Уехать к узбекам, чтобы полюбить казахов. «Штат Техас, Чимкентские» — это что, особый субэтнос? И почему их не любят? Где лучшие друг узбек казашка русский

В Астану едет президент Узбекистана Шавкат Мирзиееев, который будет почетным гостем на открытии Года Узбекистана в Казахстане, следующий 2019 станет уже годом Казахстана в Узбекистане. Частота встреч Назарбаева и Мирзиеева поражает: такой интенсивности, пожалуй, в регионе нет большего ни у кого из других лидеров. Периодически в СМИ появляется информация, что оба президенты проводят телефонные переговоры.

Накануне выезжая в Астану, Мирзиеев распорядился, чтобы в Узбекистане «широко изучили творчество великого казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбаева». Ташкент сообщил, что продвижением наследия казахского поэта будет заниматься специальная структура — Организационный комитет. Он должен подготовить и выпустить сборник избранных произведений Кунанбаева, а также сборник статей «Узбекско-казахские литературные связи». Кроме этого, в Ташкентском университете имени Низами будет организована постоянная экспозиция «Абай и узбекская литература». Возле памятника Абаю Кунанбаеву в Ташкенте ежегодно будут устраиваться торжественные творческие мероприятия. Школьников и студентов пригласят участвовать в конкурсе «Знаток сочинений Абая».

В Астану вместе с Мирзиеевым, как сообщила пресс-служба узбекского лидера, направляется значительная делегация из Ташкента в составе деятелей культуры и искусства, ремесленников, журналистов и представителей других сфер.

Все это демонстрирует, что отношения Астаны и Ташкента находятся на подъеме, чего никогда не фиксировалось в бытность узбекским лидером Ислама Каримова. Покойный, как известно, к Казахстану относился ревностно и воспринимал Назарбаева как своего главного конкурента в регионе. Астана отвечала взаимностью.

Мирзиеев стал изначально позиционировать себя как президента, готового и открытого к диалогу главным образом именно с соседями, и в этом смысле период «ревности и соперничества», вроде, закончился. Правда, эксперты убеждены, что невольно и Астана, и Ташкент продолжают оставаться заложниками региональной конкуренции, и наметившееся в последнее время сближение не должно никого вводить в заблуждение.

У Астаны есть вполне прагматичные соображения в отношении Узбекистана, ведь это страна проживающих в Центральной Азии вне Казахстана казахов. Например, в Ташкенте казахи составляют 2% от всего населения города, занимая, таким образом, четвертое место по удельному весу после узбеков, русских и татар. Примечательно, что даже во времена Каримова казахи нередко встречались на руководящих постах в Узбекистане и даже были представлены среди высокопоставленных чиновников.

Вместе с тем растет и доля узбеков в Казахстане. По данным на 1 января 2016 года, численность этнических узбеков в Казахстане составляла 548 841 человек. Темпы прироста численности узбеков вновь ускорились в последнее десятилетие (с 1,2 % в год в 1990-х до 2,3 % в год в 2000-х годах).

После 2000 года, в связи с распространением трудовой миграции, диаспоры, состоящие из этнических узбеков из Узбекистана, появились в других городах и регионах Казахстана - в Астане, Алматинской, Карагандинской, Мангистауской, Кызылординской областях.

Традиционный район компактного проживания казахстанских узбеков - ЮКО, где их доля в населении в 2016 году составляла 16,87%.

Очевидно, что для таких значительных диаспор казахов в Узбекистане и узбеков в Казахстане состояние напряженности между двумя странами, которое существовало на протяжении десятилетий, не могло не осложнять жизнь. Однако за последние полтора года обе стороны предприняли шаги, которые заметно меняют общий ландшафт. Среди наиболее заметных упрощение процедуры прохода границы, открытие прямого автобусного сообщения и новых пограничных пунктов. В 2017 году в Костанае начали сборку узбекских автомобилей Ravon, которая пользуется заметным спросом в Казахстане. Вместе с тем, остается немало нерешенных вопросов и, главным образом, это проблема легализации трудовых мигрантов из Узбекистана в Казахстане, которая служить мощным стимулом для коррупции.

Казахско-узбекское потепление меняет атмосферу в регионе, считает директор центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева. Она отметила, что сейчас много разговоров о кооперации. Не случайно в Астану помимо Мирзиева собрался десант из лидеров и других республик Центральной Азии. Стоит отметить, что впервые предложение о проведении такой встречи было выдвинуто Мирзиеевым на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. На прошедшей в ноябре 2017 года в Самарканде международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» инициатива была поддержана, казахская делегация тогда предложила провести первую встречу в Астане.

Таким образом в регионе формируются первые робкие не очевидные попытки выработать какую-то общую стратегию развития.

Эксперт Института экономических исследований стран Центральной Азии Алишер Хамидов заметил, что в Центральной Азии приходит период осознания, что в действительности все теории, что это регион кому-то очень нужен, что он магнит для Запада оказались блефом. По его словам, было вполне очевидно, что после смерти Ислама Каримова, который был главным сдерживающим фактором Центральной Азии, начнутся какие-то подвижки.

«У Мирзиеева не было другого выхода, кроме как начать строить тесные отношения с Казахстаном. Каримов оставил ему такое тяжелое наследство, разгребать все это придется очень долго. И здесь у новой власти был только один путь - открыть границы и сделать упор на новый формат отношений с соседями. Да и соседи были в этом заинтересованы. Казахстан еще при живом Каримове хотел иметь более тесные контакты, ведь бизнес терял огромные деньги из-за проволочек в первую очередь на границе, а на самом деле, если полностью ликвидировать все барьеры и открыть границы, это могло бы действительно заметно улучшить экономическое положение обеих стран. Нынешний период, который я бы назвал «медовым месяцем» действительно характеризуется сверхеинтенсивностью контактов лидеров стран, оживились и чисто человеческие отношения. Но нельзя забывать, что после брачного месяца начинается непростая семейная жизнь. И вот здесь гораздо больше вопросов, не обострятся ли вновь вопросы конкуренции, борьбы за инвесторов, не начнутся ли новые проблемы на границе, не припомнятся ли старые обиды. Поэтому многое будет зависеть от того насколько декларации перейдут в реальное практическое поле», - сказал Алишер Хамидов.

Иллюстрация из открытых источников

Привет если коротко, то я живу в Казахстане, и занимаюсь SEO. И как то решил написать статью «Почему Казахи?» Как я искал эти 77 вопросов, и зачем напишу в конце поста, так что рекомендую прочитать до конца.

Почему Казахи?

Если говорит почему я пишу именно про казахов, то потому что я сам казах. И решил ответить на 77 самых интересных для людей вопросов, связанных с казахами. Здесь будет лично мое мнение, которое может быть отличным от вашего. Если так, то пишите об этом в комментариях. И так поехали, второй вопрос.

Зачем казахи делают обрезание?

Во первых большинство казахов мусульмане, во вторых с точки зрения гигиены, и здоровье полезно делать обрезание. И да это возможно часть нашей традиции, и с этим обычаем много связанных обычаев.

Казахи бежали в китай?

Да было такое дело, если не ошибаюсь в 1929-33 года, когда на нашей земле был великий голод, вследствие политики СССР. В то время погибло очень много казахов, несколько миллионов. И чтобы выжить часть нашего народа бежало в соседние страны.

Казахи говорят на русском?

Да почти все казахи говорят на русском, и это тоже можно сказать по причине политики СССР. Но казахи говорят и на других языках: турецкий, немецкий, английский, украинский, китайский, и многие другие языки.

Казахи говорят на русском без акцента?

Да казахи говорят на русском без акцента, иногда лучше самих русских, а иногда хуже. В зависимости от региона проживания.

Казахи делятся на жузы?

Да наш народ делится на жузы, связано это как я думаю с Чингисханом, и как он управлял своей армией. Так и остались жузы — сотни. Тоже зависит от региона проживания. У нас три жуза и две группы:

  • Киши (младший) жуз
  • Орта (средний) жуз
  • Улы (высший) жуз
  • Ак Суйек, белая кость, голубая кровь
  • И ру не вошедшие в жузы

Примерные территории кочевых жузов в начале XX века. Старший жуз (обозначена розовым цветом), Средний жуз (оранжевым), Младший жуз (зелёным).

Казахи делятся на ру?

Каждый жуз состоит из ру, их насчитывается более 200 тысяч, судя по википедии. У каждого ру есть свой отличительный знак, и девиз. Мой ру например называется Кыпшак.

Казахи любят русских девушек?

Это один из вопросов, на которые я не могу дать более точного ответа. Да наверное любят, как и казахских девушек, и других. Именно выделять русских девушек я бы не стал.

Казахи сильны в боксе?

Как ни странно бокс это один из видов спорта в котором казахи сильны. У нас хорошая школа, наравне с Кубинской, и другими школами. Наши спортсмены часто завоевывают различные призовые места на международных соревнованиях, особенно на олимпиаде. Вы можете знать таких известных боксеров как: Геннадий Головкин, Серик Сапиев, Бейбут Шуменов, Канат Ислам, и многие другие.

Казахи скупают авто в России?

Это часть истории современного Казахстана, связанная с девальвацией. Иногда бывает что доллар падает у нас, но не в РФ, а там цены остаются на прежнем уровне, и тогда наши люди большими группами уезжают в Россию скупать авто у местных продавцов, для себя, или для перепродажи на местном рынке с наценкой. С этим вопросом могу ошибаться, пишите ваше мнение в комментариях.

Почему казахи азиаты?

Ну потому что живут в Азии, но мы не особо похожи на китайцев, корейцев, или японцев. Скорей мы не азиаты, а тюрки.

Почему казахи бедные?

Как я не люблю политику, но скажу что большинство казахов бедные из-за политики, и неумелого распределения ресурсов и богатства страны.

Почему казахи бежали в китай?

Почему казахи делают обрезание?

Почему казахи делятся на жузы?

Почему казахи делятся на ру?

Почему казахи едят руками?

Вообще-то все едят руками, но у нас это связано наверное с основным блюдом бешбармак (бесбармак, еттин наны, беш), мясо с тестом которое едят руками.

Почему казахи женятся на русских?

Точную статистику не знаю, может просто понравились друг другу.

Почему казахи завистливые?

Зависть это порок, которым страдают все люди, именно выделят у казахов не стал бы.

Почему казахи занимались кочевым скотоводством?

Потому что мы были кочевым народом, и воинственным народом, передвигались в основном на лошадях. И в плане экономии труда гораздо легче передвигаться из одного места в другое, пока в одном месте отрастает корм съеденный скотом. В сравнении с тем сколько времени, сил, и ресурсов уходит чтобы вырастить необходимую культуру, растения чтобы накормить весь народ.

Почему казахи здороваются двумя руками?

Тоже традиция, знак уважения к собеседнику.

Почему казахи знают русский?

Почему казахи кочевали?

Почему казахи любят чай?

Казахи любят поесть, посидеть с друзьями, родственниками, знакомыми и просто пообщаться, тогда и хорошо заходит чай. Чай стал нашей культурой, его даже разливают по-разному.

Почему казахи маленького роста?

Средний рост казахов высокий, редко встречал маленьких казахов. Ну если смотря с кем сравнивать.

Почему казахи мамбеты?

Изначально слово мамбет обозначало мужское имя распространенное среди тюрков. Но позже часто стали использовать в качестве унижения, обозначая людей выходцев из сельской местности, аналог быдла.

Почему казахи не говорят на казахском?

Считаю результатом политики СССР, и плохим развитием в нынешнее время. И да малым количество контента на казахском языке, в нынешнее время. Просто еще многие обучались на русском языке, и он сильно прижился. Но в последние годы замечаю небольшую положительную тенденцию в популяризации казахского языка.

Почему казахи не едят рыбу?

Нет мы едим рыбу, просто больше едим мясо конины. А вот на западе Казахстана едят много рыбы.

Почему казахи не женятся на русских?

Ну что тут сказать традиция наверное, но и как писал выше казахи женятся и на русских тоже.

Почему казахи не любят калмыков?

Прямо чтобы была ненависть, ее нет, возможно раньше была связанная с нашей общей историей.

Почему казахи не любят киргизов?

Тоже не скажу что есть не любовь, на почве общей истории что-то и было.

Почему казахи не любят кошек?

Почему казахи не любят найманов?

Потому что они хитрые и активные, а большинство казахов из других ру не такие. Но да тут тоже нет ненависти.

Почему казахи не любят татар?

Почему казахи не любят узбеков?

Тоже на почве общей истории.

Почему казахи не любят уйгуров?

Тоже не знаю.

Почему казахи некрасивые?

Не видел таких, все по своему красивы у нас.

Почему казахи нюхают детей?

Даже не знаю, может просто вкусно пахнут. А что другие нации не нюхают своих детей?

Почему казахи опаздывают?

Это традиция.

Почему казахи отдают первого ребенка родителям?

Сейчас вроде такого нет, раньше такая практика была, как я знаю потому что первые дети рождались в ауле, и их оставляли родителям, а сами уезжали в город в поиске лучшей жизни, и в надежде что позже заберут детей обратно, когда устроятся там.

Почему казахи переходят на латиницу?

Как по мне это очередная возможность растратить гос. бюджет. Хотя есть множество преимуществ перехода на латиницу. И раньше в истории во времена казахской ССР у нас была латиница. Возможно для облегчения понимания нашего языка англоговорящими иностранцами. Возможно чтобы уменьшить зависимость от РФ.

Почему казахи плюются?

Даже не знаю, может некоторым не хватает культуры?

Почему казахи поделились на жузы?

Почему казахи сильные?

Хорошие гены.

Почему казахи скупают авто в россии?

Почему казахи смуглые?

Пока не знаю точного ответа, но попробую ответить позже.

Почему казахи такие богатые?

Почему казахи такие красивые?

Почему казахи такие крутые?

Почему казахи такие разные?

Ответ выше.

Почему казахи уезжают из казахстана?

Почему казахи умные?

Здесь можно ответить по-разному. Но возможно потому что у многих казахов жизнь не такая уж и легкая, и приходится думать головой с детства. Поэтому и такие умные.

Почему казахи хвастуны?

Почему казахи хорошо говорят по русски?

Ну если на протяжении ста и более лет говорит на нем, то результат будет.

Зачем я написал данный пост?

Изначально это эксперимент по привлечению трафика на мой блог, и эксперимент по получению 0-вой позиции в Google. Если вы читаете мой блог, то знаете что я занимаюсь SEO, и для этого эксперимента я решил попробовать собрать трафик по ключевому запросу «Почему Казахи?» и использовал .

С помощью него собрал 77 дополнительных запросов связанных с запросом. Пока буду смотреть как быстро проиндексируется пост, и будет ли он приносить трафик.

А пока если вы дочитали до этого места, и вы интересуетесь SEO, или хотите продвинуть свой сайт в поисковых системах, и получать больше органического трафика, можете написать об этом в комментариях, или мне в личку телеграм, или в мой чат.

Подписка на обновления

Юг Казахстана, который не разговаривал на русском даже во времена Советского Союза, вряд ли заговорит на нем теперь. Это есть «большая проблема» для русскоязычных казахов и не казахов.На одной из улиц Алматы мимо меня пронесся автомобиль с номерами, начинающимися на букву «Х». Ее водитель никаких правил не нарушал, просто ехал по своей дороге. Увидев машину и ее номера, одна женщина, видимо русскоязычная казашка бросила резким тоном, будто ее укусила змея: «Куда ни глянь – везде уже «чимкентсие», прямо как саранча заполонили тут все. Надо их растоптать как каракуртов!». И это лишь один из множества примеров неприятия «чимкентцов». Это заставило меня сильно задуматься.На самом деле неприязненное отношение жителей других регионов к южанам уже стала аксиомой, не требующей доказательства. Часто слышим такие советы как «Не женитесь на девушек из Шымкента», «Не выходите замуж за шымкентцев». А чем же собственно не угодны шымкентцы для остальных? Почему их недолюбливают?Этому есть несколько объяснений.Первое, конечно же, язык. Язык – это не только инструмент коммуникации, но и некая система мышления. Излишне объяснять, что языки в некоторой степени влияют на формирования мировоззрения. Есть такой парадокс, если жители остальных регионов страны часто гордятся своим хорошим владением русского языка и чувствуют себя обделенными, если владеют им недостаточно хорошо, то для южных казахов незнание русского, ровно как и иностранного языка – ничуть не грех. Им что русский язык, что язык суахили или иврит – по барабану. В тех регионах, где преобладает влияние русского языка и русской культуры такое положение кажется «дикостью». Видимо по этой причине казахстанские русские поднимают шум, жалуясь на то, что «в Шымкенте документы заполняют и справки выдают на казахском языке, ущемляют русскоязычных граждан». Однако юг Казахстана, который не разговаривал на русском даже во времена Советского Союза, вряд ли заговорит на нем теперь. Это есть «большая проблема» для русскоязычных казахов и не казахов.Второе – это политическая и историческая сторона. «Чимкентские», которые не владеют или владеют плохо «Мировой язык» – это ярые сторонники «создания этнократического государства. То есть, «чимкентскими» движет национализм. Об этом красиво доносит Канат Нуров в своих трудах под названием «Казахстан: национальная идея и традиции»: «Казахи как национальность, опять же в силу своего «казачества», по определению вряд ли станут «сторонниками этнократического государства». То обстоятельство, что так называемые «южане», то есть присырдарьинские казахи, издавна подпавшие под деспотическое влияние среднеазиатских ханств и ортодоксального ислама, стали при вполне определенном содействии постноменклатурного правительства проявлять значительную националистическую активность, подавая пример остальным, является прискорбным фактом настоящего момента, но не составляет характерной черты казахского народа».По мнению ученого Каната Нурова, казахи из «Коканда-Ташкента» или «Присырдарьинска» – отличаются от обычных казахов, это другой субэтнос. Им свойственен среднеазиатский, деспотичный характер. «Безусловно, что современная «активность» «южан» представляет собой симптоматическое политическое явление и должна быть «нейтрализована» соответствующей активностью», – пишет Канат Нуров и призывает бороться против «южан».Действительно, Шымкентский регион граничит с территорией Узбекистана, мы не исключаем влияние узбекской культуры. Например, у казахов Алматинской, Жамбылской областей заметны признаки влияние культуры кыргызской и дунганской, а у казахов, населяющих северные регионы, часто наблюдаем влияние русской культуры. Однако в этом никто не видит никакой проблемы. Это вполне естественно и закономерно. А значит, вся причина может быть в том, что шымкентцы являются более активными «националистами». Кстати, кто бывал в Шымкенте, наверняка видел – там будь то узбеки, азербайджанцы, русские или корейцы – все неплохо говорят на казахском языке. Выходец из такой среды, то есть тот самый «чимкентский» когда приезжает в Алматы, Астану или Павлодар, задает резонный на его взгляд вопрос: «А почему здесь не говорят на казахском?». Явно, этот вопрос словно острое шило жалит алматинца или павлодарца, который привык «гордится» своей русскую речью и считает себя «человеком, утоляющим жажду у источника продвинутой культуры».По мнению Каната Нурова, русские ученые еще в XIX веке заметили, что южные казахи являются другим субэтносом. Например, Левшин писал, что «этот субэтнос является обособленной группой среди казахского народа, они платили налоги и отчитывались правителям Ташкента, по сравнению с бесстрашными казахами запада и востока, ведут себя более скрытно, хитры и крайне осторожны».Можно поспорить с этим мнением, которого придерживаются русские или русскоязычные казахи. Однако, как можно понять то, что при упоминании слова «чимкентские», волосы дыбом встают даже у казахов, говорящих на казахском языке и мыслящих по-казахски?Во-первых, если взглянуть на карту, где указаны основные направления внутренней миграции последних лет, то переселение народа внутри страны выглядит следующим образом: жители Тараза и Кызылорды перебираются в Шымкент, а выходцы из Южно-Казахстанской области словно людской поток распространяются затем на весь Казахстан. Для местных казахов шымкентцы и есть «понаехавшие».Во-вторых, жители юга приверженцы традиций. Строже соблюдают традиции и нравы казахов, тогда как в других регионах устои и уклады национального этикета считаются ненужными «пережитками прошлого». Южане на этот счет отвечают так: «если у казахов поклон женщины перед взрослым аксакалом – признак «отсталости», то почему взаимный поклон между мужчинами в развитой Японии считается национальным этикетом?».В-третьих, есть разница в менталитете жителей юга. Поэтому встречаются и такие люди, которые не считают шымкентцев за казахов. От жителей северных регионов слышал такое выражение: «У нас на работе только два казаха, все остальные – сплошь шымкентские». Когда характеризуют шымкентцев, обычный народ дает примерно такую оценку: «ушлые, хитрые, обманщики, ненадежные в дружбе, на первый план ставят личную выгоду, чересчур ловко проворачивают свои дела, жадные».Есть и те, кто смотрят на шымкентцев как на распространителей землячества и коррупции.Но на самом деле ясно, что все это есть не более, чем обычные стереотипы.В силу всех вышеперечисленных причин на улицах Алматы нарушения водителей на машинах с номерами регионов «Н», «В», «А», «Z» остаются без внимания, а вот буква «Х» сразу режет всем глаза. Мы смеемся, слушая шутки шымкентских театров сатиры «Шаншар», «Шымкент-шоу», «Бауыржан-шоу», но при этом смотрим на шымкентцев с иронией и свысока. На тоях и свадьбах с удовольствием пляшем под веселые песни талантливых певцов – выходцев Шымкента, но при удобном случае стараемся принизить «южан». Что это с нами? Двуликость, или глупость?!Один известный русскоязычный журналист в частной беседе однажды признался мне: «Надо признать, не было бы Шымкента – сейчас могло бы не быть ни казахской культуры, ни казахского языка и даже казахского государства». Ну конечно, он явно перебарщивает. Но кто знает, может и есть в его словах доля истины?Чего мы хотели, поднимая эту щекотливую тему? Мы не собираемся облить грязью или защитить «чимкентцев», мы хотим вынести на всеобщее обсуждение эту рознь, присутствующую, к сожалению, в нашем с вами обществе. Ответить заранее на некие возможные вызовы, угрожающие единству нашей нации. В современном изменчивом мире немало примеров, когда страны уже раскололись на свой Запад и Восток, на свой Юг и Север, или стоят перед угрозой подобного разделения. Поэтому будет совсем не во вред, если мы попытаемся излечить свои болезни на ранних стадиях, в тихое и мирное время. Что скажете вы, дорогие читатели? Берик МЫНЖАСАР, сайт serke.org07.05.14Перевод Айдына ОЛЖАЕВАПолный адрес статьи: http://serke.org/news/«shymkentskiiler»-subetnos-pa-nege-olardy-zhek-kөredі

Благо, если бы все эти усилия направлялись учеными на восстановление исторической справедливости на основе дотошного изучения реальных фактов и событий прошлого. Так нет ведь, стезя исторической науки отдается в руки кучки дилетантов, занимающихся измышлением и стряпанием умозаключений.
Последствия такой политики могут оказаться губительными для будущего любой страны, в том числе и Казахстана. В последнее время в казахстанских СМИ мы все чаще встречаем новые "открытия" в изучении истории и этногенеза казахского народа. Притом, с каждым разом известные и безызвестные нам авторы статей все больше удивляют аудиторию новым "казахским фэнтези". Создается впечатление, что к историческим проблемам они относятся как школьники к темам для вольного сочинения.

В чем же причина такого безответственного подхода к истории своего народа? Или это, все-таки, политический заказ властей, стремящихся пустить пыль в глаза народу и отвлечь его внимание от накопившихся в стране насущных проблем?
Возьмем лишь один пример - тезис о том, что нынешние казахи это вовсе не казахи, а узбеки. Соответственно, узбеки - это не те, за кого мы их принимаем. Об этом вполне серьезно начинают рассуждать новоиспеченные "историки" вроде Торегали Ташенова, а их идеи принимают на вооружение журналисты вроде Серика Малеева ("Когда казахи были узбеками". - Мегаполис, № 23 (338) от 18.06.2007, "Казахи как объект подражания и обожания… узбекских и мировых СМИ". - Мегаполис, №10 (325) от 19.03.2007). Представляется, что господину Малееву было бы более полезно сначала изучить серьезную историографическую литературу, в том числе и казахских авторов.

А в случае с Малеевым и вовсе далеко ходить не надо. Его старший коллега по газете "Мегаполис" Ахас Тажутов в статье "Казахский батыр Ер-Таргын был племянником Ивана Грозного" пишет по вопросу этноисторического родства следующее: "А теперь о казахах. Поначалу все население Белой Орды называлось "узбеками". Понятие о казахах и Казахском ханстве появилось тогда, когда часть кочевых племен Восточного Дешт-и-Кипчака не пожелала подчиняться Абулхайр-хану и под началом внука Урус-хана Джаныбека и его родственника Гирея ушла в долину рек Чу и Талас.

Вот что пишет об этом Махмуд ибн Валид: "Некоторые из потомков Тука-Тимур-хана, сына Джучи-хана, например, Кирай-хан и Джаныбек-хан... вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину, отказавшись от унаследованной страны...".

Как должны были назвать этих ханов и поддержавших их кочевников население близлежащих удельных владений и государств и их правители? Ведь с точки зрения последних это были бунтари, люди, ищущие независимости? Правильно - казахами (казаками). Что, собственно, и произошло. Мне думается, что авторство тут принадлежит шайбанидам. Потому что ушедшее с Мухаммадом Шайбани в Среднюю Азию объединение племен сохранило название "узбек". Отколовшиеся от них племена некоторое время именовались "узбек-казахами" (то есть "узбеками, отделившимися от своих"), а потом - просто "казахами". В этом вопросе, как ни крути, ну никак не получается, что Мухаммад Шайбани-хан ушел в Среднюю Азию только со своими телохранителями. Все средневековые историки (Ибн Халдун, Абулгази Хан и другие) едины во мнении, что вместе с султанами Джанибеком и Гиреем от Абулхайр-хана в начале XV века ушла только малая часть населения Дешт-и-Кипчака. Точных сведений нет, но где-то от 25% до 1/3 населения, в лучшем случае. А после поражения Мухаммада Шайбани-хана в борьбе за отцовское наследство, большая часть его войска (и кочевавшего с ним населения) ушла в Мавераннахр, а часть - мангиты - основали Ногайскую Орду и не вошли в Казахское ханство, созданное в 1456 году.
В исторической литературе государство, которое создал Абулхайр-хан, известно под названием Государство кочевых узбеков (или Узбекское ханство), и это никто не оспаривает. Оно появилось в 20-х гг. XV века на степных пространствах современного Казахстана в результате распада Ак-Орды и междоусобиц Джучидов.

Абулхайр-хану удалось удерживать самостоятельное ханство и власть в течение сорока лет. Этнический состав населения ханства был таким же сложным, как и состав населения Ак-Орды. В него входили, в основном, те же племена, что и в это политическое объединение. В конце XIV - первой половине XV веков эти племена были известны под общим собирательным этнополитическим именем "узбеки". После смерти Абулхайр-хана, его внуку Мухаммаду Шайбани пришлось вести долгую и упорную борьбу за власть в степи именно с казахскими ханами, которые, вернувшись из Могулистана, создали Казахское ханство. Таким образом, часть входивших ранее в состав кочевых узбеков племена стала называться казахами - вольными людьми или отшельниками (отколовшимися). Также было и с появлением казаков в истории России, и с их тюркоязычным определением. Кстати, эту же теорию выдвигает и Ахас Тажутов.

На этом мы пока и остановимся, поскольку чтобы внести ясность в обсуждаемый вопрос, прежде всего, потребуется уяснить для себя суть понятия "этногенез", т.е. происхождение народа. Этногенез является одним из разделов этнологии. В его задачи входит определение происхождения того или иного народа путем выявления его этнических и исторических корней. Для этого исследователю необходимо руководствоваться не популярными социологическими теориями, а принципом историзма, причем определяющее значение должны иметь данные исторических первоисточников.

Однако утверждение о том, что нынешние казахи были теми узбеками, которые впоследствии якобы "подарили" свое название так называемым "сартам", населявшим территорию современного Узбекистана, не имеет необходимого научного обоснования и подтверждения. Это и выдает авторов, которые целенаправленно пытаются навязать нам свою точку зрения, выдавая желаемое за действительность. Анализ их аргументации дает основание говорить о преднамеренной фальсификации истории.

Этногенез узбекского народа действительно в его поздний период связан с этнической историей даштикипчакских кочевых узбеков. Но этот компонент является самым поздним в этнической истории узбеков. Он не внес ничего нового в процесс сложения этого народа, так как уже присутствовал в нем. Известно, что некоторые тюрко-монгольские племена, еще задолго до появления узбеков Шайбани-хана в Мавераннахре и Хорасане, жили как в степях Дашт-и-Кипчака, так и в Мавераннахре.

Например, уйгуры составляли часть населения и во владениях Абулхайр-хана, и в государстве Тимуридов. Кроме них в Мавераннахре, задолго до появления кочевых узбеков и монголов, также жили ктаи, между тем ктаи были также среди племен Абулхайра и Шайбани-хана. Такая же ситуация наблюдалась среди карлуков. А сартами назывались именно те, которые вели оседлый образ жизни в городах. Более того, казахи, т.е. бывшие кочевые узбеки, называли также сартами своих соплеменников, которые оседали в поселениях и городах, теряли с ними родственную связь и связь с их образом жизни. Вместе с оседлым тюркоязычным населением к сартам относили и персоязычное население (таджики, иранцы и т.д.).

Известный ученый и единственный в Казахстане профессиональный этнолог Н. Э. Масанов в одном из своих интервью об этногенезе казахского народа говорил: "Если вы родились хоть за три девять земель, но кочуете среди казахов - вы кочевник, вы казах. Но если ваши родители казахи, а вы живете в городе, вы - сарт. Вы не казах".

То есть, название они получили по образу жизни и хозяйствования. Таким образом, использование "сарт" в качестве этнонима (хотя и бывшего) одного народа само по себе показывает, что новые "исследователи" далеки от исторической науки. И, наконец, анализы на основе использования казахских преданий и легенд, которые имеют хоть что-либо общее с некоторыми историческими датами и событиями, как правило, приводят к такому результату, когда исследователи ищут и находят в устных источниках только то, что они изначально определили для себя как "правду". А то, что противоречит их "правде", они пытаются не замечать, и уходят от интерпретации, дабы не разрушить свои же изначально ложные тезисы.

Если подойти к нашему вопросу объективно то, можно с большой долей уверенности сказать, что кочевые узбеки влились в состав древнего оседло-земледельческого тюркского населения Междуречья и, приняв его язык, стали его частью. По сути, по такому пути развивается вся история народов и этносов.
Историческим памятником и одним из доказательств сказанному является "Книга о бухарском госте", составленная Рузбеханом Исфаганским. Историческими памятниками того времени являются "Книга родословия его величества, наместника всемилостивого, Шайбани-хана", "Книга о Шайбани-хане" Муллы Бенаи, "Абулхайр-ханская история", написанная Масуд бен Осман-и-Кухистани по распоряжению шайбанида Абдуллатиф-хана. В этих исторических трудах вы можете найти истину, которую хотят исказить новоявленные "эксперты" по этногенезу узбекского и казахского народов.

Вероятно, концептуальные ошибки в современной историографии Казахстана и дальше будут возникать, поскольку в настоящее время эта наука испытывает глубочайший кризис. Как считают сами казахские ученые, парадокс в том, что в современном Казахстане нет ни одного профессионального специалиста по истории и культуре номадного общества. В советское время такими считались всего три специалиста - доктора наук Х.Аргынбаев, М. Муканов и Н. Масанов.
По этому поводу Н. Масанов говорит следующее: "Сами казахи не понимают и не хотят ценить свою историю и культуру. Они все время хотят примазаться к чужой славе, к чужой истории, к чужой культуре. Вы посмотрите, что пишут в наших школьных учебниках истории: у нас были города. Да какие города? Не было в Казахстане никогда городов. Начинают выдумывать сказки про Отрар, библиотеки и прочую чепуху. Не научно все это. Надо четко понять - мы были кочевниками. Наши предки были кочевниками. Наша история и культура - кочевые. И мы должны уметь понимать и ценить нашу кочевую историю и культуру, а не придумывать себе города, библиотеки, земледельческие поля, ирригационные сооружения и тому подобную чепуху. Номады никогда не признавали территориально-административных границ, поскольку они препятствовали системе рационального выпаса скота".

Но в прошлом году среди нас не стало и доктора Н. Масанова. А между тем, в Казахстане продолжается нарастающая мифологизация казахской истории. Об этом в своей статье "800 миллионов тенге за статью" написал заместитель главного редактора газеты "Свобода слова" Ербол Курманбаев. Как он отмечает, "глупая и поверхностная фальсификация истории приведет к тому, что скоро весь мир будет смеяться над казахами".

Хотелось бы спросить, какие цели преследуют "одноразовые" авторы по этнической истории народов Центральной Азии и их заказчики, пытаясь создавать новые лже-науки и ища "голубую кровь" среди своих родичей. Известно ведь, что история каждого народа по-своему уникальна и заслуживает глубокого уважения. Обратное могут утверждать лишь невежды или люди, которые готовы выполнить чей-то заказ "любой ценой", даже ценой потери уважения среди коллег по цеху журналистики или науки.

Судьба закинула меня, казашку, в Узбекистан, и я неожиданно обнаружила, что чувствую себя здесь белой вороной. Нет, у меня отлично складывается работа, мой ребенок нашел кучу общих интересов с местными детьми, я душевно общаюсь с соседями. Камнем преткновения оказались… мужчины. Я вдруг поняла, что узбеки – совсем не то, что казахи. И поскольку я никогда не встречалась с мужчиной не своей национальности, для меня это стало откровением: что знакомиться, встречаться и проводить время с узбекскими мужчинами – перед всем этим я испытываю барьер.

Давайте рассмотрим, какие различия и сходства я обнаружила между казахами и узбеками. Все, что я скажу, основано на ощущениях глубоко личных, индивидуальных и никак не может быть отнесено к разряду официальных заявлений. Просто делюсь.

1. Среди узбеков встречаются очень симпатичные типажи, но каждый раз, когда я прилетаю в Казахстан, я отмечаю, что казахские мужчины намного привлекательнее. Возьму на себя смелость сказать, что у нас каждый второй мужчина привлекательный, симпатичный. Я никогда не считала казахов красивыми, может быть, взгляд у меня здесь был замыленный и все мужчины-казахи были для меня, как братья. Теперь, вырванная из родных мест, я стала скучать по родному городу, и когда мне удается пройтись по любимым улицам и кафешкам, я отмечаю про себя: «Ой, какой симпатичный! И этот! И этот тоже!» Оказывается, мне надо было уехать в другую страну, чтобы понять, какие казахи красивые. Я благодарна этому открытию, потому что теперь я смотрю на казахских мужчин более кокетливым взглядом.

2. Узбекские мужчины очень обидчивые. Я пыталась понять, почему они такие чувствительные, но пока тайну разгадать не удалось. Чувство обиды вообще присуще больше детям, для них это инструмент для привлечения внимания или каких-то реальных выгод. Но для узбекских мужчин это какой-то привычный стиль поведения. Например, я с первого дня приезда хожу и думаю: покупать мне тут машину или нет. Я пыталась у многих мужчин уточнить, сколько стоит б/у машина, но так как страна имеет собственного производителя, все покупают только новые автомобили. Однажды мы сидели с коллегами за ужином, и я опять задала этот сакраментальный вопрос: «Сколько примерно может стоить в Узбекистане машина, которая б/у?»Мне несколько раздраженно ответили, что никто не знает, сколько здесь стоят бэушные машины, потому что никто никогда этим не интересовался. В воздухе повисла напряженная тишина, и я решила спасти ситуацию: «Блин, вот узбеки крутые, только новые авто покупают!» По взгляду мужчин за столом поняла, что одной этой фразой мне удалось обидеть сразу всех. Шутка не была оценена.

Казахи в этом плане кажутся мне более спокойными и трезвыми – с ними легче обсудить проблему, что называется «без обид», они не переводят вопрос в плоскость выяснения личных отношений. Кстати, узбеков отличает не только обидчивость. От них очень трудно добиться прощения. Так что учитывайте этот момент: будьте более сдержанными и не обижайте мужчину-узбека, помните: обратного пути заслужить его понимание и прощение нет.

3. Психологи Университета Бар-Илан провели исследование, в ходе которого выяснили, что женщины с повышенным либидо при долгом воздержании становятся очень требовательны и придирчивы в выборе партнеров. Доподлинно неизвестно, зачем ученые изучали женщин-узбечек с повышенным либидо, но факт остается фактом, и это, кстати, заметно невооруженным глазом: в основной своей массе узбечки – безумно темпераментные женщины в режиме 24/7. Узбекским мужчинам приходится существовать в более интенсивном режиме сексуальной активности. Но это повод не только для упреков в сторону казахских мужчин. В сексе причина и следствие часто меняются местами: может быть, и нам, казашкам, здесь есть о чем задуматься.

4. Официально заявляю: вопреки существующему мифу о чрезмерной хитрости узбеков – узбекские мужчины не хитрые! Как верно заметил Ларошфуко: «Истинно ловкие люди всю жизнь делают вид, что гнушаются хитростью, а на самом деле они просто пренебрегают ею для исключительных случаев, обещающих исключительную выгоду». Узбеки и исключительная выгода несовместимы.

Совсем другое дело банальный обман: это когда вас вводят в заблуждение, когда говорят одно, а делают другое, или когда обещают что-то, а сами даже не представляют, о чем идет речь. И вот здесь, к сожалению, мне часто приходится сталкиваться именно с обманом. Узбеки не придают серьезного значения обману, считают его чем-то невинным. Но это указывает не на различия с казахами, а скорее, на сходство: среди казахов это тоже очень распространено – в каждом из нас есть немного от Алдара-Косе.

5. Казахские мужчины решительнее: сказал – сделал. Иногда они даже перебарщивают с этим: сделал и ничего не сказал. То, что узбекские мужчины нерешительны, я поняла, когда мой коллега целую неделю буквально каждый день мучил меня вопросом уходить ему в отпуск или нет. Он сам не понимал, что ему делать со своим отпуском. Еще пример: в первый месяц я наняла себе водителя, через неделю я заметила, что он какой-то неспокойный и слегка раздраженный – оказалось, это из-за того, что он разрывался по утрам и вечерам между мной и еще одним человеком, которого возил. Надо же было успеть и там, и тут к 9 часам привезти нас двоих на работу по двум разным адресам. Я все ждала, когда водитель скажет, что не успевает, но он молчал как рыба. Пришлось брать все в свои руки: я начала выяснять, в чем причина его опозданий и нервозности, но только через пару дней активного прессинга он признался: «Мне, кажется, придется уволиться, потому что, наверное, я не успеваю». «Ура!» – воскликнула я про себя. Это была маленькая победа – узбекский мужчина у меня на глазах принял твердое и окончательное решение. Я была рада за нас обоих.

6. Узбекские мужчины очень любят поговорить . Учитывая, что наши женщины обычно жалуются, что их мужчины с ними совсем не разговаривают, то тут женщинам повезло. Узбеки готовы обсудить с тобой все, что пожелаешь и кого пожелаешь, во всех деталях и подробностях – даже в таких, о которых вы и подумать еще не успели. По приезде в Ташкент в первые же выходные коллеги пригласили меня в клуб. После пары коктейлей я, как обычно, пустилась в пляс – это было, собственно, то, зачем я и пришла (а зачем еще людям ходить в клуб?!). Рядом оказался парень, который тоже очень весело выплясывал, и, потанцевав с ним, я снова вернулась к своим. Через пару минут «танцор» подошел познакомиться и уже через час я знала о нем все: где он жил, как жил и с кем, я узнала о его разводе, как он страдал, что дорого в Узбекистане, а что нет. Он рассказал мне, какие узбеки на самом деле, и напоследок предостерег, что здесь нельзя быть слишком доброй и вежливой, иначе окружающие будут воспринимать это как слабость.

7. Может быть, казахские мужчины и неразговорчивы, но что они сообразительные – это 100% . Вообще вы задумывались о том, что такое сообразительность? Коротко – это способность находить эксклюзивные, неочевидные или обходные пути решения проблемы. И достигать своей цели, не нарушая при этом установленных правил. Господа узбеки об этом не задумываются, наверное, поэтому порой их решения, словно топором по лбу. Я в своем офисе заказала услугу – обклеить матовой пленкой стеклянные перегородки. Само стекло оказалось шириной 110 см, а матовая пленка шириной всего 100 см, это я узнала, когда принимала работу. Сначала мы встретились с «обклейщиками», обсудили, как мы хотим, где и какие надписи сделать и прочее. Приходим через два дня принимать работу и видим: им пришла в голову безумная идея приклеить матовую пленку поперечно, и получилось, что им хватило ширины, но при этом они категорически пренебрегли высотой. Обклеили все поперечно с жуткими стыками в три ряда. Я даже ругаться не смогла, просто смеялась до слез. Успокоившись, мы попросили переделать работу, ребята переделали, но и тут они приняли не менее невероятное решение. Пленку шириной 100 см приклеили в один бок и на оставшиеся 10 см с другого бока доклеили полоску. Когда я закинула им идею разместить 100 см по центру, оставив по краям пятисантиметровые полосы, и спросила: «Не смотрелось ли бы это более красиво и гармонично?» – у рабочих случился когнитивный диссонанс.

8. Казахи ленивые – узбеки трудолюбивые. В ФБ гуляла шутка, что если ты казах и встаешь рано, подметаешь двор, потом идешь на работу, потом возвращаешься, готовишь плов и чистишь казан – не делай этого, иначе ты превратишься в узбека! Раньше я тоже думала, что узбеки очень трудолюбивые, а казахи один ленивее другого. Теперь я могу сказать обратное: зная казахов, сложно в это поверить, да? Но когда вы узнаете узбеков поближе, то поймете, что они трудолюбивы только там, где надо зарезать барана и приготовить плов. В силу традиций узбек должен встать рано, потому что на свадьбе, похоронах или на обрезании они должны подавать плов для соседей и других гостей к шести утра. Чтобы его приготовить, надо проснуться очень рано. То, что узбек подметает двор, моет казан и с радостью ходит на работу, где трудится в поте лица, – миф. Наверное, самая правильная формулировка такая: мы одинаково ленивы. Это Восток, детка, это Восток.

9. Чего у узбеков не отнять - они очень приветливые. Они здороваются с тобой, как с давним и любимым другом, даже если вы не знакомы, а просто столкнулись, например, в дверях или оказались в одном лифте. Одни и те же люди буду здороваться с вами каждый раз, как в первый, по пять раз в сутки. И важно, что когда узбеки спрашивают у вас "Как дела?" - в этом нет никакой формальности. Они на самом деле интересуются, как у вас дела, и хотят услышать в ответ про вашу семью, здоровье, настроение, работу... В общем, простым "нормально" вам не отделаться. Нам, в Казахстане, неплохо было бы стать такими же приветливыми.

Понятно, что любые градации никогда не бывают точны, и в силу этого они очень сомнительны. Англичане чопорные, итальянцы веселые, американцы наглые – в каждом из этих заявлений уже заложена ошибка. Потому что когда-нибудь вы обязательно встретите грустного итальянца или панибратски настроенного англичанина. Так же легко вы можете пересечься с наичестнейшим узбеком или разговорчивым казахом. Но, несмотря на это, общие тенденции, которые характерны для той или иной национальности, все равно улавливаются.

Но самое главное не то, чем мы различаемся, а то, что у нас есть общего. У нас общие границы, Сырдарья, Наурыз и Айт, манты и плов, уважение к старикам, запутанные степные дороги и стройные мечети. Мы – пестрая, шумная, гостеприимная Азия, где один лоскуток на общей географической карте – мы, а другой рядом – Узбекистан. И единственный путь для нас – это дружить и принимать друг друга со всеми нашими странностями и особенностями характера.