Крупнейшие угоны самолетов. Самые дерзкие угоны самолетов Кто угнал самолет

Ищете интересный фильм про террористов в самолете? В этой статье представлены лучшие фильмы по этой теме. Некоторые из них основаны на реальных событиях. Такие картины заставляют зрителя полностью направить свое внимание на происходящее во время теракта.

Зритель как бы становится участником событий, сопереживая заложникам. Фильмы с этим сюжетом вызывают массу эмоций и очень хорошо запоминаются. Такое кино снимают в разных жанрах. Но из-за специфики сюжета преимущественно это такие жанры: триллер, криминал и боевик.

Этот фильм был снят в 1997 году, но до сих пор не утратил своей актуальности. Действие картины начинается с того, что генерала, установившего в стране террор с целью восстановить СССР, поймали сотрудники американского спецподразделения. Впоследствии его приговорили к тюремному заключению. Президент США прилетел в Россию, где произнес свою речь, посвященную теме борьбы с терроризмом. После визита в Россию президент отправился на самолете в США. На борту была его семья и администрация Белого дома. Во время перелета, в воздухе, авиалайнер был захвачен российскими террористами. Они взяли пассажиров в заложники и стали требовать освобождения пойманного генерала. Сотрудники спецслужб собирались эвакуировать президента с помощью специальной спасательной капсулы, однако, он отказался от этого и продолжил бороться против террористов, чтобы спасти жизни своим близким и спасти будущее своего народа.

«Потерянный рейс»

Это еще один фильм про захват самолета террористами. Он был показан впервые в 2006 году. Снят на основе реальных событий. В основе сюжета теракт, совершенный 11 сентября 2001 года. В кинокартине показан захват террористами одного из 4-х авиалайнеров, которые были захвачены в тот трагический день. Почему для фильма выбрали именно этот самолет из всех 4-х? Потому что он был единственным, где сопротивление и действия пассажиров помешали террористам реализовать их планы.

В тот день самолеты разбились и забрали с собой тысячи жизней невинных людей. В отличие от многих кинокартин о терактах, где акцент делается на спецэффекты и агрессивное поведение захватчиков, в этом фильме показаны последние несколько часов жизни пассажиров, которые находились на борту авиалайнера. Показано, как им удалось противостоять террористам, и как они себя вели, зная, что скоро погибнут.

«Воздушная тюрьма»

Продолжая список фильмов про захват самолета террористами, нельзя не упомянуть это кино. Фильм был снят в 1997 году. Он повествует о герое, который был приговорен к тюремному заключению из-за неумышленного убийства. К концу срока заключения он оказался на борту авиалайнера, предназначенного для транспортировки опасных преступников. Однако воздушное судно оказывается захваченным группой преступников. В этой ситуации главный герой берет на себя ответственность за жизни всех пассажиров. В фильме показано много трудностей, которые возникали перед главным героем на протяжении всего захвата и попыток спастись.

«Приказано уничтожить»

Это кино сняли в 1996 году в США. Жанр – приключения с элементами триллера и боевика. Начинается фильм с того, что террористы из Палестины захватили Боинг-747. В авиалайнере установлена бомба, которая в случае взрыва способна уничтожить все население восточного побережья США. Для того чтобы спасти жизни пассажиров и не дать террористам взорвать бомбу, сотрудники спецподразделения должны выполнить крайне сложную задачу. Им предстоит перейти с борта их самолета на борт захваченного авиалайнера прямо в воздухе. В фильме показано, как агенты пытаются проникнуть в захваченный самолет на высоте 5 миль над землей. Эта операция должна проходить скрыто и очень быстро, пока военные не отправили ракету для уничтожения захваченного авиалайнера.

«Воздушный маршал»

Это относительно новая кинокартина, премьера которой состоялась в 2014 году. Жанр – боевик, детектив и триллер. Сюжет следующий. На самолете, который совершает перелет между континентами, за безопасность и жизнь пассажиров отвечает маршал. В какой-то момент он получает сообщение от террористов, которые планируют взорвать авиалайнер. Террорист все так подстроил, что виновником в начатом крушении самолета считают самого маршала. Сотрудники спецподразделений начинают охотиться за маршалом, который понимает, что единственный шанс спастись – спасти жизни десяткам людей и представить террориста властям, не дав самолету разбиться.

«Пассажир №57»

Это фильм 1992 года. Жанр: триллер, криминал, боевик. Фильм повествует о захвате авиалайнера опасным преступником, которому удалось освободиться от конвоя и захватить власть в свои руки. Но злоумышленнику не повезло: на борту оказался сотрудник службы безопасности, который сделает все, чтобы преступнику так и не удалось выполнить свой план.

«Аварийная посадка»

Это кино 2005 года с очень увлекательным и волнующим сюжетом. Военный летчик, который чудом выжил после авиакатастрофы, соглашается выполнить простое задание. Он должен сопровождать дочь миллиардера, которая осуществляет перелет с компанией друзей в Австралию. Однако пустяковое задание оказывается намного сложнее и опаснее, чем казалось. Самолет захватывают террористы. В перестрелке авиалайнер повреждается и требуется срочно совершить посадку. Летчик понимает, что единственный шанс выжить и спасти пассажиров – совершить аварийную посадку в глухих джунглях. Пока он принимает это решение, в баках заканчивается топливо, и самолет падает прямо на огромный валун. Выживут ли пассажиры, зависит только от летчика.

«Схватка в воздухе»

Фильм 1999 года, который повествует об убийце и вымогателе, долго разыскиваемом агентами ФБР. Когда убийца был пойман, его отправили в Нью-Йорк на самолете. В городе ему должны были вынести приговор. Однако в процессе перелета из-за технических неполадок авиалайнер начал терять высоту. Воспользовавшись сложившейся ситуацией и паникой людей, находящихся на борту, преступник освобождается от конвоя и берет одну из стюардесс в заложницы. Захватив управление самолетом в свои руки, преступник принимает решение направить неисправный авиалайнер на город. Агенты ФБР пытаются обезвредить преступника с земли, чтобы спасти сотни невинных людей.

«Воздушный патруль»

Данная кинокартина была впервые показана в 2003 году. Главный герой после многолетней службы в спецподразделении становится тайным агентом безопасности, сопровождая пассажиров на авиалайнерах. Имея большой опыт работы, он приучен быть готовым к любым внештатным ситуациям. Но агент даже не предполагал, что его боевой опыт пригодится ему во время очередного перелета. Когда он сопровождал пассажиров и, в частности, известного сенатора, летящего из Европы в Америку, спустя несколько минут после взлета авиалайнер захватили террористы. Захватчики угрожали направить самолет на лайнер в океане. Однако бандиты тогда еще не знали, что на борту есть человек, который способен разрушить их планы. Бывший сотрудник спецподразделения понимает, что от его действий зависят жизни всех пассажиров. Поэтому он готов сделать все, чтобы помешать безумным захватчикам.

Вконтакте

Канун Рождества 1994 года. Самолет компании «Air France » приближался к аэропорту города Алжир. Это был утренний рейс из Парижа в бывшую французскую колонию, расположенную на севере Африки. Его выполнял Airbus А300 с экипажем из 12 человек. Им предстояла необычная посадка, ведь в Алжире шла гражданская война. Даже вблизи аэропорта шли ожесточенные бои.

Стюардесса: Из-за террористической угрозы в Алжир летали только добровольцы. Мы осознанно шли на риск.

Капитаном самолета, выполнявшего рейс 8969, был Бернар Деллемм - опытный летчик. Самолет не должен был задержаться в Алжире. Ожидалось, что его заправят и примут на борт пассажиров, которые полетят во Францию. В основном, пассажирами были алжирцы, однако, было и много французов, которые не хотели оставаться в африканкой стране.

Тремя годами ранее на выборах в Алжире победили исламские фундаменталисты, надеявшиеся создать исламское государство. Но позже власть захватили военные и арестовали их лидера. С тех пор в Алжире царил хаос.

Когда посадка уже заканчивалась, неожиданно на борт поднялись вооруженные люди. Они представились полицейскими, и сказали, что будет произведена дополнительная проверка документов.

Стюардесса: Эти люди были вооружены до зубов. Это было необычно.

Задержка рейса 8969 вызвала подозрение у военных. Они направили к самолету алжирский спецназ на нескольких автомобилях. Когда один из так называемых полицейских увидел приближающиеся машины, он прокричал: «неверные!». Все пассажиры сразу поняли, что вооруженные люди были террористами.

Люди захватившие самолет заявили, что они являются мусульманскими экстремистами. Также они сказали, что любой ценой были готовы сделать Алжир исламским государством. был частью этого плана. Экстремисты действовали решительно и были готовы взорвать самолет. Их главарем был известный 25 летний убийца. Новость о захвате самолета быстро распространялась, и в Алжир съезжались репортеры. Премьер-министр Франции прервал свои рождественские каникулы. Это был международный кризис. Ниже вы можете посмотреть информацию про захват самолета . Видео .

В это время террористы забрали форму у экипажа и переоделись в нее, чтобы ввести в заблуждение снайперов. Также они приказали всем женщинам в самолете покрыть головы.

Пассажирка: Нарушались исламские обычаи. В самолете мужчины и женщины пользовались одним туалетом, сидели напротив друг друга. А главное, женщины сидели с непокрытыми головами. Это приводило главаря террористов в ярость.

Через два часа после захвата самолета террористы сообщили, что хотят говорить с алжирскими военными. Они заявили, что намерены лететь в Париж и провести там пресс-конференцию. Однако, самолет не мог сдвинуться с места. К нему подвели пассажирский трап. Также полиция заблокировала взлетную полосу машинами. Захватчики потребовали немедленно освободить взлетную полосу, но тут же получили отказ. Позиция алжирцев была однозначной: никаких уступок. Все же, это была опасная позиция, и вскоре власти в этом убедились.

Террористы были намерены передать сообщение властям Алжира. Просматривая паспорта, они обнаружили среди пассажиров алжирского полицейского. Они подняли его, подвели к отрытой двери самолета и выстрелили ему в голову. Так террористы обозначили серьезность своих намерений.

Капитан: Первым, кого они пустили в кабину пилотов, была стюардесса. Она предложила нам воды. Также она шепнула мне на ухо: «они убили пассажира». Меня это потрясло.

Пассажиры самолета видели в иллюминаторы алжирский спецназ. Они очень боялись, что те пойдут на штурм. Французский министр внутренних дел знал, как действует алжирский спецназ.

Министр: Алжирский спецназ готовили мы. Было рискованно оставлять самолет в Алжире. Мы знали, что алжирцы способны взять самолет штурмом. Однако, мы понимали, что пролилось бы много крови.

Алжирские военные по прежнему были настроены решительно. Но и террористы повышали ставки. Они выбрали из числа пассажиров типичного иностранца. Выбор пал на 48 летнего вьетнамца. Он был дипломатом, - сотрудником вьетнамского посольства в Алжире. Захватчики безжалостно убили его и выбросили тело из самолета.

Капитан: Стюардесса вернулась в нашу кабину с водой. Наливая ее в стаканы, она шепнула, что убили второго пассажира. Тогда я понял, что положение очень серьезное.

Ситуация продолжала оставаться патовой. Ни одна из сторон не желала уступать. А в это время в Париже совещались встревоженные французские лидеры. Они считали, что их спецназ был способен обезвредить террористов. Но алжирцы отказывались впускать в страну иностранных военных для решения их проблем.

Премьер-министр: Я в резкой форме попросил алжирские власти разрешить самолету вылететь в Париж. Ведь это был французский самолет, который принадлежал « Air France ». Хотя большинство пассажиров были алжирцами, там были и десятки французов. Вот почему эту проблемы должны были решать мы.

Захват самолета в Алжире

Темнело. Самолет «Air France» был освещен прожекторами. Его пассажиры уже 7 часов являлись заложниками. Паника первых минут сменилась напряженным спокойствием. Не все знали, что двоих пассажиров убили. Экипаж делал все возможное, чтобы разрешить ситуацию.

Капитан: В таких ситуациях экипаж должен сохранять спокойствие. Было необходимо искать подход к этим людям. всегда проходит агрессивно. Однако потом важно выиграть время и успокоить этих людей.

В результате долгих переговоров было освобождено 63 человека. Это были некоторые женщины и дети. Но алжирские власти по-прежнему не выпускали самолет. Около двух часов ночи капитан смог впервые выйти в салон. Он увидел, что двое террористов спали. Один оставался в кабине. Еще один держал вахту в хвосте самолета.

Наступило утро. За прошедшую ночь произошли некоторые события. Французское правительство решило отправить свой спецназ как можно ближе к Алжиру. Они расположились на острове Мальорка.

Командир спецназа GIGN : Было принято решение перебросить нас на Мальорку. В наше распоряжение предоставили самолет « Air France ». Точно такой, какой был захвачен террористами. Также нас консультировал опытный летный экипаж, который в совершенстве знал самолет Airbus A 300.

По пути на Мальорку французские спецназовцы внимательно изучили самолет на тот случай, если им придется брать его штурмом. Власти Алжира тоже не сидели сложа руки. Они установили личность вожака террористов. Они привезли в аэропорт его мать, пытаясь повлиять на него. Однако, тактика алжирцев лишь разозлила террориста. Яхья пришел в ярость. Он взял пассажира из числа французов и убил его . Также захватчики заявили, что если власти будут бездействовать, они продолжат убивать. Угрозы возымели действие, и алжирские власти уступили. После 39 часов ожидания рейсу 8969 дали добро на взлет.

Стюардесса: Мы очень обрадовались, что улетаем из Алжира. Нам казалось, что теперь нас спасут. (Захват самолета в Алжире )

Однако, возникла проблема. Все это время в хвостовой част работала вспомогательная силовая установка, снабжавшая самолет электроэнергией. Она потребляла 4 тонны топлива в день. Топлива до Парижа не хватило бы . Только до Марселя, расположенного на южном побережье Франции.

Как и пассажиры, экипаж надеялся, что худшее осталось позади. 6 декабря в 3:30 самолет приблизился к марсельскому аэропорту. Никто на борту не знал, что французский спецназ уже прилетел туда с Мальорки и готовил решающий удар.

Командир спецназа GIGN : Обычно, мы прибываем на территорию занятую противником. Но на этот раз, противник вторгался на территорию, которая находилась под нашим контролем. В этом был ключ к успеху.

Для террористов приземление во Франции было очень важным моментом. Они надеялись заправиться топливом, взять продукты и полететь дальше в Париж. В аэропорту Марселя было очень темно. Самолет намеренно поставили на краю аэродрома. В это время власти получили тревожную информацию.

Премьер-министр: Мы узнали, что террористы хотели использовать самолет для атаки на Париж. Информацию передал надежный источник, и мы восприняли ее серьезно. Поэтому мы решили: самолет ни при каких обстоятельствах не должен вылететь из Марселя. Мы поставили самолет в удобное для нас место и стали тянуть время.

Французский спецназ решил взять врага измором. Они знали, что террористы уже устали, поэтому всячески затягивали переговоры. Захватчики потребовали заправить в самолет 27 тонн горючего. Однако, чтобы долететь до Парижа нужно было всего 9 тонн. Данные о том, что самолет хотят использовать, как зажигательную бомбу только подтвердились.

Террористы хотели немедленно вылететь в Париж, чтобы провести там пресс-конференцию. На это власти ответили, что не нужно никуда лететь. Вся иностранная пресса уже собралась в Марселе. Со временем, террористы согласились провести пресс-конференцию на борту самолета, не догадываясь, что это часть хитроумного плана.

Командир спецназа GIGN : Эта пресс-конференция была важна тем, что позволяла переместить некоторых пассажиров в хвостовую часть самолета.

Переговорщики попросили, чтобы для проведения пресс-конференции, освободили передний салон. На самом деле, они хотели создать свободное пространство, которое нужно было спецназовцам во время штурма. Террористы не знали, что двери самолета можно было открыть снаружи.

Самолет стоял в марсельском аэропорту уже 12 часов. Спецназ знал сколько террористов было в самолете и где они находились. Они лишь ждали захода солнца, чтобы воспользоваться темнотой. Захватчики об этом не догадывались, и ждали представителей прессы. Когда террористы поняли, что никакой прессы не будет, они пришли в ярость. Они приказали перегнать самолет прямо под здание аэровокзала. Таким образом, планы французского спецназа были нарушены.

Командир спецназа GIGN : Положение сильно осложнилось. Мы подготовились к штурму самолета, стоявшего в определенном месте. Но вдруг его перегнали в другое. Пришлось быстро менять план.

Террористы были разгневаны. Они приказали заправить самолет до 17:00. После этого они грозились взорвать самолет. В это время майор, командовавший спецназом, перебрасывал своих людей на новые позиции. У них оставалось совсем немного времени, чтобы осуществить захват самолета.

Командир спецназа GIGN : План был таким: 3 трапа и 30 человек. Две группы по 11 человек проникли бы в самолет через две задние двери. Затем, через переднюю правую дверь должно было ворваться еще 8 бойцов, чтобы захватить кабину.

Власти не собирались выпускать самолет из аэропорта. Хотя уже было 17:00, самолет никто не заправлял. Террористы не знали, что делать. Они хотели убить еще одного заложника, но потом передумали. Вместо этого, захватчики через приоткрытую дверь начали вести беспорядочную стрельбу по аэропорту.

Очевидец: Один из террористов открыл окно кабины и начал стрелять по диспетчерской вышке. На нас полетели осколки стекла. Мы оказались под градом пуль. Премьер-министр Франции дал майору Фавье, который командовал спецназом, полный карт-бланш. Спецназ решил действовать немедленно.

Командир спецназа GIGN : Когда террористы начали стрелять, возникла очень опасная ситуация. У нас появилось основание для вооруженного штурма. Мы использовали самоходные пассажирские трапы.

Увидев приближающиеся автомобили, все в самолете поняли, что штурм начался. Спецназу удалось открыть двери самолета. Сразу три группы бойцов ворвались во внутрь. Затем началась ожесточенная перестрелка. Террористы стреляли в каждого, кто появлялся в самолете. В салоне свистели пули и взрывались гранаты. Снайперы видели террористов в кабине, однако, не могли стрелять так как второй пилот находился на линии огня. Через несколько минут второй пилот воспользовался смятением террористов и выпрыгнул из окна кабины . Он упал на бетон и хромая убежал в безопасное место. Снайперы сразу же воспользовались шансом, и спецназ начал штурмовать кабину. В это время из хвостовой части самолета эвакуировали пассажиров. Последний террорист в кабине отстреливался почти 20 минут. Удивительно, но он не стал причинять вреда капитану и борт-инженеру. В конце концов его убили. Перестрелка продолжалась довольно долго. Было выпущено сотни пуль и взорваны десятки гранат. К счастью, все пассажиры и челны экипажа остались живы.

Премьер-министр: На экипаже лежала особая ответственность. Им нужно было спасти заложников и самолет. Могу сказать, что они проявили себя с самой лучшей стороны.

Из 30 бойцов спецназа 9 были ранены. Но, в целом, операция прошла успешно. Из 161 пассажира лишь несколько получили легкие ранения. Все могли облегченно вздохнуть.

За проявленную смелость все французские спецназовцы и члены экипажа получили высокие награды. Если подвести итог, можно сказать, что это была образцовая антитеррористическая операция. Однако, те кто остался в живых никогда не забудут через что им пришлось пройти.

От взрыва над Локерби и атак на башни-близнецы до катастрофы над Синаем

Глава ФСБ России Александр Бортников накануне заявил, что российский лайнер А321 разбился на Синайском полуострове в результате теракта . По его словам, эксперты нашли на обломках лайнера и в багаже следы взрывчатых веществ. «Реальное время» вспомнило самые громкие произошедшие теракты на авиалайнерах.

Рейс 011 American Airlines, 11 сентября 2001 года (столкновение с северной башней ВТЦ, Нью-Йорк)

Boeing 767 авиакомпании American Airlines выполнял регулярный рейс из Бостона в Лос-Анджелес. Через 15 минут после взлета пять членов террористической организации «Аль-Каида» выломали дверь в кабину экипажа, убили обоих пилотов и захватили управление самолетом. Один из террористов, египтянин Мухаммед Атта, являясь лицензированным коммерческим пилотом, взял на себя управление самолетом.

Спустя примерно полчаса после захвата самолет на скорости 748 км/ч врезался в северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, между 93-им и 99-ым этажами. Погибли 92 человека в самолете и 1 366 – в здании в результате столкновения, пожара и разрушения башни.

Boeing врезался в южную башню Всемирного торгового центра на скорости 950 км/ч на уровне между 77 и 85 этажами. Фото ap.org

Рейс 175 United Airlines, 11 сентября 2001 года (столкновение с южной башней ВТЦ, Нью-Йорк)

Boeing 767 авиакомпании United Airlines выполнял регулярный рейс из Бостона в Лос-Анджелес. Сценарий авиакатастрофы аналогичен рейсу 011 American Airlines: спустя полчаса после взлета пятеро террористов проникли в кабину экипажа, убили пилотов и захватили контроль над самолетом. Среди террористов был один пилот – гражданин ОАЭ Марван Аль-Шеххи, который и управлял воздушным судном.

Спустя полчаса после захвата Boeing врезался в южную башню Всемирного торгового центра на скорости 950 км/ч на уровне между 77-ым и 85-ым этажами. На борту погибли 65 человек, 637 – в здании Всемирного торгового центра.

Рейс 182 Air India, 23 июня 1985 года (взрыв над Корком)

Boeing 747 выполнял регулярный рейс по маршруту Монреаль - Лондон - Дели - Бомбей. Когда самолет пролетал над океаном в 70 км от города Корк на юго-западе Ирландии, в переднем грузовом отсеке произошел взрыв, в результате которого оторвался хвост и самолет разрушился.

В теракте были обвинены сикхские сепаратисты – Аммана и Лал Сингх, зарегистрировавшиеся на рейс, но не летевшие на нем. Террористы также подозревались в попытке покушения на премьер-министра Индии Раджива Ганди во время его визита в США.

В результате взрыва погибли 329 человек.

В результате катастрофы над Локерби погибли 270 человек – 259 на борту и 11 на земле. Фото Greg Bos (r euters.com)

Рейс 103 Pan American, 21 декабря 1988 года (взрыв над Локерби)

Boeing 747 совершал регулярный рейс по маршруту Лондон - Нью-Йорк. Спустя час после вылета из Лондона в грузовом отсеке произошел взрыв. В результате носовая часть самолета оторвалась, а при падении воздушного судна загорелось топливо. Огонь уничтожил несколько жилых домов. В результате катастрофы погибли 270 человек – 259 на борту и 11 на земле.

По результатам расследования, взрывное устройство находилось в чемодане, следовавшем из Франкфурта без пассажира. Обвинение было выдвинуто против двух ливийцев – Али Махмеда Аль-Меграхи и Ламина Халифа Фимаха. Аль-Меграхи являлся начальником службы безопасности национального ливийского перевозчика в аэропорту Луки на Мальте, а также сотрудником ливийских спецслужб и двоюродным братом одного из соратников Муаммара Каддафи, лидера Ливии.

Рейс 9268 Metrojet («Когалымавиа»), 31 октября 2015 года (катастрофа над Синайским полуостровом)

Airbus A321 выполнял чартерный рейс Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург для туроператора Brisco. Через 23 минуты после вылета связь с экипажем была потеряна, а самолет пропал с экранов радаров.

Обломки самолета были обнаружены около египетского города Нехель. Погибли 217 человек.

17 ноября 2015 года глава ФСБ Александр Бортников заявил, что Airbus разбился в результате теракта – об этом свидетельствуют следы взрывчатых веществ на обломках лайнера и в багаже.

Самолет врезался в западное крыло Пентагона. Погибли 64 человека на борту и 125 человек в здании. Фото minnesota.publicradio.org

Рейс 77 American Airlines, 11 сентября 2001 года (падение на Пентагон в Вашингтоне)

Третий самолет, захваченный во время терактов в США 11 сентября 2001 года. Boeing 757 выполнял регулярный рейс из Вашингтона в Лос-Анджелес. Захват проходил по тому же сценарию, что и захват самолетов, столкнувшихся со зданиями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке: пять террористов, один из которых прошел подготовку пилотов (Хени Хенджор из Саудовской Аравии).

Самолет врезался в западное крыло Пентагона. Погибли 64 человека на борту и 125 человек в здании.

Рейс 772 Union de transports aériens, 19 сентября 1989 года (взрыв над пустыней Тенере)

McDonnell Douglas DC-10-30 выполнял регулярный рейс по маршруту Браззавиль - Нджамена - Париж. Самолет совершил промежуточную посадку в Нджамене (Чад) и пропал в 14:30, на пути в Париж.

Следующим утром в пустыне Тенере, около нигерийского города Бильма, были обнаружены обломки судна. Погибли 170 человек.

Впоследствии выяснилось, что в 13:59 в грузовом отсеке взорвалась бомба, в результате чего самолет развалился на несколько частей. Бомба была заложена в аэропорту Браззавиля (Республика Конго). В ходе дальнейшего расследования было установлено, что взрыв был организован по указанию властей Ливии в связи с военной помощью Франции Чаду во время чадско-ливийского конфликта.

Ту-154 авиакомпании «Сибирь» рухнул в Каменском районе Ростовской области. Фото avia.pro

Рейс 1047 авиакомпании «Сибирь», 24 августа 2004 года (взрыв над Ростовской областью)

Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» выполнял рейс между московским аэропортом Домодедово и Сочи. Во время пролета над Ростовской областью 37-летняя террористка-смертница Сацита Джебирханова привела в действие взрывное устройство. В результате взрыва в хвостовой части образовалась дыра, и та оторвалась. Самолет рухнул в Каменском районе Ростовской области. Погибли 46 человек.

Это – второй из взрывов самолетов, произошедших в этот день в рамках одного теракта. Ответственность за теракт на себя взяла террористическая организация «Бригады Исламбули». Впоследствии ответственность также взял на себя чеченский террорист Шамиль Басаев.

Рейс 93 United Airlines, 11 сентября 2001 года (падение в Пенсильвании)

Четвертый самолет, захваченный во время терактов 11 сентября 2001 года. Boeing 757 выполнял регулярный рейс из Ньюарка (Нью-Джерси) в Сан-Франциско.

Захваченный по «стандартному» для того дня сценарию, самолет под управлением одного из террористов – Зияда Джарраха – взял курс на Вашингтон через 46 минут после взлета.

В отличие от других самолетов 11 сентября, пассажиры рейса попытались взять под свой контроль управление судном. Они предпринимали попытки ворваться в кабину пилотов, захваченную террористами. Однако Джаррах, управлявший лайнером, успел раньше ввести Boeing в штопор. Самолет врезался в поле в 20 минутах полета от столицы США.

Погибли 44 человека.

Над территорией Тульской области 30-летняя террористка-смертница Аминат Нагаева привела в действие взрывное устройство. Фото Светланы Елисеевой (tass.ru)

Рейс 1303 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс», 24 августа 2004 года (взрыв над Тульской областью)

Самолет Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» выполнял рейс из московского аэропорта Домодедово в волгоградский аэропорт Гумрак. Спустя 15 минут после вылета, находясь над территорией Тульской области, 30-летняя террористка-смертница Аминат Нагаева привела в действие взрывное устройство.

Самолет развалился на две части и упал около населенного пункта в Кимовском районе Тульской области. Погибли 43 человека.

Взрыв на борту рейса 1047, упавшего в Ростовской области, произошел одновременно с этим. Ответственность за оба теракта взяли на себя «Бригады Исламбули» и Шамиль Басаев.

Спустя неделю, 31 августа, произошел взрыв у станции метро «Рижская» в Москве, в результате которого погибло 10 человек и 33 получили ранения. 1 сентября начался захват заложников в школе в Беслане, в результате которого погибли 333 человека.

Максим Матвеев

Первый, получивший широкую огласку случай угона самолёта в СССР произошел 15 октября 1970 года. Отец и сын Бразинскасы захватили самолёт «Аэрофлота» Ан-24. Они убили бортповодницу Надежду Курченко и принудили экипаж к посадке в Трабзоне (Турция).
Угон Ан-24
15 октября 1970 года самолет «Аэрофлота» Ан-24 совершал рейс Батуми-Краснодар. На его борту в тот момент находились 46 пассажиров. Пранас Бразинскас, работавший завмагом в Вильнюсе и его 13-летний сын Альгирдас сидели в первом ряду. Оба имели обрезы.
Спустя несколько минут после взлета Пранас Бразинскас, который, кстати, имел судимость, вызвал стюардессу и потребовал повернуть самолет и посадить его в Турции. За невыполнение приказа угонщики пригрозили смертью.

Стюардесса Надежда Курченко
19-летняя стюардесса Надежда Курченко закричала «Нападение», но была убита выстрелом в сердце. Позже Надежду Курченко посмертно наградили орденом Красного Знамени, ее именем называли улицы и школы.

Мемориал Надежды Курченко
Бандиты ворвались к пилотам и и начали стрелять в разные стороны.
- Из кабины летели пули. Одна прошлась по моим волосам, - рассказывает ленинградец Владимир Гаврилович Меренков. Они с женой в 1970-м были пассажирами злополучного рейса. - Я видел: у бандитов были пистолеты, охотничье ружьё, одна граната у старшего висела на груди. (...) Самолёт кидало влево-вправо - летчики, наверное, надеялись, что преступники не устоят на ногах.
Стрельба продолжилась и в кабине. Там потом насчитают 18 пробоин, а всего было выпущено 24 пули. Одна из пуль перебила командиру экипажа позвоночник, в результате ему парализовало ноги. Пилоты все же сумели включить сигнал SOS.


Штурман получил ранения в легкое, руку, плечо. Раненые члены экипажа были вынуждены посадить самолет в турецком Трабзоне.
Георгий Чахракия - Я бандитам сказал: «Я ранен, у меня парализовало ноги. Только руками могу управлять. Мне должен помочь второй пилот», - А бандит ответил: «На войне все бывает. Можем и погибнуть». Мелькнула даже мысль направить «Аннушку» на скалы - самим погибнуть и сволочей этих прикончить. Но в салоне сорок четыре человека, включая семнадцать женщин и одного ребенка.
Я второму пилоту сказал: «Если потеряю сознание, ведите корабль по требованию бандитов и посадите. Надо спасти самолет и пассажиров! Мы пытались сесть на советской территории, в Кобулети, где был военный аэродром. Но угонщик, когда увидел, куда я направляю машину, предупредил, что пристрелит меня и взорвет корабль. Я принял решение пересечь границу. И через пять минут мы пересекли ее на малой высоте.
В октябре 1970-го, СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков. Угонщики были осуждены за угон и убийство, но через четыре года их освободили по амнистии. Позднее они жили в США.


Альгирдис (крайний слева) и Пранас (крайний справа) Бразинскасы
В 2002 году Пранас Бразинскас был убит собственным сыном в Калифорнии.
Захват Ту-134 в Уфе
20 сентября 1986 года двумя солдатами-дезертирами в аэропорту города Уфы был произведен захват самолета Ту-154. Все террористы служили в одной и той же части внутренних войск, расквартированной в Уфе.
Солдаты прошли специальную подготовку в рамках плана «Набат», который вводился в действие при захвате террористами самолёта, поэтому они были уверены в том, что смогут угнать самолёт за границу. Дезертиры захватили автомашину такси с водителем. Угрожая ему автоматом, они проехали до поста ГАИ. Остановившись невдалеке от него, они поняли, что проехать его им не удастся.
Тогда они решили завладеть автомашиной «УАЗ». С этой целью они стали выжидать. Однако вскоре дезертиры увидели приближавшийся к ним «УАЗ» патрульной милицейской группы, следовавшей своим обычным маршрутом. Все трое открыли огонь. Двое сидевших в «УАЗе» милиционеров были убиты на месте. Один из дезертиров убежал. Двое решили продолжить задуманное.


Сергей Ягмурджи (справа) на следственном эксперименте
Добравшись до аэропорта, Мацнев и Ягмурджи пробрались на территорию лётного поля через дренажный канал. Увидев стоявший там самолёт «Ту-134», следовавший маршрутом «Киев-Уфа-Нижневартовск», севший на дозаправку, они направились к нему. Заскочив в салон самолёта, они объявили о захвате, и заставили выдать оружие экипаж судна. В заложниках у дезертиров оказались 81 человек, в числе которых 5 членов экипажа и 76 пассажиров.
Дезертиры потребовали немедленного взлёта самолёта и отлёта за границу. Однако под разными предлогами пилоты затянули время, за которое к самолёту прибыли группа «А» КГБ СССР и внутренние войска. Поняв, что их требования выполнять никто не станет, два солдата решили покончить жизнь самоубийством. Они потребовали сильнодействующие наркотические препараты и, когда они были им предоставлены, приняли их в больших дозах.


Ягмурджи потерял сознание, а Мацнев, уже бывший к тому времени наркоманом со стажем, нет. Мацнев начал метаться по салону. Он разрешил выйти всем пассажирам и стюардессам. Когда те вышли, начался штурм. При штурме Мацнев попытался открыть огонь из автомата, но был убит наповал. Одна из пуль раздробила ногу лежавшему без сознания Ягмурджи. Впоследствии ему её ампутировали. Вся операция по освобождению самолёта заняла не более шести секунд.
По делу были арестованы шесть человек, в том числе Коновал, Ягмурджи и четверо солдат за укрывательство преступления. Военный трибунал приговорил оставшегося без одной ноги Сергея Ягмурджи к высшей мере наказания - расстрелу. Коновал, как не принимавший участия в захвате самолёта, получил 10 лет лишения свободы.
Остальные четверо были приговорены к различным срокам лишения свободы от 2 до 6 лет.
Угон истребителя МиГ-29 в Турцию
В ночь на 20 мая 1989 года капитан Александр Зуев был дежурным по приёму и выпуску самолётов. Он объявил всем находившимся на дежурстве лётчикам и техникам, что у него родился сын (в действительности рождение сына произошло через несколько дней), и по этому поводу угостил всех специально подготовленным тортом, куда была добавлена большая доза снотворного.


В это время произошла пересмена часовых у дежурных самолётов, и на пост заступил механик, которому не удалось разбудить никого из товарищей. Зуев попытался обезоружить механика, потерпел неудачу, выстрелил в него из пистолета и ранил, но и сам получил ранение в руку, когда механик открыл огонь. Дежурные самолёты были почти полностью готовы к вылету, и Зуев взлетел на одном из них.
После взлёта он собирался расстрелять из авиапушки другие самолёты дежурного звена, чтобы его не попытались перехватить, однако не сумел, поскольку забыл снять с пушки одну из двух блокировок.


Александр Зуев. Аэропорт Трабзона. Первые минуты на чужой земле
Зуев угнал самолёт в Трабзон (Турция). В Турции его судили по обвинению в угоне самолёта и оправдали, сочтя, что его действия носили политический характер. Турецкие власти в кратчайшие сроки вернули самолёт Советскому Союзу. Зуев получил политическое убежище в США. Позднее он был консультантом ВВС США перед началом военной операции «Буря в пустыне».


На память о «Буре в пустыне»: американские военные летчики Ник Монгилло и Чак МакГилл со своим главным тактическим консультантом Зуевым.
Угон Миг-25
6 сентября 1976 года советский лётчик-перебежчик угнал перехватчик «Миг-25», на котором он перелетел в Японию. Позже он получил политическое убежище в США.

Беленко вылетел с аэродрома Соколовка Приморского края для выполнения полётного упражнения. Позже самолёт МиГ-25П совершил посадку в аэропорту Хакодате (остров Хоккайдо). Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политического убежища. 9 сентября он был вывезен в США.


Советский истребитель МиГ-25 сразу после посадки «вне расписания» в аэропорту Хакодате. Человек рядом с самолетом - пилот, ст.лейтенант В.И.Беленко.
Однако есть и другая версия, по которой предатель таковым не являлся. Он просто вынужден был совершить посадку в Японии. Очевидцы говорят о том, что лейтенант стрелял в воздух из пистолета, не подпуская никого к машине и требуя зачехлить ее. Однако проведенное расследование учитывало и поведение летчика в быту, и манеру его полета.

Снимок с воздуха. Самолет выкатился за полосу примерно на 200 метров, т.к. Беленко посадил его уже на середину полосы. Хорошо видна тормозная колея самолета.
Вывод был однозначен - посадка на территории вражеского государства была умышленной. Сам Беленко оказался без ума от жизни в Америке, ему даже кошачьи консервы показались вкуснее тех, что продавались у него на Родине.
Из официальных заявлений трудно оценить последствия того побега, морально-политический урон можно не учитывать, а вот материальный ущерб оценивался в 2 миллиарда рублей. Ведь в СССР пришлось спешно менять всю аппаратуру системы распознавания «свой-чужой».


Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года.
Семья Овечкиных
8 марта 1988 года в СССР семья Овечкиных захватила пассажирский самолет. Семья состояла из семи братьев: музыкантов джаз-банда «Семь Симеонов», их матери и сестер.


Угонщики, угрожая оружием и бомбой, потребовали направить самолет в Лондон. Экипаж убедил угонщиков, что нужна дозаправка самолета. На самом деле, самолет был посажен на военном аэродроме «Вещево» в Ленинградской области.


Овечкиным сказали, что это уже Финляндия. Угонщики самолета увидели солдат в советской форме. Поняв, что их обманули, они расстреляли бортпроводницу. В это время группа захвата проникла в самолет через кабину пилотов и багажное отделение и начала штурм. Решив покончить с собой, братья взорвали бомбу, но от взрыва которой погиб только один из братьев.


Остальных членов семьи расстрелял старший брат, после чего застрелился сам. В живых остались только маленькие дети, 28-летняя Ольга Овечкина и 17-летний Игорь Овечкин.
6 сентября 1988 года в Иркутске начался суд над оставшимися в живых членами семьи - Игорем и Ольгой Овечкиными, потому что только они по возрасту подлежали уголовной ответственности. Выяснилось, что Ольга была против угона и до последнего пыталась его предотвратить. Ей дали 6 лет лишения свободы, Игорю - 8 лет (они отбыли лишь по половине своих сроков). Во время захвата и суда Ольга была беременна и в заключении родила дочь.


Ольга Овечкина на суде
Суда избежала только Людмила Овечкина, так как она задолго до захвата вышла замуж и уехала из семьи. О захвате ничего не знала. Несовершеннолетних Овечкиных суд отдал под её опеку, несмотря на то, что у неё было трое собственных детей.

В 1999 году по мотивам истории семьи Овечкиных был снят художественный фильм «Мама». Были изменены фамилии действующих лиц (вместо Овечкиных - Юрьевы), название ансамбля (вместо «Семь Симеонов» - «Весёлая семейка»), количество детей, существенные обстоятельства захвата самолёта и проведения штурма. В целом, сюжет киноленты имеет отдалённое отношение к реальности.
Овечкиным фильм не понравился.
Угон самолета Ту-154 в Пакистан
19 августа 1990 года был совершен угон самолета Ту-154 заключенными из изолятора временного содержания города Нерюнгри. Угонщики потребовали направить самолет в Пакистан.
15 заключённых перевозили в город Якутск самолётом Ту-154. Через пять минут на пульт командира самолёта поступил сигнал «опасно». Террористам удалось пронести на борт самолёта обрез, который передал бандитам один из друзей главаря угонщиков. За бомбу они выдавали кусок хозяйственного мыла.


Заключенные захватили в заложники пассажиров и 3 милиционеров-конвоиров, забрав у них оружие.
Днем 19 августа самолёт снова приземлился в Нерюнгри. Террористы потребовали автоматы, рации и парашюты. Вечером 19 августа самолёт улетел в город Красноярск, а в 23 часа по Москве приземлился в Ташкенте. Четверо угонщиков, имевших нетяжкие статьи обвинения, предпочли сдаться властям и остаться в СССР.
20 августа самолёт с оставшимися на борту 36 заложниками и 11 террористами вылетел в Пакистан, где приземлился в городе Карачи. После посадки в аэропорту в Пакистане угонщики были арестованы. Позже их осудили. Все террористы были приговорены к смертной казни. Два заключенных повесились в тюрьме, один скончались от теплового удара.
В 1991 году смертный приговор заменили на пожизненное заключение. Бандиты сами подавали апелляции о возвращении их в СССР, но им было отказано. В сентябре 1998 года террористы были амнистированы в честь 50-летия независимости Пакистана.
Двое уроженцев Украины остались в Пакистане. 6 угонщиков были выданы России. Суд Якутии вынес им максимально строгий приговор - 15 лет лишения свободы.



Самые «выдающиеся» случаи. Пусть часть из них и закончились не совсем удачно, но самолёт, как факт, был угнан успешно.

7. Ан-24, СССР – Турция. 1970

Об этом угоне, кстати, был снят фильм («Абитуриентка», 1973). Литовцы, отец и сын Бразинскасы, с обрезом и ручной гранатой совершили первый в истории СССР успешный захват самолета. История омрачается гибелью 19-летней стюардессы Нади Курченко: террористы передали ей записку с требованием, она подняла тревогу, побежала в кабину пилотов, и была убита выстрелом в спину.

Самолет в итоге сел в Трабзоне, пиратов арестовали, но не выдали СССР. Через два года они вышли по амнистии, улетели в Венесуэлу, оттуда в Канаду, пытались попасть в США, снова были арестованы, но затем освобождены, им даже разрешили пожить в США. Кончилось все вообще как у Шекспира: старенького папу, подрабатывавшего нелегальной торговлей оружием, убил его соучастник-сын, размозжив ему голову гантелей. Не сошлись характерами.

6. Ту-154, СССР – Пакистан. 1990

А эта история, кажется, частично вошла в сценарий фильма «Воздушная тюрьма». Пятнадцать заключенных перевозили из Нерюнгри в Якутск. Подкупив охранника, друзья с воли передали в самолет обрез. Роль бомбы сыграл кусок мыла. Борт совершил посадку сначала в самом Нерюнгри, потом в Красноярске, наконец, в Ташкенте. Там часть заключенных, у которых были не тяжкие статьи, все-таки решила сдаться. Остальные отправились в Пакистан.

В Карачи угонщиков приговорили к смертной казни. Еще до исполнения двое из них повесились, другой умер от теплового удара в тюрьме. Остальным (их осталось к тому моменту восемь) заменили казнь на пожизненное, а в 1998 году амнистировали. Шестеро россиян отправились досиживать в Якутск, двое украинцев остались в Пакистане, где живут до сих пор.

5. Ту-134, Азербайджан – Норвегия. 1993

Трое пиратов, из которых, кажется, двое были иранцы, а один – гражданин Азербайджана (источники противоречат друг другу на этот счет), угнали самолет, летевший из Баку в Пермь с 50 пассажирами на борту. С гранатой и бомбой, которые впоследствии оказались муляжами, они заставили пилота лететь в Осло, где благополучно совершили посадку, отпустили всех и сдались местным властям.

Дальше, неожиданно для Ирана, Азербайджана и России, случился настоящий евросодом: преступников не выдали, оставили в Норвегии и даже выпустили из тюрьмы, а потом долго думали, дать ли им политическое убежище. Одного в 2004 году все-таки отправили в Азербайджан, а двоих иранцев оставили. Сейчас у них все хорошо.

4. Ту-154, Россия – Турция. 1991

Этот угон совершил главный авантюрист и террорист на постсоветском пространстве Шамиль Басаев. Поучаствовав в обороне Белого дома в августе 1991 года, Басаев попытался стать президентом Чечни, но проиграл Джохару Дудаеву, а потом – то ли чтобы набрать вес в глазах будущих спонсоров войны, то ли действительно «в знак протеста против введения в Чечне чрезвычайного положения», – в ноябре ни с того ни с сего угнал самолет.

Ту-154 улетел из Минеральных Вод в Турцию, там Басаев и его подельники сдались, их немного помариновали в местной тюрьме и вернули обратно в Чечню, где Басаев снова стал офицером в армии Дудаева. Как ни в чем не бывало.

3. 09/11

Об 11 сентября 2001 года написано столько всего и столько раз, что можно обойтись без увлекательных подробностей. Всего 19 террористов захватили 4 самолета. Два они направили в здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, один – в здание Пентагона в Вашингтоне, а еще один должен был, судя по всему, упасть на Белый дом, но благодаря действиям пассажиров и экипажа упал в безлюдном поле в Пенсильвании.

2. Почтовый самолет. Мексика, 1929

Это первый случай угона в истории авиации в принципе. Правда, многие оспаривают подлинность события, потому что знаем мы о нем только от одного человека – пилота, причем рассказал он ее только спустя 40 лет после самого события. Недоверие также вызывает имя самого знаменитого бандита Мексики – Панчо Вилья, – фигурирующее в истории.

Зато это красиво. Американский пилот мексиканской почтовой компании Transportes Aeras Transcontinentales по имени Джей Говард «Док» Деселлес должен был везти груз в Гвадалахару. На аэродроме в самолет зашел один из последних выживших подручных Панчо Вильи, «генерал» Сатурниньо Седильо с вооруженными людьми, и потребовал лететь по маршруту, согласно его устным указаниям, без карты. Деселлес приземлился в безлюдном районе на какой-то дороге, его держали несколько часов в плену, а потом отпустили вместе с самолетом.

1. Boeing 727. США, 1971

Это, безусловно, чемпион среди угонов. Некто, представившийся Д.Б. Купером (как он выглядел, мы до сих пор знаем только по портрету полицейского художника, составленному со слов пассажиров), в День благодарения летевший рейсом из Портленда, штат Орегон, в Сиэтл, передал стюардессе записку. Требования его были просты: выкуп $200 тысяч в 20-долларовых купюрах, 2 парашюта, дозаправка и вылет из Сиэтла. Для убедительности он даже показал стюардессе портфель с бомбой.

Бомбу признали настоящей, после посадки требования были выполнены: при погашенных в салоне огнях, на дальней рулежной дорожке одинокий сотрудник аэропорта принес деньги и парашюты. Купер выпустил всех пассажиров (36 человек) и одну из стюардесс, самолет заправили, и он снова поднялся в воздух.

Через некоторое время после взлета Купер открыл хвостовую дверь самолета и выпрыгнул. С тех пор его больше никто не видел: ни самого угонщика, ни его тело, ни парашют, ни сумку с деньгами так и не нашли. Правда, в 1980 году на берегу реки кто-то обнаружил пачку 20-долларовых банкнот: серийные номера совпали с теми, что были в выкупе, и многие считают, что Купер все-таки погиб. Но мы верим в лучшее.

От себя бы хотел добавить, что, во-первых, вам просто необходимо почитать историю про загадочного Д. Б. Купера , потому что это интересно. А во-вторых, после трагедии 09/11 были введены радикальные меры по защите от терактов на борту самолёта. К ним относятся даже бронированные двери в кабине пилота. Поэтому после 2001 «успешных» угонов не было.