Кременчуг. Город обоих берегов. О городе кременчуге Город кременчуг население

Флаг Кременчуг

Герб Кременчуг

Страна Украина
Область Нет
Район Кременчугский район
Почтовые индексы 39600
Этнохороним Кременчужане, кременчужанка, кременчужанин
Население ▼ 237 000 человек
Координаты Координаты: 49°04′39″ с. ш. 33°25′26″ в. д. / 49.0775° с. ш. 33.423889° в. д. (G) (O) (Я)49°04′39″ с. ш. 33°25′26″ в. д. / 49.0775° с. ш. 33.423889° в. д. (G) (O) (Я)
Основан 1571
Площадь 109.57 км²
Тип климата умеренный
Национальный состав украинцы - 87,0%, другие - 13,0%
Агломерация ▼ 511 000 (Кременчуг, Комсомольск, Светловодск, пгт. Власовка и др. сёла)
Мэр Олег Бабаев
Наивысшая точка 190 м
Плотность 2 420 чел./км²
Телефонный код (+380) 0536
Официальный сайт ссылка (укр.) (рус.) (англ.)
Конфессиональный состав православные, католики, протестанты, иудеи
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Первое упоминание XIV век
Город с 1649

Кременчуг (укр. Кременчук) - город в центральной Украине , административный центр Кременчугского района (не входит в его состав) Полтавской области. Состоит из Автозаводского и Крюковского районов. Расположен на реке Днепр. Кременчугская агломерация входит в 10-ку крупнейших по Украине с населением около полумиллиона человек.

История

В 1638 году была сооружена Кременчугская крепость, план которой разработал французский военный инженер Гийом Левассер де Боплан, оставив книгу «Описание Украины». В это время на месте запорожского зимовника возник Крюков.

Кременчуг упоминается, как жилое место, только в XIV веке. После Зборовского договора является сотенным местечком Чигиринского полка, после Андрусовского договора Кременчуг отходит к Миргородскому полку.

В 1754 г. в Кременчуге была учреждена таможня. В 1764 г. Кременчуг перечислен в новообразованную Новороссийскую губернию и с 1765 по 1783 г. был её губернским городом; затем был уездным городом Екатеринославского наместничества, но до отстройки Екатеринослава, с 1784 по 1789 г., считался наместническим городом.

В 1789 г. Кременчуг причислен к Градижскому уезду Екатеринославского наместничества. С 1796 по 1802 г. Кременчуг числился в Черниговской губернии, как уездный город.

С 1802 г. - уездный город Полтавской губернии.

С 1920 по 1922 существовала Кременчугская губерния

Кременчуг в разные времена был административным центром трёх губерний: Новороссийской губернии, Екатеринославской губернии, Кременчугской губернии.

До Великой отечественной войны в городе проживало много евреев.

8 сентября 1941 Кременчуг был оккупирован немецкими войсками. 29 сентября 1943 года войсками 5-й Гвардейской Армии Степного фронта Кременчуг был освобожден. Дата освобождения Кременчуга отмечается как день города. Во время войны город был почти полностью разрушен. После освобождения начинается его активное восстановление.

Экономика

Общий объём реализованной промышленной продукции в отпускных ценах предприятий за 2010 год составил 28,77 млрд грн.

Но, не смотря на, так называемую экономическую мощь, Кременчуг в самом низу списка рейтинга городов Украины по уровню жизни (52-е место), набрав почти в два раза меньше баллов, чем Полтава (17-е место), оказавшись ниже таких депрессивных городов как Житомир, Кировоград, Тернополь и Луганск.

Город является крупным железнодорожным узлом Центральной Украины (Южная железная дорога), имеет большой порт на Днепре, и аэродром. Выше по течению Днепра расположена Кременчугская ГЭС, входящая в состав «Укргидроэнерго» и формирующая Кременчугское водохранилище, имеющее самую большую поверхность в Днепровском каскаде.

Крюков посад

Крюков посад, входящий ныне в состав Кременчуга, находится вблизи места, где, вероятно, был заключен куруковский договор 1625 г. Первое упоминание о поселении Курюкове находим под 1676 г. С 1764 по 1784 гг. был Крюковский уезд Новороссийской губернии. С 1784 по 1796 гг. Крюков - местечко, затем посад; присоединен к Кременчугу указом Павла I , но действительное соединение произошло лишь в 1817 г.

Если посмотреть на карту Украины, то в центральной ее части на берегах Днепра можно найти старинный город Кременчуг. В начале 17 в. он был образован, как крепость, в которой стоял Чигиринский полк, а после перехода в Новороссийскую Губернию в середине 18 века стал губернским городом. На карте Кременчуга со спутника можно рассмотреть, что город расположен на обоих берегах Днепра, но большая часть жилых районов находится на левом берегу.

Со всех сторон город окружают лесные массивы и разливы Днепра, которые создают многочисленные большие и маленькие водоемы. Если менять масштаб карты Кременчуга со схемами и передвигать ее с помощью мыши, можно найти такие природные объекты, как:

  • река Сухой Кагамлык;
  • река Кривая Руда;
  • рукав Речище;
  • остров Банановий;
  • остров Фантазия;
  • озеро Селикатное.

Территориально город делится на 2 района: Крюковский и Автозаводский. Но местные жители для удобства дополнительно выделяют несколько жилых микрорайонов, которые можно рассмотреть на карте Кременчуга с районами. Основные части населенного пункта соединяет большой автомобильный и железнодорожный мост через Днепр.

Карта Кременчуга с улицами

Улицы города имеют параллельно-радиальное строение и расходятся от левого берега Днепра, на котором расположен исторический центр, в разные стороны.

Главные городские магистрали Кременчуга:

  • ул. Ярмарочная;
  • ул. Киевская;
  • просп. Полтавский;
  • Занасыпский шлях.

Карта Кременчуга с улицами показывает, что с северо-востока на юг через населенный пункт проходит железная дорога. Она связывает город с Киевом, Москвой, Симферополем, Харьковом и другими городами. Для удобства пассажиров в Кременчуге находится 2 железнодорожных вокзала. Они расположены на разных берегах Днепра. Передвигаясь по карте Кременчуга с районами, можно найти железнодорожный вокзал, и станцию Крюков-на-Днепре.

Также на пригородном сообщении работает несколько платформ:

  • Малановка;
  • Вагонозавод;
  • Ракитная;
  • Кагамлыкская;
  • Терешковка.

По городу Кременчугцы передвигаются на автобусах, троллейбусах и такси.

Через населенный пункт, как показывает подробная карта Кременчуга, проходят крупные стратегические автомобильные дороги «Днепропетровск — Киев» и «Александрия – Харьков».

Кременчуг – один из крупнейших портов Украины. По Днепру ежедневно проходит множество грузовых и пассажирских судов. Расположение порта можно посмотреть на карте Кременчуга с улицами и домами. Он находится на левом берегу в районе тупика улицы Первомайской. Недалеко от порта расположены ресторан «Ахтамар» и благоустроенный пляж.

Карта Кременчуга с домами

На сравнительно небольшой территории города – 109 км2, проживает более 220 тыс. человека. Большая часть Кременчугцев населяет левобережье. Все микрорайоны города отличаются по типу застройки и инфраструктуре. Используя карту Кременчуга с улицами и номерами домов можно найти местонахождение любого объекта и посмотреть, как до него проехать.

На правой стороне Днепра в районе Крюков практически нет 9-этажных домов. Большую часть жилого фонда составляют «хрущевки» и «сталинки». А самыми современными и благоустроенными считаются районы «Пивзавод», «Молодежный» и «Раковка», где преобладают 9-этажные и 14-этажные здания.

На карте Кременчуга с домами можно найти:

  • больницы;
  • администрацию Кременчуга;
  • парки и скверы;
  • торговые центры и рестораны;
  • стадионы и спорткомплексы;
  • храмы.

В исторической части города расположено большое количество культурных мест:

  • площадь Победы;
  • сквер Олега Бабаева;
  • центральная библиотека;
  • памятник 400-летия Кременчугу;
  • площадь Независимости;
  • Городской сад;
  • мемориал Великой Отечественной войны.

Окраины города активно застраиваются частными, преимущественно 2-этажными домами, которые больше напоминают особняки.

Экономика и промышленность Кременчуга

Кременчуг является одним из нескольких городов Украины, которые стабильно пополняют бюджет страны. Градообразующей отраслью на протяжении нескольких десятков лет считается машиностроение. В городе производят запчасти для автомобильного и железнодорожного транспорта, нефтепродукты, большегрузные автомобили «КрАЗ», автомобильные прицепы.

На яндекс картах Кременчуга можно также найти и рассмотреть такие предприятия перерабатывающей промышленности, как:

  • мясокомбинат;
  • хлебозавод;
  • швейная фабрика;
  • ликеро-водочный завод;
  • кожевенный комбинат;
  • молокозавод;
  • табачная фабрика.

На территории города работает 4 крупнейшие в Украине кондитерские фабрики, продукцию которых знают во всем мире. Большая часть населения трудится на местных заводах, которые ежегодно наращивают производство и открывают новые рабочие места.

Кременчуг - огромный промышленный город (224 тыс. жителей, а с городами-спутниками и все полмиллиона) в сотне километров от Полтавы, Кировограда (Кропивницкого) и Днепр(опетровск)а. С показанной Полтавой он соотносится примерно как Череповец с Вологдой: там - административный и культурный, а здесь - экономический и транспортный центр. Но уникальность Кременчуга в том, что он стоит на двух берегах Днепра примерно в том месте, где историческая Малороссия сменялась исторической Новороссией, и это показательно: от знакомых киевлян слышал, что по результатам выборов в Кременчуге безошибочно прогнозируются результаты выборов по всей Украине. А вот в плане достопримечательностей тут, скажем прямо, откровенно скучно...

Из Полтавы в Креченчуг я ехал на частной маршрутке, телефон которой узнал на одной из полтавских автостанций. В салоне крутили кино, и что характерно, на русском. Я больше смотрел в экран, чем в окно, маршрутка подпрыгивала на колдобинах одной из убитейших дорог, что я знаю (не львовское Прикарпатье, конечно, но сравнимо), однако в какой-то момент краем глаза я увидел, что пейзаж за окном изменился:

Кременчуг, в отличие от едва ли не всех показанных ранее в этой серии городов, не имел древнерусского прошлого. Но с 14 века, побед Литвы над Золотой Ордой, на этом месте известен рыбацкий хутор, близ которого в 1550 году был создан "речной загон" (база казацкой флотилии, державшая под контролем татарские переправы), а в 1637 году - крепость, вместе с Кодаком (прототип ) державшая под прицелом уже Запорожскую Сечь. Запорожцы, конечно, тоже не растерялись, и в том же году на правом берегу Днепра возникла казацкая слободка Крюков, ну а дальше казаки и вовсе погнали поляков. При Гетманщине Кременчуг уже числился городом, но фактически он оставался глухой периферией до 1764 года, когда в российских столицах впервые было сказано - "Новороссии быть!". На землях Дикого поля, на запорожских кочевьях, к которым добавились колонии сербов-граничар , была учреждена Новороссийская губерния, и Кременчуг как самый нижний на тот момент город на Днепре стал её центром, и формально оставался таковым до 1783 года, а фактически - и до 1796, пока ниже по Днепру строился Екатеринослав. Потом Кременчуг и вовсе вернули Малороссии, и с 1802 года он стал уездным городом Полтавской губернии. Но те 30 лет не прошли даром - город успел разбогатеть, обрасти связями и традициями, и не спешил сдавать позиции, к началу ХХ века с населением 61 тысяча человек оставаясь крупнейшим городом всей Левобережной Малороссии, превосходя губернские Полтаву и Чернигов. Но увы - тот город был стёрт с лица земли войной а в позднесоветское время окончательно переродился в индустриальный гигант. В 1958 году выпустил свой первый грузовик знаменитый КрАЗ, в 1960 дала первый ток Кременчугская ГЭС в Светловодске (тогда он назывался Хрущёв, пока сам Никита Сергеивич не отменил это название, подчинившись им самим же принятому закону), в 1966 заработал крупнейший на Украине нефтеперерабатывающий завод (по мощности сравнимый , но только работает он сейчас на 25-30%), в 1970 - Комсомольский горно-обогатительный комбинат, важнейший наряду с поставщик сырья для украинской металлургии, для которого специально построили город Комсомольск, недавно шумно переименованный в деревню Горишни (Верхние) Плавни. То есть, что мы имеем по сути: абсолютно среднеукраинский по истории и расположению город с абсолютно восточно-украинской индустриальной современностью.

По Кременчугу у меня получилось две прогулки - я приехал сюда в сумерках, выжал из них всё что мог дотемна, да уехал на такси в фиговенькую гостиницу где-то в глубине завокзальной промзоны. Утром я пошёл гулять буквально с первыми лучами солнца - до вечера предстоял непростой автостопный рывок на Кировоград через Чигирин с прогулками по трём городам, и на счету была буквально каждая минута. Вокзал я проходил, однако, в обоих прогулках, и уже толком не помню, на каких кадрах утро, а на каких - вечер.

Железная дорога пришла сюда в 1870 году, та же самая, что и в Полтаве, магистраль Харьков-Николаев и даже с таким же точно вокзалом. Более того, - магистраль с 1888 года была фактически Либаво-Кременчугской, связуя Балтику не просто с украинской житницей, а с Днепром и стало быть Чёрным морем. Старый вокзал, такой же, как в Полтаве, был разрушен в войну:

За вокзалом - промзоны, одноэтажные предместья, далёкие микрорайоны, известные под общим звучным названием Занасыпь, и с привокзальной площади туда ведёт 350-метровый извилистый путепровод:

Привокзальная, а некогда Ярмарочная площадь отмечена Георгиевской часовней. Она была в 2006 году построена железнодорожниками в память Георгия Кирпы , министра транспорта Украины, по происхождению (Хмельничина) и карьере (Львовская железная дорога) явного западенца, но при этом умеренно-пророссийских взглядов. Бесспорно и то, что "Укразализница" при нём процветала, что я сам очень хорошо помню по визитам на Украину в 2004 году, да и построили при нём - и России тогда не снилось ни таких дорог, ни таких поездов и вокзалов. Не раз сталкивался с мнением, что именно Кирпа мог быть потенциальным спасителем Украины, который обеспечил бы стране развитие, не допустил бы поляризации и не дал бы разгуляться олигархической игре престолов. Но после выборов 2004 года Кирпа застрелился, и если это правда было самоубийство (в чём, как нетрудно догадаться, есть большие сомнения), то может быть он просто понимал, на какую кривую дорожку встала его страна? И как же показательно, что часовней его увековечили здесь, в Медианном городе.

В основном центр Кременчуга выглядит так, и откровенно говоря, это один из самых унылых городов, что я видел. Старый город был разрушен войной, а большая индустрия пришла сюда лишь при Хрущёве и Брежневе, поэтому облик Кременчуга определяют пятиэтажки и самый примитивный вариант сталианса, у подножья которых то и дело попадаются "уездные" домики. При этом город ухожен, оживлён (не в 6 утра, конечно, когда снят этот кадр) и явно богат - здешние заводы, особенно машиностроительные, исправно работают, а потерю рынков им хоть частично смогла компенсировать армия.

Кременчуг делится на два района - Автозаводский и Крюковский, разные настолько, что я бы их назвал отдельными сросшимися городами. Границей их логичнее всего представить Днепр, но нет: Крюковский район помимо заречного Крюкова включает и центр Кременчуга с вокзалом, Автозаводский же охватывает промышленные районы КрАЗа и нефтезавода вдали от реки. Обе мои прогулки начинались от вокзала, но в разные стороны и к разным районам.

Прогулка первая, вечер . Автозаводский район .

От вокзала по прямой уходит короткая шумная улица Халаменюка, и напротив привокзальной площади - превосходящая её размером парковка перед торговым центром "Амстор". Тогда я покупал в нём ужин, а сейчас на викимапии он отмечен закрытым. Дальше по улице - ДК "Кредмаш", и я долго ломал голову над тем, что же за технику он делает (банковское оборудование?), пока не понял, что это значит "Кременчугский завод дорожных машин", выпускающий асфальтосмстильные установки. Он зародился ещё в 1870-е годы, тогда выпуская, как и большинство машиностроительных заводов Юга, сельхозинвентарь. Его маленькая площадка - сразу за ДК, а от фасада ДК начинается Соборная улица (на момент поездки - Ленина), которая пригодится нам во вторую прогулку.

С другой стороны завода - Городской сад, заложенный ещё Потёмкиным в 1787 году, к визиту Екатерины II в тогдашний центр Новороссии:

Напротив - сквер "Космос" с простенькой Троицкой церковью (1999) и монументом комсомольцам (1972), не знаю, декоммунизированным с тех пор или ещё нет.

Церковь гораздо интереснее смотрится "в профиль ", чем со стороны апсиды, но ближе к ней я не подходил. Это преемница старой Троицкой церкви (1915), снесённой ещё в 1930-е годы. Ныне мне встречался оборот церковь Троицы на Электростанции:

Сама электростанция - чуть дальше, за хитрой пятилучёвой развязкой, отделяющей Автозаводский район, вглубь которого уходит широкий до просторного проспект Свободы,на момент поездки ещё бывший проспектом 60-летия Октября - именно к этому времени, судя по внешнему виду, и сформировался район.

А с электростанции и пожарного депо он судя по всему начинался - хотя сама электростанция потянет на 1920-е годы, а пожарный комплекс и вовсе на дореволюционку, на самом деле всё это было построено к 1950 году:

Граффити на стене электростанции с тенями поверивших людей:

Большая часть проспекта Свободы выглядит так, и мощь брежневских районов в промышленных городах Украины неизменно впечатляет:

Минут 20 я шёл до следующей площади у развилки дорог на Полтаву и Киев:

Тут есть "Макдональдс", но я сфотографировал не его:

Напротив фонтана - мемориал "Вечно живым" (1973) на месте одного из лагерей военнопленных. Их в Кременчуге было несколько, и погибло в них до 100 тысяч человек. Здесь герой сюжета - военный врач, который в развёрнутом немцами госпитале тайком лечил и раненных пленных, за что в итоге был казнён.
Кременчуг по украинским меркам столь богатый город, что может позволить себе поддерживать вечный огонь:

Мемориал открывает Жилгородок (1950-52), своего рода исторический центр Автозаводского района. На ту же площадь выходит типовой послевоенный Дворец Культуры КрАЗа:

Чуть солиднее смотрятся промышленные корпуса всяческих старых мельниц да фабрик:

А вот из храмов уцелел лишь старый костёл (1910), в 1990-х годах ставший православной Никольской церковью:

В одном из дворов близ главной улицы притаилась синагога, при ближайшем рассмотрении оказавшаяся новоделом:

Не вполне очевидно, что почти половину населения уездного Кременчуга, то есть порядка 30 тысяч человек, составляли евреи, и среди уездных городов более крупной общиной мог бы похвастаться только . Здесь было 3 хоральных синагоги и 30 молельных домов, но и не нашлось прославленного хасидского цадика или писателя на идиш, поэтому о былом масштабе не напоминает ничего.

А вот православных храмов в Кременчуге было немного (). Например, Спасо-Преображенская церковь (1801-20) среди бескрайних кварталов мещанских домов:

И хотя на их месте теперь многоэтажки, из многих двориков совершенно чеховский уездных дух не выветрился по сей день:

А кое-где мусорные баки, облик которых точнее всего описывает слово "ку":

Теперь пройдёмся в сторону Днепра по главной улице - ныне Соборной, при Советах Ленина, а во времена оны и вовсе Екатерининской. В километре от уже знакомого ДК "Кредмаша" она проходит между сталинок-"ворот":

По соседству обязательная в промышленном городе сталинка с башней:

А дальше между Соборной и параллельной ей улицей Игоря Сердюка раскинулся бывший Октябрьский сквер, а в июле переименованный в сквер Олега Бабаева . Последний, с совершенно невероятным отчеством Майданович - не герой Небесной Сотни или АТО, а местный градоначальник, убитый киллером летом 2014 года, и не берусь предполагать, кому именно он помешал и насколько был популярен в народе. В сквере памятник Солдату-освободителю, поставленный в 1949 году, когда вокруг ещё лежали обгорелые руины:

В конце бульвара - памятник жертвам репрессий да пара старых домиков: отсюда до Днепра их концентрация будет наибольшей. Кадр снят по сути дела с их бывшего двора, а выходящие на параллельную улицу Игоря Сердюка фасады я умудрился проглядеть. Левый принадлежал кондитетру Силаеву , правый - бургомистру Казачеку . Но самое странное здание этого бывшего дворика - башенка, похожая на уделанную при Советах часовню, ныне занятая кафе:

Впереди ещё одна, зареновированная башня:

Ещё один кусок дореволюционки с мозаикой на бывшем брандмауэре:

За следующим перекрёстком - банк (1900-03):

На первый взгляд кажется странным, что приречная часть города сохранилась лучше районов вдали от Днепра. Но дело в том, что сильнее всего война разрушала города на западных берегах рек - на восток немцы шли блицкригом, на запад отступали, цепляясь за каждую пядь, и скорее всего, потеряв укреплённые окраины, из прибрежных предпочли отойти к укрепленным позициям за Днепр, не дожидась, пока Красная Армия начнёт топить их в реке. На задворках банка - очень трогательные памятник "Первый день после войны", а сами задворки обращены на пустынную площадь Победы:

Напротив него до майдана стоял явно не типовой Ильич. Вид его "пенька" промежуточный между областным центрами (где они обычно разрисованы сюжетными граффити да расписаны стихами) и глубинкой (где они стоят сиротливо).

Слева - памятник борцам Революции (1938), не знаю, целый ли ещё спустя почти год. Судя по всему, в названии площади речь идёт о победе в Гражданской войне:

До Великой Отечественной же здесь стоял главный храмовый комплекс узедного Кременчуга - Успенский собор (1808-14) авторства Джакомо Кваренги и зимняя церковь-колокольня Александра Невского (1858-63):

И Александровское реальное училище (1878), теперь колледж. Вообще, складывается впечатление, что действительно красивым уездный Кременчуг никогда не был, а представлял собой что-то вроде Кривого Рога или Сургута, только 19 века - большой и богатый город, не слишком заботившийся о своей внешности. Обзор сохранившихся памятников архитектуры есть в украинской википедии .

Мы всё ближе к ближе к речному фасаду, к переходу с Левого берега Украины на Правый. Ниже площади Победы - Приднепровский парк, в котором много и вполне ухоженных углов, но мне больше запомнился расписанный загадочными надписями заброшенный кинотеатр. Загадочная надпись "Слоны не сдохли" видимо напоминает вот об этом эпизоде , когда в одном из скверов Кременчуга паслись цирковые слоны.

А на краю парка - старейшие постройки Кременчуга, комплекс Штаба военных поселений (1853-54) на месте и возможно с фрагментами ещё более старых Присутственных мест Новороссийской губернии:

На каменистый днепровский берег я вышел, к счастью, ещё до этого эпизода, поэтому заснял его спокойно. Днепр здесь в своём естетсвенном русле, и скажем прямо - не очень-то широк, дай бог если полкилометра. Посредине - скалистый островок Фантазия, где наверное хорошо уединяться на противоположной городу стороне:

Под Приднепровским парком - гранитная набережная как бы не 18 века, по крайней мере на дореволюционных фотографиях она есть:

В конце которой - Гранитный реестр, то есть скала, на плоском камне которой с конца 18 века фиксируется уровень наводнений. Такие были и в других городах, например под Запорожьем, но большинство из них с постройкой ГЭС ушли в воду навечно, этот же скорее всего, напротив, не затопит уже никогда:

Я пошёл вниз по течению. Речной вокзал выглядит "с иголочки", хотя пассажирских судов здесь нет уже давно. Дореволюционный же Кременчуг был одним из крупнейших портов Днепра, и даже первый трамвай в нём ходил от вокзала до пароходной пристани:

За пустынным пляжем виднеется Крюковский мост, а значит пришло время перейти через Днепр:

Что я и сделал на маршрутке, фотографируя из её заднего окна. Мост построен в 1945-49 годах, и роскошные пилоны с двух концов напоминают, что этот ещё и памятник Победе. Длина его на самом деле не очень-то велика - 1,2 километра, но субъективно мост кажется грандиозным. Ниже по течению в воде ещё остались фргменты опор старого моста, построенного в 1872 году для Харьковско-Николаевской железной дороги.

Правый берег встречает памятником (1940) матросам Днепровской флотилии, воевавшим на гражданской войне, и плакатом-свидетельством новой войны.

Крюковский посад оформился напротив Кременчугской крепости ещё в 17 веке, и первыми жителями его были запорожцы, приглядывавшие, точа сабли да покуривая трубки, за поляками, которые приглядывали с бастионов Кременчуга за ними. В 1752-64 годах здесь расквартировались граничары Новой Сербии, с упразднением которой Крюков стал местечком Новороссийской губернии, а с её упразднением - был включён в состав Кременчуга. Говорят, фактически местное самоуправление работало до 1817 года, отказываясь подчиниться управа за рекой, но в любом случае Кременчуг стал первым городом на двух берегах Днепра - перешагнул реку лишь в конце 19 века, Киев и Запорожье так и вовсе только при Советах, а и города одного берега даже сейчас. Но по ощущениям Крюков - всё ещё другой город, более тихий, сонный и ветхий, чем совершенно областной по ритму жизни Кременчуг. Есть здесь и свой индустриальный гигант - Крюковский вагонзавод , основанный с приходом железной дороги в 1768 году и со временем ставший одним из главных в СССР. Он стоит довольно далеко от Днепра, фасадом обращён в противоположную центру сторону к призаводской слободке Раковка, но я туда уже не поехал, тем более завод считается военным и рисковать спалиться ещё и там мне совсем не хотелось.

От моста вглубь узкого треугольного Крюкова ведёт длинная улица Ивана Приходько , и здесь это название до некоторой степени колониальной - в честь наиболее успешного директора левобережного КрАЗа: "Крюков - це Кременчук!". В её начале преобладают сталики - здесь, в отличие от центра, приречная часть была разрушена сильнее:

И Чуркина (1901) с чрезвычайно красивым фонарём:

Не дом, но ворота. За железной дорогой есть ещё один Успенский собор (конечно же, не чета погибшему левбережному) и дом-музей Антона Макаренко , молодость проведшего в Крюкове.

Но в основном Крюков выглядит так:

На станции Крюков из старины остался лишь вот этот домик с заложенными окнами:

Старый вокзальчик был явно типовой, но всё же поинтереснее того, что на его месте ныне:

Самое же примечательное здание района - ДК имени Котлова (1925-27) в запоздалом до советских времён, но совершенно узнаваемом стиле украинского модерна:

И в общем я согласен с тем, что многого в Кременчуге не увидел. Но я спешил и был уставшим, и в ситуации, когда этот приезд на Украину вполне может оказаться последним, откровенно жалел времени, потраченного на Кременчуг. Может, приедь я сюда неспеша на денёк, впечатление было бы иным, но мне Кременчуг запомнился самым унылым из крупнейших городов Украины.

У памятника бойцам Днепровской флотилии, на тихой улице между многоэтажками и днепровскими плавнями, я поймал ПАЗик до города гидроэнергетиков Светловодска, долго взбиравшийся на холмы высокого правого берега, с которых за деревьями то и дело открывалась синяя гладь водохранилища. В Светловодске же я перескочил на маршрутку в сторону Чигирина, намереваясь проехать в ней докуда возможно и в сам Чигирин дальше прорываться автостопом. О том, что из этого вышло - в следующей части. Конец уже близок, а я от всей этой темы устал ещё больше, чем вы...

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.
Киевская Русь - см. оглавление.
Малоросское кольцо - посты будут.
. Детинец..
. Улица Соборности.
. Центр.
. Окраины.
. По следам Полтавской битвы.
Кременчуг. Город на двух берегах.
Чигирин и Субботов. С чего всё начиналось...
Кировоград (ныне Кропивницкий). Большая Перспективная.
Кировоград (ныне Кропивницкий). Улицы старого города.
Кировоград (ныне Кропивницкий). Предместья.
Киев до и после Майдана - посты будут.

Город Кременчуг находится на территории государства (страны) Украина , которая в свою очередь расположена на территории континента Европа .

В каком регионе (области) находится город Кременчуг?

Город Кременчуг является частью региона (области) Полтавская область.

Характеристикой региона (области) или субъекта страны является обладание целостностью и взаимосвязью её составных элементов, в том числе городов и других населённых пунктов, входящих в состав региона (области).

Регион (область) Полтавская область является административной единицей государства Украина.

Численность населения города Кременчуг.

Численность населения в городе Кременчуг составляет 232 960 человек.

Год основания г.Кременчуг.

Год основания города Кременчуг: 1571 год.

Телефонный код города Кременчуг

Телефонный код города Кременчуг: +380 5366. Для того, что позвонить в город Кременчуг с мобильного телефона, необходимо набирать код: +380 5366 и затем непосредственно номер абонента.

Кременчуг - город в Полтавской области Украины, является административным центром Кременчугского района.

Город стоит на главной водной артерии страны - на Днепре. Агломерация города входит в первую десятку самых больших по Украине и составляет почти полмиллиона человек. У города есть свои символы - флаг и герб. На флаге расположены три горизонтальных полосы - синяя, белая и синяя. Белая полоса означает Днепр, протекающий через город. На гербе изображен щит, увенчанный городской короной с тремя башнями.

Город имеет татарские корни. Одна из гипотез происхождения его названия гласит, что имя город получил от слова «керменчук», что по-татарски значит «маленькая крепость». Крюков посад, который теперь входит в состав Кременчуга, находится недалеко от места, где скорее всего был заключен куруковский договор.

Сегодня город официально поделён на два района: Крюковский и Автозаводской. Кременчуг вытянут с юга на север, а его ширина не превышает 8 километров. Левобережная и правобережная части города соединяются с помощью Крюковского моста через Днепр. Основная часть жителей и городских предприятий находится на левом берегу.

На правобережье выделяют районы «Крюков» и «Раковка». Первый прилегает к мосту, в нем расположены вагоностроительный и сталелитейный заводы, застроен он «хрущёвками» и «сталинками». Второй район моложе и расположен он ниже по течению реки. На левом берегу выделяют «Центр», «Щемиловку», «Реевку», первую, вторую и третью «Занасыпь», «Нагорную часть» и поселок «Молодежный». Город пересекают две важных магистрали: «Днепропетровск - Киев» и «Александрия - Харьков».

В городе сосредоточены перерабатывающие и машиностроительные предприятия, его вклад в бюджет страны составляет 7 %. Функционируют нефтеперерабатывающий завод, вагоностроительный завод, автосборочный и колесный, завод дорожных машин, сталелитейный. Работают мясокомбинат, хлебозаводы, швейные фабрики, молокозавод, крупные кондитерские фабрики: «Лукас», «Салекс», «Рошен» и «Романтика». Выше по течению находится Кременчугская ГЭС и водохранилище. В городе есть культурные учреждения, например, Историко-краеведческий музей, городская галерея, музей Макаренко. Городские культурные мероприятия проводятся в Городском дворце культуры им. Петровского или во дворцах культуры при предприятиях. Образование горожане могут получить в шести училищах, медицинском колледже, лётном колледже, железнодорожном техникуме, университете экономики, информационных технологий и управления и в представительствах других вузов. Для занятий спортом открыты спортивные комплексы и три спортивные школы для детей, многочисленные тренажёрные залы и секции. Кременчуг является крупным железнодорожным узлом Украины, имеет аэродром и крупный порт на Днепре. В городе работают два железнодорожных вокзала: Крюков-на-Днепре и Кременчуг. На Южной железной дороге станция Кременчуг является одной из крупнейших.

Пассажирское сообщение город имеет с Киевом, Москвой, Харьковом, Одессой, Симферополем и Днепропетровском. Для пригородного сообщения в 2008 году был запущен рельсовый автобус. Трамвай в городе появился в 1899 году, трамвайный парк включал 16 моторных вагонов. К моменту Октябрьской революции протяженность трамвайных путей достигала 12 километров и в городе действовало три маршрута.