Виды двухмачтовых судов. Краткая классификация парусных кораблей Другие виды кораблей

Предназначенный для размещения, обслуживания, ремонта , взлёта и посадки самолётов

Авиатра́нспорт - специальное судно, предназначенное для транспортировки авиационной техники, но в отличие от авианосца, не приспособленное для взлёта и посадки самолётов или вертолётов .

Автомобилево́з - специализированное сухогрузное судно для перевозки автомобилей .

Ка́бельное судно (кабелеукладчик ) - судно для прокладки, ремонта и обслуживания морских и океанических линий связи и электропередачи.

Кабеста́нное судно (кабестан ) - речное самоходное судно, распространённое в XIX веке на Волге .

Каботажное судно - судно, выполняющее каботажные перевозки.

Кама́ра - греческое название небольшой, узкой, лёгкой лодки народов Восточного Причерноморья в древности .

Карако́ра , корокора - парусно-гребное судно Молуккских островов .

Ка́пер - судно, занимавшееся каперством .

Капуда́на - флагманский корабль (каторга) турецкого капдан-паши .

Кле́пер - небольшое северное морское судно типа шхуны , но меньшего размера (длина 12-15 м, ширина 3,5-5 м, осадка 1,2-2 м, грузоподъемность 15-20 тонн). Имело 1-2 мачты с 1 реем и гафельными парусами. Благодаря длинному корпусу с плавными обводами, обладало хорошей мореходностью . Другое значение - тип складной байдарки .

Коза́ - гребная рыбацкая лодка, распространённая на Чёрном и Азовском морях. .

Комя́га - 1. Грузопассажирское парусно-гребное судно XVII века на Черноморском побережье Турции и Крыма, вместимостью 85-90 человек. 2. Небольшая рыболовецкая лодка XVII-XVIII веков на побережье Крыма. 3. Баржа, используемая как паром на Дону .

Кочма́ра , кочмора - большая парусная одномачтовая лодка поморов , применявшаяся для промысла или транспортных целей .

Люгер - небольшое трёхмачтовое военное судно первой половины XIX в. с вооружением 10-16 пушек. Применялись для посыльной службы.

М

Магазин - плавучий склад.

Многокорпусное судно - судно, корабль или катер, состоящие более чем из одного водоизмещающего корпуса. Изучены и применяются двух- и трёхкорпусные суда. К двухкорпусным судам относятся катамаран (см.), дуплус (см.), трисек (см.), проа (см.). К трёхкорпусным судам или кораблям относятся судно с аутригерами (см.), тримаран (см.), трикор (см.). Все типы многокорпусных судов отличаются повышенной площадью палуб (и внутренним объёмом конструкций), простым обеспечением поперечной остойчивости, в той или иной мере лучшей мореходностью, повышенной непотопляемостью и безопасностью плавания. Многокорпусные суда наиболее эффективны для перевозки пассажиров в салонах или каютах, колёсной техники, лёгких контейнеров, для размещения научных лабораторий и боевых постов надводных кораблей. Широко применяются двухкорпусные суда, началось применение судов и кораблей с аутригерами. Построено четырёхкорпусное судно с малой площадью ватерлинии, предложены пятикорпусные корабли и суда.

Монитор - Броненосный башенный корабль береговой обороны с небольшой осадкой. Водоизмещение мониторов: морских - до 8000 т, речных - до 1900 т. Вооружение: 2-3 орудия крупного калибра (до 381 мм). Получил типовое название по наименованию первого корабля этого класса «Монитор», построенного в США в 1861-62.

Н

Неф - старинное парусное судно, ставшее по мере развития в XVI веке крупным кораблем с прямыми парусами и сильным артиллерийским вооружением; прообраз парусных кораблей.

О

П

Пароходофрегат - военный корабль переходного периода от парусного к паровому флоту, имевший в качестве двигателя паруса и паровую машину.

Пакетбот - двухмачтовое парусное судно для перевозки почты и несения посыльной службы. Водоизмещение 200-400 т, вооружение от 12 до 16 пушек.

Пинасс - трехмачтовое судно XVII-XVIII веков.

Пинка - парусное коммерческое судно в Северной Европе вместимостью около 200 т. В XVIII веке пинки использовались в качестве военных судов на Балтийском море.

Плашкоут - плоскодонная барка с высокими бортами; употреблялась для промежуточных опор наплавных мостов. Плашкоутные мосты удобны тем, что их в любой момент можно отвести в стороны, чтобы освободить часть или всю ширину реки.

Понтон (от лат. ponto - мост на лодках) - плавучее сооружение для поддержания на воде различных устройств за счёт собственного запаса плавучести.

Прам - плоскодонное артиллерийское парусное судно XVIII в. Вооружение от 18 до 38 пушек применялось для действий на мелководье, у берегов и в реках против крепостей и береговых укреплений

Проа - двухкорпусное судно, состоящее из большего центрального корпуса и меньшего дополнительного, называемого также «аутригером».

Р

Рефрижераторное судно - грузовое судно специальной постройки, оборудованное холодильными установками для перевозки скоропортящихся грузов.

В настоящее время словосочетание «парусное судно» используется для обозначения любого судна имеющего хотя бы один парус, однако с технической точки зрения парусное судно- это корабль, для движения которого используется энергия ветра, преобразуемая с помощью парусов.

Типы парусных кораблей во все времена были разнообразны. Помимо оригинальной конструкции парусник мог подвергнуться изменениям по желанию владельца, в зависимости от условий плавания или местных традиций. Как правило, такие реконструкции создавались с целью улучшения мореходных качеств, с привлечением меньшего числа команды. До середины 19 века парусные суда были основным средством морских перевозок и ведения военных действий на море. В настоящее время они используются лишь в качестве учебных, спортивных и прогулочных судов. В связи с удорожанием топлива и ужесточением требований к охране окружающей среды в ряде стран началась разработка и постройка опытных парусных судов, оснащенных современным парусным вооружением. Плавание парусных кораблей может занимать от одного дня до нескольких месяцев, однако продолжительное мореплавание предполагает тщательное планирование с заходами в порты для пополнения запасов.

Существуют различные виды парусных кораблей, но все они имеют общие базовые характеристики. Каждое парусное судно должно иметь корпус, рангоут, такелаж, и, по крайней мере, хотя бы один парус.

Рангоут - система мачт, рей, гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней, постов наблюдения и т.п. Рангоут может быть неподвижным (мачты, стеньги, бушприт) и подвижным (реи, гафели, гики).

Такелаж - всех снастей парусного судна, представляет собой натянутые тросы. Такелаж разделяется на стоячий и бегущий. Стоящий такелаж служит для удержания на месте рангоута и играет роль растяжек. Тросы стоячего такелажа на современных парусных судах выполняются, как правило, из оцинкованной стали. Бегущий такелаж предназначен для управления парусами - их подъема, уборки и т.п.

Парус - движитель парусного судна - часть ткани, на современных парусниках - синтетической, которая крепится к рангоуту с помощью такелажа, позволяющий трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые. Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые - форму треугольника или неравнобокой трапеции. Использование косых парусов позволяет парусному судну двигаться круто к ветру.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРУСНЫХ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Наиболее распространенной классификацией парусных судов является разделение по типу и количеству мачт. Отсюда и происходит название типа парусного корабля. Так, все парусные суда могут нести на своих мачтах различные типы парусов в различном количестве, но все они делятся на следующие категории:

одномачтовые парусные суда


ял - легкая бескилевая парусная лодка (швертбот). Мачта на яле одна, часто съемная и называется фок-мачтой.

кэт - парусное судно характеризующаяся наличием одной мачты вынесенной далеко вперед, то есть вблизи носовой части лодки.

шлюп - одномачтовое морское парусное судно.

тендер - одномачтовое морское парусное судно, имеющее на мачте три вида паруса - стаксель, трисель и топсель.

куттер - парусное судно, имеющее одну мачту с косым, как правило, гафельным вооружением при двух стакселях.

двухмачтовые парусные суда


йол - двухмачтовое судно, у которого бизань-мачта располагается в корме недалеко от головки руля, и имеющее косое парусное оснащение.

кеч - двухмачтовое парусное судно, отличающееся от иола несколько большей бизань-мачтой. Кроме того площадь паруса кормовой мачты составляет около 20 процентов общей парусности парусника. Такая особенность дает преимущества по управляемости при сильном ветре.

шхуна (бермудская шхуна) - морское парусное судно, имеющее две мачты с косыми парусами.

бригантина - двухмачтовое парусное судно с комбинированным парусным оснащением, имеющее прямое парусное вооружение на фок-мачте и косые паруса на грот-мачте.

бриг - двухмачтовое парусное судно, имеющее прямое парусное вооружение.

трехмачтовые парусные суда (многомачтовые парусные суда)


каравелла - имеет три мачты с прямыми и косыми парусами.

шхуна - тип морского парусного судна, которое имеет не менее двух мачт с косыми парусами. По типу парусного вооружения шхуны разделяются на: гафельные , бермудские , стаксельные , марсельные и брамсельные . Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и еще одним дополнительным прямым парусом - брамселем. При этом в ряде случаев марсельскую и брамсельную двухмачтовые шхуны, особенно с брифоком, можно перепутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов - гафельных или бермудских, шхуна может быть и марсельной (брамсельною). Шхуны имеют небольшую осадку, что позволяет заходить даже на мелководье.

барк - большое парусное судно с тремя и более мачтами, имеющее прямое парусное вооружение на всех мачтах, кроме кормовой мачты, которая оснащена косыми парусами.

баркентина (шхуна-барк) - как правило, это парусное судно с тремя и более мачтами со смешанным парусным оснащением, и имеет прямое парусное вооружение только на фок-мачте, на остальных мачтах расположены косые паруса.

фрегат - парусное судно, имеющее три и более мачт с прямыми парусами на всех мачтах.

Кроме вышеперечисленных типов парусных судов в истории мореплавания существовало большое количество других названий, многие из которых с течением времени исчезли, но благодаря энтузиастам некоторые суда дошли до наших дней в виде полнофункциональных копий или реплик: корвет, флейт, галеон, люггер, клипер, шебека, каракка, винджаммер.

КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ПАРУСНЫХ СУДОВ


Парусный спорт возник в странах, которые всегда славились мореплаванием - Англия и Нидерланды. Его зарождение тесно связано с профессиональным плаванием на небольших парусных судах, где преимущество в скорости позволяло успешно конкурировать, например, в рыболовстве или лоцманской службе. Спортивный интерес, возникший вследствие улучшения ходовых качеств таких парусных судов, а также проведение гонок между ними привели к появлению специальных судов, предназначенных исключительно для любительского плавания, которые стали называть яхтами. Это название происходит от голландского слова «jagie» - так в Нидерландах в XVII веке называли небольшие быстроходные одномачтовые судна. Широкое распространение увлекательных водных соревнований также заставило классификаторов разделить спортивные парусные яхты на типы.

Классификация парусных спортивных судов (яхт) - это разделение парусных, спортивных, судов на классы в зависимости от размеров и их соотношений, влияющих на ходовые качества и мореходность этих парусных судов. Различают четыре основных класса парусных, спортивных судов (яхт): свободные классы ; формульные классы ; монотипы и гандикапные классы .

Классы парусно-спортивных судов (яхт) непрерывно совершенствуются и изменяются и могут быть национальными и международными. Международные классы парусно-спортивных судов, привлекаемые на олимпийские регаты, называются «олимпийскими». По состоянию на 2012 год существуют шесть классов однокорпусных гоночных яхт: лодки класса Финн , лодки 470 класса , лодки класса 49er , лодки класса 49erFX , лодки класса Лазер-Стандарт , лодки класса Лазер-Радиал .


Отдельно из группы выделяется класс многокорпусных спортивных судов , получивший название Nacra 17 . А также соревнования на досках с парусом для серфинга (виндсерфинг) имеют собственный класс - RS:X .


Помимо вышесказанного существует понятие парусно-моторные суда - это суда, имеющие парусное вооружение и вспомогательную дизельную энергетическую установку, используемую для движения судна при безветрии, заходе (выходе) в порты, проходе узкостей (проливов, каналов) и тому подобное. Большинство парусно-моторных судов - небольшие промысловые, учебные и прогулочные плавсредства.

Папирусная лодка

Древнеегипетский корабль из папируса, один из самых древних в мире.

Поначалу он представлял собой всего лишь папирусный плот, а приблизительно к 3500 году до н. э. это уже был корабль. Использовали его почти исключительно для плаваний по Нилу. Его нос и корма были специально приподняты, чтобы легче было перетаскивать через отмели. Но, предусмотрев возможность ещё выше поднимать нос и корму при помощи тросов, египтяне со временем стали выходить на этих кораблях в море.

Египетские парусники строили, связывая папирусные пачки, причем снаружи располагали самые толстые из них. Парус был квадратный, полотняный или из папируса. Он держался на двух реях, связанных в одну длинную, которая крепилась на двуногой мачте. При движении вниз по Нилу ветер был всегда встречным, а при движении вверх приходилось преодолевать течение, так что парус был полезен. Плоты и суда этого типа используют в Восточной Африке, в Персидском заливе и в Южной Америке по сей день.

Экспедиции Тура Хейердала на папирусных лодках «Ра» (1969 год) и «Ра-2» (1970 год) показали, что папирус выдерживает два месяца плавания в море. Правда, «Ра» затонула раньше, но это было связано с большим волнением на море и с тем, что экипаж не подтянул снасти, управляющие изгибом кормы. На «Ра-2» корма была с самого начала плавания подтянута достаточно высоко. «Ра-2» отплыла из Сафи и через два месяца, перейдя Атлантический океан, достигла Бриджтауна, столицы Барбадоса. Конструктивно «Ра-2» строилась из коротких пачек папируса. Длинные тяжи гораздо меньше впитывают воду. «Ра-2» строили боливийские индейцы аймара, живущие на озере Титикака. Они с древности и до сих пор плавают на таких камышовых судах, называя их тоторас.


Папирусная лодка «Ра-II» (Музей Кон-Тики, Осло, Норвегия)

Солнечные египетские ладьи

Два полноразмерных гребных судна, запечатанных в тайниках у подножия пирамиды Хеопса более 4,5 тыс. лет тому назад (около 2550 г. до н. э.).


Первая ладья

В мае 1954 года во время уборки от осколков камней территории у пирамиды Хеопса была обнаружена герметично закупоренная подземная камера треугольной формы. Её потолок образовывали 40 тяжеловесных известняковых плит. После того как были подняты крайние северные плиты, на которых был изображен картуш фараона Джедефра - сына Хеопса, в котловане нашли большую деревянную ладью, разобранную на 1224 детали.

Царская ладья была сделана из ливанского кедра и имела 43,3 м в длину и 5,6 м в ширину. Низкая осадка (всего 1,5 м) позволяла ей плавать по реке. На ладье было 2 каюты: в середине корпуса, примерно 9 м, и на носу. Двигалась ладья с помощью 10 пар вёсел. Некоторое незначительное число деталей было сделано из египетской акации, что предполагает ремонт сломанных деталей.

Процесс сборки продолжался 10 лет, применялись только деревянные колья и канты, никаких гвоздей и металлических приспособлений. Собранную ладью в 1971 году поместили в специальный ангар - Музей солнечной ладьи в Гизе (англ.), недалеко от её места погребения.

На лодке сохранились следы её эксплуатации (речной ил на канатах): возможно, на ней тело Хуфу перевозилось из Мемфиса в Гизу, либо фараон пользовался судном для посещения храмов вдоль нильских берегов. «Солнечные лодки» имели и символическое значение: в загробном мире фараон мог плавать в ней по небесной глади вместе с богом солнца Ра.

Вторая ладья

О существовании второй камеры рядом с первой стало известно ещё в 1950-е годы. Египетское общество исследования древностей решило её не вскрывать. В 1987 году с помощью подземного радара, разработанного совместно с Национальным географическим обществом, было проведено исследование камеры. Оно показало наличие второй ладьи, меньшего размера и в значительно худшей сохранности.

В 2008 году университет Васэда выделил 10 млн долларов для проведения раскопок второй разобранной ладьи. В 2011 году фрагменты судна стали поднимать на поверхность. Предполагается, что после реставрации вторая ладья заменит первую в музее близ пирамиды, а первая займёт место в экспозиции Большого Египетского музея.

Драккар

(норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage - «дракон» и Kar - «корабль», буквально - «корабль-дракон») - так сегодня принято называть деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. Отсюда другое название подобного судна - «длинный корабль» (Langskip). Принято считать, что драккар - «большой длинный корабль». В Европе его ещё называют также и Draka/Dreka. В зависимости от языка написание слова может варьироваться.

Осебергский корабль, носовая часть (Музей драккаров, г. Осло).


«Заморские гости», Николай Рерих, 1901, Третьяковская галерея.

Корабль

Кораблями исторически называли большие военные корабли или вообще все корабли.

В настоящее время распространено деление: корабль - военный, судно - гражданское.

Корабли 1, 2, 3 и 4 рангов

Во времена парусного флота корабли делились на ранги по количеству установленных на них орудий и/или по их водоизмещению.

В подавляющем числе случаев корабли были деревянными парусниками и несли порядка 40-100 разнообразных орудий.

Линейный корабль

Во времена парусного флота линейными, назывались самые крупные и вооружённые корабли, которые создавались специально для линейного боя и способные противостоять в перестрелке любым кораблям противника.

Часто имели более сотни орудий.

Фрегат

Изначально фрегатом назывался парусный, как правило, трёхмачтовый корабль.

Отличался от линейных кораблей меньшими размерами и меньшим количеством орудий на борту (порядка, 20-45).

Фрегаты могли действовать, как в составе линейных флотов, так и самостоятельно.


Фрегат пятого ранга с одним деком и открытой батареей за фальшбортом. XVII-XVIII века


«Надежда» - учебный трёхмачтовый корабль (судно с полным парусным вооружением, в регистре значится как фрегат).

В настоящее время принадлежит Федеральному государственному унитарному предприятию Дальневосточного бассейного филиала «Росморпорт». ИМО 8811986, позывной UABA.

Пятый парусный учебный корабль типа «Дружба».

Каракка

(итал. Carасса, исп. Carraca) - большое парусное судно XV-XVI веков, распространённое во всей Европе. Отличалось исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний в океанах в эпоху Великих географических открытий.


Каракка. Фрагмент картины Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара». 1558 г.


Современная копия Магеллановой каракки «Виктория»

Корвет

Исторически корветом назывался парусный трёхмачтовый корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам, и нёсшим порядка 15-30 орудий.

Обычно использовался для разведки или курьерской службы.


Французский паровой корвет Dupleix (1856-1887)

Шнява

Шнявы - сравнительно небольшие двухмачтовые корабли, нёсшие 10-20 орудий. Имели прямые паруса и бушприт, стаксель и кливер. Были растпространены в северных странах в XVII-XIX веках.

Schnau-Takelage, "Architectura Navalis Mercatoria", 1768

Бриг

Двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты и одним косым гафельным парусом на гроте


Бриг Эндимион

Бригантина (шхуна-бриг)

(итал. brigantino - шхуна-бриг, brigantina - бизань) - двухмачтовое парусное судно со смешанным парусным вооружением - прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). Первоначально бригантины оснащались вёслами.

Бригантина Asgard II (Ирландия)

Баркентина (шхуна-барк)

Трёх-пятимачтовое (иногда шестимачтовое) морское парусное судно с косыми парусами на всех мачтах, кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса.


Баркентина «Меркатор»


Баркентина «Сириус», после списания переделана в ресторан «Кронверк», Ленинград, Кронверкский пролив, 1984 год.

Галеон

(исп. galeón, также галион, от фр. galion) - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.


Нидерландский галеон начала XVII века


Галеон «Нептун» в Генуе

Шлюп

Достаточно неопределённый термин, изначально обозначающий парусный корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам.

Так же словом "шлюп" в настоящее время обозначается тип парусного вооружения, для кораблей с одной мачтой.


Шлюп «Бигль» (в центре) на акварели Оуэна Стенли 1841 г. во время своего третьего путешествия близ берегов Австралии.


USS Constellation (США)


Шлюп «Восток» - парусный военный шлюп, корабль 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 годов под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду (в составе экспедиции также был шлюп «Мирный»).

Шхуна

Шхунами называют корабли, имеющие косые паруса.

Двухмачтовая марсельная гафельная шхуна французского флота «Этуаль» (Étoile)

Трёхмачтовая гафельная шхуна Linden, Мариехамн, Аландские острова.

Барк

(нидерл. bark) - большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение.

Иными словами, все мачты барка, за исключением последней, из поперечного рангоута имеют только реи, тогда как последняя мачта рей не имеет.

Число мачт барка - три и более (двухмачтовые парусники подобного вооружения называются бригантинами).

«Паллада» - учебный трёхмачтовый корабль (судно с полным парусным вооружением), принадлежащий Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету (Владивосток).

Построен в Польше на Гданьской судоверфи в 1989 году. Флаг был поднят 4 июля 1989 года.

Назван в честь фрегата «Паллада» русского военного флота, который в 1852-1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. В этом рейсе участвовал писатель И. А. Гончаров.


Барк «Горх Фок» (1948-2003 «Товарищ»), 1933 года постройки.

«Крузенштерн» - четырёхмачтовый барк, российское учебное парусное судно. Построено в 1925-1926 годах на верфи Й. Текленборга в Гестемюнде возле Бремерхафена (Германия), при спуске названо Падуя, в 1946 перешло по репарациям в собственность СССР и переименовано в честь известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Порт приписки судна - Калининград. Судно совершало неоднократные трансатлантические и кругосветные экспедиции.


«Кобенхавн» (дат. København, Копенгаген) - последний пятимачтовый барк, построенный в 1921 году шотландской верфью «Рэмэдж энд Фергюсон» по заказу датской Восточно-Азиатской компании уже после Первой мировой войны в Копенгагене.

Клипер

Парусный или парусно-винтовой корабль, отличающийся высокой скоростью.


«Катти Сарк» (скотс. Cutty Sark) - один из наиболее известных и единственный сохранившийся до XXI века чайный клипер. Был построен в 1869 году. С середины XX века является кораблём-музеем и находится в сухом доке в Гринвиче (Великобритания).

Судно серьёзно пострадало во время пожара 21 мая 2007 года. Повторное открытие после реставрации состоялось в апреле 2012 года.

Каравелла

Тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV - начале XVII века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.

Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).

Благодаря своему поэтичному названию, Каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана.

Двухмачтовая каравелла-латина

Люгер

Люгеры - небольшие трехмачтовые суда первой половины XIX в., вооруженные 8–14 пушками и предназначенные для посыльной службы.


Трёхмачтовый люгер «Corentin» с откидным бушпритом и гиком

Мачтой именуется конструкция, которая стоит на судне вертикально и подпирается вантами. Она является составляющей парусной экипировки яхт и кораблей (парусников). Различают судна с прямыми и косыми типами парусов. Существуют следующие судна с косыми парусами 3 буквы:

  • Иол – сравнительно небольшое двухмачтовое судно с косыми парусами.
  • Бригантина – двухмачтовое судно с косым парусом.
  • Кеч – парусное судно с двумя мачтами с косыми парусами.

Виды двухмачтового парусного судна с косыми парусами

  1. Иол является косым типом парусного вооружения. Так, двухмачтовое судно, оборудовано грот-мачтой, находящейся в передней части судна, и бизань-мачтой, которая расположена в задней его части. Площадь бизани от общей парусной оснастки корабля приравнивается к 8-10%. До определенного времени такой тип кораблей использовался в Северном море, при этом он не обязательно оснащался иолом.
  2. Кеч – разновидность двухмачтового парусника. Такой тип судна также имеет грот-мачту и бизань-мачту. На вопрос, как отличить иол от кеча, ответ дать достаточно легко. У кеча головка баллера руля находится позади бизань-мачты. Если вооружать судно кечем, площадь задней мачты должна составлять не менее 15% от площади корабля. Это же название носит парусное судно, которое с 19 века начало вооружатся кетчем. По определенным признакам, к названию прибавляется характеристика, к примеру, балтийский кеч.
  3. Бригантина – двухмачтовый корабль, который вооружен смешанным парусным оборудованием, то есть на прежней части корабля располагаются прямые паруса, а на задней – косые. Интересно, что с самого начала бригантины приводились в движение с помощью весел. В 16-19 столетиях двухмачтовые парусные суда использовались пиратами и разбойниками, отсюда и пошло название – бригантина, в переводе с итальянского, означает «пират». Бригантина вооружалась не менее чем двадцатью пушками.

На сегодняшний день бригантины оснащены фок-мачтой грот-мачтой с косыми парусами.

Что являют собой мачты парусного двухмачтового судна

В давние времена мачты делали из цельного дерева, которое устанавливалось в качестве столба и прикреплялось в гнезде палубы. Поддерживали мачту растяжки – штаги и ванты.

Природно, что с увеличением количества парусов мачта должна быть сложнее. Так, во времена изобретения теплового двигателя она по форме стала напоминать треногу, ажурную или пустотелую башню из металла. Важно знать, что верх мачты именуется топом, а низ – шпором. Часть, соединяющая мачту с основой корабля, именовалась нижней мачтой. Поскольку древние мачты делали из целого ствола дерева, их называли мачтами однодревками.

Чтобы построить мачту, зачастую использовали пихту, пинию, и прочие смолистые породы дерева. Предпочтение отдавалось именно этим породам в силу их легкости.

Разумеется, на сегодняшний день на парусниках (в том числе на парусных яхтах) для постройки мачты больше не используется дерево. Применяются такие же легкие, но искусственные материалы. Например, пластмасса, металлы с полой конструкцией и т.д.

Начиная заниматься судоходным делом, следует обратить внимание на ряд факторов. Первоначально нужно обратиться к морскому словарю, ибо, даже если вы ходите с капитаном, вы захотите понимать команды, которые он отдает. Так, на первых этапах этого будет достаточно. Если арендовать яхту для вечеринки или романтической прогулки, следует помнить, что в случае бедствия навигационные знания вам также пригодятся.