и вскоре было разрушено землетрясением.

Воспитатель : предлагаю провести еще одну зарядку, что бы размяться.

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.) Все умеем мы считать. (Хлопаем в ладоши.) Отдыхать умеем тоже. (Прыжки на месте.) Руки за спину положим, (Руки за спину.) Голову поднимем выше (Подняли голову выше.) И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.) Подтянитесь на носочках – Столько раз, Ровно столько, сколько пальцев. (Показали, сколько пальцев на руках.) На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 7 раз.)

Воспитатель : Сколько раз мы поднялись на носочках, Правильно и столько чудес света . И впереди нас ждет еще одно чудо.

ФАРОССКИЙ МАЯК Для навигации кораблей вблизи крупного порта Александрии было решено соорудить крупнейший по тем временам маяк. Здание сразу же затмило стены Вавилона и заняло место в списке семи чудес света древнего мира .

Слайд Вопросы для закрепления полученных знаний.

Воспитатель :

Вопрос 1 : Какое из семи Чудес света сохранилось до наших дней?

А) Фаросский маяк

Б) Египетские пирамиды

В) Колосс Родосский

Вопрос 2 : Как называется самая большая пирамида в Египте?

А) Хеопса

Б) Джосера

В) Хефрена

Вопрос 3 : В каком городе были построены висячие сады Семирамиды?

А) в Каире

Б) в Вавилоне

В) в Александрии

Вопрос 6 : Почему сады называют «висячие» .?

А) Растут на деревьях;

Б)Растут в небе;

В)Растут на террасах на высоте 40 метра от земли

Вопрос 7 : В результате какого стихийного бедствия были уничтожены Висячие сады?

А) Землетрясение

Б) Наводнение

В) Цунами

Вопрос 8 : Богиней чего была Артемида?

А) Солнца

Б) Красоты

В) Плодородия, охоты

Семь новых чудес . Великая Китайская стена

Римский Колизей

Петра в Иордании

Статуя Христа Избавителя в Рио-де-Жанейро

Мачу-Пикчу в Перу

Чичен-Ица в Мексике

Мавзолей Тадж-Махал в Индии

Первое великое путешествие в прошлое подошло к концу в следующий раз мы отправимся в путешествие по чудесам света нашего времени

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Международный.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Путешествие с Айболитом» «Путешествие с Айболитом». Задачи: Образовательные: -Уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный); подвести.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Радужная сказка» Тема: Радужная сказка Цель: создание условий для усвоения и закрепления изучаемого материала. Задачи: познакомить с числом и цифрой 7, способом.

Вступительное слово учителя.

Египетские пирамиды.

Пирамиды - величественные усыпальницы фараонов - словно вырастают из песков пустыни. Древнейшая из них, пирамида фараона Джосера - первое в мире каменное сооружение таких огромных размеров (ее высота 60 метров). А вот пирамида Хеопса, простоявшая уже почти пять тысяч лет, поднялась в высоту на 147 метров. Блоки этой великой пирамиды так тщательно были отшлифованы и пригнаны один к другому, что в щель между ними нельзя просунуть лезвие ножа.

Храм Артемиды Эфесской.

По преданию, строительство храма Артемиды в Эфесе длилось 120 лет, в нем приняли участие все государства Малой Азии. Легкая, изящная мраморная постройка вызывала восхищение и удивление всех, кому довелось ее увидеть.

Галикарнасский мавзолей.

Зодчии замыслили гробницу царя Мавсола как прямоугольное здание шириной около 66, длиной около 77 и высотой 46 метров. Мавзолей (так позже стали называть подобные сооружения по имени царя Мавсола) решено было поставить в центре Галикарнаса, на одной из самых широких улиц города, подымавшейся над рыночной площадью.

Александрийский маяк.

Недалеко от города, на острове Фарос, был построен самый большой в мире маяк - трехэтажная башня высотой около 180 метров. Третий этаж представлял собой фонарь круглой формы, его венчала бронзовая статуя бога морей Посейдона высотой 7 метров. В фонаре горел огонь маяка, свет которого усиливался системой металлических зеркал.

Создателем этого чуда был Сострат Книдский. Маяк простоял до XIV века. К тому времени сильно разрушенный, он все равно вызывал восхищение. Остатки высокого постамента сохранились до наших дней, но они не доступны археологам и архитекторам, поскольку встроены в мощную средневековую крепость.

Висячие сады Семирамиды.

В блестящее время своего существования город Вавилон представлял собою окруженный высокими стенами четырехугольник со 100 воротами, через который по диагонали протекает р.Евфрат. Вавилон своей красотой и богатством повергал в изумление всех, кому довелось там побывать.

Но более остального изумляли чудесные висячие сады, разбитые при дворце по повелению царя Навуходоносора для его любимой жены, мизийской царевны Амитис, которая тосковала по тенистым лесам своей родины. Сады располагались на платформах, поднятых на мощных столбах. Ярусы садов были сделаны уступами, они соединялись широкими лестницами из плит белого и розового цвета. Обращенные в сторону прохладного ветра, дувшего обычно с северо-запада, сады - их аромат, тень и прохлада - в безлесном Вавилоне казались людям чудом. Уже после гибели Вавилона и висячих садов легенда о них продолжала жить.

Колосс Родосский.

Одержав в 305 году до н.э. победу над осаждавшим Родос знаменитым полководцем Деметрием жители Родоса решили ознаменовать это событие возведением гигантской бронзовой статуи бога солнца Гелиоса, покровителя острова. Выбор родосцев пал на скульптора Хареса. Работа продолжалась 12 лет. Харес воздвиг статую небывалой высоты - в 70 локтей (около 35 метров).

В 220 году до н.э. Родос подвергся разрушительному землетрясению, под обломками зданий погибло множество людей. Римский писатель Плиний Старший, живший в I веке н.э., посетив остров, писал, что даже теперь, когда Колосс лежит на земле, он вызывает удивление и восхищение. Не каждый человек может обхватить обеими руками большой палец руки статуи.

Статуя Зевса в Олимпии, изваянная Фидием.

Зевс Олимпийский, сидящий на троне, головой почти касался потолка храма. Предполагают, что статуя поднималась в высоту на 17 метров. Из сверкающего золота великий скульптор Греции Фидий сделал одежду Зевса, драгоценный венец на его голове, одежду и победный венок богини Ники, которую Зевс держал в руке. Торс, голову Зевса и богиню Нику он изваял из слоновой кости, придавшей почти живую теплоту скульптурному изображению