Взмахнул крылом. Авиация россии Самолет мс 21 первый полет

28 мая на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полет нового российского пассажирского самолета МС-21-300 (“Магистральный самолет XXI века”). Это первый лайнер, сделанный полностью по западным стандартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке. Созданный без советского задела он является вторым после масштабным российским проектом в области гражданской авиации.

Дмитрий Медведев: “МС-21 по своему технологическому уровню превосходит те гражданские суда, которые к настоящему времени летают. Уверен, что это будет хорошая машина, экономичная, надежная”.

Создание лайнера

Разработка ведется ОАО “Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева” и ПАО “Корпорация “Иркут” (входят в состав Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК).на базе нереализованного проекта Як-242 в конце 1980-х годах. В 2014 году заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что серийные машины проекта МС-21 будут называться Як-242.

В 2014 году вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что серийные машины проекта МС-21 будут называться Як-242. Однако в 2015 года было заявлено, что самолет не получит обозначение Як-242, а так и останется МС-21. Прежде всего, это было связано с продвижением на мировом рынке: репутация будет расти вместе с новым самолетом.

Рогозин неоднократно заявлял о максимальной концентрации усилий и слаженному взаимодействию ОАК и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) при созданию самолета МС-21. По его мнению, без этого невозможно создать конкурентный продукт, учитывая, что большинство комплектующих МС-21, включая его двигатель, принципиально новые разработки.

Рогозин подчеркивал, что, несмотря на наличие другого нового самолета SSJ-100 (первый полет был осуществлен в 2008 году, эксплуатируется с 2011 года), на разработчиках МС-21 лежит огромная ответственность.

Дмитрий Рогозин: “Здесь все новое и очень много отечественного, и поскольку все новое, мы с вами прекрасно понимаем, как это все должно быть адаптировано друг к другу, начиная от черного композитного крыла, заканчивая авионикой”.

8 июня 2016 года на церемонии выкатки нового самолета премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заверил, что Россия не исчезнет из “высшей лиги” мирового авиастроения.

Дмитрий Медведев: “Новые проекты в авиастроении, по понятным причинам, дело совсем недешевое. Вообще государств, где развито авиастроение, очень немного. Это называется “высшая лига”. И мы ни в коем случае не должны из этой “высшей лиги” исчезнуть”.

Он подчеркнул, что Россия способна создавать самолеты, конкурирующие с иностранными производителями. “Нынешнее событие подтверждает, что мы способны такие машины создавать, которые продвигают вперед наше авиастроение и будут конкурировать с другими самолетами”, - сказал премьер.

Экономичный, технологичный, отечественный

Разработаны две модификации самолета с типовой двухклассовой компоновкой: базовый МС-21-300 (163-211 мест) и укороченный вариант - МС-21-200 (на 132-165 мест). Сертификация последнего намечена на 2019-2020 годы.

Для каждой модификации предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной (5000 км) дальностью. В дальнейшем могут появиться и дальнемагистральные версии (до 7000 км).

От SSJ-100 самолет МС-21 отличается увеличенной дальностью полета (максимально 4578 км против 6400 км) и большим количеством посадочных мест. В SSJ-100 максимально может поместиться 108 пассажирских кресел, в МС-21 - до 211 кресел.

На МС-21 будет наивысший уровень комфорта для пассажиров благодаря увеличенной ширине пассажирского салона. Увеличенный диаметр фюзеляжа (4,06 м) обеспечивает увеличение емкости багажных полок в пассажирском салоне и багажных отсеков, расположенных под его полом.

По данным журнала “Крылья Родины”, у МС-21 на одно пассажирское кресло приходится около 27 дюймов поперечного сечения фюзеляжа (у самолета Airbus А330 - 25 дюймов, - только 24 дюйма). Ширина пассажирского кресла увеличена до 18 дюймов (у А330 - 17), а проход между креслами - до 22,5. Это гораздо больше, чем у конкурентов. Пассажиры смогут более комфортно расположиться при длительных перелетах и получат возможность свободно перемещаться по салону. Кроме того сокращается время посадки и высадки пассажиров (примерно на 30% лучше самолетов-аналогов).

Пассажирский салон МС-21 также получит новую систему кондиционирования, что должно благоприятно сказаться на самочувствии пассажиров. Также для удобства планируется использовать трехсезонное регулирование температуры.

Первые экземпляры МС-21 будут оборудованы импортным двигателем Pratt & Whitney, в дальнейшем же двигатель будет заменен на отечественный ПД-14.

Это базовый гражданский двигатель нового поколения, который создается широкой кооперацией предприятий ОДК для авиалайнера МС-21. На основе унифицированного компактного газогенератора ПД-14 возможно создание целого семейства двигателей тягой 9-18 тонн, предназначенных для ближне- и среднемагистральных самолетов, вертолетов и промышленных газотурбинных установок. Разработка ПД-14 принадлежит конструкторскому бюро “Авиадвигатель”, головной производитель - Пермский моторный завод.

Как отмечают эксперты, при сопоставимых с американским мотором характеристиках двигатель ПД-14 станет еще и родоначальником целой линейки моторов для самолетов. Его более мощные модификации на базе газогенератора, но с редукторным вентилятором (ПД-18Р) будут применяться на Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Вариант двигателя меньшей мощности ПД-10 - на самолетах SSJ-100.

Еще одно достоинство. В конструкции авиалайнера впервые в отечественном самолетостроении широко применяются композиционные материалы - их около 40%. Применение углепластиков позволило увеличить размах крыла, также композиты используются в хвостовом оперении воздушного судна. Будущий перспективный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) проектируется с учетом опыта создания МС-21.

Еще одним новшеством МС-21, по мнению специализированного издания по авиации “Крылья Родины”, является и специальная система снижения нагрузок и управления ими. Ожидается, что за счет снижения веса конструкции самолета в сочетании с его высокой тяговооруженностью, позволит сократить разбег МС-21 почти на 300 м, а также увеличить почти на 600 м его практический потолок по сравнению с самыми новыми аналогами фирм Airbus и Boeing.

Кабина пилотов МС-21 создана с учетом самых современных требований к ее эргономике, что должно упростить пилотирование машины и снизить нагрузку на экипаж.
Концерном “Радиоэлектронные технологии” (КРЭТ) разработано более 70% БРЭО МС-21, при этом активно использовался принцип модульной электроники.

Первый опытный экземпляр

Сборка опытного экземпляра МС-21-300, оснащенного двигателями Pratt & Whitney, завершена на Иркутском авиазаводе 6 июня 2016 года, официальная презентация (первая выкатка из цеха) состоялась 8 июня 2016 года.

Летные испытания опытного экземпляра, первоначально намеченные на II квартал 2016 года, были перенесены на 2017 год. Получение российского сертификата типа и первая поставка заказчику самолетов МС-21-300 запланированы на конец 2018 года.

28 апреля первый летный экземпляр покинул цех окончательной сборки для подготовки к первому полету. 15 мая на аэродроме Иркутского авиазавода самолет МС-21-300-0001 выполнил рулежки, также проверялись различные системы самолета, отрабатывались наземные запуски маршевой и вспомогательной силовой установки. Как отметили в “Иркуте”, вся подготовка прошла в соответствии с утвержденным графиком.

Заказы на лайнер

Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что пакет проавансированных заказов на новый МС-21 составляет 185 машин. На данный момент портфель заказов составляет 285 самолетов.

Первым эксплуатантом станет “Аэрофлот”. Планируется, что первый лайнер в компоновке на 175 кресел она получит в IV квартале 2018 года. Всего же в парке авиакомпании будут эксплуатироваться 50 МС-21. Профинансирует поставку лизинговая компания “Авиакапитал-сервис”. Твердый контракт на поставки был заключен в 2011 году. Гендиректор “Аэрофлота” Виталий Савельев заявлял, что поставки первых трех самолетов ожидаются в 2019 году.

В 2015-2016 годах Минпромторг РФ и топ-менеджеры ОАК сообщали, что интерес к самолету проявляют в Индонезии, Саудовской Аравии, Танзании, Иране и еще ряде стран. Однако пока не известно ни об одном твердом контракте на поставку МС-21 за рубеж. Существует только предварительное соглашение о поставке 10 самолетов (4 из них - опцион) с египетской Cairo Aviation. Каталожная стоимость МС-21 - от $85 млн.

В феврале газета “Ведомости” сообщила, что одним из крупнейших заказчиков самолета станет авиакомпания . “У Red Wings есть предварительное соглашение с лизинговой компанией “Ильюшин финанс Ко” о получении в лизинг 10 МС-21. Если эксплуатация МС-21 будет эффективной, то их количество может быть увеличено до 15-16″, - сообщил изданию глава лизинговой компании Александр Рубцов.

По его словам, когда в 2019 году начнут поступать МС-21, они постепенно заменят в парке авиакомпании Airbus и Ту. Сейчас в парке Red Wings семь самолетов Ту-204 и Ту-214.
Время покажет, насколько все эти планы будут реализованы, но уже с уверенностью можно сказать, что для российского производителя авиатехники это знаковый и весомый заказ.

По материалам

22:51 — REGNUM

28 мая 2017 года состоялось знаменательное для российского гражданского авиастроения событие — первый полёт совершил новейший пассажирский авиалайнер МС-21. Самолёт провел в воздухе около 30 минут, поднявшись на высоту 1 км и разогнавшись до скорости 300 км/ч. Полёт был проведён в закрытом режиме. Напомним, МС-21 покинул сборочный цех 4 мая. Сможет ли новый российский авиалайнер стать конкурентоспособным и коммерчески успешным?

МС-21 относится к самому востребованному классу пассажирских самолётов

Первым пассажирским самолётом, «с нуля» разработанным в России, стал региональный ближнемагистральный авиалайнер Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). По меркам современного российского гражданского авиастроения построено значительное количество SSJ-100. С 2008 года произведено 128 бортов, из которых поставлено заказчикам 108. К сожалению, некоторая «узость» рынка региональных самолётов не позволила производителям выйти на запланированные ежегодные объёмы производства в 60 самолётов, соответственно, прибыльным самолёт так и не стал. С другой стороны, говорить о каком-то «безумном» провале тоже не приходится, так как на разработку самолёта было потрачено всего около $400 млн бюджетных денег (и ещё $600 млн внебюджетных инвестиций) — один из не столь частных примеров эффективного расходования государственных средств за последние годы. К тому же был получен полезный опыт и удалось собрать костяк специалистов, способных заниматься разработкой современных пассажирских самолётов.

Что же касается МС-21 — то самолёт, создаваемый корпорацией «Иркут», относится к классу узкофюзеляжных ближне/среднемагистральных самолётов. В настоящее время разрабатываются лайнеры МС-21−300 (160—211 мест) и МС-21−200 (130—176 мест), максимальная дальность полёта самолётов составляет 6000 и 6400 км соответственно. К той же категории относятся такие популярнейшие в мире модели авиалайнеров как AirbusA-320 (произведено более 7500 единиц) и Boeing-737 (произведено более 7000 единиц). Рынок этой продукции огромен — к примеру, на новые модификации A-320neo (эксплуатируется с января 2016 года) и Boeing-737 MAX (первый полёт в январе 2016 года) уже имеются заказы огромных объёмов — около 2600 и 2500 бортов соответственно. Более того, по оценке компании Boeing в период с 2016 по 2035 год потребность мирового рынка в узкофюзеляжных авиалайнерах составит умопомрачительные 28 140 единиц на сумму $3 триллиона. Несложно догадаться, что даже 5−10% (1407−2814 единиц на сумму $150−300 млрд.) от этого «пирога» могут принести огромную прибыль. Очевидно, что «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) будет невероятно сложно претендовать на огромный североамериканский и западноевропейский рынки (потребность примерно в 11.000 бортов). При этом необходимо поставить четкую задачу получить за эти годы большую часть рынка СНГ (около 800 бортов) и побороться за контракты в Азии (около 11.000 бортов), Латинской Америке (около 2.500 бортов), Африке (около 900 бортов) и на Ближнем Востоке (около 1.500 бортов).

Удастся ли МС-21 завоевать часть мирового рынка?

Сделать это будет непросто — здесь недостаточно просто предложить самолёт с конкурентоспособными характеристиками (а такие у МС-21 заявлены) и ценой. Каталожная стоимость МС-21 составит около 85 млн, тогда как самый дешевый Boeing-737 MAX обойдется заказчику в $87 млн, а A319neo стоит $94,4 млн. В этом смысле у российского самолёта всё неплохо. Но не стоит забывать и другого нового игрока — Китай, который проводит испытания своего Comac C919, находящегося в том же классе. Пока стоимость этого самолёта официально не определена, но судя по предзаказу на эти самолёты в количестве 380 единиц стоимостью $26 млрд, несложно посчитать, что в среднем один борт обойдется заказчику примерно в $68 млн. На первый взгляд, всё просто — китаец должен постепенно «убить» всех своих конкурентов за счёт столь низкой стоимости. Но дело в том, что в реальности, крупным заказчикам те же Airbus и Boeing делают огромные скидки. К примеру, в среднем реальная стоимость A320neo оказалась на 51% ниже чем каталожная цена и составила $49.2 млн, а не $100.2 млн . То же самое и с «американцем». Российским производителями придется даже сложнее, чем китайцам, — у Поднебесной есть свой огромный рынок авиаперевозок, который, наверняка, административным ресурсом «уговорят» приобретать отечественный самолёт. Рынок же СНГ, где может доминировать Россия, намного меньше и свободнее китайского. Из сложностей для российской стороны также стоит отметить тот факт, что у ОАК нет столь развитой инфраструктуры по обслуживанию поставленных за рубеж авиалайнеров, а это один из важнейших факторов, влияющих на выбор самолёта покупателем. В этом направлении еще необходимо очень долго и много работать. Несколько упрощает этот вопрос тот факт, что на самолёт могут устанавливаться как американские двигатели Pratt & Whitney PW1400G, так и проходящий испытания российский двигатель ПД-14. Очевидно, что с российским двигателем (даже при его отличных характеристиках), продать самолёты вне России было бы заметно сложнее (в том числе и из-за сложностей сертификации).

Задача потеснить гигантов гражданского авиастроения не ставится

На данный момент портфель заказов на МС-21 составляет 285 самолётов, из них за 185 уже внесены авансовые платежи. На разработку самолёта будет потрачено около $5 млрд, а для достижения рентабельности необходимо будет реализовать 300 самолётов. Эта «задача минимум» вполне выполнима. Другой вопрос, что этого, конечно, мало. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что до 2037 года ОАК рассчитывает поставить 1000 МС-21, то есть выйти на темп серийного производства 60−70 бортов в год. В сумме с производством около 20−30 SSJ-100, в идеальном раскладе, можно достигнуть показателя 90−100 самолётов в год. Для сравнения, СССР в 1980-х годах выпускал 60−70 гражданских самолётов в год, а Airbus и Boeing поставляют заказчикам около 600 самолётов в год. Очевидно, что задача реально потеснить американского и европейского авиапроизводителя в ближайшие 20 лет руководством ОАК и России не ставится — да это и невозможно. На этом этапе необходимо хотя бы просто вернуться в список стран-производителей конкурентоспособной гражданской авиации, получить возможность оснащать отечественными самолётами российские авиакомпании и создать прибыльный коммерческий проект. Лишь после этого можно думать о каких-то более глобальных задачах. Но даже поставленные цели очень непросто выполнить — для выхода на давно утраченные рынки придется использовать все рычаги, в том числе и не совсем «честные» (благо, «откатами» после распада СССР на российский рынок агрессивно входили всё те же Boeing и Airbus). Понятно, что в развивающихся странах Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки далеко не всегда решения о закупке чего-либо зависят от качества предложения. Ну, а после того, как авиапарк авиакомпании «захвачен» производителем, «слезть» с поставок дополнительных бортов и запчастей в обозримом будущем уже очень тяжело.

На МС-21 сделана огромная ставка и от его успеха или неудачи во многом зависит судьба российского гражданского авиастроения, поэтому важна эффективная работа на всех уровнях — от разработки и производства, до создания сервисных центров и продвижения.

Первый полет МС-21

Перспективный российский пассажирский самолет МС-21-300 28 мая 2017 года совершил первый полет. Об этом говорится в пресс-релизе корпорации «Иркут», поступившем в редакцию N+1. Продолжительность полета узкофюзеляжного пассажирского самолета составила 30 минут. Самолет поднялся на высоту тысячи метров и развил скорость 300 километров в час.

Летные испытания позволяют проверить все характеристики нового летательного аппарата и сопоставить их с параметрами, рассчитанными конструкторами. Во время летных испытаний специалисты обычно проверяют авиационную технику не только в нормальных условиях, но и на некоторых критических режимах полета.


Первый полет МС-21


Первый полет МС-21


Первый полет МС-21

В ходе первого полета МС-21 летчики-испытатели проверили устойчивость и управляемость лайнера, стабильность работы его двигателей. Во время полета была проведена имитация захода на посадку с проходом над взлетно-посадочной полосой и последующими набором высоты и разворотом.

Во время первого полета лайнер пилотировали летчики-испытатели Герои России Олег Кононенко и Роман Таскаев. По их словам, все системы МС-21 во время полета отработали в штатном режиме и программа летных испытаний может быть продолжена.

МС-21 создается с первой половины 2000-х годов. В зависимости от конфигурации лайнер сможет перевозить от 150 до 210 пассажиров. Дальность его полета составит шесть тысяч километров, а скорость полета - около 870 километров в час. Одна из комплектаций МС-21 получит новые двигатели ПД-14, первые за последние почти 30 лет новые российские силовые установки.


В своем классе лайнер получил самый широкий фюзеляж. Его ширина составляет 4,06 метра. Длина МС-21 составляет 42,2 метра, размах крыла - 35,9 метра, а высота - 11,5 метра. Максимальная взлетная масса лайнера составляет 79,3 тонны при максимальной массе коммерческой нагрузки - 22,6 тонны.

МС-21 является первым в мире узкофюзеляжным пассажирским самолетом с крылом, выполненным из композиционных материалов. О том, как изготавливается композитное крыло МС-21, выполненное из углеволокна и полимерного связующего, можно почитать .

Рулежные испытания лайнера МС-21 с середины мая текущего года на аэродроме Иркутского авиационного завода. Специалисты проводили проверки всех бортовых систем самолета, отрабатывали наземные запуски основных двигателей и вспомогательной силовой установки.

Василий Сычёв

ЦАГИ продолжает подготовку планера самолёта к статическим испытаниям, но из-за недополучения части элементов конструкции пока не может полностью собрать планер МС-21, сообщает онлайн издание Жуковские вести .

Фюзеляж МС-21 (без отсека ВСУ) был доставлен в ЦАГИ 17 августа нынешнего года. По информации пресс-службы Ульяновского «Авиастар-СП», в начале октября на предприятии «АэроКомпозит - Ульяновск» завершено изготовление композитных агрегатов хвостового оперения МС-21: консоль стабилизатора, фрагмент киля, кессон стабилизатора. Из Ульяновска в Жуковский эти элементы конструкции авиалайнера собираются отправить автотранспортом до 25 октября.

Сборку планера перспективного ближне-среднемагистрального самолёта должны провести специалисты корпорации «Иркут» совместно с работниками предприятий – участниками кооперации проекта по самолёту МС-21 и сотрудниками ЦАГИ.

Возникшие производственные задержки могут привести к очередному переносу сроков начала статических испытаний машины и, соответственно, к сдвигу вправо сроков первого полёта первого опытного образца МС-21-300.

Точная дата первого полёта пока не называется, но разговор идёт приблизительно о марте-апреле 2017 года. По неофициальной информации статические испытания планера МС-21 в ЦАГИ должны начаться до конца декабря нынешнего года.

Фюзеляж МС-21 в зале статиспытаний ЦАГИ / Фото (с) пресс-службы ЦАГИ

В ходе статических испытаний проверяется способность конструкции планера МС-21 воспринимать приложенные расчётные нагрузки не разрушаясь и не получая недопустимых остаточных деформаций.

Позже в этот же день пресс-служба "Авиастар-СП" сообщила, что завершены работы по изготовлению панелей фюзеляжа на отсек Ф5 и комплекта дверей для третьего самолёта МС-21. Основная партия агрегатов отправлена на Иркутский авиационный завод для дальнейшей сборки.

Начато производство комплектов панелей фюзеляжа для отсеков Ф1 и Ф2 и дверей на четвёртую машину. Практически завершена сборка каркасов дверей, идёт подготовка к установке кинематики. Готовится производство агрегатов на пятый самолётокомплект.

Кроме того, в цехе сборки МС-21 завершено производство агрегатов хвостового оперения МС-21, о которых говорилось выше. Готовые агрегаты отправлены в Жуковский для состыковки с фюзеляжем и проведения статических испытаний. Таким образом, сохраняется надежда, что первый полёт МС-21 состоится, как и планировалось, не позже февраля следующего года .

Дополнено:

9 ноября 2016 г.
Президент корпорации "Иркут" Олег Демченко доложил о подготовке МС-21 к первому полёту, - написал Дмитрий Рогозин в твиттере.

28 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО Корпорация «Иркут» (в составе ОАК) состоялся первый полет нового пассажирского самолета МС-21-300-0001 .

Продолжительность полета составила 30 минут, он проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/час.

Президент России Владимир Путин поздравил президента корпорации «Иркут», генерального директора – генерального конструктора «ОКБ им. А. С. Яковлева» Олега Демченко, коллектив предприятия-производителя и всех работников отрасли с этим знаменательным событием.

План полета включал проверку самолета на устойчивость и управляемость, а также на управляемость двигателей. В соответствии с программой, в ходе полета выполнена имитация захода на посадку с последующим проходом над полосой, набором высоты и разворотом. Данная методика является типовой для первого полета новых типов самолетов.

Статус программы самолета МС21 >>

Самолет пилотировал экипаж в составе Героя России, летчика-испытателя, Олега Кононенко и летчика-испытателя, Героя России Романа Таскаева. Олег Кононенко отметил: « Полетное задание выполнено полностью. Полет прошел в штатном режиме. Замечаний, препятствующих продолжению испытаний, не выявлено ». Роман Таскаев заявил: « Подтверждены характеристики и режимы работы двигателей, все самолетные системы работали без сбоев ».

Президент ОАК Юрий Слюсарь подчеркнул: «* создан в широкой кооперации, где наряду с «Иркутом» активно участвуют и другие предприятия ОАК: АэроКомпозит , ульяновский « », ПАО « Воронежское акционерное самолётостроительное общество », ОАК-Центр комплексирования. Это – важный этап формирования новой индустриальной модели ОАК. По нашим оценкам, в ближайшие двадцать лет в сегменте МС-21 мировой спрос составит около 15 тысяч новых лайнеров. Уверен, авиакомпании высоко оценят новый российский самолет ».

На «Авиастар-СП» производятся комплекты панелей на отсеки фюзе­ляжа Ф1, Ф2, Ф3, Ф4 и Ф5, подкилевой отсек и отсек ВСУ, все 11 дверей, а также хвостовое оперение - киль и стабилизатор в сборе с рулями направле­ния и высоты. Доля завода в стро­ительстве фюзеляжа составляет 70 процентов.

На предприятии «АэроКомпозит-Ульяновск» изготавливаются верхние и нижние пане­ли кессона крыла лайнера , передние и задние лон­жероны, дренажные короба, а также панели цент­роплана. При этом применяется инновационная тех­нология вакуумной инфузии и автоматизированная выкладка сухого углеродного наполнителя.

В настоящее время на заводе «Авиастар-СП» ведется сборка пятого самолетокомплекта для МС-21, при­ступили к изготовлению агрегатов на шестую ма­шину, которая завершит программу опытно-конст­рукторских работ. В этом году задача ульяновцев - завершить изготовление агрегатов на 5-й и 6-й самолеты. В июле на «Авиастаре» планируется начать изготовление первой ус­тановочной партии, которая будет состоять из пяти самолетокомплектов, предназначенных для пере­дачи авиакомпаниям. То есть уже начнётся серий­ная сборка воздушных судов МС-21.

* МС-21-300 – пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров, ориентированный на самый массовый сегмент рынка авиаперевозок. Разработка ведется ОАО "Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева" и ПАО "Корпорация "Иркут", на базе нереализованного проекта Як-242 в конце 1980-х годах. В 2014 году заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин заявлял, что серийные машины проекта МС-21 будут называться Як-242. Однако в 2015 года было заявлено, что самолет не получит обозначение Як-242, а так и останется МС-21.

Конкурент МС-21, китайский авиалайнер C919 впервые поднялся в небо >>

Разработаны две модификации самолета с типовой двухклассовой компоновкой: базовый МС-21-300 (163-211 мест) и укороченный вариант - МС-21-200 (на 132-165 мест). Сертификация последнего намечена на 2019-2020 годы. Для каждой модификации предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной (5000 км) дальностью, в дальнейшем могут появиться и дальнемагистральные версии (до 7000 км).

От SSJ-100 самолет МС-21 отличается увеличенной дальностью полета (максимально 4578 км против 6400 км) и большим количеством посадочных мест. В SSJ-100 максимально может поместиться 108 пассажирских кресел, в МС-21 - до 211 кресел.

Самолет МС-21 обеспечит пассажирам качественно новый уровень комфорта благодаря самому большому в классе узкофюзеляжных самолетов диаметру фюзеляжа. Увеличенный диаметр фюзеляжа (4,06 м) обеспечивает увеличение емкости багажных полок в пассажирском салоне и багажных отсеков, расположенных под его полом.

Как собирают двигатели для самолетов на НПО «Сатурн» >>

У МС-21 на одно пассажирское кресло приходится около 27 дюймов поперечного сечения фюзеляжа (у самолета Airbus А330 - 25 дюймов, Boeing 787 - только 24 дюйма). Ширина пассажирского кресла увеличена до 18 дюймов (у А330 - 17), а проход между креслами - до 22,5. Это гораздо больше, чем у конкурентов. Пассажиры смогут более комфортно расположиться при длительных перелетах и получат возможность свободно перемещаться по салону. Кроме того сокращается время посадки и высадки пассажиров (примерно на 30% лучше самолетов-аналогов).

Благодаря установке больших иллюминаторов увеличена естественная освещенность пассажирского салона. В самолете будет поддерживаться комфортное для пассажиров давление воздуха и улучшенный микроклимат. Также для удобства планируется использовать трехсезонное регулирование температуры.

Впервые в истории отечественного самолетостроения лайнер предлагается заказчикам с двумя типами двигателей – PW1400G-JM компании Pratt & Whitney (США) и ПД-14 - базовый гражданский двигатель нового поколения, который создается широкой кооперацией предприятий ОДК для авиалайнера МС-21. На основе унифицированного компактного газогенератора ПД-14 возможно создание целого семейства двигателей тягой 9-18 тонн , предназначенных для ближне- и среднемагистральных самолетов, вертолетов и промышленных газотурбинных установок. Его более мощные модификации на базе газогенератора, но с редукторным вентилятором (ПД-18Р) будут применяться на Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Вариант двигателя меньшей мощности ПД-10 - на самолетах SSJ-100. Разработка ПД-14 принадлежит конструкторскому бюро "Авиадвигатель", головной производитель - Пермский моторный завод .

Новый российский двигатель ПД 14 >>

Еще одно достоинство: в конструкции авиалайнера впервые в отечественном самолетостроении широко применяются композиционные материалы - их около 40%. МС-21 является первым самолетом в мире, при производстве крупных деталей для которого применялась так называемая инфузионная технология с максимальным использованием автоматизации. Отказ от использования препрегово-автоклавной технологии, по многим оценкам, позволит существенно сократить расходы при создании самолетов.

Применение углепластиков позволило увеличить размах крыла, также композиты используются в хвостовом оперении воздушного судна. За счет снижения веса конструкции самолета в сочетании с его высокой тяговооруженностью, позволит сократить разбег МС-21 почти на 300 м, а также увеличить почти на 600 м его практический потолок по сравнению с самыми новыми аналогами фирм Airbus и Boeing.

Около 50% авионики для МС-21 производит КРЭТ , в целом же Концерн планирует поставлять на МС-21 до 70% всего бортового радиоэлектронного оборудования. МС-21 стал первым отечественным самолетом, оснащенным интегрированным комплексом бортового оборудования на основе интегрированной модульной авионики (ИКБО ИМА) разработки КРЭТ. Этот комплекс реализует все функции: по навигации, самолетовождению, сигнализации, индикации и другие.

Испытания нового комплекса авионики для МС-21 >>

Кроме того, для нового самолета на московском предприятии КРЭТ – АО «Аэроприбор-Восход» – разработана система измерения высотно-скоростных параметров СИВСП-21, в которую входят многофункциональные измерители воздушных данных.

Стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21 обеспечит загрузку производственных мощностей на ближайшие годы. По твердым заказам получены авансовые платежи. Крупнейшим заказчиком стала авиакомпания "Аэрофлот", планируется, что в парке авиакомпании будет эксплуатироваться 50 МС-21. Есть и первые зарубежные заказчики: имеется твердый контракт с индонезийской Crecom Burj Berthad на поставку 25 самолетов и опцион на 25 машин. Также заключено соглашение о намерении с египетской Cairo Aviation на поставку 6 самолетов и опционом на 4 машины. Интерес к самолету проявляет национальная авиакомпания Танзании Air Tanzania, а также Иран, Саудовская Аравия и Индонезия.