Троицкое предместье на белорусском языке. Троицкое предместье. Галерея ремесел "Славутасць" и "Славутыя майстры"

  • Месторасположение: ул.Богдановича
  • Год строительства: XVII-XIX века; XX век
  • Стиль: классицизм, эклектика

Карта Троицкого предместья

Фотографиии Троицкого предместья

Троицкое предместье - живописный средневековый квартал на берегу реки Свислочь в самом центре Минска. Уютные улочки, стилизованные домики с черепичными крышами в Троицком предместье стали одним из главных символов столицы, представляющую сегодня часть исторической реконструкции Минска.

Немного истории

Название предместья происходит, скорее всего, от Троицкого костела , основанного великим князем Ягайло. Кстати, это был первый католический храм в Минске. Другая версия свидетельствует о существовании топонима "Троицкая гора" , от которого и получило название предместье. Поселение Троицкая гора возникло в ХII-ХIII вв. на возвышенности у реки Свислочь. В древние времена предместье было торговым центром, где пересекались дороги из Вильно, Полоцка, Смоленска, Могилева, а с конца ХVI века здесь располагалась крупнейшая торговая площадка города - Троицкий рынок.

Предместье было застроено деревянными домиками, в которых жили ремесленники, торговцы, крестьяне и военные. Древняя планировка предместья исчезла в начале XIX в. после большого пожара и восстановлена уже в камне. В 30-60-е годы ХХ века были разрушены отдельные строения предместья и целые улицы. В 1980-х и начале 2000-х годах были проведены реставрационные работы по воссозданию архитектурного облика Минска.

Троицкое предместье сегодня

В 2004 году была начата историческая реконструкция Троицкого предместья, которое с течением времени было включено в комплекс Старого города. После реставрации она превратилась в естественный музей под открытым небом, где можно увидеть здания каменной застройки XIX века. В 2009 году сквер, где несколько веков назад находился рынок, получил историческое название Троицкая гора. Здесь же расположен построенный в 1930-е годы Национальный академический театр оперы и балета Беларуси.

Что посетить и куда зайти? Top-10 Must-See

Троицкое предместье - это туристическая мекка беларуской столицы, где можно увидеть, как выглядел Минск несколько веков назад, а также познакомиться с культурным наследием Минска. Итак, представляем Вам Top-10 Must-See .

Гостиная Владислава Голубка

Троицкое предместье представляет в себе небольшой музейный островок. И первым таким объектом является филиал музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси под названием "". Хотите узнать о театральной жизни XX в., а также судьбу и интересные факты из жизни первого Народного артиста БССР В.Голубка, тогда Вам в "Гостиную Владислава Голубка".

В музее истории беларуской литературы Вас ждет погружение в классическую литературу Беларуси. Вы узнаете, как начинали молодые поэты и писатели, среди них отдельно хочется выделить имена таких славных беларуских сынов, как Василь Быков и Максим Танк, Владимир Короткевич и Рыгор Бородулин . Среди них уникальные коллекции рукописей, мемориальные вещи беларуских писателей, фотографии, редкие книги, документы, этнографические материалы и художественные произведения беларуских скульпторов и художников.

Дом-музей имени Максима Богдановича

Литературный дом-музей имени Максима Богдановича расскажет о короткой, но очень плодотворной жизни поэта. Расположен музей не случайно в предместье. Дело в том, что именно в доме мущея и родился будущий талантливый поэт. В Минск Максим Богданович вернулся лишь за год до смерти. Судьба Богдановича трагична - с 18 лет он болел туберкулезом и умер в 25 лет. Последние дни жизни поэт провел у моря, в Ялте, куда уехал по настоянию друзей, но это уже не могло спасти его. Зайдя в музей, у Вас будет возможность посетить открытую лекции или музейно-педагогическое занятие, которое будет интересно не только детям, но и взрослым.

Книгарня "Вянок"

Книжный магазин "Вянок", стилизованный под книгарню XIX века, назван не случайно белаурским словом "Вянок". Именно так назывался единственный изданный при жизни сборник стихов Максима Богдановича. Максим Богданович - поэт высочайшей культуры. Он читал в оригинале и переводил на беларуский язык Горация и Овидия, Гейне и Шиллера, Верлена и Пушкина. Он доказал, что беларуский язык - не только "мужицкий" язык, что им можно выразить самые высокие идеи, самые тонкие чувства.

Никак не обойти и памятник Максиму Богдановичу, который находится в сквере пл.Парижской Коммуны, рядом с Национальным академическим театром оперы и балета. Максим стоит во весь рост и своим взглядом провожает каждого, кто удостоит его вниманием.

Дом природы

Сразу хочется отметить здание, в котором находится Дом природы. Он уникален тем, что здесь в конце XIX в. располагалась синагога. Женщины и мужчины молились отдельно друг от друга, тем самым здание синагоги делилось на две части: мужскую и женскую. Сегодня в здании бывшей синагоги находится Дом природы, который в доступной форме поможет открыть интересные тайны в мире флоры и фауны планеты Земля.

Скульптура "Девушка с совой"

Сегодня скульптура "Девушка с совой" является негласным символом Троицкого предместья. Скульптура представляет собой девочку, держащую в руке сову и стоящую босой ногой на папоротнике. Одно крыло совы изогнуто (им сова как будто защищает девочку), второе - широко раскрыто (им сова указывает путь). На листе папоротника лежат три расцветших бутона, около них - сидит ящерица. Скульптурная композиция располагается на большом валуне, рядом с которым лежат ещё два. С этой скульптурой даже городская легенда связана. Говорят, что около этой скульптуры каждый поэт должен выбрать, что для него важней: девушка, олицетворяющая музу, папараць-кветка - символ славы, сова - символ мудрости или ящерица, олицетворяющая богатство.

Галерея ремесел "Славутасць" и "Славутыя майстры"

В галерее можно приобрести оригинальные и высокого уровня сувениры. Кроме того, в галерее ремесел «Славутыя майстря» можно купить беларуские пояса, деревянные и кожаные изделия, а также картины. Во-вторых, рассказ продавца настолько тебя увлекает, его глаза при этом так горят, что невозможно оторваться от сувениров и прервать его повествование. И при этом видна искренность.

Аптека "Троицкая"

Аптека в Троицком предместье в Минске официально не является музеем, но всё-таки неизменно привлекает туристов. Почему? В Минске нет музея аптекарского дела и аптека в Троицком предместье является единственным местом в городе, где могут рассказать об истории развития аптечного дела в столице и дать общее представление об аптеках прошлого. На полках аптеки можно увидеть образцы провизорской посуды, весы, старые медицинские и фармацевтические книги. Оборудование аптек Беларуси не уступало таковому в других европейских городах того времени. В современной аптеке в Троицком предместье Минска неплохой выбор лекарственных трав. Туристы могут зайти, познакомиться с интерьером здания, приобрести что-нибудь из имеющегося в наличии и сфотографироваться на фоне здания аптеки.

Памятник "Вечному страннику", именно так называли Язэпа Дроздовича его друзья и знакомые был установлен 6 августа 1993 года. Скульптурная композиция представляет собой фигуру Язэпа Дроздовича, идущего по дороге в крестьянской одежде и с посохом в руке, с перекинутым через плечо мольбертом.

Язэп Дроздович (1888 - 1954 года) - выдающийся белорусский художник, график, скульптор, фольклорист, краевед, этнограф, археолог и писатель. Личность Язэпа Дроздовича является символом белорусского духовного Возрождения. Его даже называли «белорусским Леонардо да Винчи». Он воплотил образ белорусской природы в серии графических работ «Дисневщина» и тоновых рисунках «Природа Белоруссии». Им создана серия работ, изображающих старинные замки и прочие архитектурные строения, представляющие историческую и культурную ценность.

Язэп Дроздович - первый белорусский художник, который затронул в своём творчестве тему космоса. На своих полотнах художник изображал жизнь на других планетах («Жизнь на Луне», «Жизнь на Марсе», «Жизнь на Сатурне» и др.).

Язэп Дроздович возобновил давно забытую традицию рисования настенных ковров. Эти картины уникальны и именно они принесли Дроздовичу мировую известность. Сегодня его коллекция находится в Заславле. Именно в тех местах он работал археологом, а параллельно собирал и обрабатывал для словарей простонародные слова и выражения, записывал народные песни и обряды. Дроздович был также и талантливым скульптором.

Достопримечательности вблизи Троицкого предместья

Рядом с Троицким предместьем соседствует мемориальный комплекс "Остров слез" . На противоположной стороне Свислочи начинается район Немиги, и Верхний город . Недалеко от Троицкого предместья находятся Дворец спорта , а также Национальный выставочный центр "БелЭкспо" .

№1 Если будете гулять по Троицкому предместью, обязательно загляните в уютный ресторанчик со старинными интерьерами или стилизованную под XIX век кофейню, где можно отдохнуть после насыщенной прогулки по городу и вкусно покушать:) Среди них, можно назвать, например, ресторан «Троицкое предместье» , «Карчма Траецкая» , магазин «Сувенирная лавка» ...

№2 В летнее время на берегу Свислочи действует единственный в Минске ресторан на воде , на борту которого Вы можете насладиться живописными видами города, а также попробовать блюда белорусской кухни.

№3 Хотите ощутить шарм романтического Минска? Тогда Вам стоит прокатиться на катамаране по Свислочи. Получите массу впечатлений. Гарантируем:)

Общая информация

Характерной особенностью этого квартала являются его небольшие строения, смотрящиеся настолько естественно и гармонично, что воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Подобные Троицкой горе (это второе название местности) историко-архитектурные и культурные заповедники имеются во многих европейских городах. Но далеко не каждый из них может сравниться с Минском по возрасту возникновения первых поселений: в этом квартале они появились очень давно и совпали с начальным периодом Высокого Средневековья, от которого нас отделяет без малого девять столетий.

Своего рода «смешение» эпох и культур просматривается и в том, что в этом районе находились первый в городе католический храм и православная Свято-Борисоглебская церковь, Свято-Вознесенский монастырь и обитель католического ордена мариавиток, не дошедшие до современности. К ним относится и базилианская женская обитель Святой Троицы, сохранившаяся лишь отчасти. Сегодня в этой части Минска царит тихая и размеренная жизнь. Не только минчане, но и гости столицы Беларуси с удовольствием здесь гуляют, отдыхают, одновременно знакомясь с достопримечательностями, посещая музеи и выставки.

Экскурс в историю

Прошлое Троицкого предместья богато на события и связано со многими историческими личностями. Достаточно вспомнить, что именно здесь, в сердце Минска, пересеклись судьбы двух выдающихся классиков белорусской словесности: поэта, публициста, литературоведа и переводчика Максима Адамовича Богдановича и поэта, драматурга и публициста Янки Купалы (Ивана Доминиковича Луцевича). Первый здесь родился, а семья второго некоторое время жила тут.

Поселение под названием Троицкая гора формировалось у реки Свислочь, на возвышенности, в период с XII по XIII век. В те далекие времена эта местность была центром экономической жизни, где пересекались торговые пути из Смоленска и Вильно, Могилева и Полоцка. В конце XVI века тут начал работать Троицкий рынок, сразу же ставший крупнейшей торговой площадкой города. Его окружали крепостные сооружения, а сама Троицкая гора была заселена торговцами, ремесленниками, крестьянами и военными, проживавшими в деревянных домиках.

Почему предместье получило именно такое название? На этот счет существует несколько версий. По одной из них, топоним возник от названия земляного оборонительного укрепления Святой Троицы, по другой – от Свято-Троицкого женского монастыря. Однако наиболее правдоподобной представляется версия, что имя району дал средневековый Троицкий костел, основанный Великим князем Литовским и князем Витебским Ягайло, принявшим в 1386 году титул короля Польского. Действительно: в 1390 году в предместье был построен католический храм Пресвятой Троицы. Его возвели из дерева, и в начале XIX века он сгорел во время сильного пожара. Несмотря на такой печальный финал, это культовое сооружение навсегда вошло в историю как первый костел на территории Минска, просуществовавший свыше четырех столетий.

Вместе с ним от огня в том 1809 году значительно пострадали здания и других монастырей, церквей и костелов, представлявшие собой единый архитектурный ансамбль, восхищавший своим великолепием. Впоследствии старинная планировка была восстановлена. Об этом позаботился сам император Александр I, давший добро на реализацию соответствующего проекта. Восстановлена она была уже в камне, только это не спасло исторический облик Троицкого предместья от потрясений XX века. По нему прошлась не только война, но и сказались многие необдуманно принятые решения. Например, при реставрации Коммунальной набережной так «постарались», что ее историческая часть в значительной степени попросту исчезла. Причем это была не единственная потеря…

Отдельные здания и даже целые улицы оказались разрушенными в 30-60-х годах. Малоизвестный факт: на месте сквера, что находится перед оперным театром, в XVI-XVIII вв. находилось католическое кладбище. А на месте Вознесенского монастыря, его строительство датируется XVIII веком, в 1945-1946 годах возвели здание штаба Белорусского военного округа. В 80-е годы прошлого столетия незавидная участь постигла и некоторые улицы на окраинах Троицкого предместья. Одна пролегала вдоль Свислочи, беря начало возле современного Суворовского училища и заканчиваясь в районе гостиницы «Беларусь».

Достопримечательности

Несмотря на то, что современный вид Троицкого предместья совсем не такой, каким был еще столетие назад, истинные ценители старины очень любят бывать здесь. Знание того, что по его узким улочкам ступала нога Максима Богдановича и Янки Купалы, буквально завораживает и мысленно переносит в те далекие времена. Особенно интересен туристам квартал, разместившийся между улицами Старовиленской, архитектора Заборского, Богдановича и уже упомянутой Коммунальной набережной. Именно он, воздвигнутый в 1817 году в соответствии с планом регулярной застройки Минска, и есть основа находящегося под охраной государства исторического центра города.

Границы охраняемой зоны, в которую включили западную половину Троицкого предместья вместе со второй городской больницей, были утверждены еще в 2004 году Указом Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко «О развитии исторического центра г. Минска». Этим же документом определена концепция реконструкции, развития и использования как территории в целом, так и расположенных на ней объектов недвижимости. Спустя три года Советом Министров принято постановление, определившее статус историко-культурных достопримечательностей Троицкого предместья, поскольку значительная часть культурных памятников всей столицы сосредоточена как раз тут.

Что уже сделано и каковы планы на обозримое будущее? Западная часть предместья отреставрирована и стала настоящим музеем под открытым небом. Восстановлены не только общий стиль, но и конкретные образцы каменных построек XIX века и теперь в этих старинных зданиях находятся музеи, многие торговые точки и кафе. Намечено реконструировать бывший Троицкий монастырь базилианок, разместив в нем деловой и туристический центр. С западной частью предместья, как предполагается, его будет соединять пеший помост.

Наибольшей известностью в отреставрированном комплексе зданий пользуется, например, дом Вигдорчика (Коммунальная набережная, 6), в котором в 1890 году снимал жилье Доминик Луцевич, отец Янки Купалы. В бывшем доме Ушакова – угол Александровской улицы и одноименной набережной – сейчас находится магазин «Стекло и фарфор». И мало кому известно, что в одной из квартир, где жил провизор Павловский, тайно собирались народники, решившие на одном из заседаний начать выпуск журнала «Социалистическое здание». По адресу Богдановича, 15 – тогда это была улица Александровская – в конце XIX века открылась сапожная мастерская, выросшая затем в полноценную обувную фабрику. Накануне Первой мировой войны, в 1913 году, на производстве было занято четыре десятка рабочих и за один только год изготовлено обуви на немалую по тем временам сумму – 55 тысяч рублей.

На ул. Богдановича, 29 находится несколько зданий Суворовского военного училища. Они также представляют историко-культурную ценность. Помещения главного корпуса учебного заведения в начале XIX века занимали монастырь ордена мариавиток и госпиталь. Вплоть до 1854 года здание выполняло функции костела. После его передачи православной церкви тут размещались две редакции: газеты «Минские губернские новости» и журнала «Православный братчик». В доме Бейлина, что по улице Заборского, 3 (он построен в середине XIX века) находилась слесарная мастерская, где обучался ремеслу активный народник Михаил Рабинович, тогда еще студент технологического института Санкт-Петербурга.

Крупнейшим объектом на территории Троицкого предместья является Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси – самый большой в республике. Его здание, расположенное в центре площади Парижской коммуны, возвели в 1935-1937 годах. В старину на этом месте находился Троицкий рынок. Как одна из визитных карточек воспринимается и здание оборонного ведомства РБ по улице Коммунистической, 1, построенное в 1945-1946 гг. и являющееся памятником классицизма.

Музеи в Троицком предместье

В ноябре 1987 года в этом районе открылся Государственный музей истории белорусской литературы, ставший одним из самых больших музеев республики: в нем хранится свыше 50 тысяч различных экспонатов. Множество рукописей и фотографий, редкие книги, личные документы и вещи белорусских писателей – все это можно посмотреть во время экскурсии.

Очень жаль, что до наших дней не сохранился дом, в котором родился знаменитый классик Максим Богданович – музей, посвященный его творчеству, наверняка находился бы здесь. Поскольку же дома нет, то последний разместили в здании неподалеку. Открытие музея состоялось к 100-летию поэта, в мае 1991 года. Его экспозиции разместились в пяти тематических залах, в каждом из которых раскрывается конкретный период из жизни Богдановича.

Старшему поколению наверняка знакомо имя белорусского советского актера, режиссера и писателя Владислава Иосифовича Голубка (1882-1937), первого народного артиста БССР. Его творческому наследию посвящен целый филиал Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры РБ, который находится в Троицком предместье по адресу ул. Старовиленская, 14. Как известно, артист был репрессирован и приговорён к расстрелу. Практически не сохранился и архив его театра. Подлинные артефакты, которые вы увидите в «Гостиной Владислава Голубка» (так называется филиал), его сотрудниками собирались буквально по крупицам.

Кроме музеев, здесь можно посетить и самые разнообразные выставки. Например, регулярно проходящие в Национальном выставочном центре «БелЭкспо» по ул. Янки Купалы, 27 – многие из них имеют международный статус. Не меньший интерес вызывают и коллекции частной галереи «Знаменитые мастера». Тут, по Коммунальной набережной, 6, выставляются изделия современного декоративно-прикладного искусства. По улице Сторожевской, 3 – это здание Троицкой аптеки – можно ознакомиться со старинными книгами по фармации и образцами аптечной посуды. А тех, кому небезразлична тематика окружающей среды, приглашает Музей природы, находящийся по ул. Богдановича, 9-а, в здании бывшей синагоги.

Как добраться

Троицкое предместье расположено по адресу: г. Минск, ул. Богдановича.

Добраться сюда можно на различных видах общественного транспорта: метро (выход на станции Немига), автобусе (маршрут №57), троллейбусе (маршруты №№ 29, 37, 40 и 53); или на автомобиле, пользуясь возможностями спутниковой системы навигации GPS, координаты: 53.908012,27.556571.

Троицкое предместье в Минске имеет историческое значение для города, располагается на левобережье Свислочи. Раньше здесь был административный и торговый центр столицы.

Создание и развитие

История Троицкого предместья уходит довольно глубоко в древность. Оно образовалось в 12-13 веке на территории возвышения рядом с р. Свислочь. Историки полагают, что название этого места связано со здешним Троицким костелом. Его основал сам князь Ягайло.

По другой версии, этимологические корни тянутся к редуту, названному в честь Святой Троицы, или же местной одноименной церкви. Раньше здесь активно велась торговля, сюда съезжались предприниматели из Вильно и Могилева. Также навещали Троицкое предместье продавцы из Смоленска и Полоцка.

В 16 веке начал функционировать рынок, являющийся самой крупной площадью для торговли. В период 15-17 вв. здесь строились крепостные сооружения, с помощью которых удалось защитить окрестности. В домах из дерева жили мастера ремесел, крестьяне, военнослужащие. В 1809-м планировка изменилась, поскольку старую модель устройства данной местности уничтожил пожар. Чтобы обезопасить себя от подобных несчастий в будущем, жители города построили здания из камня по указу

В период с 30-х по 60-е годы прошлого столетия разрушались разные части архитектурного комплекса. В 1980-е здесь проводили капитальную реставрацию, целью которой было воссоздание архитектуры Минска, присущей городу в 19-м веке.

На что стоит посмотреть

Интересными объектами, которые можно увидеть, попав в Троицкое предместье, являются Замчище Минское, Татарские огороды, а также слобода Старостинская, Сторожёвка, горка Золотая. Здесь был первый из католических храмов города, а также сохранился до нашего времени монастырь Свято-Вознесенский.

Находится базилианский монастырь для женщин, посвященный Святой Троице, костёл, католический монастырь, в котором жили мариавитки - представительницы Посмотреть на все эти достопримечательности часто приходят местные жители и гости города.

Современность

Район Троицкого предместья в наши дни является историческим центром в соответствии с законопроектом президента страны от 2004 г. Это место - составная часть старого города. Западная сторона комплекса охраняется.

После проведенных здесь реставрационных работ это место превратилось в музей, расположенный на открытом воздухе. Пройдя сюда, можно увидеть каменные здания, датируемые 19-м веком. В 2009-м сквер, в прошлом отведенный под рынок, назвали Троицкой горой. В 1930-е годы здесь провели постройку театра оперы и балета. Сегодня, попав в Троицкое предместье, можно посетить многие интересные музеи, лавки с сувенирами и антиквариатом, ресторанные комплексы и кофейни, галереи с произведениями искусства.

Не завершены на данный момент восстановительные работы, результатом которых будет облик, наиболее близкий к тому, который данное место имело столетия тому назад. Планируется заново создать многие постройки, располагавшиеся в Верхнем городе, а также в Минском замчище.

Познавательная прогулка

Троицкое предместье богато достопримечательностями. Сюда съезжается большое количество туристов из Беларуси и других стран для того, чтобы прикоснуться к удивительной культуре минувших лет.

Можно посетить здешний музей, экспозиции которого посвящены музыке и театру. Называется он «Гостиная Владислава Голубка». Также есть здесь комплекс, посвященный литературе страны. В здании, где некогда располагалась синагога, теперь функционирует Дом природы. Есть галерея, посвященная ремеслам.

Не менее интересным будет посещение аптеки, в которой можно ознакомиться с медицинской посудой и книгами, использовавшимися в 19-м веке. Здесь вас ждут многочисленные памятники архитектуры, в которых до сих пор живут люди. Немало интересных скульптур можно увидеть, приехав в Троицкое предместье. Фото изображают то, насколько живописны здешние окрестности и красивы здания.

Отдельных комплиментов заслуживает красота реки Свислочь, где расположен маленький остров, на который можно попасть, пройдя по мосту арочного типа для пешеходов. В 1996-м открыли мемориал в честь интернационалистов, воевавших в Афганистане.

Местный Остров слёз известен как одна из наиболее значимых По центру расположена часовня, спроектированная по плану храма Полоцкой Евфросиньи, что функционировал в 12-м веке. Входя на остров, можно увидеть камень, в который помещена икона Девы Марии из бронзы. Сейчас в здании, ранее использовавшемся под монастырь мариавиток, функционирует Суворовское училище столицы. Также неподалеку можно заглянуть в работающий завод по производству пива «Оливария».

Храм любви

Если вы планируете сочетаться узами брака, к вашим услугам шикарный ЗАГС в Троицком предместье, расположенный в здании, постройку которого датируют 19-м веком. Недавно здесь проводили ремонт, так что помещение выглядит просто потрясающе, роскошно.

Здесь три этажа, внутренние залы поражают своими светлыми тонами и прекрасным оформлением. Много красивых зеркал, которые расширяют пространство визуально.

Историческая атмосфера

Вам наверняка захочется подкрепить силы после длительной прогулки, в ходе которой вы будете исследовать Троицкое предместье. Кафе и рестораны здесь шикарные и имеются в великом множестве. Ароматный напиток можно испить в кофейне. Примечательно то, что администрация этих заведений приложила усилия для того, чтобы воссоздать исторический интерьер.

Вы попадете в древнюю корчму, попробуете отменные блюда национальной кухни, качественный алкоголь. Но уж мимо чего точно не стоит проходить, так это мимо местного ресторана, расположенного прямо на воде. Он единственный в своем роде на весь город. Вы сможете не только вкусно поесть, но еще и посмотреть на прекрасные пейзажи.

Путь сюда и окрестности

Попасть в предместье не так-то сложно, поскольку оно располагается в центре исторической жизни города. К данному пункту исправно ходит вторая линия метро. Стоит выйти на станционном пункте «Немига».

Посетителей поражает красота здешних мест. С момента получения в 1499-м власти приложили большие усилия, чтобы облагородить здешние места и подарить возможность наследникам гордиться ими впоследствии.

Впечатляет каменная ратуша, которую не раз восстанавливали. Современный ее вариант открыли в 2003-м. Можно пройти по выставкам и залам, предназначавшимся для приемов, купить сувениры. Радует красотой филармония для детей, прекрасный гостиный двор, костел Девы Марии, исторические музеи, соборы. Функционирует центр духовности и образования при православной церкви. Есть возможность поглядеть на усадьбу, принадлежавшую Ваньковичам.

Машина времени

Расположиться можно в шикарном отеле «Монастырском», который получил четыре звезды. Его открыли в бывшем жилище монахов-бернардинцев, работавших в 18-м веке. Музейные экспозиции способны подарить много новых знаний и яркие впечатления.

Троицкое предместье Минска – несомненно, красивейший городской район не только столицы, но и всей Беларуси. Он расположен на левом берегу реки Свислочь. Название Троицкое предместье пошло от когда-то основанного королем Ягайло Троицкого костела.

Застройка Троицкого предместья (Троицкой горы) началась еще в XII веке. Средневековый Минск разрастался предместьями. В Троицком предместье селилась публика побогаче. В XIV-XV веках здесь даже находился административный центр города. После получения Магдебургского права и постройки ратуши Троицкое предместье лишилось статуса главного района Минска.

В XVI-XVII веках вокруг Троицкого предместья были насыпаны земляные валы и прорыты рвы, заполненные водой. Район приобрел статус важного оборонительного укрепленного места.

До XIX века Троицкое предместье считалось пригородом Минска, а дома в нем стояли деревянные. В XIX веке предместье вошло городскую черту. Его центром считался Троицкий рынок, на месте которого сейчас построен Оперный театр и сквер.

Свой нынешний вид Троицкое предместье приобрело благодаря сильнейшему пожару 1809 года, когда все деревянные строения сгорели. Градоначальники решили снести остатки фундаментов и выстроить новые городские кварталы в соответствии с канонами классической застройки, когда улицы должны были пересекаться под прямым углом, образовывая прямоугольные кварталы. Дома примыкали друг к другу вплотную, образовывая единый фасад. Неповторимый колорит придавали Троицкому предместью высокие черепичные крыши домов с мансардами и чердаками.

Сейчас Троицкое предместье реконструировано, отремонтировано и благоустроено. Оно выглядит привлекательно в любое время года, в любое время суток и при любой погоде благодаря знаменитым черепичным крышам, разноцветным фасадам и современной динамической подсветке (меняющей цвета, как танцующие фонтаны).

А не пойти ли нам на Немигу?


Практически во всех, основанных еще во времена мрачного средневековья, беларуских, а уж тем более украинских, городах в исторических центрах имеется услаждающий глаз туриста традиционный набор из какого-нибудь замка, площади Рынок с ратушей, многочисленных храмов и монастырей босоногих братьев бернардинцев или иезуитов, и нескольких кварталов гражданской застройки.
А вот Минску не повезло. Возникший во времена Повести временных лет, получивший Магдебургское право в период Речи Посполитой, город, ставший столицей современной Беларуси, напрочь утратил свой оригинальный исторический центр. И виной этому не только градостроительные решения XIX века, продиктованные решениями политическими, или разрушения последней войны, а скорее та градостроительная концепция последних десятилетий ХХ века, которая, руководствуясь лозунгом "Мы застроим наше будущее!", полностью сменила картинку городского ландшафта. В итоге мы получили наверное единственную столицу одной из братских республик в составе СССР без какого-либо национального колорита и связанной с национальной историей архитектурой, целиком устремленную в прекрасное далеко со сталинскими проспектами, многочиленными спортивными сооружениями и общественными лужайками эпохи развитого застоя.

Однако на этом пути торжества беларуской урбанистики встречались и курьезные моменты. Как-то как раз, после тотальной зачистки Немиги и Замчища, где от замка не осталось даже фрагментов старых валов, в канун Олимпиады-80 в Минск приехал Леонид Ильич Брежнев. По какой-то не ясной причине Леонид Ильич неоднократно порывался пойти посмотреть старый город (Где здесь у вас Старое место, как в Варшаве?), которого к тому времени практически не существовало. Как отвертелись, не знаю, но ошибку решили исправить, не показывать же в следующий раз престарелому генсеку трущобы. Первым делом в 80-е годы согласно проекту снесли практически все что могли снести, но в Троицком предместье оставили один квартал рядовой застройки XIX века в основе которой местами лежали более ранние фундаменты. Вот из него и сделали образцово-показательное Старое Место;-), которое сейчас демонстрируют туристам и любят минчане.

Чуть позже, а особенно в последнее десятилетие, фокус повторили с Верхним городом, где с ростом национального самосознания путем строительства новоделов и вытаскивания отдельных объектов из более поздней застройки попытались искусственно собрать хоть какой-то образ исторического центра города так, как его себе преставляют современные беларуские архитекторы. Насколько это получилось, давайте посмотрим вместе с вами.

Наше путешествие в ткань "исторического Минска" началось с поиска парковки. Нашел я ее у высотного здания из стекла и бетона в котором находится беларуская телекоммуникационная компания Velcom. Хорошее начало. Далее мы устремились пешком по улице Зыбицкой в сторону Площади 8 Марта и безымянного моста через Свислочь.

Первую достопримечательность на улице Зыбицкой я бездарно профукал, поэтому использую чужое фото из Wikimapia.org. Поняли что расположено по бокам и за этим небольшим домиком под номером 3 по улице Зыбицкой?

Пройдя метров 300 оборачиваемся. Вдалеке офис Velcom , а справа историческая застройка Верхнего города с многочисленными барами, слева за забором строительство гостиницы и развлекательного центра. По непроверенным сведениям, большинство "деревянных" домиков по правую руку новодельные.

Здание на перекрестке Зыбицкой и Герцена. Внутри бар, на стене мемориальная доска, рассказывающая о том, что мы нахожимся на территории Верхнего города - исторического центра Минска XVI-XIX вв., комплексного памятника археологии, градостроительства, архитектуры, истории, революционной и боевой славы народа. находится под охраной государства.
Обратите внимание как оформлен фасадздания, а точнее двери и крыльца. Входные двери есть, ступени размечены, а само крыльцо справа отсуствует. И далее этот элемент оформления фасада повторяется еще дважды.Что хотел сказать этим архитектор? Восстановить историческое оформление фасада? Но почему тогда единственные рабочие входные двери выполнены из стекла, а не оформлены в едином стиле? Почему ритм ступеней другой и зачем этот кованный козырек?

Вид вверх по улице Герцена. Справа комплекс "Монастырский" в порядке удаления: археологический музей, бар, ресторан, отель.

Вдалеке справа виднеется здание мужского бернардинского монастыря, а в перспективе улица герцена упирается в комплекс монастыря базилианок. Как мне кажется, здания всего квартала справа принадлежали братьям бернардинцам, но меня очень смущает разнородная и не аккуратная, а местами просто современная кладка на ближних строениях. Обратите внимание как сделана мостовая. Куда сейчас без любимой плитки даже на исторической улице? Но нечто подобное булыжной мостовой проходит узкой полозкой вдоль стен.

Схема квартала на стене археологического музея. радует сочетания музея археологии, музея каратэ и музея минской конки

Пройдем дальше по Зыбицкой улице до следующего перекрестка с улицей Кирилла и Мефодия. Слева салон красоты, справа непонятно чего, а вот чуть далее выглядывает здание женского бернардинского монастыря, а напротив него мужского. В перспективе - гостиный двор. Туда мы вернемся чуть познее.

А теперь выйдем к реке Свислочь и поднимемся на безымянный мост (1967 г.). Интересно что на мосту встречаются две улицы Немига и Максима Богдановича, но сам мост сейчас названия не имеет. Вид с моста на возводимую в районе бывшей рыночной площади (Ниний рынок) историческую недвижимость.

Когда-то на месте современного моста был расположен самый известный мост средневекового Минска - Хлусов, соединявший Нижний рынок с расположенным на правом берегу Свислочи Троицким предместьем. В перспективе здание Национального выставочного центра "БелЭкспо". В 2017 году начался снос этого квартала по праому бергу Свислочи инвестором из ОАЭ. Обещал сохранить четыре исторических здания чудом сохранившиеся от Троицкого монастыря базилианок.

По другую сторону моста - Троицкое предместье, а точнее то, что от него осталось

Спустимся под мост и посмотрим на левый берег Свислочи и Высокий город, откуда мы только что пришли. На переднем плане здания как бы XVIII века (?), за ними выглядывает православный кафедральный собор Святого Духа, бывший костел Рождества Девы Марии монастыря бернардинок.

Троицкое предместье из под моста открывается во всей красе. Рядовая мещанская застройка конца XIX века стилизована под средневековую архитектуру так как ее представляют современные архитекторы. Да, это не Львов и даже не Варшава... Для города с богатейшей историей конечно выглядит диковато и убого. Но, для любой российской провинции, где нет никакой архитектуры кроме хрущевок это хороший пример, как можно из трущеб сделать конфекту, особенно если на это есть воля генсека. Понятно, что здесь еще поработали архитекторы и дизанеры последнего десятилетия добавив примерно 2/3 откровенных новоделов и попсы, но основа сохранения и реконструкции квартала была заложена еще в 1980-е годы.

Взгляд назад на на безымянный мост через Свислочь и Вехний город

Направляемся в "средневековый город"

Обратите внимание, здесь мостовая большей частью выложена брусчаткой

Внутри квартала. Вся эта мещанская застройка сейчас не жилая, а является прибежищем различных заведений общепита, хостелов, художественных салонов, музейчиков, магазинчиков, галерей и прочего

Дом Природы. Здание было построено в 1874 году как "Китаевская" синагога для мещан Минска.

Благодаря балюстраде бывшая синагога является любимым местом для селфи у беларуских девушек

Побродив по кварталу еще только просыпающемуся от зимней спячки мы устали от его однообразия и искусственности и отправились на остров Слез. Про него будет отдельный репортаж. А по пути набрели на скульптуру девушки с совой. Странное сочетание. Вроде и не Афина-Паллада, но с совой.

Может быть это какой-то не известный мне беларуский национальный сюжет?

Возвращаемся через мост к Верхнему городу и его доминанте - собору Святого Духа, некогда костелу Рождества Девы Марии монастыря бернардинок. Заложенный в 1642 году костел, став православным храмом сохранил строгую торжественность католического храма. Слева в кадр для контраста заползли аляповатые новостройки православной духовной академии. Стильно, ничего не скажешь.

Для понимания того, как менялся ланшафт этой части Минска несколько фото.
1940-е годы. Обратите внимание, выдающаяся в рельефе горка Верхнего города имела место быть, но сейчас она сильно сглажена.

Вид с северо-запада на ансамбль монастыря бернардинок с костелом после реставрации 1980-х годов

Общий вид на ансамбль бернардинских монастырей с высоты птичьего полета незадолго до того, как он приобрел нынешний вид

Вид с площади 8 Марта в сторону Замчища - вниз по течению реки Свислочь. На переднем плане приземистое, похожее на манеж, здание - Республиканский центр физического воспитания и спорта. На одной из его стен размещена мемориальная доска о том, что именно в этом месте в XI веке возник город Минск и размещалось Минское Замчище - памятник археологии XI-XVI вв. Охраняется государством. как я уже говорил, этот памятник археологии в своем большинстве снесен при строительстве того, что мы видим на фото, а также при строительстве станции метро Немига, расположенной как раз под этими дорожками, что в кадре.

Перейдем на другую сторону улицы Немига, дойдем до перекрестка с улицей Ленина и чуть пройдя вдоль нее по площади Свободы и взглянем на городскую ратушу с запада. Минская ратуша (1) была построена в конце XVIII века на площади Верхний рынок и была разрушена в 1851 году по личному приказу Императора Николая I. В 2003 году восстановлена на своем историческом месте и используется как выставочный зал.

Вид на ратушу с севера, с другой стороны. Справа в в кадр попали постройки комплекса гостинного двора XVIII-XIX веков (7) с расположенными внутри магазинами, ресторанами, офисами.

Памятник получению Минском Магдебургского права в 1499 году, установлен перед входом в ратушу в 2014 году.

Схема расположения достопримечательностей Верхнего города. Нумерацию по этой схеме я буду давать в круглых скобках при описании.

Взглянем на другую сторону улицы Ленина на зажатый советскими новостройками иезуитский костел Девы Марии (1700-1710 гг.) построенный в стиле виленского барокко (15). В 1951 году собор был закрыт, а главный фасад сильно перестроен, внутри размещен Дом физкультурника. В 1993 году здание возвращено католической церкви, первоначальный облик восстановлен. Ныне это главный католический храм Беларуси. В интерьере особую ценность представляют фрески, которые были заштукатурены в советское время, ныне идёт их раскрытие и реставрация.

А теперь вновь углубимся в кварталы Верхнего города пройдя по краю бывшей площади Верхнего рынка. Здесь некогда мужской и женский униатские базилианские монастыри образовывали своеобразный узел обороны. Ядром мужского монастыря была церковь Святого Духа построенная на месте православной деревянной церкви примерно в 1650-х годах.
На фото слева церковь святого Духа, справа Гостиный двор, в перспективе видно здание Беларуской государственной академии музыки.

План монастырского комплекса базилиан. Реконструкция Л. Ивановой по материалам В.М. Денисова. В верхней части женский монастырь, в нижней - мужской с церковью Святого Духа.

Монастыри представляли своеобразную крепость. Мужской корпус с церковью образовывали её юго-западную сторону. Женский корпус - северо-восточную. Между собой их соединяла крытая галерея с маленькими окнами-бойницами, одновременно бывшая в своём нижнем ярусе въездной брамой. С четвёртой стороны на плане ничего нет, но весьма вероятно, что первоначально монастырский двор всё-таки замыкала каменная стена: она упоминается в документах XVII века ("...ограда каменная и бои верхние и нижние»"). Жемчужиной комплекса была церковь - однонефовый храм без башен с пятигранной апсидой, перекрытой крестовыми сводами, опирающимися на массивные внутренние контрфорсы. К готике отсылают высокие стрельчатые окна, гранёная форма апсиды, своды, контрфорсы. Ренессанс - это главный фасад, весь построенный на сочетании пилястр коринфского ордера, а в фигурном щите уже чувствуется барочное влияние.

Обмерный чертеж главного фасада, 1843.

Главной же художественной особенностью Святодуховской церкви стала роспись плоских ниш на фасаде фресками, изображающими святых. Структура размещения ниш и порядок их заполнения фресками соответствовали православному иконостасу. Искусствоведы радостно потирают руки - такое почти не встречается в культовой архитектуре Европы: чтобы иконостас да сразу на фасаде.

Главный фасад минской церкви св.Духа. Реконструкция Сергея Багласова. Очень любопытно сравнить её отличие от того же обмерного чертежа 1843 года (см. выше).

В XIX в. церковь отобрана у общины, "подарена" православным и перестроена в псевдорусском стиле. В 1950 г. снесена. В 2011 г. церковь Святого Духа воссоздана с нуля. Основой воссоздания официально послужил обмерный чертеж 1843 года. В настоящий момент здание используется как детская филармония.
Вид на новодел церкви Святого Духа с северо-запада. На переднем плане скульптурная композиция "Городские весы".

Вид на главный фасад церкви Святого Духа с запада. Сравните с прорисовками фасада 1843 года и поймете в чем разница, например оформление нижнего яруса.

Еще один ракурс. На дальнем плане костел Святого Иосифа монастыря бернардинцев.

Вид от церкви Святого Духа на площадь Верхний Рынок с костелом Святого Иосифа бернардинского монастыря и костелом Рождества Девы марии монастыря бернардинок.

Напротив сильно перестроенных корпусов монастыря базилианцев расположена скульптура "Экипаж", прообразом которой послужила карета губернатора. Прикол в том, что, как пишет мне в личку Дмитрий Шелехов, эта "карета" копия тобольской и курской. Там, что тоже прообразом кареты губернаторов послужили?
На дальнем плане здание Беларуской государственной академии музыки

Карета в Тобольске. Фото Дмитрия Шелехова. Минская скульптура бесспорно отлита в той же форме. Только чуть поверхность более шероховатая.

А это курская карета. Еще, говорят есть в Долгопрудном аналогичная. Фото с просторов тырнета.

К сожалению, я не прошел до корпуса монастыря базилианок и приходится использовать чужое фото .
Этот корпус было очень хорошо, не по-нашему, реставрирован. Деревянные окна, натуральная черепица, барочный фигурный щит восстановили как в его лучшие времена, никаких тебе луковиц - почему всегда так не делать? Внутри я, правда, не был.

Но вернемся на площадь Верхнего Рынка. Современный вид на монастырь бернардинцев и костел Святого Иосифа. Костел построен в 1652 г., неоднократно перестраивался. В 1752 г. получил декор в стиле позднего барокко. В 1860 г. монастырь упразднили, здания конфисковали. Последний раз здание костела реставрировалось в 1983 г., в настоящее время в нём и примыкающих корпусах монастыря размещаются архивы.

Настало пора возвращаться к машине. Сейчас мы продем чуть другим путем по Музыкальному переулку. Здание под номером 1 часто встречается на туристических фото. Налево уходит улица Герцена, которую мы наблюдали в самом начале репортажа.

Спускаемся вниз по Музыкальнму переулку и оборачиваемся назад на новое офисное здание и квартал с уже бывшим посольством Чехии

На этом пока все.
Резюме: Как мы видим, Минск один из тех городов бывшего Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, который практически полностью утратил свой исторический облик. Однако по странной причуде руководства СССР его попытались воссоздать в меру своей испорченности местные реставраторы. И все бы ничего, более того, это воссоздание могло бы послужить примером для ряда российских городов, полностью, в силу ряда причин, утративших свое наследие, но на примере Минска случилась странная подмена понятий в беларуской реставрации. Этот весьма спорный и отчасти курьезный опыт "от безысходности" в стремлении подражать цивилизованной Европе был взят во главу угла реставрации нынешней. Теперь каждый колхозный беларуский строитель мнит себя архитектором, а потом и реставратором, восспроизводя под копирку этот уникальный минский опыт серийно, пытаясь застроить наше будущее сомнительными новоделами под старину, при этом снося другой рукой направо и налево остатки подлинного национального достояния.
А что здесь такого? Оригинальное наследие выглядит не презентабельно и не понятно, то ли дело свежеошутукатуренные разноцветные домики под ондулином с каминными трубами.
Для этого кейса как никогда кстати уместна цитата Лотмана - реставрация это узаконенная форма уничтожения наследия.

Использованы материалы: