Летчик посадил самолет на гудзон. Пилот совершил настоящее чудо. Посадка на автотрассе

Источник: http://www.aviasafety.ru/inspection/investigations/815-a320-hudson-results

На основании проведенного расследования данного серьезного инцидента Национальный совет по безопасности на транспорте опубликовал более двадцати пяти новых рекомендаций по безопасности. При проведении расследования было установлено наличие серьезных проблем, которые, тем не менее, не помешали экипажу сохранить жизни всех 150 пассажиров и 5 членов экипажа рейса, вылетевшего 15 января 2009 года из нью-йоркского аэропорта Ла-Гвардия в Шарлотту. Через две с половиной минуты после взлета самолет столкнулся со стаей канадских гусей, причем в двигатели попали сразу несколько птиц. Это вызвало практически полную потерю тяги двигателей, в результате чего экипаж принял решение приводниться в реке Гудзон.

В отчете о расследовании отмечается, что только благодаря счастливой случайности в план для выполнения этого внутриконтинентального рейса был поставлен самолет, оборудованный средствами спасения при посадке на воду. Однако отмечено, что в некоторых случаях места размещения спасательных жилетов, веревок и надувных желобов либо были неудобны для использования, либо находились вне пределов досягаемости, либо функционировали не должным образом.

В докладе говорится, что некоторые меры по безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях были либо проигнорированы, либо не могли быть выполнены в течение полных хаоса трех минут после столкновения. Экипаж потерял драгоценное время в попытках перезапустить двигатели, поскольку не знал, что вернуть их в рабочее состояние невозможно. После принятия решения о приводнении в Гудзоне экипаж не подготовил пассажиров к посадке на воду и не смог завершить чтение контрольной карты при отказе двигателей.

Надеть на себя спасательные жилеты и завязать их до посадки на воду успели только четверо пассажиров. Только 29 пассажиров смогли надеть спасательные жилеты, не завязывая их, причем десять из них сообщили, что достать жилет из-под кресла им удалось с большим трудом. Все отметили, что завязать на себе жилет очень сложно, поэтому они не успели это сделать.

При посадке в хвосте самолета образовалась трещина, в которую начала поступать вода. Из-за этого задействовать два хвостовых желоба, которые одновременно служат спасательными плотами, не удалось. Многие пассажиры, не попавшие в задействованные два передних желоба, в которых находилось 64 человека, стояли на крыльях по колено в холодной воде.

Самолет был также оборудован четырьмя спасательными линями, за которые пассажиры могли бы держаться, чтобы не упасть в воду, однако спасательные лини расположены в носовой и хвостовой части самолета, куда бортпроводники попасть не могли. При попадании в воду температурой 4 градуса был бы высок риск того, что это привело бы к многочисленным жертвам, поскольку в таких условиях у многих организм не выдерживает более 5 минут.

Благоприятным фактором явилось также то, что в акватории реки находились многочисленные катера и плавсредства, участвовавшие в речных работах. Благодаря их моментальной помощи всех удалось снять с воды.

В опубликованных Советом документах говорится, что технически экипаж мог вернуться на ВПП 13 в Ла-Гвардии. Однако с учетом времени, которое понадобилось для оценки ситуации, капитан Салленбергер принял наиболее приемлемое решение о выполнении посадки на воду. В докладе особо отмечается быстрота, с которой экипаж оценил имевшуюся информацию и принял решение, а также согласованная работа его членов.

Совет, прежде всего, рекомендует, чтобы все самолеты, даже те, которые выполняют полеты преимущественно над земной поверхностью, в обязательном порядке были оборудованы спасательными жилетами и плавающими подушками кресел каждого пассажира. Аналогичная рекомендация Федеральному управлению гражданской авиации в 2003 году была отозвана по соображениям экономии средств.

Совет по безопасности на транспорте также призвал к исследованию ситуации, когда пассажиры принимают при аварийных посадках сгруппировавшуюся позу - наклоняются вперед и охватывают голову руками. При новой форме кресел данная поза становится небезопасной. Во время посадки на воду два пассажира, принявшие эту позу в соответствии с рекомендациями, приведенными в листке с напоминаниями, что нужно делать в таких ситуациях, получили переломы плеч.

Чтобы пилоты не пытались запустить двигатели, которые находятся в неработоспособном состоянии, Совет рекомендовал Федеральному управлению гражданской авиации США провести совместные работы вместе с NASA и военными по разработке технологии, способной информировать пилотов о состоянии двигателей. Совет также дал рекомендации в отношении новых параметров посадки на воду, когда она выполняется при отказе обоих двигателей на малой высоте.

Выработаны рекомендации в отношении того, чтобы двигатели были более устойчивыми к прямому попаданию птиц. Управлению гражданской авиации рекомендовано провести исследования в отношении наличия взаимосвязи между ростом популяции крупных птиц, таких как канадские гуси и белые пеликаны, и количеством столкновений самолетов с ними. В ноябре прошлого года самолет А319 авиакомпании Frontier Airlines столкнулся со стаей снежных гусей, что привело к отключению одного двигателя и серьезному повреждению другого. Самолет вернулся на аэродром вылета, где произвел аварийную посадку.

Если столкновения с крупными птицами продолжатся, Совет будет рекомендовать пересмотр сертификационных стандартов для того, чтобы двигатели могли оставаться в работоспособном состоянии и после столкновения с более крупными птицами. В случае с самолетом А320 столкновение произошло с птицами весом около 4 килограмм, в то время как двигатели рассчитаны на попадание птиц до 2 килограмм. Двигатели более нового поколения выдерживают столкновения с четырехкилограммовыми птицами, однако в природе есть виды, весящие более 6 килограмм.



Стихия не считается с мировым финансово-экономическим кризисом, а от отказов техники не гарантируют даже самые надежные бренды на рынке воздушных перевозок. 2009 год запомнится читателям новостей как год землетрясений и авиакатастроф. "Лента.ру" представляет обзор мировых происшествий и катастроф, произошедших за последние двенадцать месяцев.

Апеннины в руинах

Отчет о жестоких выходках природы и прочих превратностях судьбы за 2009 год можно начинать с весны. В ночь на 6 апреля произошло сильное землетрясение в Италии, эпицентр которого пришелся на город Аквила, расположенный в 85 километрах к востоку от Рима.

Примерно в полчетвертого утра разбуженные жители Аквилы начали покидать свои дома, испугавшись сильных подземных толчков. Возможно, многим из них поспешная эвакуация спасла жизнь - в результате землетрясения в городе были повреждены десятки жилых домов, старинные церкви. Несколько зданий обрушилось, в том числе корпус студенческого общежития.

Вернуться в свои дома люди не решались - подземные толчки происходили и дальше с регулярностью примерно раз в полчаса. Количество жертв и разрушений неумолимо продолжало расти. Если сначала сообщалось о нескольких десятках погибших и примерно 17 тысячах людей, оставшихся без крыши над головой, то к концу стихийного бедствия эти цифры выросли в несколько раз.

Землетрясение нанесло ущерб по всему центру страны - в Риме, Молизе, Умбрии, Кампании. Однако более всего пострадал регион Абруццо, административным центром которого является Аквила.

6 апреля премьер-министр Италии Сильвио Берлускони ввел в стране чрезвычайное положение. Он также обратился за помощью к Евросоюзу - в итоге на ликвидацию последствий стихийного бедствия ЕС выделил около 30 миллионов евро. Примерный ущерб Италии в европейской валюте составил не менее 3 миллиардов. К середине апреля погибшими считались почти 300 человек, еще 70 тысяч остались без крова.

Если верить сейсмологам, причиной землетрясения стало смещение Африканской и Евразийской литосферных плит, граница между которыми находится чуть южнее Апеннинского полуострова. Смещение повлияло на геологический разлом, проходящий с севера на юг вдоль Апеннинской гряды. Очаг землетрясения находился как раз на линии этого разлома, приблизительно на глубине десяти километров.

Как и всегда в подобных случаях, в прессе начались разговоры о том, можно ли было предупредить стихийное бедствие. В центре внимания оказался ученый Джоакино Джулиани, который предупреждал о землетрясении за месяц до происшедшего. Тогда власти не придали значения предупреждению Джулиани и призвали перестать сеять панику через интернет.
Впрочем, глава Национального института геофизики и вулканологии Италии, отвечая на вопросы журналистов уже после катастрофы, вполне внятно обосновал позицию государства: "Каждый раз, когда происходит землетрясение, находятся люди, утверждающие, что знали о нем заранее. Но, уверяю вас, точно предсказать подобное невозможно".

Гибель Паданга

По сравнению с событиями в Италии, землетрясение в индонезийской провинции Западная Суматра, из-за географической удаленности этого региона от Европы, может показаться не очень значительным. Но лишь на первый взгляд.

30 сентября 2009 года стихия фактически стерла с лица земли целый город - столицу Западной Суматры Паданг. Город с населением более 750 тысяч жителей был разрушен на три четверти. В число пострадавших сооружений попали две больницы, а также аэропорт, который позже вернулся к работе в аварийном режиме.

Тысячи людей оказались под завалами, но даже те, кто не получил ранений, выбравшись из-под обломков невредимыми, попали в очень тяжелое положение. После землетрясения Паданг накрыл проливной дождь, вместе с которым в город пришли панические слухи о приближающемся цунами. За несколько дней до событий на Суматре гигантская волна обрушилась на другой тихоокеанский архипелаг Самоа.

К счастью, слухи не подтвердились, но и без цунами жертвами землетрясения в Индонезии стали более 1300 человек. Более 2400 были госпитализированы с различными ранениями.

В течение нескольких часов после удара стихии на Суматру были направлены многочисленные бригады врачей и спасателей из других районов страны, а также начала поступать гуманитарная помощь от остального мира. Не осталась в стороне и Россия - 1 октября в Индонезию отправились два самолета МЧС.

Причиной катаклизма стало географическое положение Индонезии, уже привычной к подобным выходкам природы. С точки зрения сейсмологов, Паданг расположен крайне опасно - он стоит практически на границе двух литосферных плит - Индо-Австралийской и Евразийской. Эпицентр землетрясения находился в 47 километрах от Паданга.

Подземные толчки были настолько сильными, что ощущались даже в столице Индонезии Джакарте, расположенной в 940 километрах от эпицентра. Как выяснилось позднее, магнитуда первого толчка составила 7,6. Затем произошло еще около 20 сотрясений, магнитуда которых достигала 6,0. А уже 1 октября на острове Суматра был зафиксирован еще один толчок магнитудой 6,8, который, впрочем, к жертвам и разрушениям не привел.

Манила просит о помощи

Примерно через месяц после бедствия в Индонезии стихия испытала на прочность еще одно тихоокеанское государство - Филиппины. На острова обрушились один за другим несколько тропических штормов. Самый крупный из них - "Кетсана" - достиг филиппинского побережья 26 октября.

В течение 12 часов на острова выпало более 40 сантиметров осадков - рекордная норма за последние 40 лет. Ливни сопровождались ураганным ветром - от 85 до 100 километров в час. Столица страны - Манила - была в короткий срок затоплена почти на 80 процентов.

Президенту Филиппин Глории Арройо пришлось добираться на экстренное заседание правительства по монорельсовой надземной дороге, а часть пути даже проделать пешком. Но многим филиппинцам повезло гораздо меньше. Скорость прибывания воды была столь высока, что люди не успевали спасти даже документы и деньги, а некоторые утонули прямо в своих домах. Те, кто пытался отсидеться на крышах, зачастую оказывались в воде из-за обрушения строений.

В стране было объявлено чрезвычайное положение, развернуты лагеря для людей, оставшихся без крыши над головой. А их по приблизительным подсчетам набралось до 100 тысяч. Количество погибших в результате наводнения превысило 300 человек. Еще около сотни филиппинцев погибли от следовавшего за "Кетсаной" тропического шторма "Парма". Для ликвидации последствий нескольких штормов подряд Филиппинам пришлось прибегнуть к помощи американских спасателей и военных.

Нелетное лето

Если весна и осень 2009 года были отданы на откуп бушующей стихии, то лето прошло под знаком крупных авиакатастроф. Утром 1 июня в воды Атлантического океана рухнул аэробус компании Air France, летевший из Рио-де-Жанейро в Париж. Когда самолет находился в 350 километрах от побережья Бразилии, связь с ним прервалась. На борту A330-200 находились 228 человек.

Причиной катастрофы могла стать как техническая неисправность самолета, так и сложные погодные условия. Исходя из расшифровки последних автоматических сообщений, полученных с борта, установлено, что аэробус разрушился при ударе о воду.

Позже были найдены и опознаны тела 50 пассажиров. Кроме этого спасателям удалось обнаружить лишь отдельные фрагменты человеческих тел. До сих пор не найдены и "черные ящики" аэробуса, хотя Франция не оставляет попыток отыскать их. В декабре было объявлено о проведении новой операции совместно с экспертами ВМС США и американского Национального комитета безопасности перевозок.

Операция будет проводиться при помощи эхолокаторов и роботизированных подводных лодок. Поиски затрудняет большая глубина (до 7 тысяч метров) в том месте, где, как предполагают, затонул самолет. Новый поход за бортовыми самописцами начнется не раньше февраля 2010 года.

Не прошло и месяца с момента катастрофы в Атлантике, как еще один аэробус утонул вместе с пассажирами. 30 июня в районе Коморских островов в Индийском океане разбился самолет компании Yemenia Airways, следовавший в столицу островного государства - город Морони. На борту лайнера находились 142 пассажира. 66 из них были гражданами Франции, почти все остальные являлись гражданами Коморских островов. Вместе с пассажирами погибли 11 членов экипажа.

Единственной выжившей в катастрофе стала 14-летняя девочка, которая была срочно госпитализирована. Состояние подростка врачи оценили как стабильное.

К сожалению, кроме нее никого из пассажиров аэробуса спасти не удалось. В районе катастрофы, а также на окрестных островах за время спасательных мероприятий было обнаружено более десятка тел, которые предположительно принадлежали пассажирам A310-300. Также были опровергнуты появившиеся в СМИ сообщения о еще двух выживших - маленьком ребенке и пилоте аэробуса.

"Черные ящики" самолета спасателям найти удалось, однако точная причина катастрофы до сих пор не установлена. Как и в случае с лайнером Air France, рассматривается версия о неблагоприятных погодных условиях. По другой версии, разбившийся самолет находился в плохом техническом состоянии.

Еще один пассажирский рейс в летнем "черном списке" - Ту-154, летевший из Тегерана в Ереван. 16 июля самолет компании Caspian Airlines разбился при заходе на аварийную посадку в одном из иранских аэропортов. На борту находились 168 человек, в том числе 153 пассажира. Все они погибли. Авария произошла через 16 минут после взлета.

От этой катастрофы в памяти осталось две дополнительных неприятных детали. Во-первых, на борту Ту-154 находилась юношеская сборная Ирана по дзюдо в полном составе. Во-вторых, самолет незадолго до крушения прошел полное техническое обслуживание в российских Минеральных Водах.

После прохождения техосмотра Ту-154 имел допуск к полетам по 2010 год включительно. При этом официальной причиной крушения была названа остановка двигателя. После катастрофы правительство Ирана запретило местным авиакомпаниям покупать и арендовать подержанные самолеты российского производства.

Чудо на Гудзоне

Чтобы завершить катастрофический отчет за 2009 год на позитивной ноте, вернемся в самое начало года. 15 января Америка едва не стала свидетельницей очередной крупной авиакатастрофы, но вместо нее случилось то, что вскоре стали называть не иначе как "гудзонским чудом".

Аэробус A-320 авиакомпании US Airways, следовавший из нью-йоркского аэропорта "Ла Гуардиа" в Шарлотт, штат Северная Каролина, уже через несколько минут после взлета столкнулся со стаей птиц и повредил двигатели. Решение сидевшему за штурвалом Чесли Б. Салленбергеру III пришлось принимать буквально в течение нескольких секунд.

Сначала пилот хотел вернуться обратно в нью-йоркский аэропорт, и диспетчеры дали на это разрешение. Затем Салленбергер передумал, решив посадить самолет в ближайшем аэропорту Тетерборо, штат Нью-Джерси. После этого связь с бортом пропала.

В дальнейшем находившиеся в домах по берегам Гудзонского залива люди могли наблюдать удивительную картину. Некоторые даже с перепугу приняли происходящее за повторение событий 11 сентября 2001 года. Самолет, находившийся на высоте около километра, начал резко снижаться и, пролетев над мостом Джорджа Вашингтона, сел прямо на поверхность реки. Вопреки опасениям, что аэробус тут же утонет, он удержался на плаву и начал медленно дрейфовать на юг.

Находившиеся внутри пассажиры надели спасательные жилеты и по возможности забрались на спинки кресел. Из-за открытия аварийных выходов в салон хлынула вода. Осознав, что лайнер приводнился удачно, люди начали выбираться на крышу.

Тем временем самолет постепенно набирал воду и стал погружаться в Гудзон. На помощь пассажирам спешно отправились полицейские и спасательные катера, суда береговой охраны, частные паромы.

Спасатели сработали оперативно - в результате никто из 155 пассажиров не погиб, 78 из них пострадали, но в основном от обморожения. Пострадавших доставили в больницы Манхеттена и Нью-Джерси, однако большинству из них продолжительное лечение не понадобилось. Полузатонувший аэробус отбуксировали вниз по Гудзону и пришвартовали в Нью-Йоркской гавани у Бэттери-парка.

Пилот Челси Б. Салленбергер III стал в Америке национальным героем. Пресса ласково прозвала его "Салли", а в социальной сети Facebook в считанные часы после катастрофы открылось сообщество поклонников автора "чуда на Гудзоне". К концу 2009 года в него вступили около 20 тысяч пользователей.

Одна из самых ожидаемых премьер сентября - американский фильм «Чудо на Гудзоне», снятый режиссёром Клином Иствудом. Сценарий Тодда Комарники основан на реальных событиях 15.01.2009, когда пилотами авиарейса Нью-Йорк - Шарлотт была совершена аварийная посадка на Гудзон воздушного судна компании US Airways спустя 308 секунд после взлёта. Статья посвящена одному из немногих авиационных инцидентов, обошедшихся без человеческих жертв благодаря безупречным действиям экипажа.

Авиационное происшествие

Рейс 1549 вылетел из аэропорта Ла-Гуардия с опозданием. Из-за плохой погоды сто пятьдесят пассажиров и пять членов экипажа ожидали разрешения на взлёт до 15:24. Небо расчистилось, но ожидался шторм, поэтому люди мечтали добраться к пункту назначения как можно быстрей. французского производства находился в эксплуатации всего 10 лет и слыл довольно надёжным воздушным судном, поэтому ничто не предвещало беды. Для опытного экипажа завершался четвёртый день полётов, после которого должен был последовать отдых.

На 91-й секунде боковым зрением второй пилот увидел стаю птиц, после чего возникло ощущение, что лайнер резко остановился, натолкнувшись на бетонную стену. Оба двигателя заглохли, при этом в левом начался пожар. Передав сигнал о бедствии, экипаж начал сверять свои действия с процедур. Перезапуск двигателей оказался невозможным из-за малой высоты, а предлагаемые диспетчером аэропорта посадочные полосы не гарантировали успех. Аварийная посадка A320 на Гудзон казалась единственным выходом в сложной ситуации. У капитана авиалайнера были лишь секунды, чтобы принять решение, от верности которого зависела жизнь 155 человек.

Экипаж

Волею судьбы лайнер оказался в руках опытного экипажа.

Капитан Чесли Салленбергер, 1951 года рождения, через несколько дней должен был отметить свой пятьдесят восьмой день рождения. За его плечами годы военной службы и налёт в размере 19663 часа. Двадцать девять лет пилот высшего класса отдал гражданской авиации, он был экспертом по безопасности полётов.

Для сорокадевятилетнего Джеффри Скайлза это был один из первых полётов на Airbus A320. Но он был отлично подготовлен теоретически, ибо только закончил переобучение на данный класс самолётов, имея общий налёт в 15643 часа.

Посадка А320 на Гудзон казалась обоим единственно возможным способом избежать катастрофы. Расшифровка переговоров в кабине лайнера покажет, насколько точны и хладнокровны были их действия, что позволит мэру Нью-Йорка назвать Чесли Салленбергера «Капитаном Спокойствие». Опытными были и стюардессы, предотвратившие панику на борту. Каждая из них отдала авиации более 25 лет.

Экстренная посадка

Когда по салону разнёсся запах и угас звук двигателей, пассажиров охватил страх. Услышав характерный признак включения микрофона, каждый надеялся на сообщение, что самолёт вернётся в аэропорт и всё будет хорошо. Но капитан лайнера объявил о готовности к жёсткой посадке. Чесли Салленбергер развернул А320 на юг в сторону реки, хотя по маршруту он двигался в северо-восточном направлении. Второй пилот обеспечивал герметичность, необходимую при приводнении. Посадка на Гудзон требовала филигранной точности маневра, в ином случае катастрофа становилась неизбежной. Электронный мозг продолжал работать. Командиру экипажа удалось выровнять баланс, не задев и на минимальной скорости посадить самолёт напротив Манхэттена.

Казалось, лайнер сразу же устремился на дно. От него обрывало какие-то части, людей швыряло по салону, но, спустя непродолжительное время, он всплыл на поверхность, словно поплавок. Где-то образовалась течь, салон стал наполняться ледяной водой. Экипаж организовал эвакуацию пассажиров. Захватив плавсредства, люди стали выбираться через аварийные выходы на крылья. Никто не знал, возможен ли взрыв авиалайнера, но низкая температура воды не позволяла плыть самостоятельно. Только через 10 минут прибыли первые спасательные паромы, началась эвакуация пострадавших, 78 из которых получили различные травмы. Но, главное, все были живы.

8 сентября в прокат вышел фильм «Чудо на Гудзоне» (Sully) — о том, как героический пилот посадил терпящий бедствие лайнер на реку.

Чесли «Салли» Салленбергер (Том Хэнкс) сидит в гостинце и смотрит новости. Еще он бегает. Еще он вспоминает. Дело в том, что несколько дней назад он был капитаном рейса 1549 из Нью-Йорка в Шарлотт, и вскоре после взлета отказали оба двигателя. Салли принял неожиданное решение — он решил не пытаться дотянуть до ближайшей взлетно-посадочной полосы, а сел на воду. На Гудзон, в январе, когда никто в жизни не приводнял удачно полный пассаижров лайнер — но Салли всё удалось.

А теперь у него кошмары, он ждёт расследования Национального совета по безопасности на транспорте и даже домой не едет. Все вокруг, от мэра до простых горожан, считают его героем — а Салли находится вроде как в лимбе, ожидая итогов расследования.

Синемафия нашла 11 фактов о съемках фильма и с удовольствием делится ими с вами.

1.

Фильм основан на мемуарах капитана Чесли «Салли» Салленбергера, командира злополучного рейса. Его книга «Высочайший долг» (Highest Duty) вышла в октябре 2009 года. В 2010 году были права на экрнаизацию купили Фрэнк Маршалл и Эллин Стюарт; примерно тогда же пилот-любитель Харрисон Форд познакомил Маршалла с капитаном Салленбергером. Тем не менее, только в 2015 году до экранизации дошли руки — и сразу было заявлено, что режиссером станет Клинт Иствуд. Салленбергер назвал работающих над фильмом людей «командой мечты».

Чесли Салленбергер и Том Хэнкс на премьере фильма

2.

Салли рассказал, что история отражает его видение ситуации, и что он очень доволен результатом. Пилот действительно страдал от пост-травматического синдрома, выражавшегося в бессонице, постоянных воспоминаниях о произошедшем и выского артериального давления.

3.

Для того, чтобы Том Хэнкс и Аарон Экхарт лучше вошли в роль, они работали на авиатренажере, запрограммированом в том числе показывать и экстренную посадку на Гудзоне.

4.

В фильме постоянно говорят от 208 секундах. Самолет вылетел из Нью-Йорка в 15:23:54, а в 15:27:32 столкнулся с косяком гусей. Посадка произошла ровно в 15:31. Таким образом между столкновением и посадкой на воду прошло ровно 208 секунд. На принятие решения экипаж потратил 28 секунд, а остальные три минуты — на собственно экстренную посадку.

5.

Для того, чтобы воспроизвести сцену спасения пассажиров, были наняты многие из тех, кто участвовал в январе 2009 года в настоящем спасении пассажиров. К примеру, капитана парома, приходящего на помощь пассажирам, сыграл Винсент Ломбарди — настоящий капитан парома, участвовавший в операции по спасению в январе 2009 года.

Съемки проживающих в гостинице после аварии пилотов проходили в том самом отеле Marriott, где жили настоящие пилоты после катастрофы.

Более того, съемки внутри лайнера проводились в настоящем А320 — правда, в Калифорнии.

6.

Тот самый А320, который Салли посадил на Гудзон, сейчас находится в музее авиации в городе Шарлотт, штат Северная Каролина. Именно в Шарлотт держал путь лайнер в тот злополучный день.

7.

Свой последний рейс в качестве пилота авиалиний Салли совершил из Нового Орлеана в Шарлотт в 2010 году. Джефф Скайлс был его вторым пилотом.

8.

Несмотря на то, что с историей самого Салли Иствуд обошелся бережно, появились и жалобы на достоверность событий. NTSB (Национальный Совет по транспортной безопасности США) заявили, что им не присылали сценарий и не просили советов во время съемок, и потому они не смогли сделать так, чтобы реплики их представителей не были вырваны из контекста и отражали их мнение.

Малькольм Бреннер, который входил в группу расследования экстренной посадки А320, уверяет, что Совет не хотел представить Салленбергера злодеем или свалить на него вину за авиакатастрофу — в отличие от показанного в фильме.

Тоже уже не работающий в NTSB Роберт Бензон был куда более категоричен: «Мы не КГБ и не Гестапо, мы никого не хотили обвинить просто так».

Более того, сценарий вроде как основан на книге воспоминаний Салли — в которой, конечно, почти не упоминается более чем годовое расследование NTSB.

9.

Клинт Иствуд с самого начала сомневался, как снимать фильм — ведь в этой истории всё хорошо и недостаточно драмы. Он признался, что только из сценария узнал, какую роль сыграло расследование NTSB. Одновременно с тем сам Салли настоял, чтобы из сценария убрали настоящие фамилии работавших в NTSB сотрудников — потому как «эти парни не преследовали меня нарочно, они выполняли свою работу».

10.

Том Хэнкс признался, что очень сложным оказалось выкрасить его волосы в белый цвет — и в конце концов им пришлось прекратить подкрашивать волосы, потому как его кожа головы больше краски бы не выдержала.

Райан Хек , Кевин Ишиока , еще

  • Фильм основан на автобиографии «Highest Duty» («Высший долг»), которая была написана совместно Чесли Салленбергером и Джеффри Зеслоу. Она рассказывает об аварийной посадке рейса 1549 компании US Airways, известной под названием «Чудо на Гудзоне», которая произошла в четверг, 15 января 2009 года. Самолет успел набрать высоту 975 метров, после чего столкнулся со стаей гусей. В результате у него отказали оба двигателя. Командиру воздушного судна, Чесли Салленбергеру, удалось посадить самолет на воду реки Гудзон в Нью-Йорке, при этом все 155 человек находившиеся на его борту выжили.
  • Это первый совместный проект Клинта Иствуда и Тома Хэнкса.
  • Клинт Иствуд практически полностью снял этот фильм на новые камеры ALEXA IMAX 65mm.
  • Песня «A Real Hero», написанная французским электронным исполнителем College совместно с Electric Youth и выпущенная в 2010 году, была написана именно о капитане Чесли Салленбергере. На создание песни фронтмена Electric Youth, Остина Гаррика, вдохновило то, что его дедушка назвал Салленбергера настоящим героем.
  • Это уже второй раз, когда Том Хэнкс играет реального человека и описываемые события происходят в 2009 году. Предыдущим таким фильмом был «Капитан Филлипс» (2013).
  • Лора Линни уже снималась у Клинта Иствуда в фильмах «Абсолютная власть» (1996) и «Таинственная река» (2003).
  • Лора Линни и Аарон Экхарт вместе играли в сериале «Фрейзер» (1993-2004).
  • Второй пилот Джефф Скайлз, которого в фильме сыграл Аарон Экхарт, появлялся в одном из эпизодов сериала «Американские коллекционеры» (2010).
  • Это уже 35-й художественный фильм, снятый Клинтом Иствудом.
  • Первый проект Клинта Иствуда с момента выхода фильма «Огненный лис» (1982), монтажом которого не занимался Джоэль Кокс.
  • На 2016 год это самый короткий полнометражный фильм режиссера Клинта Иствуда.
  • В фильме использовался самолет Airbus A320-200. Специально для съемок были куплены два списанных самолета этой модели.
  • Капитан парома Винсент Ломбарди сыграл в фильме сам себя. Он действительно был капитаном первого парома, который добрался до самолета.
  • Сцены спасения людей после аварийной посадки снимались в том же месте реки Гудзон, где проходила реальная спасательная операция. При этом на Гудзоне были отсняты кадры спасательных лодок, окружающих большое пусто пространство, а затем к ним были добавлены кадры самолета A320, отснятые в искусственном озере «Falls Lake» студии Universal, расположенном на юге Калифорнии.
  • Во время подготовки к своей роли Том Хэнкс встречался с Чесли Салленбергером. По словам Салленбергера, он был впечатлен тем, как хорошо актеру удалось передать его образ на экране.
  • Том Хэнкс рассказал, что самым трудным для гримеров стало осветление его волос.
  • Некоторые сцены снимались в нью-йоркском отеле «Marriott Downtown», куда доставляли реальных пассажиров рейса после катастрофы.
  • Лора Линни рассказала, что, несмотря на наличие общих сцен у их персонажей, они с Томом Хэнксом на съемочной площадке не пересекались, однако в сценах с телефонными разговорами они на самом деле были на связи друг с другом.
  • Во время пробежки Салли по Таймс-сквер можно заметить рекламные вывески других фильмов Клинта Иствуда – «Гран Торино» (2008) и «Парни из Джерси» (2014).
  • Крупное кольцо с голубым камнем, которое носит Том Хэнкс, это кольцо Академии ВВС США, в которой учился Чесли Салленбергер. Ранее Хэнкс уже носил военное кольцо в фильме «Аполлон 13» (1995), где он играл выпускника Военно-морской академии США.
  • Кэти Курик, которая берет интервью у персонажа Тома Хэнкса в фильме, брала интервью у реального Чесли Салленбергера для передачи «60 минут» (1968). Это был 18 эпизод 41 сезона, который вышел 8 февраля 2009 года, всего через двадцать четыре дня после трагического происшествия.
  • Фильм повлек за собой исследования крупных газет, таких как «New York Times» и «The Guardian». Они сравнили то, как история рассказана в фильме, с официальными отчетами о расследовании этого дела и пришли к выводу, что Национальный совет по безопасности на транспорте несправедливо изображен в фильме, как некомпетентная организация, нарушающая свои же протоколы, которая к тому же якобы была враждебно настроена по отношению к капитану Салленбергеру.
  • Энн Кьюсак ранее снималась с Томом Хэнксом в фильме «Их собственная лига» (1992). В том фильме она исполняла роль игрока команды, менеджером которой был Хэнкс, а в этом фильме Кьюсак член экипажа, капитаном которого является Хэнкс.
  • Во время воспоминаний Салли, когда он подростком летает на биплане, на здании аэропорта четко виден знак Гражданского воздушного патруля. Эта служба помимо прочих задач занималась патрулированием прибрежных зон, а также выполняла курьерские обязанности во времена Второй мировой войны. На сегодняшний день эта служба несет ответственность за все внутренние поисково-спасательные операции в США и обладает одним из крупнейших парков самолетов в мире.
  • Биплан, на котором летает Салли в сценах воспоминаний, это редкий самолет Stearman Cloudboy. На момент съемок это был один из шести еще летающих самолетов этой модели.
  • Во время съемок реальный Чесли Салленбергер присутствовал в студии и всячески помогал создателям фильма.
  • Бретт Райс и Том Хэнкс ранее вместе снимались в фильме «Форест Гамп» (1994).
  • Майк О’Мэлли и Макс Адлер ранее вместе снимались в сериале «Лузеры» (2009-2015).

Больше фактов (+25)

Ошибки

  • В одной из сцен в начале фильма показывают кадры улиц Нью-Йорка, на которых можно заметить такси с рекламой фильма «Выживший» (2015). Однако события фильма разворачиваются в 2009 году.
  • Когда персонаж Тома Хэнкса пробегает по Таймс-сквер, на столбах видны рекламные плакаты постановки «Аладдин». Премьера этой постановки состоялась на Бродвее только в 2014 году.
  • В некоторых сценах в аэропорту Ла-Гуардия видна современная раскраска самолетов компаний United Airlines и American Airlines. Однако окрашивать самолеты таким образом эти компании стали лишь в 2010 и 2013 году соответственно.
  • В сценах в аэропорту Ла-Гуардия в начале фильма у самолета Boeing 737 компании Continental Airlines видны сопряженные законцовки крыла, состоящие из двух направленных в противоположные стороны винглетов, имеющих саблевидные концевые обтекатели. Такие законцовки стали устанавливать на коммерческие самолеты только в 2014 году.
  • В фильме можно заметить такси Toyota Prius V, когда Салленбергер прогуливается по улицам. Этот автомобиль появился только в 2011 году.
  • В некоторых сценах показывают очертания Манхэттена, однако они отличаются от того, как все выглядело в 2009 году. В частности, видно небоскреб 432 Парк-авеню, строительство которого началось только в 2012 году.
  • Когда Салленбергер пробегается по Таймс-сквер видно рекламное объявление по поводу Хэллоуина, однако события фильма разворачиваются в январе, за девять месяцев до Хэллоуина.
  • В аэропорту Ла-Гуардия самолет компании American Airline стоит рядом с самолетом компании UsAirways. В 2009 году самолеты этих компаний находились у разных терминалов.
  • В сцене на Таймс-сквер можно заметить людей, которые сидят на открытом воздухе за столиками в специальной зоне для пешеходов. Эта зона появилась только в мае 2009 года, через несколько месяцев после событий фильма. А металлические столы и стулья появились на Таймс-сквер только в августе 2009 года.
  • Во время поездки по Нью-Йорку можно заметить рекламу грядущего шоу Кола Суинделла. Суинделла появился на музыкальной сцене только в 2013 году.
  • Во время слушания, когда запускают симуляцию, прямо перед приземлением, видны отметки, свидетельствующие о том, что самолет был почти за пределами взлетно-посадочной полосы (это одна белая линия с обеих сторон, а затем двойная белая линия). Затем происходит смена кадра и оказывается, что самолет находится в другой точке относительно взлетно-посадочной полосы.
  • В фильме можно заметить такси Ford C-Max. В США такие автомобили были представлены только в 2012 году как модель 2013 года.
  • Когда Салли пробегает вечером по Таймс-сквер, он останавливается на Западной 44-ой улице, и видно рекламу постановки «Матильда», которая идет в театре Шуберта. Премьера «Матильды» состоялась только 11 апреля 2013 года.
  • На виде набережной Вихокена, штат Нью-Джерси, видны здания, которых в 2009 году еще не было.
  • В сцене с буксировкой самолета видно, что у него двигатели IAE V2500, но в большинстве остальных кадров у него двигатели CFM 56.
  • В Музее моря, воздуха и космоса «Интрепид» можно заметить большой павильон, который был построен для размещения космического корабля «Энтерпрайз» в период с 2012 по 2013 год. На момент событий фильма этого павильона еще не было.
  • В сцене воспоминаний Салленбергера при заходе на посадку на полосу «22», он говорит, что держит курс «020» после того, как четко увидел саму полосу. На самом деле номер полосы соответствует магнитному курсу, который для 22-ой полосы был бы «220». Курс «020» означает поворот на 200 градусов влево относительно текущего курса или же на 160 градусов вправо.
  • Когда стюардессы рассказывают о правилах безопасности, по положению рычага видно, что левая передняя посадочная дверь находится в ручном режиме. При взлете дверь должна ставиться в автоматический режим, тогда при открытии двери будет автоматически выкидываться аварийный трап.
  • На лодке персонаж Джеффри Нордлинга получает шляпу, чтобы согреться, затем эта шляпа на время исчезает, а потом появляется вновь.
  • Когда спасают пассажиров, один человек носит рубашку одного из пилотов, однако несколько мгновений спустя показывают обоих пилотов, на каждом из которых надеты рубашки.
  • В воспоминаниях Салленбергер получает указание посадить самолет на полосу «2-1». Однако в итоге самолет садится на полосу «22».
  • Во время интервью с Кэти Курик, кольцо на ее безымянном пальце левой руки то появляется, то исчезает.
  • Когда Салленбергер, находясь на Манхэттене, смотрит на репортеров через окно, среди них видно как минимум два новостных фургона, которые являются представителями филиалов из Сан-Франциско (KRON 4 и KTVU 2), хотя должны быть только нью-йоркские представители.
  • В одной из сцен самолет отображается на дисплее радара как «USA1549». Компании US Airways и America West Airlines объединились в 2005 году и получили единый сертификат в 2008 году. Поскольку авария произошла в 2009 году, то вместе «USA1549» на радаре должно отображаться «AWE1549».
  • Когда Салленбергер сажает самолет на Гудзон, он видит через лобовое стекло кабины приближающуюся реку. На самом деле, учитывая наклон самолета, он мог видеть приближающуюся реку только через боковое окно, а через переднее окно он бы видел только небо.
  • Во время каждой успешной симуляции посадки должно было бы звучать звуковое оповещение для пилотов о том, что им нужно сменить положение рычагов тяги для посадки.
  • В последней симуляции самолет явно сваливается на крыло перед ударом. Однако в такие моменты должен звучать специальный сигнал, предупреждающий о приближении к сваливанию на крыло.
  • На панели у самолета А320 виден манометр, показывающий степень сжатия воздуха в двигателе. В 2009 году у самолетов A320 компании US Airways были двигатели CFM, у которых не было таких манометров.

Больше ошибок (+25)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Пятнадцатого января 2009 года пилот компании US Airways капитан Чесли «Салли» Салленбергер и первый офицер Джеффри Скайлз поднялись в воздух на рейсе 1549 из аэропорта Ла-Гуардия и направились по своему маршруту в международный аэропорт Шарлотт Дуглас. Не прошло и трех минут полета, как на высоте около 850 метров их самолет, Airbus A320, столкнулся со стаей канадских казарок. В результате столкновения у самолета отказали оба двигателя.

Без двигателей у капитана авиалайнера не было возможности долететь до ближайшего аэропорта, и он принимает решение посадить самолет на реку Гудзон. Салленбергеру удается это сделать, и при этом все пассажиры и члены экипажа остаются в живых. Пресса и общественность сразу делают из него героя, однако после произошедшего Салли начинает страдать от посттравматического стрессового расстройства. Ему постоянно лезут в голову мысли о том, что самолет мог врезаться в здание.

Затем Салли узнает, что по предварительным данным адресно-отчетной системы авиационной связи предполагается, что левый двигатель все еще работал на холостом ходу. Теоретически это дало бы самолету достаточно тяги, чтобы вернуться в аэропорт Ла-Гуардия или же приземлиться в ближайшем аэропорту – Тетерборо. Кроме того комиссия по расследованию этого дела заявляет, что смоделировав при помощи всех имеющихся данных эту ситуацию на компьютере, они пришли к выводу, что самолет можно было безопасно посадить в любой из аэропортов, даже если оба двигателя не работали. Салли же утверждает, что оба двигателя отказали, и что самолет находился на недостаточной высоте, и у него не хватило бы ни времени, ни скорости на то, чтобы совершить безопасную посадку в любом из аэропортов.

Салли начинает понимать, что Национальный совет по безопасности на транспорте сводит все к тому, что пилот ошибся, что поставит жирный крест на его карьере. В попытке спасти свою репутацию, он договаривается о том, чтобы пилоты на симуляторе провели публичную демонстрацию во время слушания по этому делу. Когда оба раза пилотам на симуляторе удается успешно посадить самолет в аэропорту, Салли заявляет, что такое моделирование ситуации некорректно, поскольку пилоты заранее знают, что их ожидает и как им действовать. При этом не учитывается человеческий фактор и количество времени, которое понадобилось бы пилотам в действительности на оценку ситуации и безуспешную попытку перезапустить неработающие двигатели. Под давлением комиссия признается в том, что пилоты неоднократно отрабатывали эту ситуацию на симуляторе, прежде чем им удалось провести успешную демонстрацию на слушании.

Пойдя на уступку Салленбергеру, комиссия решает провести симуляцию заново, теперь уже добавив 35-секундную паузу после момента столкновения с птицами, тем самым учитывая человеческий фактор. После внесенных изменений пилотам не удается провести безопасную посадку ни в аэропорт Ла-Гуардия, ни в Тетерборо.

После небольшого перерыва комиссия сообщает, что левый двигатель был вытащен из реки Гудзон, что были обнаружены бесспорные признаки того, что он был полностью разрушен от столкновения с птицами. В свете этой информации комиссия официально признает, что потеря рейса 1549 была неизбежна, и что Салленбергер действовал правильно, решив посадить самолет на реку, поскольку это был единственный вариант, при котором могли выжить пассажиры и члены экипажа.