Одесская Епархия: Кулевчанское чудо. Монастыри одессы Успенский одесский монастырь расписание служб

ХРАМЫ, МОНАСТЫРИ И СОБОРЫ ГОРОДА ОДЕССЫ

Свято-Успенский Одесский Патриарший мужской монастырь

Свято-Пантейлимоновский мужской монастырь

Свято-Ильинский мужской монастырь

Свято-Иверский монастырь

Спасо-Преображенский кафедральный собор

Свято-Успенский кафедральный собор

Свято-Никольский храм в с.Кулевча

Свято-Троицкий собор в г.Одесса

Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь

Храм в честь «Собора преподобных отцев Киево-Печерских»

Настоятельница монастыря - игуменья Серафима (Шевчик).Одесский Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь имеет славную 160-летнюю историю. Его создавали знаменитые деятели Одессы: князь М. Воронцов и его супруга Е. Воронцова, друг Пушкина графиня Р. Эдлинг, меценат и литератор А. Струдза и др.

В 1835 г. генерал-губернатор граф Михаил Воронцов построил на пустыре у моря, на окраине города, церковь в честь своего небесного покровителя Архангела Михаила. В 1840 г. Священный Синод постановил при этом храме учредить женский общежительный монастырь. Место сие действительно оказалось великим, ибо здесь творилось столько добрых начинаний, столько пользы несло оно городу и людям, что благой след его оказался чрезвычайно глубоким. В обители велась большая благотворительная работа: функционировали трапезная для бедных, больница, училище для девочек-сирот. Неусыпным трудом настоятельниц обитель процветала. Такие игуменьи, как Тавифа, Сусанна, Миропия, Архелая и Рафаила, вели строительство духовного дома святой семьи монашествующих.В 1923 году обитель была закрыта «как контрреволюционная» за поддержку патриарха Тихона и отказ следовать обновленческому расколу. В 1931 году были взорваны Архангело-Михайловский собор и колокольня.Но вера не погибла в сердцах людей. Она лишь спряталась, ушла в тайники души. При оккупации Одессы в 1941 г., когда рухнули препоны, это проявилось с особенной силой. В городе открылись все храмы. 27 апреля 1942 г. был составлен акт передачи помещений монастыря сестрам обители. 3 сентября 1944 г. настоятельницу монахиню Анатолию возвели в игуменский сан. В обители тогда проживало более 70 сестер. Сестры трудились, не покладая рук, в монастырской больнице, мельнице, огороде, на скотном дворе, за выпечкой просфор, в мастерских, в церкви. Монахини имели счастье общаться со святым подвижником старцем Иоанном (в миру Иваном Петровичем Жуковским), юродивым Христа ради, проживавшем в послевоенные годы в стенах обители.В 1961 г. советскими и партийными органами монастырь был закрыт, а его территория передана городской туберкулезной больнице.Возрождение обители началось в 1992 г. Монастырь в то время представлял собой жалкое и убогое зрелище: Певческий корпус лежал в руинах, корпуса были полуразрушены, сквозь зияющие дыры в прогнившей крыше росли деревья и трава. Всюду были видны следы многолетнего запустения. Обитель поднялась из руин попечением архипастыря Одессы Высокопреосвященнейшего митрополита Агафангела. Он пожертвовал монастырю чудотворную икону Гербовецкой Божией Матери. Зная, как важно возродить литургическую жизнь, владыка пожертвовал также евхаристический набор во упокоение своих родителей инокини Макарии и воина Михаила, позолоченное облачение на святой Престол, различную утварь, несколько автомашин, строительные материалы и т.д.Имея такую крепкую духовную поддержку, обитель старается возродить те славные традиции прошлого, которыми она снискала себе доброе имя у Бога и людей. Открыты мастерские по пошиву облачений, изготовлению утвари, реставрации икон, вышивке золотом и бисером. При обители действует благотворительная трапезная для питания бедных и неимущих, которых принимают около 500 человек в день, с любовью оказывая посильную помощь. На территории монастыря действует Дом Милосердия, в котором нашли приют 80 обездоленных.Много сил монастырь отдает работе с детьми, помогая детским дошкольным и школьным учреждениям, городской школе-интернат для детей- инвалидов и т.д. При обители открыты школы духовного просвещения: для инвалидов, при детском санатории, при женской тюрьме, воскресная школа для прихожан. Кроме воскресных школ, просветительская деятельность ведется через библиотеку, насчитывающую большое количество, как дореволюционных изданий, так и книг, изданных в современный период.В выставочном зале Дома Милосердия регулярно проводятся выставки, другие культурные мероприятия. При монастыре действую Регентское и Золотошвейное отделения Одесской духовной семинарии, где обучаются студентки со всех концов Украины. Монастырь имеет два скита: Свято-Рождество-Богородичный в с. Бараново и Свято-Вознесенский в г. Одессе.

Свято-Успенский Патриарший монастырь в Одессе

История возникновения Одесского Свято-Успенского монастыря связана с именем известного церковного деятеля рубежа XVIII–XIX вв. митрополита Киевского и Галицкого Гавриила (Банулеску-Бодони), Экзарха Молдовлахийского. Это именно митрополит Гавриил при основании Одессы, в 1794 г., совершил молебен и положил первый камень «новому граду», а также и первые камни для основания первых церквей в Одессе. С образованием Кишиневской кафедры Одесса стала управляться святителями Кишиневскими – до 1837 г., когда из части Кишиневской епархии была образована епархия Херсонская и Таврическая с местожительством правящего архипастыря в Одессе. А с 1860 г., после основания Таврической епархии с кафедрой в Симферополе, архиерей Херсонской епархии стал именоваться Херсонским и Одесским.

Рассказывают, что в 1804 г. митрополит Гавриил познакомился в Одессе с дворянином Александром Теутулом, владевшим имением на берегу Черного моря (сейчас это в районе 16-й станции Большого Фонтана). Поместье было окружено фруктовыми садами, виноградниками и лугами – словом, благодать. Однако владелец земель испытывал, видимо, острый дискомфорт после трагедии, произошедшей в 1813 г., виновником которой невольно стал сам. Дело в том, что однажды вечером, пируя с приятелями на берегу, он зажег костры, а греческие моряки, шедшие в Одессу на суденышке, приняли огни за маяк (в реальности находившийся совсем в другом месте) и судно разбилось о скалы. Теутул и его гости бросились спасать моряков, но в живых остались немногие. Совестливый человек, дворянин Теутул щедро одарил оставшихся в живых и передал церкви свое имение для устройства на этой земле храма и маяка.

Вот так в 1814 г. усадьба Теутула стала подворьем Кишиневского архиерея, которым тогда был митрополит Гавриил; маяк тут был достроен к 1827 г. гражданским морским ведомством.

А в 1824 г. подворье преобразовали в Свято-Успенский мужской монастырь.

В 1825 г. состоялось освящение каменного собора, который воздвигли на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При помощи щедрых жертвователей собор украсили богатым иконостасом, святыми иконами, утварью. К этому времени, кроме величественного Свято-Успенского собора, были уже построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, каменная ограда, обустроены колодцы, насажены виноградники.

В 1834 г. на средства одесского купца 2-й гильдии Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 г. был разрушен, храм «Живоносного источника» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 г. соорудили водосвятную часовню, действующую и теперь.

А после 1834 г. монастырская братия на свои средства построила небольшую третью церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Когда в 1837 г. Одесса стала кафедральным городом, то первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде сюда поселился на первое время в Свято-Успенском монастыре.

В Крымскую войну 1853–1856 гг. братия Свято-Успенского Одесского монастыря подъяла на себя молитвенный подвиг, моля Господа Бога, Заступницу рода христианского и Покровительницу монашествующих Пресвятую Богородицу об отражении «нашествия иноплеменников», о даровании мира, о сохранении веры православной и спасении душ.

В XIX ст. Одесса стала довольно крупным городом – во многом и по той причине, что через неё пролегал путь паломников на православный Восток: во Святую Землю и на Святую Гору Афон. Одессу называли «вратами Иерусалима». Здесь располагались подворья афонских монастырей: Пантелеимоновского, Андреевского, Ильинского. Поэтому Свято-Успенский Одесский монастырь стал играть важную роль для православных паломников, для жизни города и всего юга страны.

В Свято-Успенском соборе теперь находятся разные святыни монастыря – чудотворная местночтимая , написанная афонскими монахами в XVII в., икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» (дар святейшего патриарха Алексия I), частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Гоподня, часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа), ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых. Здесь же – рака с мощами преподобного Кукши, о коем скажем ниже.

В Свято-Никольской церкви находятся Касперовский образ Богоматери и икона святителя Николая Чудотворца. В старых документах было разыскано подробное описание уничтоженной Свято-Успенской церкви, что имело чрезвычайную ценность: «Главный храм каменный, одноглавый. В передней части украшен священными изображениями. Имеет три входа: с западной, северной и южной стороны. К западному входу пристроена паперть, фронтон которой поддерживается четырьмя колонами. При северном и южном входах устроены каменные помосты…»

Среди ровного ряда крестов на монастырском кладбище выделяется крест-памятник белого мрамора – над могилой митрополита Бориса (Вика).

Возрождение монастыря произошло в 1944 г., а в 1946 г. открылась Одесская духовная семинария, в которой с 1954 г. по 1958 г. учился Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир (Сабодан). Соучеником митрополита Владимира был митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Именно при нем были канонизированы первые одесские святые – Кукша Одесский и Гавриил Афонский, прославленные 22 и 23 октября 1994 г.

С 1940-х монастырь стал регулярным местом оздоровительного отдыха патриарха Алексия I, сюда часто приезжали патриархи Антиохийский, Александрийский и другие.

В родную обитель с тех лет стали возвращаться бывшие ее насельники – уже испытанные в горниле гонений и испытаний. Многие из них понесли многолетний исповеднический подвиг, претерпели лагеря и ссылки. В их числе схиархимандрит Пимен (Тишкевич), схиигумен Сергий (Карпов).

В 1946 г. Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция патриарха, между прочим, единственная на Украине. Патриарх стал ежегодно на несколько месяцев приезжать в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь получил наименование Патриарший.

Много трудов для устроения обители положил архиепископ Никон (Петин), пребывавший на Одесской кафедре с 1948 до 1956 года.

В 1961 г., во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря Одесская духовная семинария. С тех пор воспитанники семинарии в будние дни совершают богослужения в Свято-Никольской монастырской церкви, а в воскресные и праздничные дни участвуют в монастырском богослужении в Свято-Успенском соборном храме монастыря. В Одесской духовной семинарии есть храм в честь святого апостола Андрея Первозванного – небесного покровителя духовной школы.

В 1965 г. в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является и ее священноархимандритом – настоятелем монастыря. В 1967 г. в покоях летней резиденции Патриарха Московского и Всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.

Настоящего расцвета достигла обитель при вступлении на Одесскую кафедру митрополита Агафангела, усилиями коего, а также братии и доброхотов построены с Божией помощью новый великолепный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», колокольня с надвратным храмом в честь св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставшая шедевром одесской архитектуры.

В период архипастырского служения митрополита Агафангела сооружены также деревянная часовня на братском кладбище и поклонный Крест на центральной аллее, возведены новые митрополичьи и наместничьи покои, двухэтажный и трехэтажный братские корпуса, реконструирована Патриаршая резиденция, проведены новые коммуникации, построена зимняя оранжерея, отреставрировано кладбище и на всей территории монастыря уложена плитка общей площадью более 4 тыс. кв. м.

Важнейшие вопросы монастырской жизни сегодня решаются на Духовном соборе старцев во главе с наместником монастыря епископом Белгород-Днестровским Алексием. Решения Духовного собора монастыря утверждаются митрополитом Агафангелом.

Могила и святые мощи старца Кукши

На небольшом монастырском кладбище сохраняется могилка, покрытая мраморной плитой, на которой выбито: «Здесь был похоронен преподобный Кукша Одесский. Святые мощи его находятся отныне в Св. Успенском храме монастыря». Под плитой видны большие углубления, ямки, откуда верующие набирают себе землю с могилки святого.

Почитание старца святой жизни схиигумена Кукши (в миру Косьма Величко, 1875–1964), фактически нашего современника, подвизавшегося на Афоне, в Киево-Печерской и Почаевской Лаврах, а завершившего земной путь в Новороссии, было столь велико, что в день его кончины, в декабре 1964 г., советским телеграфам было запрещено принимать сообщения об этом – чтобы в Одессу не хлынул поток верующих. На погребение тогда власти выделили только два часа. Это сам преподобный предвидел в своей присказке: «90 лет – Кукши нет. Хоронить-то будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают».

Уже после прославления преподобного (4 октября 1994 г.) по его молитве произошло чудо воскрешения из мертвых маленькой девочки Ксении, о чем есть документальные свидетельства ее родителей.

Каждый день Свято-Успенской обители начинается молебном пред ракой с мощами преподобного Кукши Одесского.

СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Еще не так давно здесь, на ул. Чижикова (ныне ул. Пантелеимоновская) №66, в одном из самых бойких районов города располагался планетарий. Правда, архитектура этого строения и купола над ним напоминали о чем-то совсем другом… Но долгие годы и помыслить было невозможно, что придет время и здесь вновь затеплятся лампады. Одесский Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь создан в 1995 году по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, на месте бывшего подворья русского Свято-Пантелеимоновского (на Афоне) монастыря. Афонское подворье было основано в Одессе в 1876 году. Храм возведен на основании из камней, привезенных со Святой Горы, и, таким образом, является частицей Удела Божией Матери в нашем городе. Отсюда, с подворья, в прежние времена отправлялись на поклонение к святыням Афона и Палестины паломники, более двух тысяч ежегодно. На подворье их размещали на ночлег, кормили в трапезной, помогали в оформлении необходимых для дальней дороги документов. В годы богоборческой власти, в 1922 году, храм и подворье были закрыты. Вновь открылся храм во время военного лихолетия, при нем были учреждены Богословско-пастырские курсы, преобразованные вскоре в Одесскую Духовную семинарию. На преподавательском поприще здесь трудились игумен Пимен (впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси), митрополиты Сергий (Петров), Леонтий (Гудимов). Одесскую семинарию закончили Блаженнейший митрополит Владимир, предстоятель Украинской Православной Церкви, и Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский, по вступлении которого на Одесскую кафедру и началось возрождение Свято-Пантелеимоновского монастыря.

…В эпоху хрущевской оттепели, в 1961 году, храм закрывается, а Духовную семинарию и братию обители по благословению митрополита Бориса (Вик) переводят в Свято-Успенский мужской монастырь города Одессы. Лишь в 1991 году в Свято-Пантелеимоновском храме, вновь переданном Церкви, была совершена первая Божественная литургия. А 15 августа 1995 года, после почти полувекового перерыва, совершился первый монашеский постриг в стенах новосоздаваемой обители. 11 марта 1996 года указом правящего архиерея митрополита Агафангела наместником монастыря был назначен игумен Аркадий (Таранов). Начались кропотливые труды по восстановлению иноческой жизни на этом святом месте. 8 декабря 1996 года митрополит Агафангел освятил главный престол в честь великомученика и целителя Пантелеимона и передал монастырю святыню – часть мощей небесного покровителя обители со Святой Горы Афон. В последние годы существенно обновился внешний и внутренний облик монастыря. Фасад украшен мозаикой, на колокольне установлены новые колокола, интерьер храма украсили иконостасы и киоты, сокровищем обители являются иконы с частицами мощей многих святых угодников Божиих. Большие средства и многие труды потребовались для возобновления прекрасной росписи притвора, аналогов которой нет в Одессе. Когда-то весь верхний храм, трехэтажное пространство лестницы и нижний притвор украшала настенная живопись. Но после закрытия обители всё это бесценное богатство было целенаправленно уничтожено. Обретение загубленной живописи началось в начале 90-х годов. Однажды, незадолго до Пасхи, алтарник стал вбивать гвоздь в стену, чтобы над горним местом укрепить икону Спасителя. Из-под гвоздя от стены откололся кусок штукатурки, а под ним открылась часть росписи – глаза Господа на лике, скрытом под слоем штукатурки и краски. Какая была радость! Позже и в притворе обнаружилась живопись на всех стенах, и какая! Правда, расчищать ее было нелегко, т. к. слои оказались сцеплены накрепко: авторский красочный слой скрыт малярной краской, затем несколько раз оштукатурен, а сверху – еще два слоя недавней непрофессиональной записи. Образ свт. Спиридона Тримифунтского на площадке третьего этажа долго хранил следы мученичества: глаза святителя были выколоты и затерты раствором. А в верхнем храме все изображения оказались сплошь изрублены топором и восстановить что-либо оказалось уже невозможно. Под слоями малярной краски остались и тончайшие растительные орнаменты на потолке и стенах притвора. А сохранившиеся и отреставрированные росписи датируются концом 19-го века. Они выполнены в особом неповторимом афонском стиле святогорскими монахами. Здесь – сплав лучших достижений живописи 19-го века и византийской иконописи. И создаются такие иконы не только профессионализмом художника, но и его монашеской молитвой. Следует прибавить, что финансировал выполнение росписи Одесского подворья Свято-Пантелеимоновского монастыря сам государь – император Николай II. Часто спрашивают: а когда фрески не подлежат реставрации и уж лучше написать всё заново? По словам специалистов, лучше – не написать сегодня. Работа афонского инока – даже ученические фрагменты, важнее для нас, чем лучшая академическая живопись сегодняшних художников. Это делание посвящалось Богу, было подвигом и таинством. Наших современников монашеская иконопись учит не только изографическому мастерству, но еще смирению и познанию своих немощей.

В верхнем храме мы благоговейно прикладываемся к большой иконе св.вмч.Пантелеимона, перед которой стоит ковчег с частицей мощей Великомученика и других святых. Сейчас этот образ уже неотделим от облика храма, он словно врос в интерьер, и кажется, что пребывал здесь всегда и был именно таким: образ Святого, прекрасный в своей чистоте и святости, живо присутствует среди нас, выступив из золотого сияния горнего мира. Но не в таком виде попала икона в обитель. В 2004 году лик на иконе был полностью изуродован, его глаза, уста исцарапаны, на одежде – пятна и ожоги от свечей. Эта икона великомученика Пантелеимона, небесного покровителя нашего монастыря – тоже великомученица… Образ Божией Матери Ченстоховской, находящийся в киоте справа от алтаря в главном приделе, многими почитается как чудотворный, по свидетельствам братии монастыря и прихожан, эта икона не раз мироточила. Случаев помощи в скорбях и исцелений от Ченстоховской иконы немало. А однажды после праздника снимали с нее засохший венок из цветов и увидели, что сухие стебли ожили и на них появились свежие побеги… Этот венок хранится и теперь в монастыре. Об иконе «Достойно есть» (в центральном приделе слева от алтаря) до сих пор спрашивают приезжающие богомольцы. Многие помнят, что вначале лики на холсте были совсем не видны, всё скрывала чернота. Говорят, невозможно было даже определить, кто там написан. А потом постепенно стал зримым образ Пречистой с Младенцем. «По вере вашей будет вам»… – такие разные по письму и по своим художественным качествам, все канонические иконы духовно бесценны. Таковы и тепло почитаемые образы Владычицы – «Гербовецкая», слева от входа, и «Достойно есть» – в приделе иконы Неупиваемая Чаша, справа. Первая из них написана трогательно безыскусно, словно детской рукой. Вторая – небесной красоты, неповторимого афонского письма. Но сколько теплых молитв и прошений милостиво приняты Царицей Небесной у этих Своих икон – об этом знает лишь Она Сама и благодарные души молящихся Ей и услышанных.

…По замыслу архитекторов, создававших проект Одесского подворья Пантелеимоновского Афонского монастыря, лестница, ведущая на третий этаж в верхний храм, символизирует для богомольцев восхождение к вершине Святой Горы. Ведь, как мы помним, даже камни в основание этого здания были заложены, специально привезенные с Афона. Значит мы, переступая порог на ул. Пантелеимоновской №66, уже ступаем на Афонскую землю. Не каждый сподобится побывать в Уделе Пресвятой Богородицы, тем более это невозможно никому из женщин. Там – особое монашеское государство, единственное на свете, уголок рая, Сад Пречистой… Но малая часть этого Сада, милостью Божьей, стала доступна всем нам уже здесь и сейчас. И восходить на вершину Святой Горы мы можем хоть ежедневно – сердцем стремясь к святыне, любовью пребывая там; трудами служить Владычице и своими стопами подниматься в храм по этой лестнице к святой вершине, к преображению собственной души.

Посетив Свято-Пантелеимоновский монастырь, вы можете молитвенно приложиться к чтимым иконам, поклониться мощам многих святых.

Ковчег с частицей мощей св.вмч. Пантелеимона

Распятие с частицами святынь Срез дерева с изобразившимся крестом (хранится в алтаре). Ковчег с частицами мощей Икона прп. Алексия Карпатского с частицей мощей Ковчег с частицами мощей Икона вмч. Пантелеимона (верхний храм) Икона вмч. Пантелеимона (притвор) Икона Божией Матери «Тихвинская» Икона с мощами св.прпп. старцев Оптинских Икона с мощами св.прпп. Киево-Печерских Икона Божией Матери «Достойно Есть» Икона Божией Матери «Ченстоховская» Икона Божией Матери «Достойно Есть» Икона вмч. Пантелеимона (иконостас)

Свято-Ильинский мужской монастырь

Краткая история обители.

Свято-Ильинский мужской монастырь был основан в 1884 году как подворье русского афонского Ильинского скита для помощи паломничествующим через Одессу на Афон и в Палестину.

Целью подворья было оказание помощи, огромной массе богомольцев, стекающихся со всех концов России. Им давали пристанище, помогали получить заграничный паспорт, отправляли на пароход, хранили вещи. Свято-Ильинский общежительный скит на Афоне приобрел дом на Пушкинской улице, недалеко от вокзала для подворья в 1884 году и в нем до 1890 года размещали богомольцев.

Сразу же возникла необходимость в постройке церкви, как для братства и паломников, также и для православных жителей города Одессы.

Святейший Синод по Высочайшему соизволению и благословению Высокопреосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского, в 1890 году разрешил скиту иметь более обширное подворье и при нем церковь. Для постройки церкви скитом был приобретен еще такой же участок земли, какой по величине своей занимало прежнее подворье

Преподобный Гавриил Афонский

Закладка церкви была совершена настоятелем скита архимандритом Гавриилом, 10 ноября 1894 года, в присутствии высших административных представителей города Одессы и массы горожан. В 1896 году постройка трехпрестольного пятиглавого храма, во славу Божию, была закончена.

22 декабря 1896 года, было совершено освящение главного престола, во имя чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Млекопитательница», Высокопреосвященным Иустином, архиепископом Херсонским и Одесским, в сослужении преосвященного Тихона, епископа Елисаветградского, настоятеля Скита архимандрита Гавриила, белого и монашествующего духовенства.

23 декабря был освящен правый придел во имя святого пророка Илии архимандритом Гавриилом и ключарем протоиереем Гавриилом Селецким. 28 декабря освящен так же и левый придел во имя архангела Гавриила. При входе в церковь с правой стороны была устроена часовня, в память восшествия на престол Его Императорского Величества Государя Николая II Александровича, и освящена во имя св. Николая Мирликийского чудотворца. В храме находились следующие святыни, привезенные прп. Гавриилом Афонским:

1) чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница»

Святыни, привезенные прп. Гавриилом

2) крестовидная часть древа Животворящего Креста Господня

3) левая стопа святого апостола Андрея Первозванного.

Ныне находятся в Свято-Успенском одесском мужском монастыре. В 1922 году подворье было упразднено, храм действовал до 1928-1932 годов. В 1946-1949 годах на подворье жили иноки.

В 1995 году Ильинский приход преобразован в монастырь. Ныне главный престол Соборного храма Свято-Ильинского монастыря освящен во имя св. пророка Илии, правый придел - во имя чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница» , левый придел - во имя архангела Гавриила. Каждый день жизнь монастыря начинается с братского молебна у раки со св. мощами прп. Гавриила Афонского. С 1997 года при монастыре располагается Одесское епархиальное управление.

При обители действует воскресная школа для детей.

Святая Плащаница
.

Святая Плащаница

Плащаница представляет из себя четырёхметровое льняное полотно,в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти (Мф 27:59-60).

Икона Божией Матери «Млекопитательница»
.

Икона Божией Матери «Млекопитательница»

По преданию, сохранившемуся в Хилендарской обители, икона первоначально находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом. Святой Савва Освященный при своем исходе из жизни временной ко Господу открыл братии, окружавшей его смертный одр, что со временем посетит Лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва…

Преподобный Гавриил Афонский.

Преподобный Гавриил Афонский

В храме покоятся нетленные мощи одесского святого, архимандрита Гавриила Афонского, много потрудившегося для благоустройства и процветания Ильинского афонского Скита. Честные мощи старца были обретены 9(22) июля 1994 года. Сегодня к гробнице преподобного Гавриила приходят верующие, прося его молитв и заступничества о себе и своих близких…

Ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих.

В храме находится ковчег со святыми мощами угодников Божиих.

Ризница отца наместника архимандрита Виктора.

Ризница отца наместника архимандрита Виктора

Частицы святых мощей угодников Божиих, которые почивают в ризнице отца наместника архим. ВИКТОРА (БЫКОВА)(сии частицы мощей угодников Божиих износятся в храм в дни их памяти, для общего поклонения.)

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Вот уже второй десяток лет рядом со «Школьным аэродромом» в Одессе сияют золотые купола. Это купола Свято-Иверского мужского монастыря. Такое соседство машин, безудержно рвущихся в небо, и общины монахов, смиренно отыскивающих Царство Небесное внутрь себя, на первый взгляд может показаться дисгармоничным и противоречивым. Однако, это лишь на первый взгляд…Всякое дело положено освящать молитвой, испрашивая на него благословения Божьего. К сожалению, сегодня многие забыли об этом азбучном правиле, которым столетиями руководствовались наши славные предки; поэтому и возникает вопросительный знак в сочетании: «Школьный Аэродром и Иверский Монастырь?» А, все начиналось именно с молитвы.Когда-то среди степи в окрестностях Одессы находился женский Михайловский скит. Обстоятельства его основания время вытерло из памяти людской, да и насельницы скита проводили жизнь в удалении от общества, в молитве, бедности и тяжелых полевых работах; миром не интересовались, как впрочем, не интересовался ими и мир. Редко, но находились души, готовые ради общения с Господом оставить прелести мира и уединиться в убогом скиту. Но пришло время, когда люди перестали слышать тихий голос «вопиющих в пустыни» и не могли уже найти сил и решимости оторваться от всепоглощающей суеты мирской, пойдя в след за Христом в пустыню для поста и молитвы. Скитская жизнь стала угасать. А в конце XIX века Михайловский скит был вообще закрыт. Действующей осталасьтолько скитская церковь, в которую собирались немногочисленные жители окрестных хуторов.В первые годы ХХ века в Одессе сформировалась группа молодых людей, объединенных мыслью о подъеме в небо на летательных аппаратах. Их общество называлось «Одесский Аэроклуб». Сегодня нас уже не удивляет вид серебряной стрелы рассекающей небо где-то высоко-высоко. А, всего сто лет назад, трехминутный отрыв от земли на неуклюжей фанерной машине, становился огромным прорывом в техническом прогрессе, приводящем в изумление тысячи людей.Личным распоряжением Императора Николая II Одесскому Аэроклубу был отведен участок земли, на котором со временем была создана летная школа, а позже размещен аэродром, получивший название «Школьный». Это была та земля, на которой когда-то находился Михайловский скит. Несмотря на чисто техническое предназначение территории летной школы, авиаторы решили не переносить доставшийся в наследство храм на другое место, а оставить его для своих духовных нужд. Немалую роль сыграл в этом деле Сергей Исаевич Уточкин – легендарный одессит, который своей неутомимой энергией и деятельностью прославил наш город по всей Европе.Уточкин ставит рекорды скорости езды на велосипеде, автомобиле и, в конце концов, поднимается в воздух на самолете! До сих пор он является одним из известнейших одесситов, а о его подвигах с увлечением рассказывают многочисленные свидетели. И лишь немногим известна маленькая деталь: в Одессе была церковь, которая в народе так и звалась: церковь Уточкина — та самая церковь оставшаяся от скита. Этот факт проливает свет на внутренний душевный уклад талантливого изобретателя. Для него и его единомышленников, древнее правило о молитве Богу перед началом всякого дела, было насущной необходимостью. Эта особая надежда на Господа стала частью их жизни и потому, что крылья собираемых ими машин были еще не надежны. Очень часто случались трагедии. Вот почему, чувствуя недостаточность простых человеческих сил, они возлагали надежду на помощь и силу Небесную. Поэтому, рядом с мастерскими «Одесского Аэроклуба» было место для небольшой церковки, в которой приносили Господу свои молитвы и просьбы первые одесские летчики.В одно из своих посещений Одессы, Император Всероссийский Николай II нанес визит и в летную школу. При осмотре технического комплекса, согласно традиции, Государь посетил и церковь, расположенную на территории школы, принеся в ней молитвы Господу об успешности предпринятых начинаний русских летчиков.К сожалению не сохранилось ни фотографий ни описаний этой церкви. Известно лишь то, что размерами она была небольшая и рядом с ней находился ручей с чистой водой, который впадал в море в районе 10-й станции Б. Фонтана. Необходимо заметить, что сейчас этот ручей протекает по искусственному подземному руслу в непосредственной близости от Иверского монастыря.Ураганный вихрь событий октября 1917 года с разрушительной силой пронесся над процветающей Россией, надломив стержень духовности и насадив циничный атеизм. В Одессе, как впрочем и по всей Руси, большинство храмов Божиих было сметено с лица земли. Не избежала этой горькой участи и церковь Уточкина. Самого Сергея Исаевича к тому времени уже не было в живых, его соратников разбросало по свету, а новая власть, оценив тактические возможности авиации, создала на базе летной школы военизированный объект, на территории которого «культовое сооружение» не могло находиться по определению. Теперь уже ничто не расскажет об оазисе божественной тишины и покоя, в котором изливали молитвы и смиренные инокини и смелые новаторы. Пожалуй, только могучий столетний дуб, раскинувший крону над современной обителью, может поведать о тех, кто в течение многих лет укрывался в его тени от палящего южного солнца.Вспоминая притчу Спасителя о горчичном зерне (Мф. 13, 31 — 32), можно сравнить Михайловский скит и церковь Уточкина с этим малым зернышком, которое когда-то быв брошенным в землю, проросло сегодня древом дивной обители Пречистой Богоматери, в тени которой находят себе пристанище множество душ человеческих.История Свято-Иверского Одесского мужского монастыря, в собственном смысле, начинается с 1998 года. Именно в этом году, 19 мая состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, которое возглавил Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. На заседании иерархи постановили благословить открытие новой обители в честь Иверской иконы Божией Матери в Одессе.Но молитвенная лампада зажглась в монастыре ранее. Первая служба состоялась на Пасху в апреле 1998 года. А до этого немногочисленная братия из четырех человек в течение Великого Поста ежедневно возносили свои теплые молитвы к Пречистой, неустанно моля Ее о помощи в основании обители: очень уж страшная разруха досталась в наследство от воинской части, где предстояло начать строительство монастыря, и надеяться можно было только на Самого Господа и предстательство Пречистой Богородицы.С огромным трепетом, благоговением и радостным пасхальным настроением началась Светлая Седмица, и вторая служба была совершена в Светлый Вторник в честь прихода Иверского образа на Святую Гору Афон в 999 году. Сама Богородица освятила начало молитвенной жизни в обители. И уже теплился огонек молитвы, возносящийся к Богу и Пречистой Его Матери. Началась непрестанная молитва и упорный труд.23 октября 1998 года был возведен первый купол. Это было очень трепетное событие, прихожан очень мало, братии вместе с рабочими 11 человек. А тут подъем купола! Ясным свидетельством чудесной помощи Самой Владычицы стало следующее: в совершенно ясный солнечный день люди видели огромную радугу надмонастырем, а когда был поднят купол, прямо над ним появилось белое круглое облако – символы благоволения и благословения Божьего новой обители.

26 октября 1998 года, в день 350-летия прибытия точного списка Иверской иконы Божией Матери в Москву, в Свято-Иверском Одесском монастыре состоялась праздничная божественная литургия, которую возглавил Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский. В этот памятный день Владыка совершил освящение престола в обители. Тогда же Митрополит, как Настоятель монастыря, передал в дар молодой обители церковную утварь и иконы из личного собрания.

На майские праздники посетила Одесские места поломничества. Здесь, в частности,пойдет речь об Успенском мужском монастыре - семинарии.


Со времен Крещения Руси, в 988 году на земле появились монастыри. Возникли они и в Причерноморье. В первой четверти XIX века на юге России появляется Свято-Успенский Одесский мужской монастырь. История его возникновения связана с именем митрополита Киевского и Галицкого Гавриила (Банулеско-Бодони).


В конце XVIII в. территория будущей Одесщины вошла в состав Российской империи, а в церковном отношении она была подчинена Екатеринославскому митрополиту Гавриилу. При основании Одессы, в 1794 г.Гавриил положил первый камень «новому граду» и основанию первых церквей в Одессе.

В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого, состоявшие из двух участков по 25 десятин, находились на берегу моря, в район Большого Фонтана.


История щедрого пожертвования части земли Теутула в церковную вотчину трагична: однажды, гуляя, дворянин развел в вечернее время костры на высоком берегу моря. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось, несколько человек погибли.


Александр Теутул был очень опечален происшедшим и во искупление, одарил оставшихся в живых моряков и в 1814 году пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев.


В XIX столетии Одесса стала крупным городом. Во многом это объясняется и тем, что через Одессу пролегал путь паломников на православный Восток: во Святую Землю и на Святую Гору Афон. Одессу называли «вратами Иерусалима». Здесь располагались подворья афонских монастырей.

В 1837 году монастырю принадлежало уже 173 гектаров земли. К 1910 году угодья монастыря состояли почти 390 га. В настоящее время монастырю принадлежит лишь не многим более 6 гектаров земли.


Начавшиеся после октября 1917 года гонения не обошли стороной и Свято-Успенскую Одесскую обитель, которая была разорена и опустошена в ходе конфискации церковного имущества. В том же 1922 году монастырь был закрыт.


В 1944 году началось возрождение монастыря.В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который ежегодно на несколько месяцев приезжал в обитель.


С 1853 году епископ стал именоваться Одесским, а в 1961 году в Свято-Успенский монастырь на Большом Фонтане была переведена духовная семинария. В СССР было 3 духовных семинарий (Питер,Одесса,москва). Сейчас больше, но они остаются ведущими среди учебных заведений подобного типа.


Например, Одесская – непревзойденная догматическая школа (Догматами принято называть наиболее важные вероисповедальные утверждения, в которых кратко выражена суть данной религии. Человек, не признающий хотя бы один догмат какой-либо конфессии, не может считаться её последователем.)

В 1964 г. в Одесском монастыре скончался бывший афонский монах, известный во всей стране святой старец схиигумен Кукша (Величко). Известен он был и своим многолетним исповедническим подвигом за веру и за чудеса и исцеления, которые происходили на его могиле, находящейся на монастырском кладбище.


Сейчас в этом монастыре живут около 60 монахов, несчитая трудников и работниц на кухни.


На территории монастыря располагаются: Никольский храм, Братский храм,семинарские ворпуса. Есть нижний храм им. Кукши, где покояться его мощи и кладбище.На могилке Кукши люди берут землю,как часть святыни.


В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Гоподня, часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа), ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых, чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая “Млекопитательница”. Этот святой образ написан афонскими монахами в XVII-м веке.


Сейчас с территории монастыря, находящегося на высоком черноморском берегу, нельзя спуститься к морю.


За его забором узкая прибрежная полоска – уже частная собственность.


На ней идет строительство частных пансионатов на сваях прямо у самой воды. Скоро закроют дыру в заборе, через которую мы спустились к побережью.

Свято-Успенский Патриарший Одесский мужской монастырь, без сомнения, одна из наиболее известных обителей, существующих на территории современной Украины.

Посетители духовной семинарии имеют возможность увидеть огромную коллекцию разнообразного церковного антиквариата, представляющего собой не только духовную, но и историческую ценность. Все экспонаты были обнаружены в разные времена во время археологических раскопок.

История

Мужской монастырь появился в Одессе в 1824 году, но в первый год не мог похвастаться красотой и величием. Даже храм на его территории был деревянный. Каменный собор Успения Божией Матери с двумя куполами появился только на следующий год. Позднее на территории монастыря, вокруг главного собора, было развернуто масштабное строительство, вылившееся в появление монастырского храма, корпуса для монахов, колокольни, разнообразных хозяйственных построек.

Тяжелый период для монастыря и его братьев наступил с приходом советской власти. Уже в 1922 году все монастырское имущество и ценности были национализированы в пользу государства. По истечению 12 лет на волне борьбы с религией уничтожили и основной храм.

Восстановлена работа мужского монастыря была только в 1942 году, в период немецкой оккупации. Одновременно здесь появилась резиденция местного патриарха и семинария для обучения священнослужителей.

Храмы и архитектурный ансамбль монастыря

Своей архитектурой Свято-Успенский монастырь в Одессе привлекает внимание к себе с первого взгляда. На входе располагается внушительная колокольня, возвышающаяся над землей на 53 метра. От колокольни, по скрытой в тени деревьев аллее, можно пройти непосредственно к церкви Святителя Николая Мирликийского, второго по важности объекта на территории комплекса. По соседству располагается главный собор, полностью восстановленный после уничтожения.

Южная часть территории обители отведена под кладбище, где покоятся не только служители монастыря, но и городские архиереи. В комплексе покоятся иеромонах Владимир и несколько других людей, причисленных к лику святых. Важное место отведено и резиденции патриарха, представляющей собой образец интересной и нестандартной архитектуры.

Один из главных архитектурных достопримечательностей Одессы — звонница с надвратным храмом в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. На 53-метровой колокольне находятся 15 колоколов, самый большой из них отлит в Донецке и весит без малого пять тонн. В помощь звонарям установили специальный аппарат с рычагами-клавишами и педалями.

В 1834 году построена Церковь Успения Пресвятой Богородицы — одно из немногих строений монастыря не уничтоженное большевиками в 1930-е годы. Ранее храм носил название иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Храм святого Николая Чудотворца, построенный после 1834 года, стал третьим по счету в монастыре. В 1988 году к нему пристроили купол и колокольню.

На территории монастыря находится самая старая духовная школа на юге Украины — Одесская Духовная семинария. При семинарии имеется храм в честь святого апостола Андрея Первозванного, также коллекция старинных церковных артефактов.

Собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» построен в 1998-2010 годы, с соблюдением традиций русского зодчества XVI века. Внутри храма вмещается порядка 3 000 прихожан.

В некрополе Свято-Успенского монастыря покоятся останки служителей русской православной церкви, а также ряд правящих архиереев Одессы (XIX и начала XX веков).

Также на территории монастыря находятся:

  • гостиница,
  • летняя резиденция патриарха,
  • часовня в честь великомучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии,
  • множество интересных малых архитектурных форм.

На входе в Свято-Успенский Одесский монастырь: Google-панорама

Святыни

Имеющиеся в монастыре святые мощи и иконы относятся к числу почитаемых в православном мире. Здешние храмы регулярно становятся местом богослужений, на которые приезжают верующие из разных регионов. Большая их часть приходится на летний период, когда в Одессе всегда многолюдно.

Главные святыни Свято-Успенского Одесского монастыря:

  • частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня,
  • рака и ковчеги с мощами святых,
  • икона Божией Матери «Млекопитательница» XVII века,
  • икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому».

Расписание богослужений в Успенском монастыре Одессы

Службы по воскресеньям и праздничным дням проводятся трижды в день:

  • утренние — в 6:00 и 9:00,
  • вечерние — в 16:00.

Расписание может меняться, уточнять необходимо по указанному телефону либо в

История возникновения Одесского Свято-Успенского монастыря связана с именем известного церковного деятеля рубежа XVIII-XIX вв. митрополита Киевского и Галицкого Гавриила (Банулеску-Бодони), Экзарха Молдовлахийского. Это именно митрополит Гавриил при основании Одессы, в 1794 г., совершил молебен и положил первый камень «новому граду», а также и первые камни для основания первых церквей в Одессе. С образованием Кишиневской кафедры Одесса стала управляться святителями Кишиневскими - до 1837 г., когда из части Кишиневской епархии была образована епархия Херсонская и Таврическая с местожительством правящего архипастыря в Одессе. А с 1860 г., после основания Таврической епархии с кафедрой в Симферополе, архиерей Херсонской епархии стал именоваться Херсонским и Одесским.

Рассказывают, что в 1804 г. митрополит Гавриил познакомился в Одессе с дворянином Александром Теутулом, владевшим имением на берегу Черного моря (сейчас это в районе 16-й станции Большого Фонтана). Поместье было окружено фруктовыми садами, виноградниками и лугами - словом, благодать. Однако владелец земель испытывал, видимо, острый дискомфорт после трагедии, произошедшей в 1813 г., виновником которой невольно стал сам. Дело в том, что однажды вечером, пируя с приятелями на берегу, он зажег костры, а греческие моряки, шедшие в Одессу на суденышке, приняли огни за маяк (в реальности находившийся совсем в другом месте) и судно разбилось о скалы. Теутул и его гости бросились спасать моряков, но в живых остались немногие. Совестливый человек, дворянин Теутул щедро одарил оставшихся в живых и передал церкви свое имение для устройства на этой земле храма и маяка.

Вот так в 1814 г. усадьба Теутула стала подворьем Кишиневского архиерея, которым тогда был митрополит Гавриил; маяк тут был достроен к 1827 г. гражданским морским ведомством.

А в 1824 г. подворье преобразовали в Свято-Успенский мужской монастырь.

В Свято-Успенском монастыре Одессы

В 1825 г. состоялось освящение каменного собора, который воздвигли на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При помощи щедрых жертвователей собор украсили богатым иконостасом, святыми иконами, утварью. К этому времени, кроме величественного Свято-Успенского собора, были уже построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, каменная ограда, обустроены колодцы, насажены виноградники.

В 1834 г. на средства одесского купца 2-й гильдии Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 г. был разрушен, храм «Живоносного источника» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 г. соорудили водосвятную часовню, действующую и теперь.

А после 1834 г. монастырская братия на свои средства построила небольшую третью церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Когда в 1837 г. Одесса стала кафедральным городом, то первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде сюда поселился на первое время в Свято-Успенском монастыре.

В Крымскую войну 1853-1856 гг. братия Свято-Успенского Одесского монастыря подъяла на себя молитвенный подвиг, моля Господа Бога, Заступницу рода христианского и Покровительницу монашествующих Пресвятую Богородицу об отражении «нашествия иноплеменников», о даровании мира, о сохранении веры православной и спасении душ.

В XIX ст. Одесса стала довольно крупным городом - во многом и по той причине, что через неё пролегал путь паломников на православный Восток: во Святую Землю и на Святую Гору Афон. Одессу называли «вратами Иерусалима». Здесь располагались подворья афонских монастырей: Пантелеимоновского, Андреевского, Ильинского. Поэтому Свято-Успенский Одесский монастырь стал играть важную роль для православных паломников, для жизни города и всего юга страны.

Переменчивый ХХ век

В 1920-х православная Одесса была расколота, многие храмы заняты обновленцами.

В 1922 г. монастырское имущество, все ценности и святыни были полностью конфискованы в помощь голодающим, прекратилась и монашеская жизнь. В монастыре не осталось даже дискоса и чаши для причащения. Вскоре безбожники взорвали и главную святыню монастыря - Успенский храм.


Свято-Успенский храм

В Свято-Успенском соборе теперь находятся разные святыни монастыря - чудотворная местночтимая икона Божией Матери «Млекопитательница», написанная афонскими монахами в XVII в., икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» (дар святейшего патриарха Алексия I), частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Гоподня, часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа), ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых. Здесь же - рака с мощами преподобного Кукши, о коем скажем ниже.

Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Композиция Рождение Христа

В Свято-Никольской церкви находятся Касперовский образ Богоматери и икона святителя Николая Чудотворца. В старых документах было разыскано подробное описание уничтоженной Свято-Успенской церкви, что имело чрезвычайную ценность: «Главный храм каменный, одноглавый. В передней части украшен священными изображениями. Имеет три входа: с западной, северной и южной стороны. К западному входу пристроена паперть, фронтон которой поддерживается четырьмя колонами. При северном и южном входах устроены каменные помосты…»

Среди ровного ряда крестов на монастырском кладбище выделяется крест-памятник белого мрамора - над могилой митрополита Бориса (Вика).

Возрождение монастыря произошло в 1944 г., а в 1946 г. открылась Одесская духовная семинария, в которой с 1954 г. по 1958 г. учился Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир (Сабодан). Соучеником митрополита Владимира был митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Именно при нем были канонизированы первые одесские святые - Кукша Одесский и Гавриил Афонский, прославленные 22 и 23 октября 1994 г.

С 1940-х монастырь стал регулярным местом оздоровительного отдыха патриарха Алексия I, сюда часто приезжали патриархи Антиохийский, Александрийский и другие.

В родную обитель с тех лет стали возвращаться бывшие ее насельники - уже испытанные в горниле гонений и испытаний. Многие из них понесли многолетний исповеднический подвиг, претерпели лагеря и ссылки. В их числе схиархимандрит Пимен (Тишкевич), схиигумен Сергий (Карпов).

В 1946 г. Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция патриарха, между прочим, единственная на Украине. Патриарх стал ежегодно на несколько месяцев приезжать в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь получил наименование Патриарший.

Резиденция Святейшего Патриарха

Много трудов для устроения обители положил архиепископ Никон (Петин), пребывавший на Одесской кафедре с 1948 до 1956 года.

В 1961 г., во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря Одесская духовная семинария. С тех пор воспитанники семинарии в будние дни совершают богослужения в Свято-Никольской монастырской церкви, а в воскресные и праздничные дни участвуют в монастырском богослужении в Свято-Успенском соборном храме монастыря. В Одесской духовной семинарии есть храм в честь святого апостола Андрея Первозванного - небесного покровителя духовной школы.

В 1965 г. в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является и ее священноархимандритом - настоятелем монастыря. В 1967 г. в покоях летней резиденции Патриарха Московского и Всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.

Настоящего расцвета достигла обитель при вступлении на Одесскую кафедру митрополита Агафангела, усилиями коего, а также братии и доброхотов построены с Божией помощью новый великолепный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», колокольня с надвратным храмом в честь св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставшая шедевром одесской архитектуры.


Новый храм Живоносный источник

В период архипастырского служения митрополита Агафангела сооружены также деревянная часовня на братском кладбище и поклонный Крест на центральной аллее, возведены новые митрополичьи и наместничьи покои, двухэтажный и трехэтажный братские корпуса, реконструирована Патриаршая резиденция, проведены новые коммуникации, построена зимняя оранжерея, отреставрировано кладбище и на всей территории монастыря уложена плитка общей площадью более 4 тыс. кв. м.

Поклонный крест

Важнейшие вопросы монастырской жизни сегодня решаются на Духовном соборе старцев во главе с наместником монастыря епископом Белгород-Днестровским Алексием. Решения Духовного собора монастыря утверждаются митрополитом Агафангелом.

Подвижники веры

В связи с гонениями на Церковь в первой половине XX в. исчезли архивные документы и сведения о подвижниках благочестия Свято-Успенского монастыря XIX и начала XX столетий. Известно, что в 1913 г. в монастырь прибыли монахи со Святой Горы Афон.

Многие епископы, священнослужители и иноки запечатлели верность Христу Богу мученической кончиной. Среди них насельник Свято-Успенского Одесского мужского монастыря преподобномученик Владимир - иеромонах Владимир (Товстик), пострадавший в Черкасской губернии в 1937 г.

А во второй половине XX ст. в монастыре подвизались следующие подвижники: Постриженики Святой Горы Афон монахи Мелитон (Педченко) и Тихон (Болгарин), а также иеромонах Дамаскин (Горбанев), иеромонах Иона (Цирута), иеросхимонах Каллистрат (Голота), схиигумен Иоасаф (Кузняк), схиигумен Сергий (Капров), схиархимандрит Пимен (Тишкевич), архимандрит Власий (Сумин).

Колокольня монастыря с надвратным храмом в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба

Всему русскому православию известен старец Успенского монастыря Иона (Игнатенко), к которому притекают с духовными проблемами православные из ближних и дальних пределов. Известен о. Иона и как стоятель за единство канонической Церкви. 20 июля с.г. во время визита на Украину со старцем имел беседу Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Могила и святые мощи старца Кукши

На небольшом монастырском кладбище сохраняется могилка, покрытая мраморной плитой, на которой выбито: «Здесь был похоронен преподобный Кукша Одесский. Святые мощи его находятся отныне в Св. Успенском храме монастыря». Под плитой видны большие углубления, ямки, откуда верующие набирают себе землю с могилки святого.

Почитание старца святой жизни схиигумена Кукши (в миру Косьма Величко, 1875-1964), фактически нашего современника, подвизавшегося на Афоне, в Киево-Печерской и Почаевской Лаврах, а завершившего земной путь в Новороссии, было столь велико, что в день его кончины, в декабре 1964 г., советским телеграфам было запрещено принимать сообщения об этом - чтобы в Одессу не хлынул поток верующих. На погребение тогда власти выделили только два часа. Это сам преподобный предвидел в своей присказке: «90 лет - Кукши нет. Хоронить-то будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают».

Уже после прославления преподобного (4 октября 1994 г.) по его молитве произошло чудо воскрешения из мертвых маленькой девочки Ксении, о чем есть документальные свидетельства ее родителей.

Каждый день Свято-Успенской обители начинается молебном пред ракой с мощами преподобного Кукши Одесского.

История возникновения Свято-Успенского Одесского мужского монастыря связана с именем митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони). В конце XVIII в. территория будущей Одесщины вошла в состав Российской империи, а в церковном отношении она была подчинена Екатеринославскому архипастырю, которым тогда был митрополит Гавриил. С образованием Кишиневской кафедры основанная в 1794 г. Одесса стала управляться Кишиневскими архиереями (так было до 1837 г., когда из части Кишиневской епархии была образована епархия Херсонская и Таврическая с местопребыванием правящего архипастыря в Одессе; с 1860 г., после основания Таврической епархии с кафедрой в Симферополе, архиерей Херсонской епархии стал именоваться Херсонским и Одесским).

В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого находились на берегу моря, в районе Большого Фонтана. Теутул неоднократно заверял митрополита о своем желании построить здесь церковь и маяк. В 1814 году Теутул подал митрополиту Гавриилу письменное свидетельство о том, что его фонтанское поместье передается Кишиневской митрополии. История щедрого пожертвования трагична: однажды Теутул развел в вечернее время костры на высоком берегу моря. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось, несколько человек погибли. Александр Теутул был очень опечален происшедшим и, усмотрев в этом связь со своим неисполненным доселе обетом, одарил оставшихся в живых моряков и пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев.

С разрешения Святейшего Синода в 1814 году митрополит Гавриил основал на пожертвованной земле архиерейское подворье, где за два года была построена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. В то же время началось и сооружение маяка, но ввиду значительных расходов окончание его строительства было передано гражданскому морскому ведомству (впоследствии маяк был перенесен на другое место).

Положив начало основанию Свято-Успенского монастыря в Одессе, митрополит Гавриил в 1821 году скончался. Строительство монастыря заканчивалось при новом Кишиневском архипастыре архиепископе Димитрии (Сулиме). 1 июня 1824 года Святейшим Синодом было принято постановление о преобразовании архиерейского подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь. Указом Кишиневского митрополита первым настоятелем обители был назначен архимандрит Феофил.

В 1825 году состоялось освящение каменного собора, который был воздвигнут на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. К этому времени, кроме Успенского собора, уже были построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, устроены колодцы, насажены виноградники, построена каменная ограда.

В 1834 году на средства одесского купца Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». (Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 года был разрушен, храм иконы «Живоносный Источник» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 году соорудили водосвятную часовню.)

После 1834 года монастырская братия на свои средства построила еще одну небольшую церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится под одной с ней крышей.

Когда в 1837 году Одесса стала кафедральным городом, то первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде в Одессу поселился сперва в Свято-Успенском монастыре.

В 1880 году решено открыть в епархии второй викариат с целью усиления борьбы с сектантством (первый викариат был учрежден в 1853 году; викарному епископу повелено было именоваться Одесским). Епископы второго викариатства именовались Елисаветградскими; место пребывания им было отведено в Свято-Успенском монастыре. На них возлагалась обязанность быть настоятелями обители и ведать делами Одесского духовного училища.

Начавшиеся после октября 1917 года гонения не обошли стороной и Свято-Успенскую Одесскую обитель, которая была разорена и опустошена в ходе конфискации церковного имущества. 26 мая 1922 г. монахи направляют письмо: «В отдел по отделению Церкви от государства. Ввиду крайней необходимости в причащении старых калек, не могущих сходить в сельскую церковь, правление монастыря покорнейше просит разрешить в одной из монастырских церквей служить Литургию и для сего выдать нам хотя бы металлический прибор: чашу, дискос, копья и лжицу».

В том же 1922 году монастырь был закрыт. Многие его насельники запечатлели верность Христу мученической кончиной, в том числе насельник преподобномученик иеромонах Владимир (Товстик), пострадавший в Черкасской губернии в 1937 году.

В 1944 году началось возрождение монастыря. В обитель возвращаются бывшие насельники, включая тех, кто понес многолетний исповеднический подвиг, претерпев лагеря и ссылки: схиархимандрит Пимен (Тишкевич), схиигумен Сергий (Карпов) и другие. В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил . С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который ежегодно на несколько месяцев приезжал в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь стали именовать Патриаршим. Много трудов для благоустроения обители положил архиепископ Никон (Петин), пребывавший на Одесской кафедре с 1948 до 1956 года.

В 1961 году, во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря . С тех пор воспитанники семинарии в будние дни совершают богослужения в Свято-Никольской монастырской церкви, а в воскресные и праздничные дни участвуют в монастырском богослужении в Свято-Успенском соборном храме монастыря.

24 декабря 1964 года в Одесском монастыре преставился бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко), прославленный в 1994 году в лике местночтимых святых.

В 1965 году в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является священноархимандритом (настоятелем) обители.

В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.

Пребывающий ныне на Одесской кафедре неустанно трудится над благоукрашением монастыря. За годы его священноархимандритства построены новый собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», колокольня с надвратным храмом в честь свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня; часть ризы Христа Спасителя; часть хитона Пресвятой Богородицы; ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа); ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых; чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая «Млекопитательница» (написана на Афоне в XVII веке); мощи преподобного Кукши Одесского.