Средневековые башни осетии. Мои дороги Фантастические башни Болоньи

Мое детство и отрочество прошли в Северной Осетии, поэтому я был рад возможности съездить туда с экскурсией. Да и программа предлагалась интересная: Куртатинское ущелье, Фиагдонская котловина, Даргавс - это места, где сохранились святыни и памятники истории Северного Кавказа.

Знакомство с достопримечательностями Осетии начали с осмотра Огромного монумента Уастырджи над Ардоном. Уастырджи - это осетинское воплощение Святого Геоpгия Победоносца.

Северная Осетия-Алания - единственная республика Северного Кавказа, большинство населения которой исповедуют Православие. И покровитель Осетии - Святой Георгий Победоносец, В республике огромное количество святилищ, часовен, церквей посвященных этому святому, мест, где он совершал свои деяния. Как говорят, осетины ни одно дело не начинают без молитвы Святому Георгию.
Кавказ у меня всегда ассоциируется с древними крепостями и родовыми башнями. И я где-то прочитал, что в горах Северной Осетии сохранилось наибольшее число этих сооружений. В том числе, в Куртатинском ущелье, наиболее известном своими историческими и архитектурными осетинскими памятниками.
Первая остановка в Куртатинском ушелье - у моста напротив аула Дзивгис.

В центре селения, состоящего из нескольких современных сельских домов - развалины башни, А над селением…
У меня дух захватило - к отвесным стенам ущелья прилепилась неприступная крепость! Она выглядела как естественное продолжение скал, поэтому сразу её заметить было непросто и, надо отдать должное, наш экскурсовод обыграл представление этого древнего памятника мастерски: рассказав, что в окрестностях аула немало христианских и языческих святилищ, он просто сказал - Посмотрите на скалу над селением…. Всех сковал мимолетный столбняк, после чего показалось, что все одновременно выдохнули и рванули к скале.

По преданию, Дзивгисские крепостные сооружения преградили дорогу в Куртатинское ущелье персидскому шаху Аббасу в XVI веке, который двигался из Закавказья.
Дзивгисская пещерная крепость — одно из наиболее мощных фортификационных сооружений не только Осетии, но и Кавказа. Крепость состоит из шести построек, пристроенных к входам естественных пещер, располагающихся на различных высотах. Основное укрепление отличается большими размерами и располагается на нижнем уровне, доступ в него возможен по выложенной из камня лестнице. В остальные крепостные постройки имелся проход из соседних по высеченным в скалах тропкам и навесным лестницам, убиравшимся в случае необходимости. Поэтому в ходе боя сообщения между укреплениями было невозможно, и каждое из них было самостоятельным, автономным очагом обороны. Функцией этих небольших укреплений, устроенных на высоте 10-20 м и вмещавших до десятка воинов, было фланговое прикрытие основного. Дзивгисская крепость была серьёзно повреждена во время одной из карательных экспедиций русских царских войск.
Здесь же в селении расположен Дзивгисы дзуар (Дзивгисы Уастырджы) - христианский храм ХIII-ХV вв. Святого Георгия, склеповые могильники.
Дзивгис - первое село со стороны равнины, расположенное в Верхне-Фиагдонской котловине , которая издавна является центром Куртатинского ущелья. И, отъехав от села, я от окна уже не отрывался: снежные вершины Большого Кавказа, серо-желтые скалы и зеленые склоны котловины, повсюду осетинские башни и руины крепостей - величие увиденного завораживало!
И даже естественный фон экскурсионного микроавтобуса не отвлекал.
Котловина Верхнего Фиагдона - это мир башен. Они были всюду: и в покинутых аулах на склонах котловины, и в жилых придорожных дворах.
Было заметно, что некоторые башни восстанавливаются.

Начало башенного строительства относят к раннему средневековью - к временам аланской эпохи. Возможно, даже к более раннему периоду. Типичный же стиль кавказской осетинской башни с характерными чертами сложился в позднее средневековье, приблизительно в XVII-XVIII вв.
Башни строились как оборонительное, боевое, а нередко и жилое строение. Помимо чисто военного значения при набегах захватчиков, многие башни в Северной Осетии появились как средство защиты от кровной мести.
Родовые башни почитались как святыни, потому что они считались местом обитания святого духа. Родовые башни были оплотом и гарантом целостности и продолжительности рода, фамилии. Роль башен в Осетии была настолько важной, что со временем они стали объектами культа.

За горняцким поселком Верхний Фиагдон (рудники сейчас закрыты) завершается строительство Аланского Свято-Успенского мужского монастыря на месте церкви 19 века. Монастырские постройки стилизованы под традиционную византийскую архитектуру и вплотную примыкают к руинам средневековых осетинских строений.

На этом наш беглый осмотр долины Верхнего Фиагдона завершился. Хотелось бы больше посмотреть, добраться к руинам брошенных селений, но — не объять необъятное.... У нас еще впереди Даргавс и его легендарный Город Мертвых!

Дорога из Куртатинского ущелья в долину Гизельдона, в которой расположился аул Даргавс для нас, жителей равнин, преподнесла немало острых ощущений и заставляла намертво вцепиться в ручки кресла!

Селение Даргавс достаточно большое, но постоянное население практически отсутствует. Это связано со сходом ледника Колка в сентябре 2002 года, который разрушил ведущую в село дорогу, и Даргавс остался без связи с внешним миром.

Даргавс известен боевыми башнями и «городом мёртвых».

Даргавский некрополь самый большой на Северном Кавказе (95 наземных и полуназемных склепов). Его иногда сравнивают с долиной фараонов в Египте.
Создание «города мёртвых» некоторые специалисты связывают со страшной эпидемией чумы, тогда население Осетии сократилось с 200 тысяч до 16 тысяч человек. Но исследования показывают, что некрополь функционировал с IX по XVIII век.

Необычные архитектурные формы в бедное средневековье порождали самые необычные предположения о создателях некрополя. Называли монголов, ногайцев, аборигенов - кобанцев. Но сейчас считается установленным, что первостроители - аланы, предки осетин. Археологические находки подтверждают, что уже с VI века эти места были плотно заселены аланами. Но это не устранило многих загадок. Удивителен тот факт, что зачастую умерших клали в небольшие ладьи, что не встречается ни у одного другого народа Кавказа, иногда рядом клали весло, это при том, что никаких судоходных рек в Осетии нет. Склепы использовались на протяжении очень длительного времени и становились последним пристанищем для целых поколений горцев.
Так получилось, что к завершающему этапу экскурсии мои попутчики, видимо, устали. В некрополь большинство из них не пошли, предпочтя осмотреть его от подножия горы. Поэтому, мне посчастливилось оказаться в этом месте одному. У меня оказался с собой хороший кусок осетинского пирога с сыром, немного коньяка.
Я сидел среди склепов, отхлебывал коньяк и закусывал его пирогом. Смотрел на раскинувшуюся внизу долину, на окружающие её горы. Было спокойно и умиротворенно. Уверен, что духи покоящихся здесь не посчитали мои вольности святотатством.

смотрите

Некоторые сведения о Северной Осетии-Алании

Чуть меньше половины территории Северной Осетии-Алании располагается в горной местности, севернее Главного Кавказского хребта, на лежащих параллельно ему Боковом, Скалистом, Пастбищном и Лесистом хребтах. Хребты разрезаны ущельями, главными из которых являются Дарьяльское, Геналдонское, Куртатинское, Кассарское, Алагирское и Дигорское.
Республика граничит: на севере, где раскинулась Терско-Кумская равнина, со Ставропольским краем; На западе по Кабардинской наклонной равнине с Кабардино-Балкарией, на востоке по Осетинской наклонной равнине — с Ингушетией, а на юге сосед Осетии — Грузия. Границей здесь служат горы Главного и Бокового хребтов.
Северная Осетия находится на одной параллели с Болгарией, Средней Италией и Южной Францией.
Когда я был совсем маленьким, у меня была книга Ю.Либединского "Сослан-богатырь, его друзья и враги". Так я и познакомился с чудесным племенем нартов, лихим и в боях, и на пирах, отвечающим ударом меча на удар меча и дружбой на дружбу... И так уж вышло, что долгое время я считал, что поиграть в нарды - значит, немного побыть Сосланом и Сырдоном, Урызмагом и Хамыцем... Потом, конечно, разобрался... Нарды - увлекательнейшая древняя игра, широко распространенная на Кавказе и в Закавказье... 13 апреля 2015, 18:44

Начну пост рассуждениями из одного ЖЖ, на который я случайно наткнулась при поиске информации на эту тему. Тем более что у автора возникают точно такие же вопросы что и у меня.

Башня Курта и Тага в Куртатинском ущелье

"Я не историк, не археолог, я фотограф. Фотографией занимаюсь давно и, как считают некоторые – успешно. Большую часть моего архива составляют фотографии различных мест Северной Осетии, родины моей. Естественно, что в коллекции моей имеется и раздел посвященный средневековой архитектуре Осетии. Ведь наши уникальные башенные комплексы, одинокие средневековые башни и склепы являются не украшением республики, а лицом её, и даже, в какой-то мере, философией нашей жизни.

Цмыти - самый красивый башенный комплекс в Осетии

Во время путешествий и съёмок башен, восхищаясь смелостью архитектурных и инженерных решений наших предков, учитывая их скромные технические возможности, невольно задаешься вопросом – «Для чего? С какой целью?». В детстве, когда, не задумываясь, верил всему сказанному старшими, меня вполне устраивала военно-оборонительная версия постройки этих башен. Разжигание костров, сбрасывание камней на нападающих, дозорный пункт, забраться в недоступное место и переждать.… Но, судите сами. Зачем надо было возводить тяжелое архитектурное сооружение только для того, что бы развести на нем костер в минуту опасности, когда по близости имеется подходящий камень или скала и достаточно соорудить легкий навес для хранения хвороста. Для обороны многие из средневековых башен (с точки зрения современного человека) тоже мало подходят. Я забирался на многие из них, пытался представить себя средневековым воином…. Ну очень неудобно, стоя наверху, лить вниз кипяток (все равно на ветру остынет), швырять большие камни в проходящих, или тащить наверх расплавленный свинец. А стрелять из огнестрельного оружия, по-моему, гораздо удобнее со склона горы, спрятавшись за какой-нибудь валун. «Спрятаться и переждать», но многие «влепленные» в скалы башни имеют настолько малую полезную площадь, что и двоим развернуться негде, а вскарабкаться к спасительному бастиону сможет только профессиональный скалолаз с комплектом крючьев и веревок. А прятать и оберегать необходимо было почтенных старцев, тучных женщин и маленьких детей. Вообщем, военно–оборонительная версия происхождения башен у меня вызывает сомнения.

Практически недоступная башня в с. Зинцар (замок Ос-Багатора)

Для чего же они строились? А для чего строят башни в наши дни? На капищах, у въезда в село, на входе в альплагерь, у себя во дворе? Для обороны? – нет, для хранения утвари? – нет, для привлечения туристов – вряд ли. Вот и в ХII – ХIV веках", возможно, на территории нашей республики тоже существовал обычай, (мода, если хотите). Каждая уважающая себя фамилия должна была увековечить свой род этаким вот памятником. Ведь недаром же многие башни являются фамильными. Либо памятник – башня возводилась в честь какого-либо значимого события, как башня Курта и Тага в Куртатинском ущелье. Тешили наши предки своё «Я». Не доедали, не досыпали, не отдыхали, а строили нам, своим потомкам, загадки."

Взято из Журнала Владимира Майорова.

Загадка сванских башен (Грузия)

В первую очередь, Сванетия знаменита своими башнями. Их здесь превеликое множество, Местиа и Ушгули, вообще представляют собой сплошной лес из башен. Здесь башни есть в каждом дворе. Именно, для того чтобы посмотреть на башни, сюда валят огромные толпы туристов.

Но вот что интересно, на данный момент, достоверно никому не известно, ни как строились эти башни, ни зачем.

В общем случае, башня представляет собой сооружение правильной формы, с гладкими стенами, высотой в два-три этажа. Время строительства большинства башен, датируется XII-XIII вв.

Основная теория возникновения башен – боевая, дескать, строились они для обороны, что не лишено смысла, башня ведь. Но вот беда, внутренних войн в Сванетии не было, а большинство башен, построены во времена «золотого столетия», когда в Сванетию никто не вторгался. Так зачем строить башни? Задел на будущее? Быть может. Вот только, башни, в текущем их состоянии не очень пригодны для обороны, простой пример – большинство башен, имеют окна, только с одной стороны, и что самое интересно, часто, эти окна смотрят в противоположную сторону, от вероятного места появления противника. Согласитесь, что это выглядит глупо для боевой башни. Правда, на верхних этажах, часто имеются окна, смотрящие на подножье башни, но они похожи больше на смотровые окна, нежели на бойницы, при этом, они достаточно узки, чтобы из них можно было сбрасывать что-то существенное, разве что, лить смолу.

Еще одна теория – это жилые помещения. Но эта теория совсем слабая, все местные в один голос утверждали, что в башнях никто и никогда не жил. И это очень похоже на правду, по одной простой причине – в башне нет камина. А это, учитывая суровый климат Сванетии, очень серьезный аргумент.

Некоторые говорят, что в башнях хранили припасы. Но тогда не понятно, почему башня? Зачем нужны вертикальные, гладкие стены и окна, столь похожие на бойницы? Но то, что в башнях иногда хранили продукты – правда.

Так же интересен тот факт, что при захвате селения, башни, чаще всего сносились? Зачем? Ведь если это защитное сооружение, не лучше ли его использовать в своих целях?

В общем, в истории сванских башен, много загадочного, и самое загадочное – что никто, точно не знает, зачем они были нужны. А пока ученые гадают, башни продолжают стоять, пустые, как и многие века до этого.

Башни вайнахов в Чечне и Ингушетии


Земли Чечни и Ингушетии часто называют «страной вайнахов». Вайнахи – это общие предки чеченцев и ингушей, от которых им достались единые язык (обладающий различными диалектами) и культура. Много веков этот народ жил на территории между Осетией и Дагестаном, вдоль Главного Кавказского хребта.

Здесь, в долинах бурных рек и между высокими горными хребтами, он оставил после себя великое архитектурное наследие: языческие святилища, храмы, родовые склепы и башни.

"Башни двух соперниц" в Ингушетии

В горном Джейрахском районе Ингушетии и прилегающих горных районах Чечни, располагаются сотни средневековых каменных башенных комплексов, селений, просто отдельно стоящих башен. Практика строительства башен берет начало в 5-м веке.

Почти все они расположены на возвышенностях. Многие из них малоизученные, но поражающие своим великолепием. То, что они мало известны – следствие их фактической недоступности. Иначе говоря, проход к ним крайне сложен и опасен.

Башни-близнецы из Ушкалоя, Аргунское ущелье

Считается что эти башни делятся на боевые и жилые. Может быть позднее их уже приспособили для этих целей, а с какой целью они были построены, неизвестно.

Ингушские башни

Самый известный башенный комплекс Ингушетии - Вовнушки. Стоящие в живописном ущелье реки Гулой-Хи, каменные башни выглядят как естественное продолжение скал. Башенный комплекс Вовнушки в 2008г. стал финалистом конкурса "Семь чудес России".


Как это ни странно, но башни Северного Кавказа имеют сходство с башнями из провинции Сычуань в Китае и с башнями индейцев анасази в Калифорнии.

Башни Тибета

B Тибете и в китайской провинции Сычуань тоже стоят странные ребристые башни, некоторые - с десятиэтажный дом. На юго-западе Китая более тысячи подобных древних сооружений. Местное население не знает, кто, когда и зачем их создавал. Говорят, что самые первые башни были построены в этих местах еще в 1700 году до нашей эры.

В отличие от ингушских башен, башни провинции Сычуань имеют звездообразную форму: некоторые представляют в плане восьмиконечную звезду, другие – двенадцатиконечную.

Башни индейцев племени анасази , культура которых развивалась на юго-западе Северной Америки в нач. III-XV вв., также напоминают башни Кавказа.

Сторожевая башня (Desert View Watchtower), точная копия индийских башен, построенная в 1932 году.

Круглые башни Ирландии

Ирландия буквально усеяна непонятными башнями, которые нигде больше не встречаются. Точнее, две еще есть в Шотландии и одна на острове Мэн. На протяжении уже трех веков, историки и архитекторы не могут объяснить их назначение. По всему острову насчитывается 65 таких башен. И еще 23 полностью или частично разрушенных башен.
Построены башни явно по одной технологии, отличаются только диаметром и высотой. Высота колеблется от 18 до 34 метров. Стены башни выложены из мало обработанного камня на известковом растворе. У башни две стены - внутренняя и внешняя. Внутренняя идет ровно, а внешняя с небольшим уклоном к вершине. Пространство между стенами, заполнено раствором.

Также вызывает вопросы каменный купол башен, имеющий коническую форму. Для чего он такой сложный и массивный?

Интересно, что вход в башню, находится на высоте от 1,5 до 7 метров над основанием. Никаких ступенек, ведущих к этому входу, строителями не предусматривалось. Возводились башни на протяжении 5 веков, с 700 по 1200 год.

Первое письменное упоминание об этих башнях появляется в XII веке. В нем писалось, что башни символизируют стремление людей к Богу. Ну а что еще мог написать в те годы, прелат церкви, о непонятных сооружениях?

Лишь в эпоху Просвещения в XVII веке, возникло предположение, что к церкви, эти башни не имеют никакого отношения. И возникла диаметрально противоположная версия – башни возводили викинги, для контроля над местным населением. Но викинги, тогда должны были бы строить такие башни не только в Ирландии. Да и в центральной части острова, башни есть, а вот следов викингов нет. Значит все же не викинги.

Последняя официальная версия, гласит, что башни строили для укрытия в них во время набегов викингов. И действительно башни находятся вблизи христианских церквей. Да и высокий вход, позволял забраться по приставной лестнице людям и укрыться на время набегов. А известковый раствор стали применять только во времена христианства.
Но как оказалось, известковый раствор применялся на острове еще в бронзовой эпохе. Об этом свидетельствует, открытый археологами в Белфасте склеп, эпохи бронзы. Да и насколько такое укрытие, как башня, могло защитить от викингов?
Похоже, что до конца назначение этих башен так и не раскрыто.

Фантастические башни Болоньи

Из всех древностей больше всего в Болонье поражают ее башни. Особенно стоящие в центре Торре Азинелли и Торре Гарисенда.

С высотой 97,2 м, башня является самым высоким строением исторического центра Болоньи и самой высокой из «падающих башен». Ещё при строении башня начала отклоняться, и сегодня этот наклон составляет 1.3°, со смещением на 2.2 м в верхней части. А соседняя башня Гаризенда из-за своего наклона на 3 м трижды была укорочена, и на сегодняшний день её высота - 48 м.

Точной даты постройки башни Азинелли нет, но считается, что строительство началось между 1109 и 1119 годами. Однако первый документ, упоминающий башню Азинелли, датируется только 1185 годом, почти через семьдесят лет после предполагаемой даты строительства. Название башни происходит от семьи, которой традиционно приписывается строительство этого сооружения.

По преданию, в средние века среди самых богатых семей Болоньи шло негласное соревнование: кто построит башню выше других, тот достоин наивысшего почета.

В XIV веке владельцами башни Азинелли стали городские власти. C тех пор башня использовалась и как тюрьма, и как крепость.

А еще пишут, что тогда, в 12-м веке такие башни строили все состоятельные семьи, так что Болонья в те годы напоминала Манхэттен. Это потом уже какие башни сами рухнули, какие разобрали, так что до наших дней дожили всего несколько.

Сан Джиминьяно: город «ста башен».


В другом итальянском маленьком Сан Джиминьяно концентрация башен столь высока, что создается ощущения маленького человечка среди небоскребов.

Зачем это, почему? Но, опять же, пишут "затем чтобы показать свое богатство и мощь семейства выстраивали башни, так в XIV в. насчитывалось 72 башни, из которых сохранились 14."

"Средневековые небоскрёбы"

Башни Средней Азии и Ближнего Востока

Многие скажут, что в них ничего необычного – это минареты, но…

Башня Бурана, Киргизия, приблизительно 10-го века.

Почему-то вход не на уровне земли. Строители не искали легких решений?

Первоначальная высота башни была не менее 40 м, её верхняя часть была сброшена землетрясением. На сегодняшний день высота составляет чуть более 21 метра.

Внутри башни

Свастичная вязь

Рядом с башней Бурана находится занесённое грунтом древнее городище.

Башня Кабуса (Иран), построенная в 1006-1007 гг. Видим такую же как и в Ирландии конусную массивную крышу .

Так башня выглядела до реставрации

Самарра. Минарет аль Мальвия, Ирак. Приблизительная дата постройки - 849 год.

Качество обработки каменных блоков поражает.

Джамский минарет в Афганистане.

В одном из удаленных и пустынных уголков Афганистана расположена таинственная башня. Высота более 1500 метров над уровнем моря и скалы сделали его труднодоступным, именно это и позволило ему сохраниться до наших дней. На долгое время об этой башне позабыли, пока в 1957 году не произошло ее открытие заново.

Вершина первого яруса содержит текст из Корана. Здесь же имеется и другая надпись, свидетельствующая, что этот минарет был построен Гияс-уд-Дин Мухаммедом ибн Сама, являющегося одним из ведущих правителей времен Гуридской империи. По этой же надписи считается, что Джамский минарет был построен в 1194 году.

А его загадка ещё и в том что входа в это сооружение обнаружено не было. Сейчас его роль исполняет пробитый уже в наше время проход.

Это лишь некоторые башни - минареты, как считают современные историки. Может быть, это одно из их назначений, но думаю, не первоначальное.

Очень интересная и информативная статья о башнях.

Originally posted by gvernikov at Ингушские родовые башни

И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы -
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!

Михаил Лермонтов. Демон.


Так всегда бывает в подобных поездках: оказываешься в том или ином месте неподготовленным, восторгаешься, фотографируешь и только потом, вернувшись домой, начинаешь собирать информацию об увиденном.

Это в полной мере коснулось поездки к родовым башням в Джейрахское ущелье , которую в Ингушетии нам любезно организовал Калой Ахильгов . Несмотря на очевидную уникальность этих мест и памятников архитектуры, информации о них в сети не так много, как я ожидал, и почти все материалы сосредоточены на ингушских сайтах. Это ничто иное, как следствие нереализованности туристического потенциала и статуса закрытой пограничной зоны, в которой находятся Джейрахо-Ассиновский историко-архитектурный музей-заповедник.

Немного из истории родовых башен

По мнению современных историков массовое строительство каменных башен в горных районах современной Ингушетии относится к XVI-XVII вв.

Чтобы подняться к башням, необходимо преодолеть трудный путь, петляя по отвесным скалам (впрочем, наш Сева из Кинокружка, вооружившись камерой, преодолел этот путь без особых проблем). Такое расположение строений исключало неожиданное нападение. Более того, обитатели замка могли при случае успешно противостоять нападавшим, выдерживая длительную осаду крепости. Из уст в уста потомкам передается легенда о женщине, которая в дни осады спасла от огня и нападавших врагов маленьких детей в люльках. Предание гласит, что ей чудом удалось совершить несколько переходов из одной башни крепости в другую по канату, оставшемуся от разрушенного осаждавшими подвесного моста.

Место, в котором построены Вовнушки, заслуживает отдельного рассказа. Это образец горской природы – быстрая и холодная горная река Асса , окруженная зарослями, течет у подножия высокого скалистого хребта Цорейлам. Асса возникает из родников и талых вод снежников на высоте 2700 метров. Она имеет множество притоков и впадающих в нее речек, как например, реки Галгай-Че и Гулойхи. На теневом склоне горного массива растет густейший лес, а на солнечной стороне, где стоят башни замка Вовнушки, только отдельные деревья упрямо цепляются за камни. Вся местность, в которой расположены Вовнушки, называется Таргимская котловина. Дно Таргимской котловины лежит на высоте 1000-1100 м. над уровнем моря. Эта котловина, так же, как и долина реки Армхи, расположена в зоне «дождевой тени». Осадков в ней выпадает значительно меньше, чем в зоне северных предгорий. Высокий горный хребет загораживает ее от дожденосных северных ветров, которые всю влагу оставляют на северных склонах хребтов и попадают в котловину в виде нисходящих – сухих и теплых воздушных потоков. Поэтому здесь господствует сухая и солнечная погода.

Кстати, один из сотрудников Джейрахо-Ассиновского заповедника, который нас сопровождал в поездке, является прямым потомком Оздоевых, которые в средневековье воздвигли замок в Вовнушках.

Также можно отметить, что есть как минимум один ингуш, который строит башню и в наши дни . С детства увлекающийся историей своей родины, художник Мурад Полонкоев изображал башни практически на каждой своей картине. А в один день отложил мольберт и взялся за мастерок. На возведение башни ушло уже десять лет и шесть камазов горных камней. Пожелаем Мураду удачи и успешного завершения строительства!

Туризм в Ингушетии

Красивейшее историческое сооружение Вовнушки получило свое название от одноименного ингушского села в Джейрахском районе. Оборонительный замок был построен древним ингушским родом Оздоевых, для которых селение являлось родовым гнездом.

На слух название воспринимается слишком уж несерьезно для места, где в свое время было пролито много крови. Но на местном диалекте оно произносится как «воувнушке» с ударением на первый слог. В дословном переводе означает «место боевых башен».

Первые достоверные описания Вовнушек относятся к началу XVIII века. В то время родовой замок Оздоевых играл важную стратегическую роль. Дело в том, что соседнее Ассинское ущелье в те времена было единственным прямым и относительно удобным проходом через Кавказский хребет. По этому маршруту постоянно ходили караваны, на которые устраивали облавы грабители. Вовнушки служили убежищем и защитой для путешественников.

Время от времени на замок совершались набеги, не говоря уж о локальных конфликтах. Но он был построен в таком удачном месте, что мог выдержать самую длительную осаду. От непрошеных гостей надежно защищали горные склоны.

Если несведущему человеку показать фото замка и спросить, что это за место, он не задумываясь наверняка назовет какую-нибудь европейскую страну. «Типичная постройка для позднего Средневековья», ― говорят историки. Странно, но никто из них не может сказать точного времени создания замка. Предположительно это XVII‒XVIII века, но, возможно, и раньше. Скорее всего, когда строился замок, на территории Ингушетии еще жили христиане. Ислам стал распространяться среди местного населения в XVIII веке и еще не успел наложить отпечаток на внешний вид местных построек.

Культ камня ― именно так можно вкратце охарактеризовать самую суть этого строения. Это удивительно, но две массивные боевые башни были возведены безо всякого фундамента. Фактически они стоят на сланцевых скалах. Вполне распространенная строительная технология того времени: на предполагаемое место строительства, на землю, лили молоко. Весь грунт, сквозь который оно просачивалось, убирали и лили дальше ― до тех пор, пока молоко переставало впитываться. После этого ставили самые первые камни огромных размеров, больше человеческого роста, которые обеспечивали устойчивость конструкции. «При удивительной стройности, пропорциональности и довольно большой высоте, они устойчивы и прочны», ― писал о военных ингушских башнях художник Щеблыкин, оставивший довольно много исследований об этом месте и зарисовок местных сооружений. Для транспортировки камней использовался специальный ворот для подъема.

А в кавказских легендах есть упоминание о том, что камни для основания башни тянули девять пар быков, а двенадцать лошадей не могли сдвинуть с места.

    Перед началом строительства замка или башни обязательно приносилась жертва. Место будущей постройки окроплялось кровью жертвенного барана, и только после этого можно было начинать работы.

Помимо метода строительства удивляет и технология приготовления раствора для скрепления между собой камней на верхних ярусах башни. Одним из его главных компонентов, судя по результатам лабораторных исследований, является казеин (белок, который образуется при закисании молока). Фактически раствор представляет собой смесь извести, песка и молока. Он до сих пор держит кладку «намертво».

Неудивительно, что мастерство обращения с камнем в те времена ценилось весьма высоко. Из рода в род веками передавалась практика строительства каменных замков, и всех видных мастеров в этом деле знали по именам. Для продолжателей традиций делом чести было не только качество постройки, но и соблюдение сроков строительства. Мастеру давался ровно год, и если по каким-то причинам он не укладывался в сроки, на весь его род ложилось позорное пятно, а саму башню разбирали до основания и отдавали заказ другим. Как правило, мастера всегда успевали. Во всяком случае, замок Вовнушки ― это явное подтверждение мастерства и пунктуальности его создателей.

    Ингуши считали, что все беды ― от голода. Поэтому в обязанности заказчика входил ежедневный плотный рацион для строителей и каменщиков. Если мастер падал с башни от головокружения, хозяина обвиняли в жадности и изгоняли из аула.

Вовнушки, 1910

В Средние века на Северном Кавказе главной единицей организации служили родоплеменные объединения – тейпы. Оборонно-сторожевые башни в Вовнушках возведены уважаемым старинным тейпом Оздой (Оздоевы).

Быт и обычаи жителей замка

Раньше две башни соединялись подвесным мостом, и в случае осады женщины, старики и дети перебиралось в более безопасную башню. Если говорить о высоте, то можно провести параллель с семиэтажным домом (зодчие того времени, как правило, не возводили боевых башен выше 30 метров).

Попасть внутрь можно было только через второй этаж, именно там была входная дверь ― это лишало врагов возможности применить таран во время осады. Первый этаж без окон и дверей служил как местом для хранения продуктов, так и подвалом для узников. На втором этаже, как правило, находилось самое ценное, чем обладали жители военных башен, ― братский котел: большая емкость на толстой цепи. Котел наделяли волшебными качествами и поклонялись ему как святыне (считалось, что над ним витают души умерших). Даже если кровник, спасаясь от преследования, успевал забежать внутрь башни и прикоснуться к священному котлу, его не трогали, пока он не удалится от святыни на достаточное расстояние.

Жилыми были верхние этажи. Между этажами жители башен передвигались по приставным лестницам. А самый верхний использовался в качестве чердака, где хранилось оружие, строительные материалы и прочие нужные в быту вещи.

Особенности захоронений ингушских воинов

Недалеко от боевых замков обычно всегда строились склеповые сооружения. Вовнушки не являются исключением: если подняться немного вверх по ущелью, то можно обнаружить древний склеп и мавзолей, который имеет весьма любопытную форму пушечного ядра. В Средние века в Ингушетии часто воздвигали надземные склепы, где в несколько рядов на полки клали умерших, и их тела подвергались так называемой «естественной мумификации».

Средневековый замковый комплекс «Вовнушки» – один из самых экзотических и ярких памятников страны. Он восхищает не только туристов, но и архитекторов, отдающих дань уважения ингушам, которые умели не только отлично обороняться, но и великолепно строить. Неслучайно этот замок является одним из чудес Кавказа, и даже периодически претендует на то, что причислиться к чудесам света. Его величие обязывает. Ведь самоназвание ингушей – галгай, что означает жители башен.

Фундаментом замка стали гребни сланцевых скал теснины реки Гулай-хи. Крепость состоит из двух отдельностоящих замков, когда-то соединенных подвесным мостиком. Основой каждого является одна и две боевые четырехярусные башни с плоскими крышами и парапетом.

«Вовнушки» входят в состав Джейрахско-Ассиновского музея-заповедника. Историки и искусствоведы считают его одним из шедевров средневековой архитектуры, а вообще этнокультурные следы ингушей уходят аж в новокаменный век. Экскурсанты, сопровождаемые подробным рассказом гида о событиях, связанных с этим необычным замком, хорошо себе представляют, как эти башни в свое время встречали торговые караваны Великого шелкового пути и отражали набеги жадных до них разбойников.

Говорят, что горцы построили этот замок на неслучайном месте. Определилось оно с помощью молока, которое лили на землю. Строить начали там, где оно не впиталось в почву. Больше того, с помощью молока делали раствор, который уже пять веков держит камни постройки, и будет держать, видимо, вечно. Такой прочной кладки больше нет нигде в мире. Особенность территории, на которой находятся «Вовнушки» – живой, не прекращающийся ветер. Свободный и свежий, как характер горцев. Недаром они так гордятся и собой, и своими историческими памятниками.

О времени строительства башен комплекса Вовнушки известно очень мало, но уверенно можно предположить, что каждая из башен была построена в течение одного года, как и другие родовые башни вайнахов. Уложиться при строительстве башни в срок 365 дней считалось обязательным. Если в течение года закончить строительство башни не удавалось, то её не достраивали, а разбирали на камни или оставляли заброшенной. Сам факт ложился пятном слабости на строивший башню тейп.

С Вовнушками связано множество легенд, но одна из них похожа на правдивую историю. Суть легенды проста: однажды во время осады башен вайнахская женщина спасла множество младенцев. Когда одна из башен была подожжена, она перетащила люльки с малышами, чудом сумев пробежать несколько раз по канату, оставшемуся от уничтоженного врагами подвесного моста между двумя башнями Вовнушек.

В 2008 году башенный комплекс Вовнушки стал финалистом конкурсного проекта Семь чудес России, организованного газетой «Известия», телеканалом «Россия» и радиостанцией «Маяк».

В 2009 году изображение башенного комплекса Вовнушки появилось на марке Почты России «Республика Ингушетия» в серии «Регионы».

В 2010 году Банк России в серии «Памятники архитектуры» памятных монет России выпустил тиражом в 10000 экземпляров серебряную монету с изображением одной из сторожевых башен комплекса «Вовнушки» номиналом 3 рубля и весом 31,1 грамм.

На территории проживания осетин расположено большое количество архитектурных памятников, самыми выдающимися из которых являются средневековые башни и замки, широко распространённые в горной зоне.
Начало башенного строительства относят к раннему средневековью - к временам аланской эпохи. Возможно, даже к более раннему периоду. Типичный же стиль кавказской осетинской башни с характерными чертами сложился в позднее средневековье, приблизительно в XVII-XVIII вв.


Оборонительные сооружения осетин подразделяются на боевые («мæсыг») и полу-боевые жилые башни («гæнах»), замки («галуан»), наскальные и пещерные крепости, заградительные стены. Для каждого из этих видов памятников характерны определённые способы сооружения, особая планировка и определённое назначение. Осетинские мастера приглашались строить башни и другие сооружения в Балкарию, Грузию и другие регионы Кавказа.
В Осетии отмечено более трёхсот башен различной степени сохранности, лучше всего сохранились боевые башни, гораздо в более худшем состоянии жилые. Большое количество башен и других укреплений было уничтожено или повреждено во время карательной экспедиции генерала Абхазова в Осетии 1830 года. Документально подтверждено разрушение башни Шанаевых в селении Даргавс, трёх башен в селении Чми, селения Барзикау, Лац, Хидикус, Уаласых, всего 10 населённых пунктов были сожжены и разрушены. Также осетинские башни и крепости массово уничтожались во время различных карательных экспедиций в Южную Осетию.
О последовательном уничтожении осетинских башен упоминает Коста Хетагуров в этнографическом очерке «О́соба» (1894).:
В настоящее время в Нарской котловине, да и во всей Осетии, нет ни одной сохранившейся в целости башни; все они, по распоряжению русского правительства, были разрушены в сороковых и пятидесятых годах прошлого столетия.

В глубине Куртатинского ущелья, на одном из плато южного склона скального массива Кариу-хох, на высоте около 170 м от подножья горы, находится уникальный памятник средневековья, архитектурный комплекс селение Цмити.
Рука времени изгладила следы богатства и блеска этого древнего осетинского поселения, но у осетин сохранилось предание, что здесь был богатый город, безопасный от всех хищнических набегов, и служивший отличным местом для торговли.
В селении Цмити сохранились древние боевые и жилые башни. Строились они в три этажа. Первый служил хлевом для скота, на втором размещалась семья, а третий использовался как сторожевое или оборонительное сооружение.

Родовые башни почитались как святыни, потому что они считались местом обитания святого духа. Родовые башни были оплотом и гарантом целостности и продолжительности рода, фамилии. Роль башен в Осетии была настолько важной, что со временем они стали объектами культа.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую