Равенна на карте римской империи. История искусств. Клубы и ночная жизнь

Будучи народом закаленным и суровым, никогда не искали легких путей - в том числе и при постройке своих городов. Равнина ? Ни в коем случае. Архипелаг небольших полузатопленных морем островков, изрезанных естественными каналами? Да! Тем более что непосредственная близость побережья создавала прекрасные предпосылки для создания флота. Кто бы мог подумать, что спустя десятки веков ситуация изменится полностью, и Равенна - город, который создавался как военный порт - будет поражать не мощью боевых кораблей, а уникальными образцами раннехристианского искусства.

Равенна, как и , увидела свет на болотистых землях и в морских лагунах - до сих пор многие здания города в своих фундаментах хранят остатки тех самых деревянных свай. Однако века шли своим чередом, и амбициозные планы римлян - которых и самих-то уже как таковых не осталось - канули в лету вместе с деревянными основаниями домов. Суша потихоньку отвоевывала свои позиции, и к сегодняшнему времени расстояние от города до моря составляет уже 7 километров. Однако во времена своего расцвета Равенна считалась одним из самых неприступных городов, посему и просуществовала в статусе столицы Западной Римской империи с 5 по 8 век нашей эры. Позже город пришел в упадок, пережив некоторый подъем лишь во времена Возрождения - тут провел последние годы своей жизни сам Данте. А в 1860 году Равенна вошла в состав Итальянского королевства, и с этого периода продолжает тихо-мирно жить по своим, особенным законам гостеприимства небольших итальянских городков.

Первое впечатление при знакомстве с Равенной, надо сказать, не из самых чарующих душу и глаз. Море сладких речей о концентрации культурно-исторических памятников, зашкаливающей за все разумные пределы, на первый взгляд абсолютно не подтверждается. Шумный вокзал, ничем не выдающаяся застройка улиц, суета большинства европейских городов… Тем не менее, стоит умерить свой пыл и взглянуть на Равенну несколько по-другому, не с общепринятой туристической точки зрения. Только тогда, погрузившись с головой в здешнюю атмосферу, вы сможете открыть для себя Равенну с большой буквы «Р» - величественный в далеком прошлом город, столицу мертвой империи, чей призрак не дает покоя историкам и по сей день.

Все дело в том, что Равенна далеко не так роскошна, как ее сестра Венеция, расположенная чуть севернее по тому же Адриатическому побережью. Когда Равенна переживала не лучшие времена, денег городской казны не хватало на мрамор для отделки зданий - что в некотором смысле и сохранило ее в первозданном виде для будущих поколений. Построенная из кирпича, она не подвергалась разборкам ценных пород камней, когда в Милане или Риме необходимо было возводить или реставрировать соборы и дворцы. Поэтому местные достопримечательности действительно несут на себе отпечаток Средневековья - «темного» времени, от которого по общепринятому мнению веет чем-то страшноватым и мрачным. И хотя дыма без огня нет (вспомним Святую Инквизицию), побывав в Равенне, вы поймете - даже такая эпоха оставляет после себя в истории что-то прекрасное.

Улица Равенны в дождливый день. Фото moitury.ru

Для того чтобы оценить всю эту красоту собственными глазами, нужно быть морально готовым. Отправляясь на отдых в Равенну, нужно четко представлять себе - это не тусовочное место, и едете вы сюда, чтобы прикоснуться к вечности.

Безусловно, отправляться на открытие Равенны лучше всего на личном авто. Для путешественников же доступна такая опция, как взять автомобиль в аренду . Заказывая авто предварительно, находясь еще дома, Вы сможете существенно сэкономить. "Италия по-русски" советует Вам обратиться к услугам популярного гигантского сервиса Rentalcars , многофункционального и простого, который позволит Вам выбрать самый подходящий автомобиль дома и получить его сразу по прибытию в Италию.
Для тех же, кто привык к удобству, рекомендуем заказать такси в Равенне с русскоязычным водителем. Подобрать и заказать такси возможно через удобный сервис Kiwitaxi : Вам просто необходимо выбрать, откуда и куда Вам нужно добраться. Здесь же Вы можете заказать трансфер из любого аэропорта Италии. В указанное время, в указанном месте Вас будет ожидать Ваш персональный водитель с табличкой с Вашим именем.

Лучше всего начать с церкви Святого Виталия - пожалуй, самой интересной постройке города, заложенной в 6 веке. Этот восьмиугольник из кирпича выглядит, может быть, несколько громоздко. Однако стоит зайти внутрь - и вот такого вы точно никогда в своей жизни не видели… Купол поддерживают восемь внутренних колонн, вокруг которых идет двухэтажный обход. На своде - уникальная мозаика на библейские мотивы. Между столбами - двухэтажные аркады, выгнутые к стенам сооружения. Такой прием поразительно увеличивает внутреннее пространство. Человеческому глазу становится совершенно непонятно, как не в самом большом помещении смогло уместиться столько деталей интерьера. По легенде, именно здесь находится прах святого Виталия - александрийский монах в тяжелых трудах зарабатывал деньги, после чего шел в публичный дом. Но вовсе не за тем, о чем подумали многие - он отдавал полученное падшим женщинам, чтобы те могли поправить свое финансовое состояние и не заниматься больше своим ремеслом. Когда же монах умер, почтить его память пришли десятки бывших блудниц - после чего все жители города убедились в величии духа Виталия. Здесь же, рядом, находится и Национальный музей, где собрана обширная коллекция монет римского периода, находятся уникальные образцы резьбы по слоновой кости и древнего оружия. Через дорогу можно увидеть настоящий памятник 5 века - мавзолей Галлы Плацидии, римской принцессы. И хотя большинство историков уверено, что праха Галлы здесь нет, от этого вид сооружения остается не менее впечатляющим. Этого же мнения придерживался и Карл Густав Юнг. Великий психоаналитик вообще был в восторге от Равенны - в немалой степени из-за ее мозаик, в которых видел диалог сознательного и бессознательного. И даже написал на основе «странного опыта Равенны» несколько трудов.

Исторический центр Равенны буквально пропитан духом раннего Средневековья - приземистые, мощные здания выделяются на фоне маленьких жилых домиков, раскрашенных в мягких тонах, магазинчиков и кафе. Например, баптистерий Неониано на Piazza Duomo. Среди всех зданий, которые оформлены с помощью византийских мозаик, это самое древнее. Здесь проводилось бессчетное количество обрядов крещения жителей города - можно самолично осмотреть удивительную древнейшую мраморную купель. Недалеко находится и Архиепископский дворец, на первом этаже которого работает одноименный музей. Самые удивительные и древние экспонаты (6 век) - «трон Максимиана», сработанный целиком из слоновой кости и серебряный греческий «Крест Святого Агнелла».

Баптистерий Неониано. Фото artclassic.edu.ru

Ну а теперь пришла пора направиться к местному культовому объекту - гробнице великого Данте Алигьери, Tomba di Dante. Мраморные стены и изображение поэта на кафедре стали визитной карточкой Равенны в . Мавзолей был возведен в 15 веке, только через полтора столетия после смерти автора «Божественной комедии». Флоренция же, в которой родился поэт, спохватилась спустя столетие, и стала требовать выдачи останков Данте. Равенна - в первую очередь монахи-францисканцы - уперлась, и сделала все для того, чтобы не уступить. В результате, хоть поэт и не был возведен в ранг святого, поклонение его таланту вполне сопоставимо. Ниже по улице расположено несколько древних склепов с мозаичным полом. Местные предприимчивые граждане превратили эту особенность в неплохой источник дохода. В этих склепах, из-за их расположения, полы постоянно затоплены водой. За возможность посмотреть на мозаичные полы нижнего этажа, на фоне которых плавают золотые рыбки, придется заплатить пол-евро.

Усыпальница Данте - одно из культовых мест Равенны. Фото saga.ua

Равенна не была бы «сестрой» Венеции, если бы не вода. Несмотря на то, что море от города изрядно удалено, грунтовые воды никто не отменял. Они здесь образуют целые озера, а глубокие подвалы многих старых домов заполнены водой постоянно. Как ни странно, но это обстоятельство совершенно не вредит состоянию сооружений, напротив - специалисты говорят, что осушение болотистых мест могло бы нанести большой ущерб архитектурному фонду. Уровень воды в подвалах зданий колеблется от 30 до 130 сантиметров, а насосы для откачки стоят только в церкви Святого Виталия. А вообще это довольно оригинально - лицезреть, например, в церкви Сан-Франческо, своеобразный «аквариум».

Тот самый "аквариум". Фото panoramio.com

Есть в Равенне и особенная достопримечательность - гробница Теодориха. Здание это не похоже ни на одно из множества архитектурных памятников города. Белое, неприступное, оно в довесок к своему грозному виду еще окружено забором и автоматическим контролем билетов. Вдохновителем сего (не заборов и контроля, а монументального экстерьера) был король остготов Теодорих. По принципу египетских фараонов царственная особа решила с последним пристанищем не затягивать, и строить его еще при жизни. Это, пожалуй, единственное здание в городе, построенное не из обожженного кирпича, а из известняка - отсюда и такой необычный для Равенны белый цвет. Да и характеристики строения тоже в своем роде уникальны. Чего стоит одна только крыша гробницы - огромная каменная плита, специально привезенная с другого берега Адриатического моря, из Истрии. Глыбу диаметром 10,5 м. и высотой в 2,5 м. транспортировали подвешенной между двумя кораблями. После этого факта масштаб работ становится ясен, что подтверждает и без того доказанную истину: итальянские архитекторы - одни из лучших в истории.

Гробница Теодориха, освещенная закатным солнцем. Фото photo.tut.ua

Единственное - и довольно значительное - разочарование ожидает в Равенне тех, кто желает обозреть городские достопримечательности с верхних точек. Несмотря на то, что в городе довольно много кампанилл (т.е. башен), для туристического посещения они закрыты. Так что придется искать другие способы, в полной мере задействуя собственную фантазию.

Сегодняшняя Равенна практически не отличается от других небольших городков итальянского Севера: центр заполнен офисами и магазинами, школы, детские сады и прочая инфраструктура находится вне исторической части. Зелени здесь не так уж и много - исключение составляет городской парк да бульвар рядом с вокзалом. Однако и умалять достоинства города тоже не стоит. Здесь есть свои, присущие только Равенне, маленькие радости. Вечерние прогулки по атмосферным древним улочкам, обязательная чашечка крепкого кофе, посещение миниатюрных площадей, на которых работают небольшие цветочные и овощные рынки - созерцание современной Равенны доставляет не меньшее удовольствие, чем великое прошлое этого города.

Перевод А. Васильевой (специально для ПОРТАЛ-СЛОВО.RU)

Предисловие

Предлагаемая вниманию читателя книга не претендует на то, чтобы предоставить археологам и историкам искусства какие-то кардинально новые материалы о Равенне, не является она и обыкновенным справочником для туристов. Этот скромный труд обращен к людям, которых Равенна притягивает красотой своих памятников и присутствующим в ней особым ароматом древности. Вы не найдете здесь ни обстоятельной и подчас скучной истории города, ни детализированного описания всех его сооружений. Главная цель, которую поставил перед собой автор, состоит в том, чтобы показать большую значимость для истории искусства построек Равенны, дать почувствовать, насколько это возможно, очарование этого древнего города и произвести обзор находящихся в нем произведений изобразительного искусства.

В последние годы много споров поднималось относительно памятников, о которых пойдет речь в этой книге. Нам представляется, что для читателей, которые не имеют профессионального интереса к этим тонким и достаточно темным вопросам, научное обсуждение этих проблем покажется слишком сложным. В то же время нельзя и совершенно оставить без внимания новейшие научные данные, важные как для истории искусства в целом, так и для пополнения сведений о такой малоизученной области, каковой является искусство ранневизантийского периода. В нашем исследовании мы довольствовались только обозначением основных проблем, поднимавшихся искусствоведами, а также приведением наиболее правдоподобных с научной точки зрения гипотез. Более углубленный анализ данных проблем требует специальных работ, посвященных этому материалу.

В конце этой книги вы найдете библиографический свод основных работ, написанных о Равенне преимущественно в последнее время, к которым можно обратиться при изучении данного вопроса. Излишне, думаю, говорить, что материалы этих трудов составляют большую часть данной книги, что было необходимо как для правильной оценки памятников Равенны, так и для проверки личного субъективного впечатления. Позволю себе еще раз повториться, что это исследование написано не для того, чтобы читатель получил исчерпывающие сведения о Равенне, но только, чтобы он ее лучше понял и полюбил.

Введение

Среди знаменитых городов, оставивших свой след в мировом искусстве, которыми так богата Италия, Равенна имеет свое собственное, совершенно особое лицо. В ней нет, как в Риме и Помпее, каких-либо великих памятников античной классики, она не хранит, подобно Флоренции и Венеции, восхитительных произведений эпохи кватроченто или роскошных живописных образов высокого Возрождения. Значение ее состоит в другом: Равенна является единственным городом в Италии и одним из немногих мест в мире, которое способно дать целостное представление о раннехристианском искусстве V-VI вв.

Существовали многие обстоятельства, способствовавшие увековечению имени города Равенны в истории. Именно здесь угнетенный и всеми покинутый Данте получил откровения о своей Божественной комедии и окончил свои дни. Здесь Байрон провел несколько лет своей беспокойной жизни и оставил в этом городе о себе незабываемую память. Однако своей настоящей славой Равенна, конечно, более всего обязана тому, что в V веке она служила пристанищем последних западно-римских императоров, а в VI веке стала столицей остготских королей и затем резиденцией византийских вице-королей, управлявших завоеванной Юстинианом Италией. Благодаря этим обстоятельствам на протяжении более трех столетий (404-751) город был политическим центром полуострова, а также его культурной столицей, где происходило непрерывное развитие изобразительного искусства. До настоящего времени от этой благодатной эпохи культурного расцвета сохранились немые свидетели - замечательные архитектурно-художественные памятники.

Равенна наших дней, окруженная низкой и угрюмой равниной, представляет собой наполовину вымерший маленький провинциальный город. «Трудно себе представить, - пишет Тэн, - город более заброшенный, убогий и приходящий в полный упадок». Над пустыми улицами, где из-под разошедшихся плит мостовой пробивается трава, возвышаются высокие печальные стены заброшенных монастырей, холодные и голые фасады старинных церквей, низкие, потрескавшиеся и побуревшие домики, над которыми вырисовываются силуэты старых башен. Жизнь в Равенне, словно утонувшей в окружающем ее огромном пустынном пространстве, кажется замершей. Нет больше ни оживленного людского движения, ни индустрии, ни коммерции в том городе, который пятнадцать столетий назад был процветающим морским портом. Сегодня можно наблюдать лишь несколько барок и малогабаритных суден, плывущих по дремлющим водам длинного десятикилометрового канала, связывающего Равенну с Адриатическим морем. Особую красоту пейзажа этих мест составляют чернеющие вдали на горизонте густые сосновые леса, тот самый «вечно зеленый лес», «тенистое одиночество» которого воспел Байрон. Деревья этого знаменитого бора, поредевшие от пожаров и суровых зим, рисуются живописной темной чертой на краю неба.

Есть в этом заснувшем городе то, что неизменно притягивает туристов, историков и художников, - это находящиеся в нем древние церкви, которые, под видимой холодностью своих голых стен, хранят практически невредимыми сокровища изобразительного искусства. В них нет ни привлекательной грации культовых сооружений тосканских городов, ни мягкости и пленительности памятников Флоренции, Сиены и Перуджии. Храмы Равенны бесконечно печальны, но эта самая печаль как нельзя лучше позволяет почувствовать дыхание прошлого. Здесь все уносит дух к прошедшей эпохе и ее возвышенному искусству, и никакое идущее извне вмешательство не нарушает покоя и мирного созерцания памятников. Тишина покинутых улиц, с виднеющимися тут и там античными саркофагами, прислоненными к чернеющим стенам, общая атмосфера угрюмой заброшенности, сосредоточенное одиночество древних базилик - все здесь призывает забыться среди грез и воспоминаний об исчезнувших веках. Стоит только остановить очарованный и удивленный взор на мозаиках мавзолея императрицы Галлы Плацидии, где на темно-синих фонах золотые арабески выводят свой гармоничный узор, на длинной процессии святых в ослепительно белых одеяниях в базилике Сант Аполлинарио Нуово, на великолепных фигурах Юстиниана и Феодоры, появляющихся во всем блеске своего императорского величия в апсиде церкви Сан Витале, и кажется, что эти спокойные и неподвижные силуэты оживают, и дух без всякого труда погружается в среду, которая породила эти великолепные памятники. Пользуясь выражением Тита Ливия, «душа здесь делается по-настоящему античной».

В любом другом месте, когда приходится слышать имена Галлы Плацидии, Теодориха, Юстиниана, они кажутся бесконечно далекими, как слова, лишенные всякого смысла и интереса. В Равенне, где на каждом шагу встречаются памятники их эпохи или их собственные изображения, эти имена, напротив, становятся почти физически осязаемыми реальностями. Перед лицом этого зримого вещественного свидетельства сухие упоминания хроник постепенно окрашиваются и проясняются, старый умерший город начинает жить новой жизнью, а в воображении без особых усилий рисуется ясный образ известных исторических персонажей и созданных ими архитектурных памятников.

Равенну совершенно верно называют итало-византийской Помпеей. Пожалуй, трудно найти более подходящее определение этому городу, в котором лучше, чем где бы то ни было на Востоке (в Константинополе, в Салониках) представлено византийское искусство V-VI веков. Даже больше, чем в Риме здесь можно ощутить то глубокое влияние, которое византийское искусство оказало на Италию. В Вечном городе лишь местами сохранились прекрасные мозаики, скрытые под краской, которой турки покрыли стены древних христианских храмов. Эти памятники, без сомнения, свидетельствующие о высоком мастерстве изобразительного искусства первых веков христианства, но, к сожалению, неудобные для изучения вблизи и сильно разрушенные, могут дать лишь весьма неполные и фрагментарные сведения о характере византийского искусства этого периода. Совсем по-другому обстоит дело в Равенне, где почти без изменений дошли до наших дней прекрасно сохранившиеся, доступные для обозрения обширные мозаичные циклы. В продолжение более двух столетий здесь непрерывно развивалось оригинальное искусство, тесно связанное своими тенденциями и художественными приемами с восточным искусством и сильно отличное от того направления, которое в эту эпоху преобладало в Риме. Хотя невозможно не признать высокой художественной ценности римских мозаик IV века в церквях Сан Констанца и Сан Пуденциана, но нельзя обойти вниманием и то, что с V по VIII века искусство в великой папской резиденции и столице христианского мира незаметно нисходило в Италии до уровня провинциального города. В Равенне, напротив, в этот период создавалось множество роскошных ансамблей - богатых церквей, возведенных на средства владык, прекрасных декораций, исполненных самыми умелыми мастерами. Таким образом, в то время как в папском городе византийское влияние очень слабо проникало в римскую художественную традицию, в Равенне, связанной с Византией постоянными взаимоотношениями и ставшей впоследствии административным центром империи на полуострове, восточное искусство расцвело в полную меру.

Следует отметить и то, что равеннские памятники, благодаря своей хорошей сохранности и доступному для обозрения размещению, позволяют зрителю разобраться в самом сложном процессе создания мозаичных композиций. Самый факт необычайно умелой и гармоничной организации на стенах храмов миллионов кубиков раскрашенного стекла, чья неровная поверхность так искусно преломляет свет, свидетельствует о существовании великой декоративной школы. Можно только наслаждаться дивной цветовой гаммой, которую применяют художники, ловкостью, с которой они распределяют цветовые пятна этих маленьких окрашенных кусочков стекла, роскошью самих используемых ими материалов, чередующихся золотых, серебряных и перламутровых пластинок, умением посредством кубиков разных размеров тонально разработать композицию.

Не менее интересен для специалиста и анализ различных техник разного времени и разных мастеров. На стенах церкви, которую ему предстояло украсить, художник изображал сначала в технике фрески те сюжеты, которые он должен был представить, затем постепенно поверх этой живописи накладывался сверкающий мозаичный убор, представлявший для исполнявших его мастеров необычайно кропотливую и долгую работу, занимавшую иногда в больших базиликах многие годы. Надо отметить, что часто первоначальная декорация подвергалась многим исправлениям, а также, что разные художники в рамках одного и того же храма могли выражать различные концепции и тенденции. Изучение равеннских памятников позволяет разобраться в этих разнообразных направлениях единой художественной школы.

К сожалению, только маленькая часть дошла до нашего времени от былого великолепия города Равенны. Лишь на страницах древних хроник можно найти свидетельства о существовании роскошных светских зданий, стадиона и амфитеатра, дворцов и великолепных церквей, возведенных и украшенных поколениями благочестивых жителей. Со времени Шарлеманя, вынесшего с благословения папы Адриана из равеннского дворца мозаики, мрамор и бронзу для украшения Э-ля-Шапель, вплоть до наших времен история Равенны представляет собой историю разрушения ее памятников. В XVIII веке была разобрана древняя базилика Воскресения Христова, построенная равеннским епископом Урсом в начале V века, стены которой были украшены мозаиками. Церковь святого евангелиста Иоанна, переделанная в XIV в. и окончательно перестроенная в XVIII в. утратила свою замечательную декорацию, заказанную в V веке императрицей Галлой Плацидией. Церковь Святого Креста была перестроена в 1716 г.; в 1688 г. землетрясение полностью разрушило прекрасные мозаики ц. Сан Агат. Полностью исчез готский храм Сан Андре, а церкви Сан Феодор, носящая сегодня название Санто Спирито, и Сен Мишель ин Аффричиско представляют собой только холодные стены, лишенные всякого убранства. Осталось только воспоминание о декорации церкви Сен Этьен, где когда-то длинные мозаичные и живописные монументальные циклы повествовали о жизни апостолов и мучеников; не сохранилось и убранство церквей Св. Павла, Св. Агнии и Св. Марии Великой, в апсиде которой было представлено великолепное изображение Богоматери. От старого архиепископского дворца, в котором более полувека заседали равеннские епископы, и где наряду с длинными фресковыми циклами из жизни Христа и апостолов находились и драгоценные мозаики, осталась только незначительнаякапелла. Бесчисленные древние монастыри, имевшиеся в городе, - монастыри св. Захарии и св. Михаила, св. Аполлинария и св. Феодоры, св. Северина и св. Марии ин Космедин, были полностью разрушены или уступили место более поздним элегантным обширным обителям, которые строились в Равенне на протяжении XVII-XVIII столетий. Можно было бы даже не упоминать об исчезновении роскошных произведений прикладного церковного искусства: памятниках золотного шитья, золотых и серебряных сосудах, богатых венцах, роскошных канделябрах, евангелиях с драгоценными инкрустациями,предметах особого почитания императоров, королей и понтификов, - все это исчезло во время революций, происходивших в Равенне, в годину бедственного для города разграбления 1512 г., а также из-за равнодушия и беззаботности тех, кто хранил все эти сокровища и не понимал их ценности.

Заканчивая обзор не существующих ныне древних равеннских памятников, следует упомянуть об исчезнувшем порте Классе, который был соединен с городом протяженным предместьем. Там, где более тысячи лет назад возвышался на берегу Адриатики многолюдный торговый город, населенный колониями сирийских и армянских купцов и изобиловавший многочисленными церквями и монастырями, сейчас царит полное запустение и тишина. Не осталось даже следа от стоявших здесь когда-то базиликСант Пробюс, Сант Элеокадиус, св. Евфимии у моря и церкви св. Петра, построенной в V веке архиепископом Петром II Хрисологом и бывшей наиболее грандиозной и великолепной базиликой среди храмов Равенны. Отступившее от своих прежних границ море оставило на месте древнего порта Классе одинокую грустную и болотистую равнину, пересеченную реками, медленно текущими среди рисовых полей. Единственный свидетель о существовавшем здесь когда-то городе - это величавая базилика Сант Аполлинарио ин Классе, одиноко возвышающаяся среди дикой пустыни.

К сожалению, и на некоторые дошедшие до нашего времени памятники, время наложило свой отпечаток. В одних храмах проникающая сквозь стены влажность разрушила более или менее протяженные поверхности, покрытые мозаикой, в других церквях неудачные реставрации еще более, чем стихийные бедствия, испортили внешний вид архитектурных памятников и их декорацию. Однако в общем и целом, дошедшие до нас здания сохранились вполне невредимыми, и здесь не лишним будет прибавить, что это произошло во многом благодаря разумному управлению г-на К. Риччи, директора музея Брера в Милане, чья активная деятельность вот уже несколько лет направлена на сохранение и деликатную реставрацию имеющихся в городе сокровищ искусства. К заслугам работников музея можно отнести расчищениетерритории вокруг мавзолея Галлы Плацидии, который был буквально похоронен в нагромождениях обломков, освобождение подступов к сооружению, именуемому дворцом Теодориха и к базилике Сан Витале, которые были очищены от скрывавших эти памятники лишних строений. Мраморные инкрустации баптистерия православных, мозаики Сан Витале, Сант Аполлинарио Нуово обрели их первоначальное великолепие, а в нефах базилики Сант Аполлинарио ин Классе были вновь поставлены находившиеся там ранее саркофаги. Сам городской музей христианских древностей, необычайно назидательный и интересный, находится на пути к реорганизации. Результатом всех описанных выше мероприятий явилось более пристальное и внимательное изучение равеннских памятников, способствовавшее возникновению множества оригинальных и ценных исследований историков искусства.

Прежде чем подробно начать говорить об истории и искусстве древней Равенны, следует сказать несколько слов о том, как этот город выглядел в описываемую эпоху. В церкви Сант Аполлинарио Нуово сохранились две любопытные мозаики, на которых запечатлен облик Равенны VI века. Одна из них изображает порт Классе, другая - саму Равенну. Несмотря на то, что оба изображения во многом весьма схематичны и условны, они представляют большой интерес. На изображении порта Классе за зубчатыми стенами морской колонии, открывающимися к морю высоким портиком, фланкированным башнями, виднеется круглая конструкция с двумя поставленными друг на друга этажами аркад. Это амфитеатр, ко входу в который ведет извилистая линия длинного портика. Справа изображена двухэтажная ротонда, венчаемая конической крышей и доминирующая над частично реставрированными силуэтами пространной базилики и своеобразной триумфальной арки. В левой части композиции представлены три судна, качающиеся на волнах на небольшом участке моря, ограниченном городскими стенами и четырехугольной башней маяка.

С другой стороны главного нефа базилики Сант Аполлинарио Нуово изображена Равенна, стены которой разделены большим портиком с тимпаном, украшенным золотыми мозаиками. Внутри городских стен изображен ряд зданий, большинство которых весьма узнаваемо: рядом с куполом Сан Витале простирается сама базилика Сант Аполлинарио Нуово с ее высоким фасадом и закрытым нартексом, вдали виднеется арианский баптистерий и некоторые другие здания. Особенно интересно изображение на первом плане дворца Теодориха, представляющего собой длинное двухэтажное здание, покрытое красной черепицей и поддерживаемое высокими аркадами. Портик с треугольным фронтом в центре дворца и три большие двери с обеих сторон от него являются входом в помещение. В интерколумниях висят дорогие ткани и цветочные гирлянды, а в тимпане главного портика сверкают мозаики. Особенно хороши изображенные над изгибами аркад изящные фигуры крылатых Викторий, держащих гирлянды зелени, легкая грация которых напоминает танцовщиц Помпей. Вся античная Равенна предстает перед нашими глазами на этой мозаичной композиции, демонстрируя типичные образцы ее культовых зданий и элегантную роскошь светских построек.

И тем не менее, если вы хотите составить еще более полное и живое представление о древней Равенне, откройте маленькую книжку, в которой священник IX в., аббат Агнеллус, описал для монахов своего монастыря историю и чудеса своего родного города. Этот благочестивый клирик, конечно, не был историком в полном смысле этого слова. В ходе повествования он часто переносит действие из одной эпохи в другую или смешивает персонажей, во многом искажая саму историю. Но, описывая происходившие в его городе события, наивный хронолог не смог не заинтересоваться самими находящимися в нем зданиями и их ослепительными мозаиками. Он тщательно привел в своей книге надписи, которые покрывали стены церквей и украшали саркофаги, описал в подробностях имевшуюся на стенах храмов живопись, рассказал о многих замечательных чудесах и благочестивых легендах, которые относились к этим памятникам. Все, что ему довелось увидеть или услышать, он, особенно не разбирая, поместил в своей книге, и, надо сказать, что именно это составляет ее главную прелесть. Порой может показаться, что автор словно хочет вывести читателя из терпения своими длинными отступлениями и отвлеченными рассуждениями, но, несмотря на этот недостаток, его труд имеет одно неоспоримое достоинство: сочинение Агнеллуса рисует нам живую картину Равенны византийского периода - ее архитектурных строений и традиций.

Наконец, если вы хотите полностью погрузиться в прошлое древней Равенны, просто останьтесь помечтать в тихой тени базилик, оживите вашей мыслью немые и неподвижные мозаичные фигуры - императорский кортеж на хорах церкви Сан Витале, выстроившуюся линией процессию святых жен и мужей на стенах церкви Сант Апполинарио. При некотором напряжении воображения можно представить в огромных пустынных просторах этих базилик прогуливающихся дам в длинных, расшитых золотом одеяниях, на главах которых покоятся золотые митры с легкой белой вуалью, снующую под сводами императорскую стражу, придворных в белых вышитых туниках и других представителей различных сословий - епископа со своим клиром, экзарха с офицерами, монахов в длинных черных рясах и покрывающей голову и плечи накидке. Тогда вы, несомненно, почувствуете, как ваше взволнованное воображение воскрешает давно умершее прошлое - исчезнувшие века и живших в них людей. В этом и состоит особое очарование Равенны, что здесь, как ни в каком другом месте, историческое изучение памятников неразрывно связано с их лирическим созерцанием, а научный анализ находящихся в ней произведений искусства приносит, помимо множества полезных сведений и открытий, и обыкновенную человеческую радость.

Римляне, будучи народом закаленным и суровым, никогда не искали легких путей – в том числе и при постройке своих городов. Равнина ? Ни в коем случае. Архипелаг небольших полузатопленных морем островков, изрезанных естественными каналами? Да! Тем более что непосредственная близость побережья создавала прекрасные предпосылки для создания флота. Кто бы мог подумать, что спустя десятки веков ситуация изменится полностью, и Равенна – город, который создавался как военный порт – будет поражать не мощью боевых кораблей, а уникальными образцами раннехристианского искусства.

Равенна, как и Венеция, увидела свет на болотистых землях и в морских лагунах – до сих пор многие здания города в своих фундаментах хранят остатки тех самых деревянных свай. Однако века шли своим чередом, и амбициозные планы римлян – которых и самих-то уже как таковых не осталось – канули в лету вместе с деревянными основаниями домов. Суша потихоньку отвоевывала свои позиции, и к сегодняшнему времени расстояние от города до моря составляет уже 7 километров. Однако во времена своего расцвета Равенна считалась одним из самых неприступных городов, посему и просуществовала в статусе столицы Западной Римской империи с 5 по 8 век нашей эры. Позже город пришел в упадок, пережив некоторый подъем лишь во времена Возрождения – тут провел последние годы своей жизни сам Данте. А в 1860 году Равенна вошла в состав Итальянского королевства, и с этого периода продолжает тихо-мирно жить по своим, особенным законам гостеприимства небольших итальянских городков.

Первое впечатление при знакомстве с Равенной, надо сказать, не из самых чарующих душу и глаз. Море сладких речей о концентрации культурно-исторических памятников, зашкаливающей за все разумные пределы, на первый взгляд абсолютно не подтверждается. Шумный вокзал, ничем не выдающаяся застройка улиц, суета большинства европейских городов… Тем не менее, стоит умерить свой пыл и взглянуть на Равенну несколько по-другому, не с общепринятой туристической точки зрения. Только тогда, погрузившись с головой в здешнюю атмосферу, вы сможете открыть для себя Равенну с большой буквы «Р» – величественный в далеком прошлом город, столицу мертвой империи, чей призрак не дает покоя историкам и по сей день.

Все дело в том, что Равенна далеко не так роскошна, как ее сестра Венеция, расположенная чуть севернее по тому же Адриатическому побережью. Когда Равенна переживала не лучшие времена, денег городской казны не хватало на мрамор для отделки зданий – что в некотором смысле и сохранило ее в первозданном виде для будущих поколений. Построенная из кирпича, она не подвергалась разборкам ценных пород камней, когда в Милане или Риме необходимо было возводить или реставрировать соборы и дворцы. Поэтому местные достопримечательности действительно несут на себе отпечаток Средневековья – «темного» времени, от которого по общепринятому мнению веет чем-то страшноватым и мрачным. И хотя дыма без огня нет (вспомним Святую Инквизицию), побывав в Равенне, вы поймете – даже такая эпоха оставляет после себя в истории что-то прекрасное.

Улица Равенны в дождливый день. Фото moitury.ru

Для того чтобы оценить всю эту красоту собственными глазами, нужно быть морально готовым. Отправляясь на отдых в Равенну, нужно четко представлять себе – это не тусовочное место, и едете вы сюда, чтобы прикоснуться к вечности.

Безусловно, отправляться на открытие Равенны лучше всего на личном авто. Для путешественников же доступна такая опция, как взять автомобиль в аренду. Заказывая авто предварительно, находясь еще дома, Вы сможете существенно сэкономить. “Италия по-русски” советует Вам обратиться к услугам популярного гигантского сервиса Rentalcars, многофункционального и простого, который позволит Вам выбрать самый подходящий автомобиль дома и получить его сразу по прибытию в Италию. Для тех же, кто привык к удобству, рекомендуем заказать такси в Равенне с русскоязычным водителем. Подобрать и заказать такси возможно через удобный сервис Kiwitaxi: Вам просто необходимо выбрать, откуда и куда Вам нужно добраться. Здесь же Вы можете заказать трансфер из любого аэропорта Италии. В указанное время, в указанном месте Вас будет ожидать Ваш персональный водитель с табличкой с Вашим именем.

Лучше всего начать с церкви Святого Виталия – пожалуй, самой интересной постройке города, заложенной в 6 веке. Этот восьмиугольник из кирпича выглядит, может быть, несколько громоздко. Однако стоит зайти внутрь – и вот такого вы точно никогда в своей жизни не видели… Купол поддерживают восемь внутренних колонн, вокруг которых идет двухэтажный обход. На своде – уникальная мозаика на библейские мотивы. Между столбами – двухэтажные аркады, выгнутые к стенам сооружения. Такой прием поразительно увеличивает внутреннее пространство. Человеческому глазу становится совершенно непонятно, как не в самом большом помещении смогло уместиться столько деталей интерьера. По легенде, именно здесь находится прах святого Виталия – александрийский монах в тяжелых трудах зарабатывал деньги, после чего шел в публичный дом. Но вовсе не за тем, о чем подумали многие – он отдавал полученное падшим женщинам, чтобы те могли поправить свое финансовое состояние и не заниматься больше своим ремеслом. Когда же монах умер, почтить его память пришли десятки бывших блудниц – после чего все жители города убедились в величии духа Виталия. Здесь же, рядом, находится и Национальный музей, где собрана обширная коллекция монет римского периода, находятся уникальные образцы резьбы по слоновой кости и древнего оружия. Через дорогу можно увидеть настоящий памятник 5 века – мавзолей Галлы Плацидии, римской принцессы. И хотя большинство историков уверено, что праха Галлы здесь нет, от этого вид сооружения остается не менее впечатляющим. Этого же мнения придерживался и Карл Густав Юнг. Великий психоаналитик вообще был в восторге от Равенны – в немалой степени из-за ее мозаик, в которых видел диалог сознательного и бессознательного. И даже написал на основе «странного опыта Равенны» несколько трудов.

Исторический центр Равенны буквально пропитан духом раннего Средневековья – приземистые, мощные здания выделяются на фоне маленьких жилых домиков, раскрашенных в мягких тонах, магазинчиков и кафе. Например, баптистерий Неониано на Piazza Duomo. Среди всех зданий, которые оформлены с помощью византийских мозаик, это самое древнее. Здесь проводилось бессчетное количество обрядов крещения жителей города – можно самолично осмотреть удивительную древнейшую мраморную купель. Недалеко находится и Архиепископский дворец, на первом этаже которого работает одноименный музей. Самые удивительные и древние экспонаты (6 век) – «трон Максимиана», сработанный целиком из слоновой кости и серебряный греческий «Крест Святого Агнелла».

Баптистерий Неониано. Фото artclassic.edu.ru

Ну а теперь пришла пора направиться к местному культовому объекту – гробнице великого Данте Алигьери, Tomba di Dante. Мраморные стены и изображение поэта на кафедре стали визитной карточкой Равенны в Италии. Мавзолей был возведен в 15 веке, только через полтора столетия после смерти автора «Божественной комедии». Флоренция же, в которой родился поэт, спохватилась спустя столетие, и стала требовать выдачи останков Данте. Равенна – в первую очередь монахи-францисканцы – уперлась, и сделала все для того, чтобы не уступить. В результате, хоть поэт и не был возведен в ранг святого, поклонение его таланту вполне сопоставимо. Ниже по улице расположено несколько древних склепов с мозаичным полом. Местные предприимчивые граждане превратили эту особенность в неплохой источник дохода. В этих склепах, из-за их расположения, полы постоянно затоплены водой. За возможность посмотреть на мозаичные полы нижнего этажа, на фоне которых плавают золотые рыбки, придется заплатить пол-евро.

Усыпальница Данте – одно из культовых мест Равенны. Фото saga.ua

Равенна не была бы «сестрой» Венеции, если бы не вода. Несмотря на то, что море от города изрядно удалено, грунтовые воды никто не отменял. Они здесь образуют целые озера, а глубокие подвалы многих старых домов заполнены водой постоянно. Как ни странно, но это обстоятельство совершенно не вредит состоянию сооружений, напротив – специалисты говорят, что осушение болотистых мест могло бы нанести большой ущерб архитектурному фонду. Уровень воды в подвалах зданий колеблется от 30 до 130 сантиметров, а насосы для откачки стоят только в церкви Святого Виталия. А вообще это довольно оригинально – лицезреть, например, в церкви Сан-Франческо, своеобразный «аквариум».

Тот самый “аквариум”. Фото panoramio.com

Есть в Равенне и особенная достопримечательность – гробница Теодориха. Здание это не похоже ни на одно из множества архитектурных памятников города. Белое, неприступное, оно в довесок к своему грозному виду еще окружено забором и автоматическим контролем билетов. Вдохновителем сего (не заборов и контроля, а монументального экстерьера) был король остготов Теодорих. По принципу египетских фараонов царственная особа решила с последним пристанищем не затягивать, и строить его еще при жизни. Это, пожалуй, единственное здание в городе, построенное не из обожженного кирпича, а из известняка – отсюда и такой необычный для Равенны белый цвет. Да и характеристики строения тоже в своем роде уникальны. Чего стоит одна только крыша гробницы – огромная каменная плита, специально привезенная с другого берега Адриатического моря, из Истрии. Глыбу диаметром 10,5 м. и высотой в 2,5 м. транспортировали подвешенной между двумя кораблями. После этого факта масштаб работ становится ясен, что подтверждает и без того доказанную истину: итальянские архитекторы – одни из лучших в истории.

Гробница Теодориха, освещенная закатным солнцем. Фото photo.tut.ua

Единственное – и довольно значительное – разочарование ожидает в Равенне тех, кто желает обозреть городские достопримечательности с верхних точек. Несмотря на то, что в городе довольно много кампанилл (т.е. башен), для туристического посещения они закрыты. Так что придется искать другие способы, в полной мере задействуя собственную фантазию.

Сегодняшняя Равенна практически не отличается от других небольших городков итальянского Севера: центр заполнен офисами и магазинами, школы, детские сады и прочая инфраструктура находится вне исторической части. Зелени здесь не так уж и много – исключение составляет городской парк да бульвар рядом с вокзалом. Однако и умалять достоинства города тоже не стоит. Здесь есть свои, присущие только Равенне, маленькие радости. Вечерние прогулки по атмосферным древним улочкам, обязательная чашечка крепкого кофе, посещение миниатюрных площадей, на которых работают небольшие цветочные и овощные рынки – созерцание современной Равенны доставляет не меньшее удовольствие, чем великое прошлое этого города.

Источник: портал «Италия по-русски»

Равенна (Ravenna) красивый итальянский город, который имеет массу неповторимых особенностей, благодаря которым он может называться как туристическим так и морским курортом.

В плане достопримечательностей, Равенну можно назвать сокровищницей регионаЭмилия-Романья, сохранившей выдающиеся исторические и культурные ценности, многие из которых на сегодняшний день внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но самыми известными, несомненно, является раннехристианская и византийская мозаика, которая украшает стены церквей, памятники и музеи. И даже в наши дни, Равенна - один из ведущих производителей мозаики в Италии.

Как морской курорт, Равенна тоже завоевала всемирную славу в первую очередь своими пляжами, которые находятся на берегу одного из чистейших морей (Адриатического), а также гостеприимством местных жителей и прекрасно развитой инфраструктурой. Еще один момент который делает пляжи Равенны незабываемыми это то, что вдоль них находится красивейший лес Пинета ди Равенна (Pineta di Ravenna).

Центром Равенны является площадь дель Пополо (Piazza dell Popolo), которая является отличным местом для пеших прогулок, поскольку исторический центр города частично закрыт от городского транспорта. Им енно здесь проходят основные празднования и мероприятия.

Достопримечательности Равенны

Конечно достопримечательностей в Равенне, да и как в любом другом городе Италии огромное множество, и представьте себе большинство всех этих исторических памяток украшены удивительной равеннской мозаикой. Вы знаете, такое изобилие мозаики можно увидеть разве,что только в Стамбуле.

8 самых посещаемых достопримечательностей Равенны:

Более подробно о них Вы можете прочесть в статье - Достопримечательности Равенны.

На мой взгляд вся Италия как огромная достопримечательность, она поражает разнообразием своих ландшафтов. Раз уж статья о Равенне, хотелось бы сказать, что ее окрестности, ну просто, необычайной красоты - широкие поля засаженные фруктовыми деревьями, сосновые деревья, песчаные пляжи, долины и каналы.

Для туристов любящих природу и лес , недалеко от Равенны есть отличное место под названием Оазис Альберете (oasis Alberete) где можно увидеть рептилий, моллюсков, рыб амфибий и редчайшие виды птиц. Самым оптимальным вариантом добраться до леса взять авто на прокат. Придерживаясь направления в сторону Венеции по автостраде SS 309 Romea Nord. И не забудьте одеться соответственно, там много комаров.

Аэропорт Равенны

Ближайший аэропорт Равенны - Гастоне Новелли (Gastone Novelli) в настоящее время используется, в основном, для авиа тренировок, поскольку ему составляют конкуренцию другие более крупные международные аэропорты находящиеся поблизости, из которых совершаются регулярные и чартерные рейсы - Гульельмо Маркони (Болонья в 80 км), Г. Ридольфи (Форли в 20 км), Мирамаре (Римини) и Марко Поло (Венеция).

Авиабилеты из Москвы

Как добраться до Равенны из Болоньи

  • Расстояние от Болоньи до Равенны 80 километров.

Как добраться до Равенны из Рима

  • Расстояние от Рима до Равенны 380 километров.

Как добраться до Равенны из Милана

  • Расстояние от Милана до Равенны 288 километров.

Железнодорожный вокзал в Равенне

Железнодорожный вокзал Равенны находится всего в 10 минутах от исторического центра. До которого можно добраться самостоятельно не прибегая к услугам такси, сделать это достаточно легко, нужно всего лишь выйдя с вокзала и пройдя Виале Фарини (Viale Farini) выйти на улицу Диадз (Via Diaz) пока не дойдете до Пьяцца дель Пополо.

Ежегодно через железнодорожный вокзал Равенны проходят 3,5 миллиона человек, особенно проходимость через вокзал заметно увеличивается в летние месяцы.

Цены в Равенне

Как и в любом другом городке Италии, в Равенне огромное количество ресторанов, кафе и баров. Очень хороший ресторан пользующийся большой популярностью у итальянцев и туристов, находится на улице Понте-Марино (Via Ponte Marino 3). Ресторан предлагает большой выбор блюд , в том числе и меню fisso (блюдо дня). Ужин здесь обойдется в 20.00 - 25.00 евро, сюда входит паста, второе, вино или пиво и вода.

Обеды фиссо в ресторанах будут стоить примерно в 10.00 - 15.00 евро.

В обеденное время во время просмотра достопримечательностей можно воспользоваться услугами пиццетерий и панинотек. Одна пиццетта стоит в среднем 1.00 - 1.50, а панино или местные piadine 3.50, хотя в салумерии можно купить и дешевле. Кофе в баре 1.50 - 2.00 евро. Но нужно помнить, что в центре как правило всегда все дороже.

Очень хороший магазин мороженого под названием Sorbetteria degli Esarchi находится на улице Via IV Novembre 11.

Актуальные цены на продукты, в среднем по Италии можете посмотреть статье - «Цены на продукты в Италии«.

Цена за парковку в Равенне 1.50 - 2.00 евро за час, талоны для парковки можно приобрести в газетных или табачных магазинах.

Отели в Равенне

Без сомнения незабываемый отдых в Равенне зависит от правильного выбора места проживания, поэтому начните поиск и сравните цены на отели заранее с помощью самых популярных сервисов Hotellook и Booking, или воспользуйтесь их поисковыми формами, которые расположены у нас на сайте:

Порт Равенны

По значимости, порт Равенны является одним из самых важных в регионе Эмилия-Романья, а также входит в двадцатку по Италии. Многие круизные компании начинают свои туристические маршруты именно отсюда. К примеру такие компании как Royal Caribbean и Celebrity Cruises совершают поездки к берегам Греции, острову Кипр и Турцию.

Также есть возможность побывать на Сицилии в частности в Катании, воспользовавшись услугами паромов или судов.

Кулинарные традиции Равенны

Равенна это отличное место для того, чтобы попробовать вкуснейшие блюда области. В их число входит пьяда, Каппеллетти с мясным соусом, о них я уже писала в этой статье.

Еще одним неотъемлемым блюдом жителей города являются пассателли в курином бульоне. В их состав входят панировочные сухари, тертый сыр пармезан, яйца и мускатный орех.

Еще один вкуснейший десерт считающийся типичным для области - карамелизированный инжир с сыром Скуакуероне (Squacquerone).

Типичным региональным вином считается Санджовезе.

Праздники и события в Равенне

Ну, это конечно лишь некоторые события и мероприятия.

Шоппинг в Равенне

В Равенне огромное количество магазинов для покупок, как дорогих так и не очень. Дизайнерские магазины находятся на Via Cavour.

Большое количество магазинов и различных лавок продающих продукты и сувениры, Вы сможете найти в историческом центре Равенны. Что привезти из Италии.

Большой рынок Mercato Comunale, на котором можно найти широченный выбор продовольственных товаров находится на площади Андреа Коста (Andrea Costa), он открыт в понедельник, вторник, среду, четверг и субботу с 7:00 до 14:00, в пятницу с 7:00 до 16:00, а в воскресенье выходной.

Погода в Равенне

Зимой в Равенне как правило холодно, из-за высокой влажности, и туманы здесь частое явление. Иногда на Рождество и Новый год, на радость местным жителям может выпасть снег. А летом из-за той же самой влажности здесь удушливо жарко, и поэтому я не перестаю повторять, что лучшие месяцы для посещения Италии - конец весны и начало осени, но сюда можно включить еще и июнь.

Море и пляжи Равенны

На сегодняшний день морской курорт Марина ди Равенна динамично развивается, при этом являясь одним из лучших в Италии, и пользуется большой популярностью у итальянцев и туристов из других стран.

Здесь находится большая пристань, которая предлагает более тысячи причалов для судов длиной до 40 метров что понравиться любителям прокатиться на яхте. При этом пристань защищена двумя волнорезами общей длиной 2.8 км

Лучшими пляжами Равенны считаются: Casal Borsetti, Marina di Romea, Marina di Ravenna, Porto Corsini, Punta Marina Terme, Lido Adriano, Lido di Dante, Lido di Classe, Lido di Savio.

Летом на пляжах Равенны всегда полно народу, все пляжи прекрасно оборудованы (зонтики, шезлонги и другие услуги), а главное цены не очень высокие. В округе много ресторанов и модных клубов.

Развлечения в Равенне

Недалеко от Равенны (в 15 км) находится крупнейший в Италии парк развлечений «Мирабиландия» здесь есть все, что может придать отдыху острых ощущений - американские горки, колесо обозрения, аттракционы, различные представления, лазерные шоу. Парк открыт апреля до конца сентября с 10:00 до 18:00, а также в выходные в октябре и в день всех святых (Хэллоуин). Вход 33.00 евро.

Также недалеко от Равенны находится Зоопарк-сафари где можно увидеть животных с близкого расстояния передвигаясь на собственном автомобиле или паровозике предоставленным зоопарком. Посетить Зоопарк-сафари можно с апреля по октябрь с 10:00 до 16:30. От железнодорожного вокзала Равенны до зоопарка ходят автобусы № 4, № 176. Более подробную информацию можете посмотреть на их сайте www.safariravenna.it

Среди зимних развлечений в Равенне можно выделить каток который обычно находится Палаццо Мауро Де Андре (Palazzo Mauro De Andre), на Viale Europa 1.

Напоследок не забудьте посмотреть интересное видео о Равенне.

Во времена умбров и этрусков Равенна, как и Венеция, стояла на лагуне. Благодаря стратегически удачному расположению город считался неприступным - и поэтому римский император Август заложил здесь военный и торговый порт, ставший опорным пунктом для подчинения Адриатики и ее побережий. Когда император Феодосий I делил Римскую империю между своими сыновьями, Гонорий, получивший Западную Римскую империю, сделал Равенну столицей (395) - и сразу начался расцвет города. В то время как Великое переселение народов опустошало остальную Италию, Гонорий и его сестра Галла Плацидия, регентша в 425-450 гг., построили в Равенне новую императорскую резиденцию. В 476 г. в Италию вторглись германские племена. Их предводитель Одоакр, изгнавший последнего императора Рима, после своего провозглашения королем всей Италии управляет государством из Равенны. Восточная Римская империя еще существовала и направила в Италию остготского короля (с 471) Теодориха, продержавшего Равенну в осаде три года; заставив наконец в 493 г. Одоакра сдать город, он убил его затем на общем пиру. Теодорих, воспитанный при византийском дворе как пленник, - легендарный персонаж по имени Дитрих Бернский из «Песни о Нибелунгах», принес Равенне новый подъем. В 539 г. византийский император Юстиниан (482-565) вернул Италию в лоно Восточной Римской империи, и Равенна стала резиденцией экзархов (верховных правителей провинций); начался третий период ее расцвета. Именно тогда византийский стиль проникает в западное искусство. В 751 г. лангобарды положили конец экзархату, а заодно и процветанию Равенны. Позже город оказался под властью Венеции, а с 1509 г. вошел в папское государство, в коем оставался до 1859 г. Долгое время жители Равенны жили сельским хозяйством, пока в 1950-е гг. здесь не были открыты огромные месторождения природного газа, что привело к образованию обширного промышленного пояса вокруг города.

Достопримечательности Равенны

Церковь Сан-Витале

Снаружи церковь Сан-Витале (Св. Виталия) - простое восьмигранное центрическое сооружение (кирпичная базилика), зато внутреннее убранство неожиданно поражает великолепным блеском и красотой. Строительство ее было начато при Теодорихе Великом в 526 г., а освятили - в 547 г. при его преемнике, императоре Юстиниане. Восемь столбов отделяют центральное помещение от обходного прохода. Потрясающее впечатление производят византийские мозаики, отливающие перламутром в свете, проникающем сквозь желтые витражи. Слева и справа от алтаря - всемирно известные мозаичные изображения властителей Равенны - императора Юстиниана и его супруги Феодоры в сопровождении свиты; рядом с императором - архиепископ Максимиан; в центральной апсиде между св. Виталием и св. Экклезием изображен Спаситель.

Мавзолей Галлы Плацидии

За церковью Сан-Витале - небольшой мавзолей Галлы Плацидии - единственная сохранившаяся часть исчезнувшего дворцового комплекса. Мавзолей представляет собой крестово-купольную постройку и был возведен около 440 г. еще при жизни императрицы. Внутри мавзолей украшен мозаиками, которым примерно на 100 лет больше, чем мозаикам церкви Сан-Витале. Мозаичные стены и свод сияют удивительным, глубоким синим цветом, характерным для поздней эпохи империи. Теплый свет, проникающий сквозь небольшие узкие окна, отделанные лепниной, освещает крест, символические изображения евангелистов и фигуры двенадцати апостолов, а над входом - мозаику, изображающую Христа в образе юного «Доброго пастыря». В центральной части и в рукавах «креста», лежащего в плане строения, находятся мраморные саркофаги - предположительно Галлы Плацидии и двух императоров -Констанция III, ее второго супруга, и сына Валентиниана III. Но сама императрица похоронена в соборе Св. Петра в Риме, где умерла в 450 г. Интересный музей, расположившийся в клуатрах монастыря возле церкви Сан-Витале, представляет собрания античного и раннехристианского искусства. О времени Рисорджи-менто рассказывает новехонький музей па соседней Via Baccerini Alfredo 3.

Пьяцца-дель-Пополо

Средоточие исторического центра города - живописная Пьяцца-дель-Пополо. Венецианцы возвели на ней в 1483 г. две гранитные колонны со святыми города, за ней через двести лет за колоннами был построен палаццо Комунале. На четырех из восьми капителей палаццо Венециано можно видеть монограмму Теодориха.

Кафедральному собор и крестильня

Пройдя несколько улиц, выходишь к кафедральному собору, сооруженному в 1740 г, на месте старейшей церкви Равенны, основанной епископом Урсусом. От первоначальной постройки сохранились только церковная башня и крипта. Мраморная кафедра в центральном нефе справа сложена из плит VI в. с животным узором. Во второй капелле справа и в правом поперечном нефе находятся красивые раннехристианские саркофаги.
Рядом с собором стоит православная крестильня - восьмиугольное кирпичное здание V в. с мраморными интарсиями па внутренних стенах и великолепными мозаиками, созданными, вероятно, около 450 г., т. е. -древнейшие в Равенне. Купольная мозаика изображает крещение Христа, античный бог реки - это персонификация Иордана.

Архиепископский музей

Следующее сокровище раннего христианства обнаруживается в Архиепископском музее сразу за собором: это епископское кресло Максимилиана - Cattedra di Massimiliano. Созданное в VI в., оно представляет собой египетскую резьбу по слоновой кости: это изображение сцен из Ветхого и Нового Завета. Забавны мозаики в небольшой капелле Сант"Андреа, где Иисус Христос предстает перед зрителями в облачении римского воина.

Церковь Св. Франциска

На современной Piazza dei Caduti per la Liberta возвышается монастырская церковь Св. Франциска с романской колокольной башней. Внутри - прекрасные колонны из греческого мрамора, главный алтарь V в. и крипта IX-X вв., мозаичный пол которой находится на 1,5 м под водой.

Гробница Данте Алигьери

Рядом с церковью - гробница Данте Алигьери в классицнстском стиле. Поэт умер в 1321 г. в Равенне, где жил изгнанником, после того как в 1302 г. его выдворили из Флоренции. Именно в Равенне он создал великую «Божественную комедию». Немного больше о Данте можно узнать в музее Данте в монастыре Сан-Франческо.

Сант-Аполлинаре-Нуово

Придворная церковь Теодориха стоит на весьма оживленной Via di Roma. Портик и апсида возведены в XVI и XVIII вв. По двенадцать византийских мраморных колонн, привезенных из Константинополя, делят внутреннее пространство на три нефа. Стены украшены великолепными, разделенными на три полосы мозаиками, в которых заметно византийское влияние.

Руины дворца Теодориха

Вблизи на углу Via Alberoni можно видеть руины дворца Теодориха; примечателен многослойный фасад с выступающей вперед центральной частью.

Арианский баптистерий

Восьмиугольный арианский баптистерий был построен при Теодорихе в VI в. В центре купольной мозаики, как и в православной крестильне - сцены крещения Иисуса Христа. Соседняя церковь Св. Духа ранее была арианским собором. От времен Теодориха, к сожалению, сохранилась только кафедра.

Гробница Теодориха

Популярна среди туристов своеобразная гробница Теодориха в 1 км от центра города, вероятно возведенная еще при жизни короля остготов. Мощные тесаные глыбы из известняка, сложенные без строительного раствора, придают монументальной круговой постройке массивность. Купол, весящий примерно 300 т, вытесан также из единого блока известняка. Мавзолей напоминает, скорее, сирийские, а не римские прототипы, однако фриз с орнаментом в виде щипцов, напротив, явно указывает на германское влияние. Нижний этаж с бочарными сводами выстроен в форме византийского креста; на верхнем этаже стоит древний саркофаг из порфира. Однако тело Теодориха из гробницы исчезло.

Прокат велосипеда

Всем, кто устал от долгах прогулок по городу, предлагаем поступать как итальянцы: садитесь на велосипеды! В бюро туристической информации на Via Salara можно взять напрокат велосипеды - причем бесплатно!

Справки

Via Salara 8, 48100 Ravenna;
Тел.: 05 44 48 26 64;
Факс.: 05 44 48 26 70;
wvvw.turismo.ravenna.it

Окрестности Равены

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

В 5 км южнее Равенны стоит церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, возведенная рядом с давно перенесенным портом, давшим ей имя. Строить ее начали за чертой города около 535 г., а освятили в 549 г. Круглая башня была построена в XI в. Византийские мраморные колонны разделяют внутреннее пространство; в боковых нефах - саркофаги V и VIII вв. Великолепные мозаики в апсиде и на фронтоне «триумфальной арки» вошли в историю искусства. В куполе апсиды мозаика, изображающая Преображение Христа в медальоне на кресте, украшенном девяноста девятью звездами из драгоценных камней, под ним - патрон церкви св. Аполлинарий, предстающий среди двенадцати белоснежных овец, символизирующих его паству. На фронтоне «триумфальной арки» изображение Христа-Пантократора в окружении символов евангелистов, а внизу - двенадцать апостолов в виде агнцев.

Пинета-ди-Классе

Заповедная природная зона Пинета-ди-Классе, примерно в 5 км от Сант-Аполлинаре-ин-Классе - это остатки прежде знаменитого пиниевого леса, сильно поредевшего от морозов и пожаров. Немного к западу раскинулась Mirabilandia - один из самых больших парков развлечений в Италии.
Цепь пляжей тянется от Casal Borsetti до Lido di Savio, что неподалеку от Milano Marittima, - все они появились в основном в 1970-е гг.

город на В. Италии; основана, по преданию, греками из Фессалии в 6 в. до н.э. В эпоху Рим. империи (1 в. до н.э. - 5 в. н.э.) была стратегич. портом, прикрывавшим с В. дорогу на Рим, стоянкой рим., а после захвата Р. Византией (554) - визант. флотов. В нач. 5 в. Р. - вторая императорская резиденция (первой был Милан). В кон. 5 в. город завоевали остготы. При визант. господстве (554 - 751) Р. - столица Равеннского экзархата. В 751 Р. овладели лангобарды, а в 754 франкский король Пипин Короткий завоевал Равеннский экзархат, передав затем Р. папе римскому.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАВЕННА

город в дельте реки Пал, основанный этрусками и умбрами. В III в. до н.э. Равенна была завоевана римлянами, превратившими ее в порт и стоянку римского адриатического флота. С 404 г. н.э. Равенна стала столицей Западной Римской империи и резиденцией римских императоров, а также первого германского военного правителя Италии Одоакра (476 – 493 г.), подчинявшегося восточноримскому императору Зенону (474 – 491). С этого времени начали укрепляться политические, экономические и культурные связи с Византией. После убийства Одоакра в 493 г. король остготов Теодорих основал относительно независимое от византийской империи государство, столицей которого являлась Равенна. Во время военных действий византийского полководца Велисария против остготов в Италии (535 – 540) Равенна была завоевана ромеями, а с 582 г. стала резиденцией византийских экзархов (наместников византийского императора в его итальянских владениях). Равеннские раннехристианские памятники IV – первой четверти V в. не сохранились. К их числу относились базилика Урсиана, церковь Иоанна Евангелиста, имевшая форму усеченной пирамиды, и др. Уникальные памятники византийской архитектуры V – VII вв. дошли до нашего времени. По мнению В.Н.Лазарева, они были созданы местными мастерами, использовавшими римские, миланские, константинопольские и сирийские образцы. Это – баптистерии православных и ариан, мавзолей Галлы Плацидии, базилики Сант Аполлинаре Нуово, Сант Аполлинаре ин Классе и восьмигранная купольная церковь Сан Витале, украшенные превосходными мозаиками. За пределами города находится хорошо сохранившаяся двухъярусная купольная гробница Теодориха (ок. 530 г.).