Завершение реконкисты в испании год. Реконкиста в Испании (кратко). На пути продвижения арабов в Европу

Реконкиста была поистине испанским явлением, процессом борьбы против мавров, которая длилась не один век, а началась в 718 году.

После того как Западная Римская Империя прекратила свое существование, на территории Испании начали проживать германские племена и вандалы. В 7 веке нашей эры арабские войска решили захватить страну, на это им понадобилось всего 3 года, чтобы полностью овладеть королевством. Однако Испания была покорена не полностью, остался лишь небольшой кусок земли Пиренеев, который населяли вестготы-испанцы. В 718 году они образовали христианское королевство.

На завоеванных территория было не все спокойно: арабские династии сменялись одна за другой, происходили крупные восстания берберов. Чем и воспользовались жители Пиренеев. Королю Альфонсу I удалось присоединить Кантабрию и Галисию. Арабские правители основали в 756 году Кордовский эмират, который был независим от халифата Аббасидов.

Культура завоевателей прочно вошла в быт Испании: возникла новая техника орошения полей, начали выращивать новые виды культур, широко развивалась винодельческая культура и овцеводство. Добыча полезных ископаемых вышла на новый уровень, усовершенствовалась обработка изделий из металла. Города росли и развивались, они являлись крупными центрами сбыта. В такие города входит Валенсия, Гранада и Севилья. Население было многонациональным, берберы жили рядом с вестготами, испанцами и арабами. Однако жизнь людей омрачали чрезмерно высокие налоги, а коренное население было обязано выполнять различные поручения арабских феодалов. Все это привело к конфликтам между представителями знати берберов и арабов. В итоге, в 1031 году Кордовский эмират прекратил свое существование, а на его месте возникли более мелкие эмираты, которые находились под руководством враждующих арабских и берберских князей.

Испанцы из Астурии пытались любой ценой вернуть себе свою территорию. Участниками Реконкисты были все, независимо от социального статуса. Оказывала огромную поддержку католическая церковь, игравшая в этой борьбе главную роль. Она была идеологом Реконкисты, ее вдохновителем. Стоит отметить, что южные территории Испании, которые были заняты арабами, были намного сильнее развиты, чем северные территории, что являлось дополнительным стимулом к возвращению земель. Люди, воевавшие вместе с рыцарями, получали привилегии. Например, большая часть крестьян не были крепостными, а основывали на освобожденных землях общины с большими правами.

В ходе ожесточенной борьбы в 1085 году Альфонсо IV присоединил город Толедо, который раньше был столицей вестготов. После победы он считался точкой опоры в борьбе с мусульманами. После своего поражения арабы обратились к правителям Северной Африки за помощью, которые поспособствовали победе над испанцами при Заллаке в 1086 году. Но эта был лишь временный успех. Вскоре, в 1094 году благодаря знаменитому испанскому кабальеро Родриго Диас де Бивару, кастильцам удалось захватить Валенсию. Христиане не раз отражали удары арабов, удерживали за собой Валенсию и Толедо, а в 1118 году захватили Сарагосу.

Однако в XII веке удача отвернулась от испанцев, новые правители Северной Африки завоевали все территории принадлежащие арабам. В конце XII века из-за частых поражений кастильцы отступили на север. Чтобы разбить неприятеля, объединились короли Кастилии, Арагона, Леона и Наварры. Только вместе они смогли разбить войска неприятеля, после чего власть Альмохадов пала. Эта битва 1212 года была решающей за всю историю Реконкисты.

В XIII веке началось объединение королевств, и настало время для новых завоеваний. Так, кастильское королевство присоединило к себе Кордову и Севилью, а к концу века его войска дошли до южных территорий страны. Под властью арабов оставалась маленькая южная территория рядом с Гранадой.

К XIV веку в Испании сложилось два королевства Кастилия и Арагон. Однако самые большие изменения произошли уже в следующем столетии. После венчания Изабеллы I Кастильской и Фердинанда, произошло слияние двух королевств, создавшее объединенную Испанию. Тогда в состав страны входил Пиренейский полуостров, Сицилия и Балеарские острова. Новые правители решили укрепить свою власть путем захвата Гранады в 1482 году. Уже на следующий год город был захвачен войсками Фердинанда и Изабеллы.

Эта победа была окончательной в Реконкисте, которая длилась почти семь веков. Христиане победили мусульманское владычество, и изгнали их с территории Испании. Страна стала одним из самых могущественных государств в Европе.

отвоев. испанцами и португальцами земель, захвач. в нач. 8 в. арабами и берберами (арабы и берберы получили впоследст. общее назв. мавров) на терр. Пиренейского п-ова. Р. началась битвой при Ковадонге (Астурия) в 718.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕКОНКИСТА

исп. reconquista, от reconquistar - отвоевывать) - отвоевание народами Пиренейского п-ова в 8-15 вв. терр., захваченных арабами и берберами (получившими впоследствии общее назв. - мавры). Р. началась битвой 718 при Ковадонге (Астурия), приостановившей дальнейшее наступление мавров. До 11 в. продвижение к югу исп. гос-в, образовавшихся в ходе Р., было замедленным. Распад Кордовского халифата (1031) облегчил освобождение земель на юге п-ова. 11-13 вв. - решающий этап Р. В 1085 кастильцы взяли Толедо. Вторжения Альморавидов и затем Альмохадов лишь на нек-рое время задержали успешный ход Р. 16 июля 1212 при Лас-Навас-де-Толоса объединенные силы Кастилии, Арагона и Наварры одержали решающую победу над войсками Альмохадов. В 1236 кастильцами была взята Кордова, в 1246 - Хаэн, в 1248 - Севилья; королевством Арагон были отвоеваны у мавров в 1229-1235 Балеарские о-ва, в 1238 - Валенсия, португальцы освободили в 1249-50 обл. Алгарви (Ю. совр. Португалии). К сер. 13 в. в руках мавров остался лишь Гранадский эмират, к-рый пал в 1492. До недавнего времени исп. Бурж. историки рассматривали Р. преим. как цепь воен. предприятий, к-рые велись под знаком религ. борьбы христиан против "неверных", и недооценивали ее экономич. мотивы, ее влияние на социально-экономич. и политич. историю народов Пиренейского п-ова (А. Бальестерос-Беретта, П. Энрике Эррера и др.). Почти все совр. исп. бурж. историки сходятся во мнении об исключительно большом влиянии и араб. завоеваний и Р. на ход истории Испании и Португалии (Р. Менендес Пидаль, К. Санчес Альборнос, X. Висенс Вивес и др.). Р. в значит. мере определила экономич. и политич. развитие стран Пиренейского п-ова. Р. не представляла собой лишь цепь воен. походов, она являлась прежде всего широким колонизационным процессом закрепления и экономич. освоения отвоеванных у мавров терр. В ходе ее складывались социально-экономич., политич. особенности каждого из гос-в, образовывавшихся на этих терр. Гл. движущей силой Р. были крестьяне, с оружием в руках отстаивавшие независимость родины. В начальный период Р., когда земли освобождались от мавров местным населением в значит. мере стихийно (особенно в Кастилии), без участия феодалов, крестьяне, оседавшие на этих землях, добивались в своем большинстве личной свободы. Постоянная угроза набегов мавров вызывала у колонистов необходимость селиться целыми коллективами в укрепленных местах. С этим начальным этапом Р. связано образование крест. общин (в частности, бегетрий) и гор. общин. Активное участие в Р. принимали города, в ходе ее получившие относительную автономию. Права и привилегии сел. и гор. общин фиксировались в фуэрос (португ. - фораиш). В дальнейшем королев. власть, укрепившаяся благодаря воен. успехам Р., взяла в свои руки (при активном участии светских и духовных феодалов) распределение отвоеванных земель. Заинтересованная в экономич. освоении этих земель, в воен. силах для дальнейшей борьбы с маврами, королев. власть была вынуждена поддерживать общины, предоставлять вновь возникающим нас. пунктам хартии поселения. 11-13 вв. - период расцвета гор. и сел. общин, определившего и характер кортесов Кастилии, в состав к-рых наряду с горожанами входили представители крест. общин. И хотя с оттеснением мавров на юг п-ова усилился натиск феодалов на крестьян, в Леоне и Кастилии крестьянство в 11-13 вв. все еще сохраняло личную свободу; в ряде др. гос-в Пиренейского п-ова крестьяне к 13 в. оказались закрепощены. С Р., к-рая велась под лозунгом религ. борьбы с "неверными", связан рост идеологич. влияния и экономич. могущества католич. церкви в Испании и Португалии; духовно-рыцарские ордена (Калатрава, Алькантара, Ависский орден и др.) превратились в крупнейших собственников-латифундистов. Р. определила и др. особенности феодализма на Пиренейском п-ове (по сравнению с др. европ. гос-вами): многочисленность слоя мелкого рыцарства (в ряды к-рого был открыт доступ и крестьянам, и горожанам, если они были в состоянии снарядить коня), сыгравшего большую роль в социально-экономич. и политич. жизни гос-в п-ова; сохранение в осн. за монархией политич. власти, диктовавшееся необходимостью консолидации сил в борьбе с общим врагом. С Р. связан процесс формирования народностей - испанской и португальской, складывания их нац. культуры, нац. характера. В исп. лит-ре Р. нашла яркое отражение в героич. эпосе о Сиде, романсеро и др. памятниках. Особая роль Кастилии в Р. сказалась на формировании нац. исп. яз., в основу к-рого лег распространявшийся на освобожденных терр. кастильский диалект. Лит.: Арский И. В., Р. и колонизация в истории ср.-век. Каталонии, в сб.: Культура Испании, (М.), 1940; Фрязинов С. В., Проблема Р., как колонизационного движения, в освещении исп. ученых, "Уч. зап. Горьковского гос. ун-та, серия историко-филологич.", 1959, в. 46; La Reconquista espa?ola у la repoblaci?n del pa?s, Zaragoza, 1951. См. также общие работы по истории Испании при ст. Испания. И. С. Пичугина. Москва. -***-***-***- Реконкиста


Реконкиста (исп. Reconquista, от reconquistar - отвоевывать) - отвоевание коренным населением Пиренейского полуострова в VIII - XV веках территорий, захваченных арабами (точнее - маврами). Мавры - в Средние века в Западной Европе название мусульманского населения Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки.

Реконкиста началась в 718 году битвой в долине Кавадонга в Астурии. Решающее значение имело сражение в 1212 году при Лас-Навас-де-Толоса. К середине XIII века в руках арабов остался лишь Гранадский эмират (пал в 1492 году).

Отвоевание сопровождалось заселением и экономическим освоением опустошенных войной землей. Реконкиста оказала большое влияние на экономическое и политическое развитие государств Пиренейского полуострова.

В XI веке мусульманская Испания раскололась на ряд независимых государств, что облегчило предпринятое христианами освобождение Испании от мавров. Начавшееся в 1212 году наступление на мавров (Реконкиста) привело к образованию Арагона, Кастилии и других испанских королевств. Христианские королевства Леон, Кастилия, Наварра, Арагон и Графство Барселонское. Альфонсо VI отвоевывает у мавров Толедо, а Сид - Валенсию.

Кастильцы подчиинили своей власти большую часть Андалусии

После длительной борьбы за освобождение Испании от мавританско-арабского владычества (Реконкиста), на территории Испании оставалось последнее мавританское государство - Гранадский эмират, образовавшийся в 1238 году.

К 1250 году христиане оттеснили мавров. Мавританская Испания стала лишь ограничиваться одним эмиратом - Гранадой.

Кастилья и Арагон, объединившись в 1469 году в одно королевство, завершили освобождение страны от мавров в 1492 году (освобождение Гранады).

Реконкиста мусульманской Испании была окончательно завершена со сдачей Гранады католическим монархам в 1492 году.

Пелайо - первый король (умер около 737 года), избранный знатью и духовенством, которые укрылись в горах Астурии от нашествия арабов. В 718 году одержал победу в знаменитой битве при Ковадонге, что явилось началом отвоевания полуострова.

Король Маурегато (VIII век) - незаконный сын испанского короля Альфонса I.

Бернардо дель Карпио - легендарный эпический герой, изображаемый как победитель Роланда в битве при Ронсевале.

Сид Кампеадор (Cid Campeador) Сид, Родриго Диас, прозванный Воителем (1043 - 1099) - полулегендарный освободитель Испании от мавров; воплощение рыцарской доблести.

Настоящее имя Родриго Диас де Бивар (Díaz de Bivar) (между 1026 и 1043-1099 гг.) - испанский рыцарь, прославившийся подвигами в Реконкисте. Воспет в "Песне о моём Сиде" (XII век), в трагедии Пьера Корнеля "Сид".

Родриго Руис де Бивар (1030 - 1099) - народный испанский герой. Подвиги, совершенные им в борьбе с маврами, воспеты в поэму "Песнь о моем Сиде" и в многочисленных романах.

Сид (от арабского "господин") - прозвище Родриго Диаса де Бивара (1030 - 1099), храброго испанского воителя, проявлявшего чудеса героизма в борьбе с маврами, героя бесчисленных хроник и легенд.

В 1072 году в селении Санта-Гадеа в провинции Бургос Сид потребовал у короля Альфонса VI клятвы о том, что он не участвовал в убийстве предыдущего короля. Альфонс дал ему эту клятву, и Сид согласился ему служить.

Гусман Добрый - Альфонс Перес де Гусман, прозванный Добрым или Храбрым (1258 - 1309) - знаменитый испанский воитель, прославившийся в боях с маврами и отказавшийся сдать им крепость Тарифу, несмотря на то, что они за это убили его семилетнего сына. Кастильский капитан, защитник осажденной арабами в 1293 году крепости Тарифа. Перешедший на сторону врага инфант дон Хуан пленил сына Гусмана и потребовал, угрожая убить ребенка, сдачи крепости. Ответом вероломному инфанту был кинжал, брошенный ему под ноги несчастным отцом.

Гонсаль Эрнандес-и-Агилар Гонсало де Кордова (1443 - 1515) - испанский полководец, овладевший в 1492 году Гранадой, последней опорой мавров на Иберийском полуострове.

Альфонс I (Alfonso) Воитель (? - 1134) - король Арагона и Наварры. С 1104 года отвоевал у арабов Сарагосу (1118), разгромил войска Альморавидов у крепости Кутанда (1120), потерпел от них поражение у крепости Фрага (1134).

Альфонс III Великий (838 - 910 или 912) - король Астурии с 866 года. Отвоевал у арабов ряд районов к северу от реки Тахо. Аристократия, возглавленная сыновьями Альфонса I, вынудила его отречься от престола (910 г.).

Альфонс VI Храбрый (1030 - 1109) - король Леона с 1065 года и Кастилии с 1072 года. Отвоевал у арабов Толедо, Валенсия, Альмерию. Потерпев поражение а 1086 году при Салаке, в 1108 году при Уклесе, утратил ряд отвоеванных ранее земель.

Альфонс VII (1104 - 1157) - король Кастилии и Леона с 1126 года. сюзереном Арагона, Наварры, Португалии и ряда французских территорий (Фуа, Коменж, Монпелье). Успешно участвовал в Реконкисте.

Альфонс X Мудрый (1221 - 1284) - король Кастилии и Леона с 1252 года. Отвоевал у арабов Херес, Кадис и др. Централизаторская политика Альфонс X натолкнулась на сопротивление знати. В 1282 году фактически был лишен власти. Править стал его сын Санчо.

Альфонс XI Мудрый (1311 - 1350) - король Кастилии и Леона с 1312 года. Самостоятельно правил с 1325 года. Вел централизаторскую политику. В 1348 году издал устав, фиксировавший личную свободу крестьян. Успешно воевал с арабами. Умер при осаде г. Гибралтар.

Король Фернандо III "Святой" (1199 - 1242) осуществил ряд успешных походов против мавров и овладел почти всеми мусульманскими территориями на юге Принейского полуострова. Севилья была им завоевана в 1248 году.

Победа франков над арабами при Пуатье

Завоевание кастильцами Толедо

Образование Португальского государства

Битва при Лас Навас де Толоса

Завоевание кастильцами Кордовы

Завоевание Арагоном Неаполитанского королевства

1462 - 1472 гг.

Крестьянская война в Каталонии

Объединение Арагона и Кастилии в Испанское королевство

Учреждение инквизиции в Испании

1482 - 1484 гг.

Крестьянское восстание в Каталонии

Завоевание Испанией Гранады

Христианская Реконкиста (в переводе - «отвоевание», «возвращение») - это непрерывная многовековая война против мавров, начатая частью вестготской знати под предводительством Пелайо. В 718 г. было остановлено продвижение экспедиционного корпуса мавров при Ковадонга.

Mусульмане заняли территорию на тысячу миль к северу от Гибралтара, захватив полностью Испанию и южную часть Франции до берегов Луары. В октябре 732 года армия мавров во главе с Абд-аль-Рахманом (Abd al-Rahman), конечно, стояла не у ворот Парижа, но всего в двух сотнях миль от него, подойдя с юга к одной из крупнейших святынь франкского государства - монастырю св. Мартина в Туре. Однако на пути из Тура в Пуатье они встретились с войском франков, которые, в отличие от всех других армий христианских государств, как свидетельствует в своей "Хронике" Исидор Севильский, "стояли как стена. . . словно непробиваемая глыба льда". Через неделю Рахмана уже не было в живых, мавры откатывались на юг, а предводитель франков Карл с того дня стал именоваться "Карл Мартелл" - "молот".

Так город Пуатье стал верхней точкой арабской волны, прокатившейся по Европе. Со стороны мавров, конечно, бой с Мартеллом был совершенно безрассудным предприятием, но, если бы они победили, им было бы очень трудно удержаться от искушения пойти дальше - на Париж, к Рейну и еще дальше, и, как пишет Эдвард Гиббон (Edward Gibbon) в "Истории упадка и разрушения Римской империи" (The Decline And Fall Of The Roman Empire), "возможно, теперь в колледжах Оксфорда занимались бы толкованием Корана, а с его кафедр поголовно обрезанному населению доказывали бы святость и истинность откровений Магомета".

Христианской Европы не было бы и в помине. Англы и кельты, заселившие в конце концов Америку, были бы мусульманами. Пуатье, пишет Гиббон, стало "событием, изменившим судьбу всего мира".

В середине VIII в. астурийские христиане под руководством короля Альфонсо I, воспользовавшись восстанием берберов, заняли соседнюю Галисию. В Галисии, как утверждали, был обнаружен гроб святого Иакова (Сантьяго), и Сантьяго-де-Компостела становится центром паломничества, а Реконкиста – чем-то вроде нового крестового похода в защиту христианства и христиан.

В конце VIII – середине IX вв. во время правления Карла Великого франки остановили продвижение мусульман в Европу и создали на северо-востоке полуострова Испанскую марку (пограничную территорию между владениями франков и арабов), существовавшую до распада в IX – XI вв. на графства Наварра, Арагон и Барселону (в 1137 г. Арагон и Барселона объединились в королевство Арагон).

К 914 г. королевство Астурия включало в себя Леон и большую часть Галисии и северной Португалии. Испанские христиане расширили свои владения в горные области между Астурией и Каталонией, построив множество пограничных крепостей. Название провинции «Кастилия» происходит от испанского слова «castillo», обозначающего «замок», «крепость».

Реконкиста привела к тому, что испанские крестьяне и жители городов, воевавшие вместе с рыцарями, получили значительные льготы. Большая часть крестьян не испытала крепостной зависимости, на освобожденных землях Кастилии возникали вольные крестьянские общины, а города (особенно в XII – XIII вв.) получили большие права.

В середине XI в. под правлением Фердинада I графство Леон-Астурия получило статус королевства и стало главным оплотом Реконкисты. На севере в это же время баски основали Наварру, а Арагон слился с Каталонией в результате династического брака. В 1085 г. христиане захватили Толедо.

Альморавиды (1090-1145) ненадолго остановили распространение Реконкисты. К периоду их правления относятся подвиги легендарного рыцаря Сида, отвоевавшего земли в Валенсии в 1095 г. и ставшего национальным героем Испании.

Следующие успехи Реконкисты относятся уже к концу XII – началу XIII вв. Самую внушительную победу над Альмохадами одержали в 1212 г. объединившиеся короли Леона, Кастилии, Арагона и Наварры. В 1236 г. кастильский король Фердинанд III (Святой) повел свое войско в Кордову, а еще через двенадцать лет - в Севилью. Португальское королевство расширилось почти до своих современных размеров, а король Арагона завоевал Валенсию, Аликанте и Балеарские острова. К концу XIII в. на полуострове остался лишь Кордовский халифат, вынужденный платить дань К XIV в. временные союзы христианских королевств распались, и каждое стало преследовать свои личные интересы. Кастилия попыталась присоединить Португалию, однако двухлетняя война закончилась поражением кастильской армии при Алжубаротте в 1385 г. Арагон уступил Генуе контроль над торговлей в Средиземноморье. Только Кастилия в этот период полностью обеспечивает себя и получает прибыли на торговле шерстью с Нидерландами.

Начало Реконкисты

Мусульмане фактически не смогли установить господства на крайнем севере Пиренейского п-ова. В 718 отряд воинов-христиан под началом легендарного вестготского предводителя Пелайо разбил мусульманскую армию в горной долине Ковадонга.

Постепенно продвигаясь к р. Дуэро, христиане занимали свободные земли, на которые не претендовали мусульмане. В то время образовалась пограничная область Кастилия (territorium castelle – в переводе «земля зáмков»); уместно заметить, что еще в конце 8 в. мусульманские летописцы называли ее Аль-Кила (зáмки). На ранних этапах Реконкисты возникли христианские политические образования двух типов, различавшиеся по географическому положению. Ядром западного типа было королевство Астурия, которое после перевода двора в Леон в 10 в. стало называться королевством Леон. Графство Кастилия превратилось в независимое королевство в 1035. Два года спустя Кастилия объединилась с королевством Леон и тем самым приобрела ведущую политическую роль, а вместе с ней и приоритетные права на земли, отвоеванные у мусульман.

В более восточных районах существовали христианские государства – королевство Наварра, графство Арагон, ставшее королевством в 1035, и различные графства, связанные с королевством франков. Изначально некоторые из этих графств были воплощением каталонской этно-лингвистической общности, центральное место среди них занимало Барселонское графство. Затем возникло графство Каталония, имевшее выход к Средиземному морю и ведшее оживленную морскую торговлю, в частности рабами. В 1137 Каталония присоединилась к королевству Арагон. Это государство в 13 в. значительно расширило свою территорию к югу (до Мурсии), присоединив также Балеарские о-ва.

В 1085 Альфонс VI, король Леона и Кастилии, захватил Толедо, и граница с мусульманским миром переместилась от р.Дуэро до р.Тахо. В 1094 кастильский национальный герой Родриго Диас де Бивар, известный под именем Сид, вошел в Валенсию. Однако эти крупные достижения были не столько результатом рвения крестоносцев, сколько следствием слабости и разобщенности правителей тайф (эмиратов на территории Кордовского халифата). В ходе Реконкисты случалось, что христиане объединялись с мусульманскими правителями или, получив от последних большую мзду (parias), нанимались защищать их от крестоносцев.

В этом смысле показательна судьба Сида. Он родился ок. 1040 в Биваре (близ Бургоса). В 1079 король Альфонс VI послал его в Севилью для сбора дани у мусульманского правителя. Однако вскоре после этого он не поладил с Альфонсом и был изгнан. В восточной Испании он вступил на путь искателя приключений, и именно тогда получил имя Сид (производное от араб. «сеид», т.е. «господин»). Сид служил таким мусульманским правителям, как эмир Сарагосы аль-Моктадир, и властителям христианских государств. С 1094 Сид стал править Валенсией. Скончался он в 1099.

Кастильский эпос Песнь о моем Сиде , написанный ок. 1140, восходит к более ранним устным преданиям и достоверно передает многие исторические события. Песнь не является хроникой крестовых походов. Хотя Сид сражается с мусульманами, в этом эпосе злодеями изображены вовсе не они, а христианские князья Карриона, придворные Альфонса VI, тогда как мусульманский друг и союзник Сида, Абенгальвон, превосходит их благородством.

Завершение Реконкисты

Мусульманские эмиры оказались перед выбором: либо постоянно платить дань христианам, либо обратиться за помощью к единоверцам в Северной Африке. В конце концов эмир Севильи аль-Мутамид обратился за помощью к Альморавидам, создавшим мощное государство в Северной Африке. Альфонсу VI удалось удержать Толедо, но его армия была разбита при Салаке (1086); а в 1102, спустя три года после смерти Сида, пала и Валенсия.

Альморавиды отстранили от власти правителей тайф и на первых порах смогли объединить Аль-Андалуз. Но их власть ослабела в 1140-е годы, и к концу 12 в. их вытеснили Альмохады – мавры из марокканского Атласа. После того, как Альмохады потерпели тяжелое поражение от христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса (1212), их власть пошатнулась.

К этому времени сформировался менталитет крестоносцев, о чем свидетельствует жизненный путь Альфонса I Воителя, который правил Арагоном и Наваррой с 1102 по 1134. Во время его правления, когда еще были свежи воспоминания о первом крестовом походе, у мавров была отвоевана бóльшая часть долины p. Эбро, а французские крестоносцы вторглись в Испанию и взяли такие важные города, как Сарагоса (1118), Тарасона (1110) и Калатаюд (1120). Хотя Альфонс так и не смог осуществить свою мечту о походе в Иерусалим, он дожил до того момента, когда в Арагоне был учрежден духовно-рыцарский орден Тамплиеров, а вскоре в других районах Испании начали свою деятельность ордена Алькантара, Калатрава и Сантьяго. Эти могущественные ордена оказали большую помощь в борьбе с Альмохадами, удерживая стратегически важные пункты и налаживая хозяйство в ряде пограничных районов.

На протяжении 13 в. христиане добились значительных успехов и подорвали политическую власть мусульман почти на всем Пиренейском п-ове. Король Арагона Хайме I (годы правления 1213–1276) завоевал Балеарские о-ва, а в 1238 Валенсию. В 1236 король Кастилии и Леона Фердинанд III взял Кордову, Мурсия сдалась кастильцам в 1243, а в 1247 Фердинанд захватил Севилью. Сохранил независимость только мусульманский Гранадский эмират, просуществовавший до 1492. Реконкиста была обязана своими успехами не только военным действиям христиан. Большую роль сыграла также готовность христиан идти на переговоры с мусульманами и предоставлять им право проживания в христианских государствах, сохраняя свои веру, язык и обычаи. Например, в Валенсии северные территории были почти полностью очищены от мусульман, центральные и южные районы, кроме самого города Валенсия, населяли в основном мудехары (мусульмане, которым было разрешено остаться). Зато в Андалусии после крупного мусульманского восстания в 1264 политика кастильцев полностью изменилась, и почти все мусульмане были выселены.

Из испанского эпоса «Песнь о моем Сиде» (XII в.)

Испанский героический эпос о Сиде посвящен подлинным событиям и подлинным людям. Его главный герой - испанский рыцарь Родриго (Руй Диас) (ок. 1040-1099), прозванный арабами Сидом (Господином). Руй Диас во главе отряда отчаянных воинов успешно воевал с маврами то как вассал испанского короля, а то и на собственный страх и риск. Порой переходил он на службу и к кому-нибудь из знатных и богатых мавров. В результате его походов и набегов значительная часть Испании оказалась снова под властью христиан.

До моря известно стало о Сиде. С вассалами он в веселье великом: Победу ему ниспослал Всевышний. Ночами с ним ходит в набеги дружина, В Гухеру с Хативой с боем вступила, В Денью ворвалась, к югу спустившись. До моря разграбил он край сарацинский, Пенья-Кадьелья ему покорилась. Покорилась Сиду Пенья-Кадьелья. Хатива стонет, скорбит Гухера, Валенсия тоже в горе безмерном. Так, грабя врагов, разоряя всю область, Днем отсыпаясь, в набегах ночью, Беря города, он прожил три года. Валенсийцам урок преподал мой Сид: Не выйти им из ворот городских. Сады он их вырубил, вред им чинит. Мешает в город хлеб подвозить. Валенсийцы в горе: что делать им? Не подводят хлеб ни с какой стороны. Ни сына отец, ни родителя сын, Ни друга друг не научат, как быть. Плохо дело, сеньоры, коль нет еды, Коль мрут от голода жены с детьми. Валенсийцы не знают, как им спастись. Королю Марокко шлют весть они, Но им пособить у него нет сил - Войну за Атласом он должен вести. Рад Кампеадор* этой веста был... Велел, чтоб в Касгилье кликнули клич: Тот, кто быть хочет богат, а не нищ, Пусть к Кампеадору примкнуть поспешит - Валенсией он овладеть решил. «Кто хочет идти на Валенсию с нами По доброй воле - других мне не надо,- Тех в Сельфском ущелье три дня ожидаю». Промолвил это Кампеадор, Вернулся в Мурвьедро, что им покорен. Везде его клич разнесен молвой. Прослышав, как щедр и удачлив он, Валят к нему христиане валом. Повсюду молва шумит про него. Кто примкнул к нему, тот уже не уйдет. Мой Сид де Бивар* все богаче казной. Рад он, что рать у него растет, Не медлит, в поле выводит ее. Валенсию взял биварец в кольцо, Подступы занял со всех сторон, Маврам отрезал и выход, и вход, Давали ему валенсийцы отпор Девять месяцев ровно - немалый срок. Настал десятый - их войско сдалось. Большое веселье царило кругом, Когда в Валенсию Сид вошел. Стал конным тот, кто был пеш до сих пор. Разжились все золотом и серебром. Сделался там богачом любой. Взял пятую часть мой Сид от всего - Тридцать тысяч марок ему пришлось, А прочей добыче кто знает счет? Ликует мой Сид, что в час добрый рожден: Взвилось над алысасаром* знамя его... Богаты изгнанники*, всеми довольны, Все щедро взысканы Кампеадором, Даны дома и земли любому. Платит мой Сид, не скупясь нисколько, Даже тем, кто пришел в Валенсию позже. Но видит мой Сид: всем уйти охота И добычу свою увезти с собою. По совету Минайи* приказ он отдал: Коль, руки не целуя, домой без спросу Уйдет кто-нибудь и окажется пойман, Пусть отберут все добро у такого, На кол посадят нещадно и тотчас. Мой Сид все дела устроил как должно, Призвал Минайю, так ему молвил: «Коль вы согласны, узнать мне угодно, Скольким богатство дано было мною. Пусть всех людей перепишут по счету, И если кто убежать захочет, Пусть отберут у него нажитое И тем отдадут, кто не бросил город». «Вот мудрый приказ» - Минайя одобрил. Мой Сид созвал дружину на сбор, Велел сосчитать пришедших бойцов. Тридцать шесть сотен их было всего. Улыбнулся мой Сид - и рад он, и горд. «Славен Господь наш во веки веков! Не столько нас из Бивара ушло. Мы богаты, а станем богаче еще. Я вас, Минайя, коль вы не прочь, Пошлю в Кастилью: там у нас дом, Там наш сеньор, король дон Альфонс. Из того, что добыть нам здесь удалось, В дар ему сто коней возьмите с собой. За меня поцелуйте руки его, Просите, чтобы дозволил мне он Супругу с детьми увезти оттоль. Скажите, что я пришлю за семьей, Что доний Химену, Эльвиру и Соль С почетом великим и честью большой Доставят в край, что мной покорен». Ответил Минайя: «Исполню все». И стал собираться без лишних слов. С собой сто воинов взял посол, Чтоб не знать в пути ни забот, ни тревог... Покуда мой Сид веселился с дружиной, Пришел к ним с востока достойный клирик, Епископ Жером, господний служитель, Разумный и сведущий в мудрости книжной, Отважный и в пешей, и в конной стычке. Наслышался он про подвиги Сида И с маврами жаждал помериться силой: Позволь ему только схватиться с ними - Вовек бы слез христиане не лили. Был рад ему очень мой Сид Руй Диас. «Мне, Бога ради, Минайя, внемлите. В благодарность Творцу за великую милость Епархию здесь на земле валенсийской Для дона Жерома решил учредить я, А вы эту весть доставьте в Кастилью». Речь Сида пришлась Минайе по нраву. Епископский стол Жеромом был занят. Получил он землю, зажил в достатке. О Боже, как все христиане рады, Что епископ в Валенсию к ним назначен!

(Кампеадор («воитель») - прозвище Сида. )

( Бивар - название замка Сида. )

( Алькасар - в Испании название городской цитадели, кремля. )

( Сид и его вассалы были изгнаны королем Альфонсом VI из Кастилии, но позже за победы над маврами прощены. )

Реконкиста (отвоевание)-процесс отвоевания испанских территорий у арабов. Закончилась реконкиста в 1492 году, когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мавританского властителя с Иберийского полуострова.

Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию-1498 год.

Португальский мореплаватель, открывший морской путь в Индию. После восьмимесячного плавания выйдя из Лиссабона привел свои корабли в индийский порт Каликут в 1498 году.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии-1517 год.

Реформа́ция - широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.

Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана -1519-1522 год.

Испанская морская экспедиция под руководством Фернана Магеллана, началась 20 сентября 1519 года и завершилась 6 сентября 1522 года. Только одному судну удалось вернуться в Испанию.



...................................................................................................................................................................................

Вормсский рейхстаг. Осуждение М. Лютера-1521 год.

Вормсский рейхстаг -заседание рейхстага в 1521 году, собранное императором Карлом V в 1521 году в городе Вормс.

Одной из тем повестки дня было рассмотрение учения Мартина Лютера. В конце работы Вормсского рейхстага Мартин Лютер был объявлен еретиком и преступником.

..................................................................................................................................................................................

Крестьянская война в Германии 1524-1526 гг.

Крестьянская война в Германии - народное восстание в центральной Европе, прежде всего, на территории Священной Римской империи германской нации в 1524-1526 годах. Крестьянская война была крупнейшим народным восстанием в Европе до Великой французской революции.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Начало Реформации в Англии 1534 год.

В 1534 году парламент издал закон, объявивший короля главой церкви в Англии. Так началась Реформация, началась не по требованию народа «снизу», как в Германии, а «сверху» по воле короля.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Аугсбургский религиозный мир 1555 год

Соглашение, заключённое в 1555 году на рейхстаге в Аугсбурге. Аугсбургский мир признал лютеранство официальной религией и установил право сословий на выбор вероисповедания. Условия договора легли в основу государственного устройства Священной Римской империи германской нации и обеспечили восстановление политического единства и стабильности в Германии на протяжении второй половины XVI века.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Религиозные войны во Франции (гугенотские войны)-1562-1598 годы.

Религиозные войны (гугенотские войны) - войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2-й половине 16 в. Современники называли их гражданскими войнами.

Освободительная война в Нидерландах (Нидерландская революция) – 1566-1609.

Нидерландской революцией называют освободительную войну Нидерландов против владычества Испании во второй половине XVI – начале XVII в. (1566–1609).

В результате этой войны Нидерланды разделились на независимую Республику Соединенных провинций (Голландия) и испанские Южные Нидерланды (современная Бельгия).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Образование Речи Посполитой-1569 год.

Речь Посполи́тая - федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Варфоломеевская ночь во Франции-1571 год.

Массовое избиение французских протестантов (гугенотов) католиками, начавшееся в Париже в ночь на праздник св. Варфоломея 24 августа 1571 год.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Утрехтская уния-1579 год

Военно-политическое объединение северных провинций Нидерландов против испанского владычества. Положила начало созданию независимого государства на севере страны. Союз провинций был заключён 23 января 1579 года в Утрехте.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Реконкиста (в переводе с испанского и португальского «отвоёвывание») – процесс возврата испанцами и португальцами земель Пиренейского полуострова, захваченных мавританскими исламскими государствами.

Этот процесс был длительным и, естественно, кровопролитным.

Достаточно сказать, что началась реконкиста сразу же, как арабы завоевали Пиренейский полуостров, то есть в VIII веке, а закончилась только в 1492 году, когда кастильский король Фердинанд и королева Изабелла изгнали последних мавров с территории полуострова.

Борьба пиренейских мусульман и христиан шла с переменным успехом, главной причиной чему были феодальные раздоры с той и другой стороны.

В результате такого соперничества христианские феодалы заключали временные союзы с мусульманами, а те, в свою очередь, обращались за помощью к испанцам и португальцам.

Образовалась длительная европейская «горячая точка», военные действия в которой проводились не только с освободительной целью, но и из корыстных соображений.

Последствия оскорбления

Арабское завоевание Пиренеев стало возможным по целому ряду причин, одной из которых было личное оскорбление, нанесённое одним христианским правителем другому. Когда арабский полководец Муса ибн Нусайр приблизился к Испании, у него на пути встала Сеута, жители которой оказали ожесточённое сопротивление.

Сеута принадлежала Византийской империи, но находилась далеко от столицы, поэтому наместнику Юлиану пришлось оборонять город своими силами. Параллельно с этим у него подрастала дочь Кава, которую он отправил в Толедо для получения образования. Толедо принадлежал тогда вестготам.

Тамошний король Родерих пленился красотой Кавы и обесчестил её. Когда Юлиан об этом узнал, он пришёл в ярость. Он сдался арабам и предложил Мусе свою помощь в завоевании всей Испании. С этого момента начинается успешное продвижение арабского войска вглубь полуострова.

Начало Реконкисты

Король Родерих пытался сопротивляться арабскому нашествию, однако его армия была разбита, а сам он погиб. Сопротивление прекратилось, и часть вестготов спаслась бегством с полуострова. Другая часть осталась на завоёванных арабами территориях, получив за своё союзничество богатые земельные наделы и прочие подарки.

Однако положение изменилось, когда из плена вернулся Пелайо, представитель вестготской знати и, по одной из версий, бывший телохранитель Родериха. Он был провозглашён королём Астурии, что вызвало гнев арабов. Когда они прислали карательный отряд, Пелайо начал сопротивляться и уничтожил отряд Алькамы, андалусского эмира, и его самого. Это сражение, получившее название битвы при Ковадонге, открывает долгий и упорный процесс Реконкисты.

Значение Реконкисты

  • Сопротивление христианского населения Пиренеев в конце концов освободило полуостров от завоевателей. Однако значение Реконкисты существенно больше.
  • Выступление против арабов остановило их продвижение дальше в Европу.
  • Испанские и португальские правители стали для мусульманского мира серьёзным противником, из-за чего позиции непобедимого прежде Арабского халифата пошатнулись.
  • Борьба против арабов активизировала крестовые походы. У христианских рыцарей появилась по-настоящему благородная миссия – освобождение завоёванной европейской территории от мусульманского ига.
  • После изгнания арабов-мусульман появились «мориски». Так называли арабов, которые оставались жить на Пиренейском полуострове, теперь уже христианском, и сами принимали христианство (когда добровольно, но чаще – насильственно). В довесок здесь же появились «марраны» - крещёные евреи.

За тем, как мориски приобщаются к христианской религии, следила святая инквизиция. Такая слежка была особенно важной. Дело в том, что исламская религия устанавливает принцип «такийя», который состоит в том, что правоверному мусульманину при определённых обстоятельствах разрешается скрывать свою настоящую веру и внешне принимать обличье иноверца.

В христианском окружении мусульманин может, к примеру, имитировать обращение в христианство, может посещать церковные службы, однако в душе он всё равно остаётся приверженцем своей веры. Арабы, исполняющие «такийю», вполне могли появиться и на освобождённом Пиренейском полуострове, где они способны были оказать сопротивление. Поэтому и был необходим надзор со стороны инквизиторов.